За какой период налоговая может доначислить налоги

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "За какой период налоговая может доначислить налоги" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Применение срока давности по налогам физических лиц

Актуальность статьи: март 2019 г.

Налог является финансовым обязательством и каждый гражданин должен выполнять налоговую обязанность в установленные законодательством сроки.

Если по каким-либо причинам налогоплательщик не платит налоги, то он привлекается не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательство

В налоговом законодательстве такое понятие, как срок исковой давности отсутствует, именно поэтому многих налогоплательщиков интересует вопрос, за какой период времени налоговая инспекция имеет право требовать погашение долгов в государственную или местную казну.

Период взыскания долгов по налогам составляет 3 года.

В реальности этот срок растягивается до 5 лет. Связано это с тем, что отсчет времени исковой давности начинается не с момента начисления долга.

Срок считается со времени начала очередного налогового периода после завершения года, когда этот налог должен был внесен в бюджет.

Например, налог за 2016 год налогоплательщик должен оплатить до 1 декабря 2017 года, если платеж не был осуществлен, то отсчет 3-х лет начинается с 01.01.2018 г., то есть с 1-ого дня следующего налогового периода после завершения 2017 года.

При обнаружении налоговой задолженности согласно ст. 69 НК РФ физическому лицу направляется уведомление, в котором указывается:

  • Сумма долга по начисленному налогу;
  • Срок обязательного погашения;
  • Величина начисленных штрафов.

Высылаемое уведомление о задолженности по налогу должно быть направлено налогоплательщику не позже 3-месячного срока со времени выявления недоимки, если ее размер превышает 500 рублей (ст. 70 НК РФ).

При меньшей сумме долга срок информирования увеличивается до 12 месяцев.

После получения данного документа физическое лицо, если никаких других сроков не указано в уведомлении, обязано уплатить в казну недоимки в течение 8 рабочих дней.

Основные платежи, которые вносят налогоплательщики:

  1. Транспортный налог. По ст. 363 НК РФ гражданин должен его оплачивать по полученному из бюджета уведомлению, причем не может быть указана сумма более, чем за 3 предыдущих периода.
  2. Имущественный налог. Налоговый сбор ограничен 3 годами на недвижимость физических лиц, ФЗ №2003-1 от 09.12.1991 г. ст. 5 пункт 11.
  3. Земельный налог. По ст. 397 НК РФ уплата налога не может производиться более, чем за 3 года, предшествующих текущему.

Возможно Вас заинтересует статья о том, что пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, прочитать об этом можно здесь.

Действия контрольных органов

В Налоговом Кодексе ст.32 п.3 имеется указание, что после 2-х месяцев налогоплательщику направляется требование, и если долг не будет погашен, то данное действие рассматривается, как преступление относительно налоговых органов.

При выявлении такой ситуации в 10-дневный срок, бумаги направляются в суд для открытия против должника уголовного дела.

Срок взыскания напрямую зависит от суммы недоимки по налоговым сборам (ст.48 НК РФ).

  1. 6 месяцев отводится, если сумма долга более 3000 рублей, с момента истечения времени окончания, которое было предоставлено налогоплательщику по выданному требованию.
  2. При задолженности до 3000 рублей в течение полугода, но с момента, когда пока сумма долга и начисленные на нее штрафные санкции превысят 3000 рублей. Если такая сумма в течение 3-х лет не будет превышена, то обращение в суд направляется в течение 6 месяцев по завершению 3-летнего срока.

Задолженность по налогам, срок которой превысил 3 года можно списать через суд. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

Задолженность по налогам, срок которой превысил 3 года можно списать через суд.

Взыскание в судебном порядке осуществляется в следующей последовательности.

  • Величина недоимки по налогу списывается с имеющихся счетов в банке или на электронном кошельке.
  • Если таковых нет или средств оказалось недостаточно, то суд обязывает налогоплательщика внести долг наличными средствами.
  • При отсутствии таковых происходит арест имеющегося имущества у физического лица, причем с этого момента начисления пеней на имеющуюся задолженность не производится.

Если вы хотите узнать, может ли муж получить имущественный налоговый вычет за жену при покупке квартиры , советуем вам прочитать статью.

Ответственность за совершение налогового правонарушения

Никто не может привлечь к ответственности физическое лицо по истечении 3-х лет с момента совершения налогового нарушения (ст.113 НК РФ).

Данный срок может быть приостановлен, если налогоплательщик всячески препятствовал возможности проведения проверки налоговыми органами.

За грубые нарушения при оплате налогов (ст.122 НК РФ) налогоплательщик, может быть, подвергнут штрафным санкциям, размер которых составляет 20% от суммы задолженности.

В Постановлении №57 от 30.07.2013 г. указывается ответственность налогоплательщика при невыполнении законов, связанных с оплатой налогов.

При непредставлении налоговой декларации в установленные сроки с нарушителя взыскивается 5% с суммы невыплаченного налога за каждый месяц, превышающий дату передачи документа в налоговую инспекцию. При этом штрафная сумма не может быть меньше 1000 рублей.

Как списать задолженность по налогам?

Списать сумму задолженности по налогам вправе только сами налоговые органы.

  1. Самостоятельно;
  2. или в порядке налоговой амнистии.

При самостоятельном списании органами ФНС (ст. 59 НК РФ) установлен ряд оснований, к которым относятся следующие:

  • Признание банкротства;
  • Смерть налогоплательщика;
  • Принятие решения судебным приставом о невозможности получения долгов по налогам в связи с истечением установленного срока.

Данные процедуры проходят без участия налогоплательщика.

Обращение в налоговую инспекцию потребуется только при обнаружении технических ошибок, в этом случае гражданин должен подать заявление в ФНС РФ.

Как получить налоговую амнистию?

Списание долгов по амнистии, которые появились до 01.01.2015 г., происходит по Федеральному Закону №436 от 28.12.2017 г. ст. 12.

Обычно к ним относятся пропущенные выплаты по налогам на принадлежащее имущество:

  1. Налог на недвижимость;
  2. Транспортный налог;
  3. Налог за землю.

Под налоговую амнистию подпадают также начисленные пени и штрафы на данную задолженность.

Личного обращения граждан по вопросам амнистирования налоговых выплат не требуется, это происходит на основании выявления налоговой инспекцией долгов по месту жительства налогоплательщика.

При этом составляется решение о списании задолженности по налогам в произвольной форме с указанием:

Узнать о задолженности по налогам можно в личном кабинете на сайте ФНС.

Для этого требуется войти в личный кабинет налогоплательщика или воспользоваться порталом Госуслуги, где по номеру ИНН будет предоставлена вся информация о налоговой задолженности по всему имуществу, находящемуся в собственности у физического лица.

Информацию о долге по налогам гражданин может получить и при личном визите в отделение ФНС.

Налог – обязательный платеж, который должен вносить каждый налогоплательщик, в случае неуплаты должник несет ответственность перед налоговыми органами.

Читайте так же:  Налоговая база ставка налога методы налогообложения

Списание долгов может происходить только по решению ФНС или при объявлении амнистии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Поделиться с друзьями:

Также рекомендуем к прочтению:

Если Вы хотите получить консультацию, то пишите не в комментарии, а в онлайн-консультант справа.

Рубрики

Средняя стоимость м 2

Город дек 2019 ноя 2019
Москва 223 т.р. 222,5 т.р.
С-Петербург 136 т.р. 134,5 т.р.
Екатеринбург 74,7 т.р. 74,5 т.р.
Новосибирск 73,5 т.р. 73,2 т.р.
Сочи 124 т.р. 122,3 т.р.

Подписка по E-mail

Подписка Вконтакте

Какой срок давности за неуплату налогов в России?

Прошло примерно 12-13 лет с тех пор как онлайн-покер пришел в нашу жизнь вместе с бесплатными полтинниками от PokerStrategy, трансляциями EPT с Городецким и Семиным, дармовыми американцами за столами. Если раньше особо никто и не задумывался о декларировании покерных доходов, то сейчас многие плюсовые регуляры задумываются о том, чтобы выйти из тени, но боятся, что им предъявят за былые грехи. Давайте разберемся, за что могут быть наказаны россияне (не только покерные игроки, а вообще), если налоговики узнают о незадекларированных доходах.

Важно! Покерофф ни в коем случае не призывает не платить налоги, а скорее — наоборот. Эта статья носит сугубо информационный характер.

Весь 2019 год проходили жаркие обсуждения внутри бизнес-сообщества, в Госдуме и Верховном суде по поводу изменения сроков давности по налоговым преступлениям. Но в ноябре Верховный суд принял решение оставить их без изменений. Произошло это после возникновения волнений в бизнес-сообществе.

Дело в том, что рассматриваемые поправки должны были изменить момент начала отсчета срока давности преступления.

Если раньше срок давности считался с момента обнаружения неуплаты, то теперь его хотели сделать не фиксированным. Началом срока отсчета давности должен был стать момент полного погашения налогоплательщиком задолженности и штрафов. Будь такие поправки приняты, преследовать человека за неуплату можно было бы бесконечно.

К счастью налогоплательщиков, этого не случилось — сроки остались прежними. Давайте поговорим о них.

Предварительно уточним, что неуплатой налогов в РФ считается уклонение физического лица от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации (расчета) либо включения в неё заведомо ложных сведений.

В зависимости от размеров неуплаты можно выделить налоговые правонарушения и налоговые преступления.

  • Правонарушения — неуплата подоходного налога в сумме до 900 000 рублей за три финансовых года, идущих подряд. Наказанием является административный штраф в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы в зависимости от наличия или отсутствия умысла.
  • Преступления — делятся на совершенные в крупном и особо крупном размере (ст. 198 УК РФ). Срок неуплаты также считается за три финансовых года подряд.

Что такое крупный и особо крупный размеры неуплаты налогов?

Крупный размер — сумма неуплаченных налогов более 900,000 руб. (если это превышает 10% от подлежащей уплате суммы за 3 последних финансовых года) либо более 2,7 млн руб.

  • штраф от 100,000 руб. до 300,000 руб. или в размере дохода осужденного за 1-2 года;
  • принудительные работы от 1 года;
  • арест до 6 мес.;
  • лишение свободы до 1 года.

Особо крупный размер — сумма неуплаченных налогов более 4,5 млн руб. (если это превышает 20% от подлежащей уплате суммы за 3 последних финансовых года) либо более 13,5 млн руб.

  • штраф от 200,000 руб. до 500,000 руб. или в размере дохода осужденного за 1,5-3 года;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • лишение свободы до 3 лет.

В ходе разбирательства по неуплате, размер штрафа может быть уменьшен или увеличен, в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств (ст. 114 НК РФ).

К обстоятельствам, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, относят:

  1. Тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  2. Наличие факта давления угрозой или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. Тяжелое материальное положение правонарушителя;
  4. Иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии любого из них штраф может быть уменьшен минимум в 2 раза от размера, установленного НК РФ.

Отягчающим считается только одно обстоятельство — повторное совершение преступления — и оно влечет увеличение суммы штрафа на 100%.

При этом человек может избежать уголовного преследования в случае совершения преступления впервые и полном внесении всех неуплат и штрафов в бюджет.

Это значит, что если вы катали 5, 10, 15 лет без уплаты подоходного налога, у вас будет возможность избежать наказания, оперативно уплатив недостачу и штрафы. Кроме того, практически каждое нарушение закона имеет срок давности.

Подробнее о сроках давности

В РФ днем уплаты подоходного налога физлиц за предыдущий финансовый год является 15 июля. В случае обнаружение налоговой службой неуплаты вами налога в срок, вы будете считаться совершившим налоговое правонарушение.

При этом вас не смогут наказать, если срок давности правонарушения истек. Исчисление же производится со следующего дня после окончания налогового периода — то есть с 16 июля.

Под сроком давности подразумевается законодательно определенный период с момента просрочки уплаты налога и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности. Согласно ст. 113 НК в России срок давности по налоговым правонарушениям составляет 3 года. Если упростить, это выглядит так:

Для уголовных преступлений — в том числе, неуплат в крупном и особо крупном размере — ст. 78 УК РФ установлены иные сроки давности:

  • 2 года для преступления небольшой тяжести;
  • 6 лет для преступления средней тяжести;
  • 10 лет для тяжкого преступления;
  • 15 лет для особо тяжкого преступления.

Определение конкретного срока не значит, что можно затаиться где-нибудь на 3 года и спокойно переждать. Как отмечает в своем блоге специалист в области оптимизации международного налогообложения Хулио, даже нахождение за границей в момент, когда налоговая обнаружит неуплату, не спасет от взыскания:

Без тебя подадут на тебя в суд и, скорее всего, рассмотрят дело в твое отсутствие, Примут решение, передадут дело судебным исполнителям. Если у тебя останется в России то, что можно взять — счета в банке, квартира — наложат арест. Возможно, продадут. Приедешь – а твоя квартира уже продана. Если ничего нет – разберутся с тобой когда вернешься. В аэропорту встречать не будут, дадут до дома доехать. На квартире будет ждать засада из оперативников.

Кроме того, течение срока давности может быть приостановлено. Например, если нарушитель активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки, сделав невозможным определение точных сумм, подлежащих уплате. Это значит, что отсчет срока будет заморожен до момента, пока налоговая проверка не будет совершена, и продолжится только после неё.

Читайте так же:  Когда отменят единый налог на вмененный доход

Как правильно задекларировать покерные доходы и когда уплатить налог?

Чтобы избежать неприятностей, своевременно подавайте декларацию о доходах и уплачивайте налоги ежегодно до 15 июля. Для покерных выигрышей россиян действует обычная ставка подоходного налога — 13%.

Уплате налога предшествует подача налоговой декларации — её необходимо осуществить до 30 апреля будущего года. Форма декларации установлена УФНС (Управлением Федеральной налогой службы) — актуальную на момент подачи версию вы можете найти на сайте налоговой службы. Подробнее о том, как заполняется и подается декларация, читайте в статье на Покерофф.

Важные факты о наказаниях за сокрытие налогов

  • Уменьшить налоговую нагрузку можно, получив налоговый вычет, например, за лечение.
  • Впервые пойманные за неуплату освобождаются от уголовной ответственности, если они полностью уплатили налог и штрафы.
  • Уголовное преследование прекращается, если до назначения судебного заседания причиненный ущерб будет полностью возмещен (ст. 28.1 УПК РФ)
  • Порядок определения крупного и особо крупного размера определен в примечании 1 к ст. 198 УК РФ.
  • Штрафы за неуплату налогов составляют от 20% до 40% от неуплаченной суммы налога.
  • Наличие умысла влияет на размер штрафа за правонарушение, однако по решению Верховного суда РФ все сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Больше актуальной информации и новостей на тему покера вы можете найти в Телеграме Pokeroff.

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1
В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

Видео (кликните для воспроизведения).

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Пример 2
В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 60 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91
– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Читайте так же:  Повышение пенсии проживающим в сельской местности

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП

Автор: Ермошина Е.Л., редактор журнала

В последние несколько лет в арбитражной практике все чаще стало использоваться выражение «действительное налоговое обязательство» или «фактическое налоговое обязательство». Суть его заключается в следующем.

Положения ст. 17, 53, 54 НК РФ предусматривают, что проверка правильности исчисления налога предполагает в том числе проверку правильности исчисления налоговой базы. Налоговый орган обязан проверять правильность формирования налогоплательщиком расходной части не только в плане ее завышения, но и в части, которую налогоплательщик не учел, но должен был учесть (то есть в части занижения).

При этом размер доначисляемых налоговым органом налогов должен соответствовать действительной налоговой обязанности налогоплательщика, определяемой с учетом всех положений гл. 25 НК РФ, влияющих как на увеличение, так и на уменьшение налоговой базы.

Далее на примерах рассмотрим, в каких случаях налоговики по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) должны определять действительное налоговое обязательство.

Из истории вопроса.

Несколько лет назад налоговое ведомство в целях единообразного применения норм Налогового кодекса рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться следующим.

В случае если обнаружение недоимки по одному налогу согласно положениям НК РФ влечет уменьшение иного связанного с ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, что п. 8 ст. 101 НК РФ не предусмотрено отражение в решении уменьшенных по результатам налоговой проверки налогов. (Иными словами, если в ходе ВНП произведены доначисления налогов, которые в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в прочих расходах, то инспекция не обязана учитывать их с целью корректировки базы по налогу на прибыль.)

В то же время невключение инспекторами по результатам проверки в расходы доначислений по иным налогам не лишало налогоплательщиков права на подачу «уточненки» по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Такие рекомендации были даны в п. 1 Письма от 29.08.2011 № АС-4-2/14018, который Письмом от 07.06.2018 № СА-4-7/[email protected] был признан утратившим силу в связи со сложившейся судебной практикой.

Установление фактических обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления иных налогов в рамках ВНП.

В вышеупомянутом Письме № СА-4-7/[email protected] ФНС в целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой направила рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок. В этом документе говорится следующее.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.

В силу п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).

Руководствуясь данными нормами, ВС РФ в определениях от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 и от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по результатам ВНП налоги, учитываемые в прочих расходах, обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих доначислений при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

В Определении от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 Верховный суд указал: при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

Президиум ВС РФ 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017). В рамках дела № А78-7409/2013 рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль доначисленных сумм по НДПИ. По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа. Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму начисленного НДПИ в проверяемом периоде (Определение ВС РФ от 09.10.2014 № 302-КГ14-2143).

В Определении ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 судом указано: результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.

Указание в Определении ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 о необходимости уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет ВНП, свидетельствует о необходимости установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.

В Определении ВС РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-13277 по делу № А40-171350/2014 отмечено: при проведении выборочным методом предыдущей ВНП, охватывающей налоговый период 2009 года, инспекцией не проверялась и не оценивалась правомерность расходов налогоплательщика на освоение природных ресурсов, в связи с чем суды отклонили довод общества о том, что невключение спорных расходов в базу по налогу на прибыль за 2009 год повлекло возникновение у общества переплаты по налогу на прибыль за указанный период.

По делу № А26-10106/2014 суды, рассматривая эпизод, связанный с отражением обществом в 2011 году не учтенных в целях исчисления налога на прибыль организаций расходов, понесенных в 2005, 2008 и 2009 годах, указали на отсутствие у инспекции возможности определения действительных налоговых обязательств общества за периоды, находящиеся за пределами проведения ВНП, в связи с чем признали правомерным выводы инспекции о неподтверждении налогоплательщику убытков прошлых лет. Данные выводы были поддержаны в Определении ВС РФ от 19.04.2016 № 307-КГ16-3169.

Читайте так же:  Счета по учету ндс и налогом

Определение действительного налогового обязательства при переквалификации статьи затрат.

Установление размера действительного налогового обязательства требуется и в случае, когда одна статья расходов в результате налоговой проверки заменяется на другую, при этом порядок включения этих затрат в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль меняется.

Поясним на примере Постановления АС ВВО от 11.06.2019 № Ф01-1532/2019 по делу № А29-494/2018.

В ходе выездной проверки было установлено, что АО включало в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль организаций, материальные расходы, в то время как, по мнению налоговиков, затраты должны быть включены в состав амортизируемого имущества и учитываться не единовременно, а через механизм начисления амортизации.

Судьи отметили, что, проведя переквалификацию материальных затрат в расходы на создание амортизируемого имущества, инспекция должна была определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, рассчитав их с учетом права АО на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму амортизации за проверяемый период, на сумму недоначисленной амортизации по основным средствам в случае их ликвидации и т. д.

Отсутствие учета доходов и расходов, объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка не являются основаниями для отказа в уменьшении дохода на сумму произведенных расходов в силу того, что определение сумм реальных налоговых обязательств и сумм подлежащих уплате в бюджет налогов – одновременно и право, и прямая обязанность налогового органа.


В силу положений ст. 256, 257, 258 НК РФ для правильного и своевременного начисления амортизации необходимо определить первоначальную стоимость амортизируемого имущества, установить срок его полезного использования, определить метод начисления амортизации, дату начала и прекращения начисления амортизации. Такие действия инспекцией не выполнены; соответствующие расчеты не произведены. Следовательно, корректировка налоговых обязательств, проведенная инспекцией, не соответствует требованиям гл. 25 НК РФ, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы налогоплательщика и свидетельствует о незаконности доначислений по данному эпизоду решения инспекции.

ИФНС должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях, когда организации вменяется дробление бизнеса.

Некоторые организации, пытаясь уменьшить свою нагрузку по налогу на прибыль, занимаются дроблением бизнеса. В результате такого дробления вместо одной крупной организации появляется несколько компаний поменьше, которые начинают выполнять часть ее функций. Как правило, эти компании применяют спецрежимы (УСНО или спецрежим в виде ЕНВД). Нередко дробление бизнеса носит формальный характер и проводится с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

В Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/[email protected] представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.

В этом письме, в частности, определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. В нем также налоговое ведомство отметило, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов. В противном случае, как показывает арбитражная практика, установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным акта налогового органа.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 27.06.2013 по делу № А19-18472/2012 судьи проверили приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен обществом. Они признали неверным методический подход налоговиков в связи с тем, что обществу вменялись доходы взаимозависимых контрагентов и не учитывались расходы. Таким образом, расчет не отражал действительные обязательства общества по уплате налога на прибыль и был признан арбитрами не соответствующим положениям гл. 25 НК РФ.

Проанализировав арбитражную практику, ФНС рекомендовала своим инспекциям принимать во внимание следующую совокупность обстоятельств в ходе доказывания получения необоснованной налоговой выгоды:

в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;

применение той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов должно быть надлежаще обосновано;

в обязательном порядке необходимо обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;

нужно принимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налоговым органом действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения его доходов и расходов путем истребования документов у него самого и его контрагентов, получение банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;

надо учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.

Действительный размер налоговых обязательств и учет доходов (расходов) при получении субсидий.

В Постановлении АС ЗСО от 16.11.2018 № Ф04-4920/2018 по делу № А81-1671/2018 рассматривалась следующая ситуация. Между МУП и городским департаментом было заключено соглашение о предоставлении субсидии, предметом которого является выделение предприятию бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели подготовки в осенне-зимний период объектов муниципальной собственности. Предоставляемая субсидия имела строго целевое назначение и не могла быть использована в целях, не предусмотренных соглашением.

Предприятие, определяя базу по налогу на прибыль, учло расходы, осуществленные за счет целевых средств, за что и было привлечено к налоговой ответственности при проведении ВНП.

Судьи поддержали налоговиков, руководствуясь положениями пп. 14 п. 1 ст. 251, 252, п. 17, 49 ст. 270 НК РФ и учитывая правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 16.07.2009 № 950-О-О. Было отмечено: в целях определения действительных налоговых обязательств предприятия расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль не могут учитываться, поскольку предоставленные из муниципального бюджета денежные средства, использованные на приобретение материала (оборудования), фактически являются затратами районной администрации, а не затратами предприятия.

Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

Есть ли срок давности по налогам

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Читайте так же:  Взыскание алиментов с пенсии по инвалидности

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

На вопросы порядка решения споров по сборам и есть ли срок давности по налогам, могут ответить несколько статей Налогового Кодекса РФ – 113, 46, 47 и 70. Согласно этим статьям, период привлечения к ответственности равен 3 годам. Данный период времени дается на то, чтобы в принудительном порядке истребовать с нарушителя неуплаченную им сумму сборов. Не нужно путать этот срок с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Период, в рамках которого ФНС может начать взыскание, исчисляется в зависимости от типа нарушения:

  • При неправильном финансовом учете или при задержке платежа срок начинается со следующего дня окончания налогового периода. Это правило применимо к тем сборам, по которым налоговый период равняется 12 месяцам.
  • В других ситуациях срок давности по налогам физических лиц и организаций начинается со дня, идущего после выявления нарушений. Однако чаще всего недоплаты обнаруживаются только во время налоговой проверки, поэтому дату нарушения бывает сложно определить.

Рассмотрим порядок исчисления этого периода на примере. Гражданин был привлечен к ответственности за неуплату налогов. Крайняя дата внесения платежа – до 30 марта 2015 года. Налогоплательщик до установленного числа не заплатил в срок необходимые сборы, таким образом датой правонарушения является 30 марта 2014 года. Однако в его случае период исковой давности начался только с нового налогового периода, то есть с 1 января 2015 года. Закончится он 31 декабря 2017 года.

Итак, исковая давность по налогам составляет три года. Но следует понимать, что обязательство по уплате сборов не имеет срока.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга:

Срок предъявления претензий

12 месяцев со дня просрочки.

Правом на принудительное взыскание через суд ФНС может воспользоваться в следующие сроки:

Срок предъявления претензий

Если за 3 года величина недоплаты достигла суммы более 3 тыс.

6 месяцев с момента истечения 3 лет.

Трехлетний срок применим и к пеням. Сумму набежавших процентов могут истребовать также, как и основной долг – не позднее 3 лет с момента образования недоимки.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Порядок взыскания зависит и от вида налога:

  • Плата за имущественный и земельный налоги может быть взыскана только за три предыдущих года, следующих до даты получения неплательщиком письменного требования. Например, если ФНС требует оплатить в 2018 году задолженность за прошлые года, то имеет право взыскивать только те суммы, которые не были уплачены с 2015 по 2017 гг.
  • Аналогичные правила распространяются и на транспортный налог – ФНС может потребовать уплату сборов только за последние 3 года. Однако если ТС используется для сезонных работ, то его собственник имеет право на частичное освобождение от налогов, а значит требования ФНС об уплате задолженности за период вне сезона будут незаконными.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Срок давности по налогам юридических лиц

Временные рамки для истребования долгов по сборам такие же, как и для физических лиц – 3 года. Но сама процедура истребования недоимок отличается.

Порядок взыскания долгов с ООО и ИП начинается с выдвижения письменного требования. При неисполнении требований взыскание может проводиться как через суд, так и без судебных разбирательств.

  • В течение 2 месяцев с даты завершения времени, данного организации для оплаты долга, инспекция направляет в финансовое учреждение документ о списании средств.
  • В течение 6 месяцев при упущенном двухмесячном сроке. В этом случае инспекция имеет право обратиться в суд. Внесудебный порядок разбирательства в данном случае уже будет упущен.
  • При нехватке на счету денег для погашения долга налоговики имеют право в течение 12 месяцев после истечения срока требования взыскать необходимую сумму за счет имущества нарушителя.

Если ФНС выявила недоплату уже после того, как организация была закрыта, то это не является основанием ухода от внесения платежей. В этом случае за ИП и ООО также сохраняется обязательство по уплате долгов. Период такой же – 3 года.

Ответственность за неуплату налогов

Чем грозит уклонение от обязательств:

  • пеня;
  • штраф;
  • лишение свободы и арест;
  • принудительные работы;
  • ограничение передвижения и запрет на осуществление профессиональной деятельности.

Первое, с чем сталкивается неплательщик – это начисление пени. Их расчет зависит от статуса должника:

  • для физических лиц – 1/300 ставка ЦБ;
  • для юридических лиц – 1/300 ставка ЦБ в течение первого месяца, и 1/150 до даты уплаты долга.

Пени начинают начисляться с первого дня просрочки. У неплательщика есть возможность в любой момент внести необходимый платеж в полном объеме и, тем самым, избежать более суровых наказаний – штрафных санкций или уголовной ответственности.

Ответственность по НК РФ наступает в случае неуплаты лицом или организацией начисленного налога или его части:

  • Штраф 20% от задолженности при неумышленном деянии.
  • Штраф 40% от суммы долга при умышленном деянии.
Неплательщики также могут попасть и под уголовную ответственность

В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей.

Работы или лишение свободы до 3 лет, арест до полугода.

В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей.

Работы сроком до 5 лет, запрет на ведение предпринимательской деятельности или работу на определенных должностях в течение 3 лет, лишение свободы или арест до полугода.

Привлечение к ответственности невозможно, если истек трехлетний период давности. Если лицо обвиняется впервые, то оно может рассчитывать на минимальные наказания и санкции – пени, штраф.

За какой период налоговая может доначислить налоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here