Закон о трудовых пенсиях в украине

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Закон о трудовых пенсиях в украине" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Право граждан Украины на государственное пенсионное обеспечение.
Граждане Украины имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца и в других случаях, предусмотренных этим Законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Украине, имеют право на пенсию наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законодательством или межгосударственными соглашениями.
Пенсионное обеспечение граждан Украины, которые проживают за ее пределами, осуществляется на основе договоров (соглашений) с другими государствами.
В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между Украиной и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила, установленные этими договорами (соглашениями).

Статья 2. Виды государственных пенсий.
По этому Закону назначаются:
а) трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • в случае потери кормильца;
  • за выслугу лет;

б) социальные пенсии.
(пункт «б» статьи 2 утратил силу в части назначения социальных пенсий согласно Закону Украины от 31.05.2005 г. N 2603-IV)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей устанавливаются Законом Украины о пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Им предоставляется также право на получение пенсий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом, независимо от места прохождения военной службы. При этом все виды денежного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел учитываются наравне с заработной платой рабочих и служащих.
(статья 4 с изменениями, внесенными согласно с Законом Украины от 17.06.93 г. N 3284-XII)

Статья 5. Лица, которые имеют право на социальную пенсию.
Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане на условиях, определяемых настоящим Законом.
(статья 5 утратила силу в части назначения социальных пенсий согласно Закону Украины от 31.05.2005 г. N 2603-IV)

Статья 6. Право выбора пенсии.
Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением пенсий инвалидам вследствие ранения, контузии или увечья, которые они получили при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или с выполнением интернационального долга.

Статья 7. Обращение за назначением пенсии.
Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию.
При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией ли она продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 9. Добровольное страхование дополнительной пенсии.
Наряду с государственным пенсионным обеспечением трудящиеся имеют право заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Украинской государственной страховой коммерческой организации (Укргосстрах) является страховой фонд, который состоит на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов — из средств государственного бюджета Украины.
Предприятия и организации по решению администрации и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя), если это предусмотрено коллективным договором (соглашением), а также колхозы и другие кооперативы по решению общего собрания могут возмещать работникам за счет собственных средств, предназначенных для оплаты труда, полностью или частично взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии.
(часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 10.07.2003 г. N 1096-IV)

Статья 10. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами Пенсионного фонда Украины.
(статья 10 в редакции Закона Украины от 17.01.2002 г. N 2981-III)

Статья 11. Вопросы, относящиеся к ведению Кабинета Министров Украины.
К ведению Кабинета Министров Украины относятся вопросы, связанные с реализацией и соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

О пенсионном обеспечении
Статья 56. Виды трудовой деятельности, засчитывается в стаж работы, дающий право на трудовую пенсию

В стаж работы засчитывается работа, выполняемая на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях и кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, а также на основании членства в колхозах и других кооперативах, независимо от характера и продолжительности работы и продолжительности перерывов.

При исчислении стажа работы в колхозе за период после в 1965 году, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.

В стаж работы засчитывается также:

а) любая другая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, или при условии уплаты страховых взносов, период получения пособия по безработице, а также работа узников и работа по соглашениям гражданско-правового характера при условии уплаты страховых взносов;

б) творческая деятельность лиц, предусмотренных пунктом «в» статьи 3 настоящего Закона. При этом творческая деятельность членов Союза писателей Украины, Союза художников Украины, Союза композиторов Украины, Союза кинематографистов Украины, Союза театральных деятелей Украины, других творческих работников, не являющихся членами творческих союзов, но объединены соответствующими профессиональными комитетами, до введения в действие этого закона засчитывается в стаж работы независимо от уплаты страховых взносов. В этих случаях стаж творческой деятельности устанавливается секретариатами правлений творческих союзов республики начиная со дня опубликования или первого публичного исполнения или публичного показа произведения данного автора,

в) военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности, внутренних дел и Национальной полиции, независимо от места прохождения службы;

г) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;
д) обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;
е) временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы;
е) время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе;
ж) время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не дольше чем до достижения каждым ребенком 3-летнего возраста;
з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет.

При увеличении размера пенсии по возрасту за каждый год работы (статья 19) наряду с работой учитываются также периоды, предусмотренные пунктами «а» — «ж» этой статьи и статьями 57-61 настоящего Закона.

Время пребывания на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием засчитывается в стаж работы для назначения пенсии по возрасту, а также в стаж работы с вредными условиями, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах (статьи 13 и 14).

Читайте так же:  Заявление на региональную доплату к пенсии

При назначении пенсий на льготных условиях в соответствии со статьями 13 и 14 и пенсий за выслугу лет в соответствии со статьей 55 настоящего Закона производится взаимный зачет периодов работы, предусмотренных этими статьями, при условии, что указанные работы дают право на пенсию на аналогичных или более льготных условиях.

Кому положена социальная пенсия в Украине?

Украинским законодательством установлено несколько вариантов социальной пенсии, которые различаются основаниями для ее начисления:

  • по состоянию здоровья: инвалидам с детства, детям-инвалидам, инвалидам всех групп, без единого дня трудового стажа;
  • по потере кормильца: несовершеннолетним лицам и студентам дневного отделения ВУЗа до достижения 23-летнего возраста, которые остались без одного/обоих родителей;
  • по старости: женщинам и мужчинам, которые не имеют достаточно трудового стажа или пенсионных баллов для оформления страховой пенсии (при неофициальном трудоустройстве или по иным причинам).

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Основные понятия

Минимальный страховой стаж в 15 лет (до пенсионной реформы было всего 5 лет) дает в Украине право каждому человеку рассчитывать на пенсию по возрасту.

При 35 годах стажа для мужчин и 30 годах для женщин пенсия не может быть меньше, чем минимальная пенсия, то есть минимальный прожиточный уровень для нетрудоспособных лиц.

Важно! Если же у мужчины стаж меньше, чем 35 лет, а у женщины — 30 лет, то пенсия может быть и ниже минимальной — пропорционально имеющемуся стажу.

Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» предусматривает выплату таким людям социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии.

Социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

Выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок. Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни.

Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

Кто имеет право

Согласно указанному Закону и Постановлению КМУ от 02.04.2005 г. № 261 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход», право на государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам (далее — социальная помощь) имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

  • лица, достигшие возраста 63 лет и, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или признаны инвалидами в установленном порядке;
  • не получают пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», и помощь, которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
  • являются малообеспеченными лицами (кроме инвалидов I группы);
  • являются инвалидами I группы, среднемесячный совокупный доход которых за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, не превышает 115 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • государственная социальная помощь на уход.

Лица, которые получают пенсию по инвалидности или государственную социальную помощь инвалидам с детства (или имеют право на их назначение), по желанию, вместо указанных выплат, могут получать социальную помощь.

Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан

Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.

Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения пособия, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Порядок назначения

Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о присвоении ИНН;
  • декларацию о доходах и имуществе за последние полгода;
  • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
  • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
  • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами. Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

Временная помощь

В соответствии с частью первой статьи 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» гражданин Украины приобретает право на пенсию по достижении 60-летнего возраста и при наличии страхового стажа не менее 15 лет до 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года, страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, будет постоянно увеличиваться и до 1 января 2028 года достигнет 35 лет.

Украинцу, который достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может выплачиваться временное пособие. На сегодняшний день существует механизм выплаты такого пособия в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

Для назначения пособия нужно подать органу социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства или месту фактического проживания следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • информацию об адресе зарегистрированного места жительства (адрес места фактического проживания)
  • документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
  • справку об имеющемся страховом стаже, выданную органами Пенсионного фонда Украины;
  • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособий;
  • копию решения о назначении опекуна (для лица, признанного недееспособным).
Читайте так же:  Сколько алиментов платит безработный в украине

Информация о составе семьи лица, обратившегося за назначением пособий, отмечается в декларации о доходах и имущественном состоянии.

Временная помощь не назначается в случае, если:

При наличии обстоятельств, перечисленных в четвертом – шестом пункте, временная помощь может быть назначена органом социальной защиты населения на основании решений образованных ими комиссий, если в составе семьи есть человек с инвалидностью.

Кому не положено

В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

  • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
  • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
  • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи.

Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

Выплату временной денежной помощи также могут отменить:

  • если были скрыты сведения или намеренно предоставлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии – с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты;
  • в случае трудоустройства или занятия предпринимательской деятельностью – с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем;
  • при выезде на постоянное место жительства за границу – с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда;
  • в связи со смертью получателя помощи – с месяца, следующего за тем, в котором человек умер;
  • по факту оформления пенсии – с даты ее назначения.

Настоящий Закон в соответствии с Конституции Украины гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.
Закон направлен на то, чтобы полнее учитывались общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, членов колхозов и других категорий трудящихся.
Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Пенсии в Крыму: как подтвердить украинский стаж

СИМФЕРОПОЛЬ, 6 ноя – РИА Новости Крым. Пенсионное законодательство Российской Федерации полноценно действует в Крыму с 2015 года. Тем не менее для многих крымчан по-прежнему является серьезной проблемой подтверждение своего рабочего стажа в период нахождения полуострова в составе Украины. Некорректная запись в трудовой книжке или же ее потеря существенно осложняют процесс сбора документов для начисления пенсий. После воссоединения Крыма с Россией многие украинские предприятия ушли с полуострова, прихватив с собой архивные данные о сотрудниках или просто ликвидировав эту информацию. Часть предприятий перерегистрировались по российскому законодательству и не являются правопреемниками прежних украинских компаний, а значит, не обязаны хранить их архивы.

Как подтвердить свой украинский стаж при оформлении пенсий, каковы особенности их начисления в Крыму и каких категорий граждан коснется переиндексация пенсий в 2019 году, РИА Новости Крым рассказали в республиканском отделении Пенсионного фонда РФ.

Справки и свидетели

«Если эти периоды приходились на работу на Украине, мы направляем туда соответствующие запросы по подтверждению этого стажа. Пока что Украина нам отвечает. Если трудовой стаж был заработан на территории Крыма и Севастополя, мы делаем запрос в архивные учреждения или организации-правопреемники», – рассказала начальник отдела организации назначения и перерасчета пенсий отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Крым Светлана Горбунова.

«Порядок предусматривает подтверждение страхового стажа показаниями двух и более свидетелей, которые работали вместе с этим человеком, но которые имеют на руках документы о том, что они именно в этот период работали в этой же организации. Но для этого сначала нужно обязательно обратиться в архивное учреждение, получить справку о том, что архив этой организации не сохранился», – поясняет Светлана Горбунова.

Когда же нет ни трудовой книжки, ни организации, ни ее архива, а коллег с бывшего места работы не найти, трудовой стаж придется подтверждать только через суд.

Чтобы столкновение с вышеуказанными проблемами не стало неожиданным и чтобы не пришлось в суматохе доставать нужные справки, теряя драгоценное время, крымчане могут проверить свою трудовую книжку за два года до выхода на пенсию. Пенсионный фонд предоставляет такую возможность и даже настаивает на том, чтобы люди заблаговременно пришли и показали свои документы, чтобы при необходимости специалисты могли оказать им помощь и подготовить соответствующие запросы.

Индивидуальным предпринимателям необходимо представить документы в клиентские службы ПФ по месту жительства и написать соответствующее заявление. После этого документация передается на рассмотрение комиссии.

Особенности начисления пенсий в Крыму

Начисленные за период с 2002 года страховые взносы остались на Украине. Поэтому для расчета страховых взносов жителей полуострова за основу был взят показатель среднемесячной заработной платы ближайшего к Крыму российского региона – Краснодарского края. Согласно закону, она составляет 24 245,70 рублей.

«В Российской Федерации до января 2002 года действовал закон от 20 ноября 1990 года, в соответствии с которым учитывался и стаж, и заработок за любые 60 месяцев подряд. Эта норма на крымчан также распространяется. Стаж, выработанный до 2002 года, полностью учитывается, как и страховой стаж, выработанный по законодательству Российской Федерации. Регистрация в системе обязательного пенсионного страхования РФ в Крыму началась еще в августе 2014 года, когда многие организации зарегистрировались в ней и уплачивали страховые взносы за своих работников в Пенсионный фонд РФ. Периоды после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования РФ уже учитываются на основании сведений индивидуальных лицевых счетов в Пенсионном фонде», – пояснила Светлана Горбунова.

По словам Светланы Горбуновой, проблему неучтенных платежей крымчан в Пенсионный фонд Украины действующее российское законодательство в целом решает.

Читайте так же:  Максимально возможное количество пенсионных баллов

«Действительно, все платежи крымчан за трудовую деятельность в украинский период ушли в Киев, нам их никто не вернет. Но Россия взяла на себя обязательства по учету этих периодов на основе среднемесячной зарплаты близлежащего региона — Краснодарского края. Среднемесячный заработок там весьма высокий, и в этом аспекте жители Крыма не остались обделенными. А страховые взносы за этот период мы высчитываем по записям в трудовых книжках и включаем в расчет пенсии», – отметила начальник профильного отдела крымского отделения ПФ России.

Кому и насколько повысят пенсии в 2019 году

По данным Пенсионного фонда РФ, с 1 января 2019 года страховые пенсии по старости неработающим пенсионерам будут проиндексированы на 7,05%. После индексации они вырастут в среднем на одну тысячу рублей. Но размер прибавки в рублях для каждого пенсионера будет индивидуальным. Чтобы узнать фактический размер пенсии в следующем году, нужно размер своей страховой пенсии, исчисленной по законодательству Российской Федерации, умножить на коэффициент 1,0705.

На Украине повысили стаж для выхода на пенсию

КИЕВ, 1 янв – РИА Новости. Изменения правил выхода на пенсию вступают в силу на Украине — с 1 января увеличивается с 15 до 25 лет минимальный страховой стаж, который нужно иметь украинцам, чтобы претендовать на пенсионные выплаты.

В течение следующих десяти лет требования к страховому стажу продолжат расти на один пункт каждый год, пока в 2028 году необходимый минимальный стаж не достигнет 35 лет.

Повышение стажа

Закон о пенсионной реформе был принят Верховной радой 3 октября 2017 года и вступил в силу 11 октября после публикации в официальной парламентской газете «Голос Украины». Имплементация изменений в пенсионной сфере будет проходить постепенно.

С учетом того, что реформа не предусматривает повышение пенсионного возраста, право выхода на пенсию теперь будут иметь мужчины и женщины, достигшие соответственно 60 и 58,5 лет (согласно предыдущей пенсионной реформе от 2011 года пенсионный возраст женщин к 2021 году также вырастет до 60 лет), которые имеют минимум 25 лет страхового стажа.

Под страховым стажем подразумевается период, в течение которого человек официально работает и платит страховые взносы с зарплаты в пенсионный фонд. Понятие страхового стажа было введено на Украине в 2004 году. До этого для расчета пенсий использовалось более широкое понятие «трудовой стаж», в который зачисляли общий период трудовой и иной общественно-политической деятельности, к которой относилась служба в армии, учеба в институте и декретный отпуск.

При этом предусмотрено, что с 2018 года люди, у которых будет иметься страховой стаж от 15 до 25 лет, получат право выйти на пенсию после достижения 63-летнего возраста. С 2019 года возможность выйти на пенсию также появится у людей, которые будут иметь стаж от 15 до 16 лет, однако они смогут воспользоваться правом на пенсионные выплаты только в случае достижения 65-летнего возраста.

Тем людям, которые не будут иметь необходимого минимального страхового стажа, государство будет выплачивать после достижения 63 лет социальную помощь размером меньше, чем минимальная пенсия.

Повышение пенсий

В октябре 2017 года власти в рамках реформы подняли минимальные пенсии на 10,7% — с 1,312 тысячи до 1,452 тысячи гривен (с 51 до 56 долларов).

Две задачи

По замыслу правительства реформа призвана решить две проблемы, первая из них связана с ростом в последние годы на Украине дефицита пенсионного фонда. В 2017 году дефицит достиг 140 миллиардов гривен (5,1 миллиарда долларов) или 40% общего объема, правительство вынуждено покрывать его за счет дотаций из госбюджета, что вредит макроэкономической стабильности. Власти рассчитывают, что реформа позволит постепенно построить бездефицитную пенсионную систему и уменьшить давление на государственный бюджет.

Вторая проблема, которую власти пытаются решить данной реформой — это восстановление социальной справедливости в выплате пенсий. По данным правительства, до реформы из 12 миллионов пенсионеров на Украине 8,5 миллионов получали одинаковую пенсию на уровне прожиточного минимума. После реформы пенсии станут дифференцированными — каждый пенсионеры будет получать пенсию, которую он заработал в зависимости от страхового стажа и размера отчислений в пенсионный фонд.

Принятие пенсионной реформы было одним из ключевых требований МВФ для предоставления Киеву очередного транша кредитования. Однако, несмотря на принятие соответствующего закона, окончательного вердикта международная финансовая организация по введенным новшествам пока не предоставила.

Накануне нового года представитель МВФ на Украине Йоста Люнгман заявил, что МВФ все еще анализирует принятые изменения. По его словам, фонд, в частности, обеспокоен отсутствием в новом законе наличия стимулов для выхода граждан на пенсию в более позднем возрасте.

При этом, по утверждению экспертов, основные вопросы МВФ по пенсионной реформе касаются увеличения пенсионных выплат, так как основная задача фонда — добиться с помощью реформы сокращения выплат из госбюджета.

По словам украинского эксперта, исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, меморандум о сотрудничестве с МВФ вообще не предусматривает такой возможности. «Если почитать меморандум, там четко сказано, что мы увеличиваем параметры для выхода на пенсию, но не смеем до 2019 года даже дотрагиваться до размера пенсий», — сказал Устенко РИА Новости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Он связал это решение с приближающимися выборами на Украине.

Пенсионная реформа вызвала серьезную критику со стороны оппозиционных партий в Верховной раде. Фракция «Оппозиционный блок» заявила, что принятый закон фактически «повышает пенсионный возраст, нарушает конституцию Украины и ограничивает возможность миллионов граждан получать пенсии».

В связи с этим депутаты фракции обратилась в Конституционный суд Украины с требованием признать неконституционными отдельные положения закона о пенсионной реформе.

«Оппозиционный блок» выступает против этой антинародной псевдореформы. Мы заявляем, что ответственность за последствия на совести власти и ее приспешников. «Оппозиционный блок» будет добиваться отмены пенсионной реформы в ее нынешнем виде», — говорится в заявлении партии. В «Оппозиционном блоке» считают, что ликвидировать дефицит пенсионного фонда нужно за счет его наполнения, а не сокращения числа пенсионеров.

В ноябре 2017 года соответствующий иск поступил в Конституционный суд Украины. В частности, авторы представления апеллируют к тому, что повышение страхового стажа, необходимого для получения права на назначение пенсии, в отдельных случаях может привести к лишению права на пенсионное обеспечение в противоречие конституции, гарантирующей гражданам Украины право на социальную защиту. Кроме того, они считают, что постепенное увеличение страхового стажа ставит граждан в неравные условия, что также нарушает конституцию.

На Украине вступил в силу закон о пенсионной реформе

КИЕВ, 11 окт — РИА Новости. Основные положения закона о пенсионной реформе, в том числе в части повышения с октября пенсий для 9 миллионов человек, вступили в силу на Украине.

Реформа не предполагает повышения пенсионного возраста, однако предусматривает повышение минимально необходимого для выхода на пенсию страхового стажа с 1 января 2018 года с 15 до 25 лет и последующее ежегодное его повышение на 1 год. Закон предусматривает возможность компенсации отсутствия страхового стажа путем взносов в Пенсионный фонд.

Также закон предусматривает повышение пенсий для 9 миллионов человек с октября и отмену налогообложения пенсий для работающих граждан. Ликвидируются спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и ученых. Единственное исключение — военные.

Читайте так же:  Выплата пенсии находящимся в сизо

Также документ предусматривает увеличение максимальной суммы, с которой платится единый социальный взнос (ЕСВ) до 15 минимальных размеров заработной платы (на данный момент 48 тысяч гривен, или 1,9 тысячи долларов). Проект предусматривает увеличение размера ставки ЕСВ для предприятий с вредными условиями труда до 37% по первому списку и до 29% по второму списку. Для других работодателей ставка ЕСВ в 22% сохранится.

По словам украинского премьера Владимира Гройсмана, проведение пенсионной реформы было «делом чести».

Он сообщил, что минимальная пенсия на Украине в рамках принятой Верховной радой пенсионной реформы с 1 октября увеличивается на 10,7% — с 1,312 тысячи до 1,452 тысячи гривен (с 51 до 56 долларов).

Премьер напомнил, что, кроме того, пенсионная реформа предусматривает увеличение с 1 октября выплат пенсионерам пропорционально их стажу. Благодаря этому для 1,3 миллиона пенсионеров выплаты будут повышены на 200 гривен (7,8 доллара), для 1,2 миллиона — от 200 до 500 гривен (от 7,8 до 19 долларов), почти для 2 миллионов — от 500 до 1 тысячи гривен (от 19 до 39 долларов) и более 1,1 миллиона — более чем на 1 тысячу гривен (39 долларов).

На данный момент на Украине действует солидарная система начисления пенсий. В октябре 2011 года стартовал первый этап пенсионной реформы, главным элементом которого является постепенное увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на протяжении десяти лет.

Оппозиция обжалует закон

«Оппозиционный блок» выступает против этой антинародной псевдореформы. Мы заявляем, что ответственность за последствия на совести власти и ее приспешников. «Оппозиционный блок» будет добиваться отмены пенсионной реформы в ее нынешнем виде», — говорится в заявлении партии. В «Оппозиционном блоке» считают, что ликвидировать дефицит Пенсионного фонда нужно за счет его наполнения, а не сокращения количества пенсионеров.

По состоянию на вторник обращений о признании положений пенсионной реформы в Конституционный суд страны не поступало.

Настоящий Закон в соответствии с Конституции Украины гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.
Закон направлен на то, чтобы полнее учитывались общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, членов колхозов и других категорий трудящихся.
Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 5 ноября 1991 года №1788-XII

О пенсионном обеспечении

(В редакции Законов Украины от 15.05.1992 г. №2356-12, 22.04.1993 г. №3128-12, 17.06.1993 г. №3284-12, 04.02.1994 г. №3948-12, 14.11.1995 г. №428/95-ВР, 21.11.1996 г. №534/96-ВР, 16.05.1996 г. №198/96-ВР, 04.06.1997 г. №307/97-ВР, 11.02.1998 г. №112/98-ВР, Декрета Кабинета Министров Украины от 09.12.1992 г. №7-1992, Законов Украины от 17.11.1999 г. №1222-XIV, 17.02.2000 г. №1461-III, 11.07.2001 г. №2631-III, 29.11.2001 г. №2833-III, 17.01.2002 г. №2981-III, 22.05.2003 г. №854-IV, 05.06.2003 г. №904-IV, 05.06.2003 г. №951-IV, 10.08.2003 г. №1096-IV, 10.07.2003 г. №1110-IV, 10.07.2003 г. №1111-IV, 31.05.2005 г. №2603-IV, 27.04.2007 г. №997-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 16.04.2009 г. №1276-VI, 08.07.2011 г. №3668-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 02.03.2015 г. №213-VIII, 23.12.2015 г. №901-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 03.10.2017 г. №2148-VIII, 14.11.2017 г. №2205-VIII (вводится в действие 10.06.2018 г.), 13.03.2018 г. №2325-VIII, 22.05.2018 г. №2443-VIII)

(Установить, что размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных в 2006 году в соответствии с настоящим Законом, не может превышать 12 минимальных пенсий по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в соответствии с Законом №3235-IV от 20.12.2005 г.)

(Установить, что с 1 января 2007 года максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных (пересчитанных) в 2006 — 2007 годах в соответствии с этим Законом не может превышать 12 минимальных размеров пенсии по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а по другим категориям пенсионеров размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных (пересчитанных) в 2007 году, не может превышать 10 тысяч гривень в месяц в соответствии с Законом №489-V от 19.12.2006 г.)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Украины гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Право граждан Украины на государственное пенсионное обеспечение

Граждане Украины имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Проживающие в Украине Иностранцы и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законодательством или межгосударственными соглашениями.

Пенсионное обеспечение граждан Украины, проживающих за ее пределами, производится на основе договоров (соглашений) с другими государствами.

В тех случаях, когда договорами (соглашениями) между Украиной и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила, установленные этими договорами (соглашениями).

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)

Статья 2. Виды государственных пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

по случаю потери кормильца;

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом:

а) работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах (в том числе по соглашениям гражданско-правового характера), независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, или являющиеся членами колхозов и других кооперативов, — при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

б) занимающиеся предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности физического лица и исключительно его труде, — при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

Читайте так же:  Социальный вычет на негосударственное пенсионное обеспечение

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами таких союзов, — при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

г) другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава фельдъегерской службы;

е) воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты;

є) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением действий по спасанию человеческой жизни, охране государственной, коллективной и индивидуальной собственности, а также по охране правопорядка;

ж) лица, осуществляющие уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе;

з) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеров из числа этих лиц — в случае потери кормильца.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейских и членов их семей устанавливаются Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». Им предоставляется также право на получение пенсий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом, независимо от места прохождения военной службы. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейских учитываются наравне с заработной платой рабочих и служащих.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.12.2015 г. №901-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию

(Статья 5 утратила силу в части назначения социальных пенсий в соответствии с Законом №2603-IV от 31.05.2005 г.)

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением пенсий инвалидам вследствие ранения, контузии либо увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте либо с исполнением интернационального долга.

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов

Выплата пенсий осуществляется из средств Пенсионного фонда Украины.

Пенсионный фонд Украины является самостоятельной Финансово-банковской системой, не входит в состав государственного бюджета Украины, формируется за счет средств, отчисляемых предприятиями и организациями (в том числе и теми, которые используют труд граждан по соглашениям гражданско-правового характера) на меры социального страхования по тарифам, дифференцированным в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других условий труда, страховых взносов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета Украины.

Финансирование расходов на выплату пенсий производится по всей территории Украины ежемесячно независимо от поступлений средств и социально-экономического состояния конкретных регионов за счет перераспределения средств Пенсионного фонда Украины в пределах страны. Запрещается разрыв в сроках финансирования расходов на выплату пенсий в разных административно территориальных единицах.

Пенсии не подлежат обложению налогами.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)

Статья 9. Добровольное страхование дополнительной пенсии

Наряду с государственным пенсионным обеспечением трудящиеся имеют право заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Украинской государственной страховой коммерческой организации (Укргосстрах) является страховой фонд, состоящий на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов — из средств государственного бюджета Украины.

Предприятия и организации по решению администрации и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя), если это предусмотрено коллективным договором (соглашением), а также колхозы и другие кооперативы по решению общего собрания могут возмещать работникам за счет собственных средств, предназначенных для оплаты труда, полностью или частично взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии.

Статья 10. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами Пенсионного фонда Украины.

Статья 11. Вопросы, относящиеся к ведению Кабинета Министров Украины

К ведению Кабинета Министров Украины относятся вопросы, связанные с реализацией и соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Раздел II. Трудовые пенсии

Пенсии по возрасту

Статья 12. Условия назначения пенсии по возрасту

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 13. Пенсии по возрасту на льготных условиях

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения возраста, установленного абзацем первым этого пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:

45 лет — по 31 марта 1970 года включительно;

45 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;

46 лет — с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971 года;

46 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;

47 лет — с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972 года;

47 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;

48 лет — с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973 года;

48 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;

49 лет — с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974 года;

49 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;

Видео (кликните для воспроизведения).

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон о трудовых пенсиях в украине
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here