Выплаты государственных пенсий в ссср

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Выплаты государственных пенсий в ссср" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I
«О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных япенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

*(1) В дальнейшем именуются — пенсии по возрасту.

*(2) В дальнейшем именуются — предприятия и организации, если не оговорено иное.

*(3) В дальнейшем именуется — минимальная заработная плата.

*(4) В дальнейшем именуются — участники войны.

*(5) В дальнейшем именуется — районный (городской) отдел социального обеспечения.

*(6) В дальнейшем именуются — районный (городской) Совет народных депутатов.

Президент Союза Советских
Социалистических Республик

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 октября 1990 г. — в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

с 1 января 1991 г. — в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ либо с их последствиями, пенсий детям — круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп), участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий;

с 1 января 1992 г. — для вновь назначаемых пенсий и перерасчета других пенсий, назначенных до введения в действие Закона (по стажу, заработку и другим основаниям, предусмотренным Законом, с зачетом повышения с 1 января 1991 г.)

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 23, ст. 416

Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Когда начали выдавать пенсии в СССР?

Недавно наткнулся на пенсионную своей прабабушки. Ее первая пенсия была в 71 год. До этого ей, получается, ее не выдавали. С какого года начали выдавать пенсии колхозникам?

До революции пенсии выплачивало государство лишь отдельным категориям граждан, это были в первую очередь военные, чиновники, учителя, ученые , инженеры, врачи.

Основная масса населения пенсий естественно не получала.

После революции и становления советской власти пенсии начались выплачивать всем работникам работающим на государственных предприятиях и находящихся на государственной службе. Другие же работники работающие на многочисленных производственных и сельскохозяйственных артелях получали пенсию от своих же артелей. без пенсионного обеспечения оставались частники, кустари и крестьяне единоличники, то есть те кто работал сам на себя.

После войны пенсии стали выплачивать всем подряд, вне зависимости от места работы. Причем колхозникам разрешили получать сразу две пенсии государственную и колхозную, которую получали ранее.

Выплаты государственных пенсий в ссср

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

Читайте так же:  Как добиться долга по алиментам

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

Читайте так же:  Налог на прибыль недоимка по пени

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Выплаты государственных пенсий в ссср

Система государственных пенсий в СССР не была всегда одинаковой — за семьдесят с лишним лет пенсионная система претерпела довольно сильные изменения.

Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).

Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.

Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.

Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» — еще позже, в 1964 году.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.

В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.

Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.

При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично — за счет других бюджетных доходов.

При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.

Выплаты государственных пенсий в ссср

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 31 декабря 1969 г. N 995

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПОВЫШЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ТРУДОСПОСОБНЫХ ПЕНСИОНЕРОВ ПО СТАРОСТИ

В ПРОДОЛЖЕНИ И РАБОТЫ ПОСЛЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

В целях более широкого использования труда пенсионеров по старости в народном хозяйстве и дальнейшего повышения материальной заинтересованности трудоспособных пенсионеров в продолжени и работы Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций при наличии производственной необходимости привлекать на работу трудоспособных пенсионеров по старости.

2. Установить следующий порядок выплаты государственных пенсий по старости работающим пенсионерам:

а) выплачивать пенсию в полном размере:

Видео (кликните для воспроизведения).

рабочим, младшему обслуживающему персоналу и мастерам, включая мастеров производственного обучения, — независимо от места работы;

почтальонам, операторам связи, сортировщикам почтовых отправлений и произведений печати, телеграфистам и киоскерам Союзпечати;

работникам прилавка, кассирам, поварам, официантам и другим соответствующим им категориям работников розничной торговли и общественного питания;

прорабам на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах;

кассирам, контролерам и бухгалтерам — ответственным исполнителям отделений, агентств и городских (операционных) управлений (отделов) контор Госбанка СССР и сберегательных касс, инкассаторам учреждений Госбанка СССР, страховым агентам инспекций Госстраха, распространителям билетов денежно-вещевых лотерей;

работникам (кроме административно-управленческого персонала и инженерно-технических работников) предприятий бытового обслуживания населения, предприятий и организаций по сбору и первичной обработке вторичного сырья;

среднему и младшему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения, детских дошкольных учреждений (детских садов, яслей-садов и т.п.), врачебно-трудовых экспертных комиссий и домов для престарелых и инвалидов; патронажным медицинским сестрам организаций Союза обще ств Кр асного Креста и Красного Полумесяца СССР; врачам лечебно-профилактических учреждений, домов для престарелых и инвалидов;

учителям общеобразовательных школ в сельской местности, в том числе школ сельской молодежи, и преподавателям профессионально-технических учебных заведений в сельской местности;

б) выплачивать 50 процентов, а в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока 75 процентов назначенной пенсии, но не менее установленного Законом о государственных пенсиях минимального размера пенсии по старости:

работникам связи массовых профессий, кроме перечисленных в подпункте «а» настоящего пункта;

инженерно-техническим работникам: предприятий промышленности; строительных, монтажных и ремонтно-строительных организаций; эксплуатационных предприятий и организаций транспорта (кроме управлений железных дорог, управлений автомобильного и городского транспорта, управлений пароходств и управлений гражданской авиации), связи, жилищного и коммунального хозяйства; предприятий бытового обслуживания населения;

инженерно-техническим работникам и специалистам государственных предприятий сельского хозяйства; ветеринарным врачам, ветеринарным фельдшерам и ветеринарным техникам ветеринарных учреждений;

врачам санитарно-профилактических учреждений и учреждений судебно-медицинской экспертизы, детских дошкольных учреждений (детских садов, яслей-садов и т.п.), врачебно-трудовых экспертных комиссий;

фармацевтическим и другим аптечным работникам, кроме предусмотренных в подпункте «а» настоящего пункта;

учителям общеобразовательных школ, в том числе школ рабочей молодежи, и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, кроме предусмотренных в подпункте «а» настоящего пункта, воспитателям и педагогам детских дошкольных и внешкольных учреждений;

председателям, заместителям председателей и секретарям сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся;

контролерам-ревизорам поездов железнодорожного транспорта.

Сохранить действующий порядок выплаты пенсий для пенсионеров, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, а также для пенсионеров, которым пенсия назначена при неполном стаже работы.

3. Установить, что во всех случаях выплаты пенсий по старости работающим пенсионерам сумма пенсии и заработка не должна превышать 300 рублей в месяц. Если пенсия и заработок в общей сумме превышают 300 рублей в месяц, то соответственно снижается размер выплачиваемой пенсии.

4. Выплачивать в полном размере, независимо от заработка, пенсии, назначенные в соответствии с Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, пенсионерам, работающим с согласия колхозов в свободное от сельскохозяйственных работ время в качестве рабочих и мастеров на предприятиях, входящих в систему министерств местной промышленности союзных республик.

5. Предусмотренный настоящим Постановлением порядок выплаты государственных пенсий по старости установить на 1970 — 1975 годы.

6. Признать утратившими силу с 1 января 1970 г. решения Совета Министров СССР согласно прилагаемому перечню.

Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Читайте так же:  На каком сайте проверить налоги

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих — были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии — 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Выплаты государственных пенсий в ссср

53 года назад было существенно расширено пенсионное обеспечение советских граждан.

14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

  • гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
  • выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
  • единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
  • единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
  • единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.

В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет.

Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.

Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля , в стране была создана единая государственная пенсионная система. Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать лет.

В мае 1990 года был принят закон СССР « О пенсионном обеспечении граждан в СССР ».

В том же году принимается закон РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР », который практически блокировал действие союзного закона и установил новые правила пенсионного обеспечения. Был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В дальнейшем пенсионная система в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Действующий в настоящее время Федеральный закон » О трудовых пенсиях в Российской Федерации » , принятый в 2001 году, пережил уже несколько редакций и множество изменений.

Порядок деятельности Верховного суда СССР был темой дня в прошлом году.

Пенсии колхозников

44 года назад была введена единая система пенсионного обеспечения колхозников.

Принятая в 1936 году «сталинская» Конституция закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, государственной системы социального обеспечения сельских жителей не существовало. Социальное обеспечение колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, где колхозники могли создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Выплаты зачастую носили натуральный характер и не были обязательными. Закон о государственных пенсиях и пособиях колхозникам вызвал большой общественный резонанс. Устанавливались три вида пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Колхозницы получали право на пособие по беременности и родам. Размеры государственных пенсий и пособий колхозников устанавливались ниже, чем у рабочих и служащих, однако, государство брало на себя обязательство постепенно их увеличивать. В настоящее время, российская система социального обеспечения отвечает мировым стандартам. Однако, размер пенсий и пособий остается на критически низком уровне.

Колонка «Исторический документ» познакомит вас с нормативными документами, принятыми много лет назад. Мы постараемся отобрать документы, являющиеся яркими представителями своего времени и оказавшие значительное влияние на жизнь и историю России, ее граждан, а, в некоторых случаях, и историю всей нашей планеты.

Читайте так же:  Правила получения пенсии по потере кормильца

Пенсионное обеспечение. Как выплачивались пенсии в Советском Союзе и Российской империи

70 рублей при средней зарплате 170. Как обеспечивали пенсионеров в СССР?

Пенсии в Советском Союзе платили всем: от колхозника до генсека. Но не всегда (и тем более — не всем) одинаково

90 лет назад, 15 апреля 1929 года, в СССР было введено государственное пенсионное обеспечение по старости. Тогда пенсии установили для рабочих горной и металлической промышленности, в электропромышленности, для железнодорожников и работников водного транспорта.

Сразу же после этого пенсии по старости стали устанавливать рабочим остальных отраслей. Право на них имели мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие в общей сложности по найму соответственно 25 и 20 лет. Люди, занятые на подземных работах, могли уйти на пенсию в 50 лет, если у них было 20 лет трудового стажа.

Пенсия назначалась в размере половины прежнего заработка пенсионера. Однако в то время средняя продолжительность жизни была такова, что дожить до пенсии мог далеко не каждый, на момент установления возрастных планок она составляла всего 43 года.

В ожидании старости

Пенсионные пособия в России стали вводить постепенно ещё при Петре I, а пенсионное законодательство разработали при Николае I. Сначала выплаты были положены только военнослужащим и их вдовам, а также имеющим ранг чиновникам. В ХIХ веке пенсионная система России неуклонно расширялась, постепенно включая в себя обширные категории людей, которых сегодня называют бюджетниками.

К 1914 году право на пенсию по выслуге лет имели чиновники, офицеры, таможенники, жандармы, учителя, врачи, инженеры и рабочие казённых заводов и железной дороги. Проработавшим на одном месте 35 лет полагалась пенсия в размере полного оклада, половина от оклада — тем, кто проработал не менее 25 лет. Причём возраст выхода человека на пенсию в Российской империи не регламентировался.

Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, не возвращался в империю. Когда пенсионер умирал, его вдова и несовершеннолетние дети продолжали получать за него его выплаты. Пенсион не назначали тогда, когда глава семьи погибал на дуэли.

В СССР «невозвращенцам» и священникам государство пенсии не платило. Все царские пособия большевики отменили, а трудящиеся долгое время никаких пенсий вообще не получали. В 1918 году ввели пенсии для инвалидов Красной армии, через четыре года впервые придумали персональные пенсии видным партийным активистам: для «старых большевиков». Постепенно пенсии стали получать все городские рабочие, а к 1937 году советская власть «осчастливила» пенсионными пособиями и служащих.

Система пенсионного обеспечения в СССР окончательно была установлена в 1956 году законом о государственных пенсиях. Тогда средний размер пенсий по возрасту увеличили более чем в два раза, а по инвалидности — в полтора.

Государственными пенсиями обеспечили всех, кроме колхозников. Правда, колхозы имели право создавать социальные фонды, в том числе и пенсионные, которые платили старикам большей частью не деньгами, а продуктами. Однако весь колхозный социальный фонд не мог превышать 2% от его валовой продукции. А кроме того, только 20% колхозов считались богатыми и крепкими, примерно столько же — бедными, а 60% хозяйств можно было отнести к колхозам-середнякам. Так что колхозные пенсии для многих оставались несбыточной мечтой.

Лишь в 1964 году вышел закон о государственных пенсиях и пособиях членам колхозов. В результате колхозники стали получать аж по 12 рублей в месяц. На эти деньги в магазине можно было купить 6 кило мяса с костями или 100 буханок самого дешёвого чёрного хлеба. За недорогой мужской костюм в те времена нужно было выложить примерно 60 рублей, за мужские туфли — 10.

Персоны и граждане

Надо заметить, что советская экономика обходилась без пенсионного фонда, деньги на пенсии закладывались в бюджет и оттуда выплачивались пенсионерам. Если средств не хватало, то власти урезали другие статьи бюджета, но пенсии выплачивали в полном объёме и в срок. Размер средней пенсии за весь период существования СССР постепенно увеличивался вслед за ростом уровня жизни населения.

Средняя пенсия в стране в 1980 году была около 70 рублей, а средняя зарплата — около 170. Через десять лет — порядка 100 и 300 рублей соответственно. Основная масса советских граждан получала право на пенсионное обеспечение по старости на так называемых общих основаниях: мужчины — по достижении 60 лет, женщины — 55. Её максимальный размер составлял 120 рублей, за непрерывный или длительный стаж работы можно было получить десятипроцентную надбавку к пенсии.

Некоторым категориям граждан предоставлялось право на досрочное получение пенсий: работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, работникам предприятий с тяжелыми условиями труда, педагогам и медицинским работникам, родителям или опекунам ребёнка-инвалида и многодетным матерям, военным и милиционерам.

Существенной частью советской пенсионной системы стало персональное пенсионное обеспечение, зафиксированное утверждённым 14 ноября 1956 года постановлением Совмина СССР «Положением о персональных пенсиях». В СССР были установлены персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Их размеры определялись в каждом конкретном случае в зависимости от характера и степени заслуг пенсионера.

В 1977 году эти пенсии составляли 250, 160 и 140 рублей. Сами по себе размеры этих пенсий не слишком превышали размеры пенсий, назначаемых на общих основаниях. Например, Хрущёв на пенсии получал 400 рублей. Однако персональные пенсионеры получали целый пакет всевозможных льгот, недоступных простым смертным.

Пенсионер в СССР и России: Как у стариков украли достойную жизнь

Советские граждане на заслуженном отдыхе не чувствовали себя изгоями в собственной стране

В середине июля 1956 года, как принято считать, в СССР ввели всеобщее пенсионное обеспечение. Но советскую пенсионную реформу с нынешней не сравнить. Пенсия в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей в месяц, то пенсия составляла 85% от зарплаты — 40 рублей. Если зарплата была 50 — 60 рублей в месяц, то пенсия составляла 75% от оклада — 42,5 рубля. Если зарплата была 60 — 80 рублей, то пенсия составляла 65% от утраченного дохода, то есть 45 рублей. В том случае, когда человек зарабатывал больше 100 рублей, то ему было положено содержание в размере 50% от заработка или 55 рублей.

Причем размеры пенсий советской элиты не были запредельными. В 1980-х члены Политбюро получали 500 рублей, кандидаты — 400, секретари ЦК -300 рублей. Для сравнения, военные пенсионеры ы СССР получали немногим меньше. Например, полковнику выплачивалась пенсия в размере 250 рублей, высшему звену — 300 и выше. Наконец, вполне «партийные» пенсии были у работников науки. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий: травма на производстве или профессиональное заболевание — 110% от зарплаты для I группы, 100% для II группы, 65% для III группы. Общее заболевание — I группа 100%, II — 90%, III — 45%.

Читайте так же:  Возможен ли отказ от алиментов

А вот какими были пенсии простых советских граждан без всяких дополнительных пенсионных реформ. Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимальная пенсия, при условии высокой заработной платы и необходимого стажа, накануне развала СССР составляла 132 рубля.

Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет — 10%, за общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам — 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35−20%.

Что важно, пенсию по желанию граждан можно было рассчитать по последнему году работы, либо за любые пять лет предыдущего стажа.

В результате, рядовой советский гражданин вполне мог рассчитывать на пенсию до 150 рублей в месяц. Именно поэтому на советскую пенсию можно было безбедно жить и не ждать блага от новой пенсионной реформы.

Заметим, в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установил коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

А что происходит сейчас? По данным Росстата, по итогам 2018 года коэффициент замещения составил 32,8%. Рекордным в новейшее время соотношение было в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент заметно подскочил. Но потом все вернулась на круги своя: в январе 2019-го отношение стало 34%. Пенсионная реформа тоже ничего не даст.

Для власти такие цифры тем более неприятны, что в 2018-м Россия — после многолетних проволочек — ратифицировала 102-я конвенцию Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения. Это означает, что мы должны поднять размер пенсии до 40% утраченного заработка. И чрезвычайно сомнительно, что к 2024 году обещанная Владимиром Путиным пенсия в 20 тысяч будет соответствовать этому критерию. Пенсионная реформа приведет к еще большему обнищанию.

— В СССР в 1980-е коэффициент замещения значительно превышал 40% (норматив, установленный МОТ, — «СП»), — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Приведу некоторые данные по пенсиям РСФСР. Замечу, что я лично рассчитывал коэффициент замещения, пользуясь сборником «Народное хозяйство РСФСР», изданным Госкомстатом СССР в 1990 году. Итак, в 1980 году коэффициент замещения средней пенсией среднего заработка был 37%, в 1985 — 41%, в 1987 — 40,7%. Потом в СССР началась инфляция. В 1988-м коэффициент снизился до 38%, в 1989-м — до 37,5%.

Однако глубокий непрофессионализм — считать, что благосостояние пенсионера в СССР исключительно пенсией определялось. Например, нынешние либералы не понимают советскую пенсионную систему. В которой, помимо собственно пенсии, были еще льготы и выплаты из общественных фондов потребления.

Так вот советские пенсионеры, сохранившие связь со своим предприятием, эти выплаты и льготы получали. И на предприятии, и в районе, а некоторые — на союзном уровне, если у них была персональная пенсия.

«СП»: — Как это выглядело в цифрах?

— Вот цифры — округленно — по выплатам из фондов общественного потребления в год. 1980 год — 500 рублей на человека, 1985 — 600 рублей, 1986 — 620 рублей, 1987 — 640 рублей, 1988 — 700 рублей, 1989 — 760 рублей.

При этом пенсионеры часто получали льготы из общественных фондов потребления даже в большем объеме, чем работающие. Пенсионеру чаще давали санаторно-курортную путевку, его внукам чаще давали путевку в пионерлагеря. Пенсионер чаще мог пользоваться заводским столом заказов, для них были специальные магазины типа «Ветеран». Наконец, у пенсионера могла быть льготная запись на получение дачного участка.

Словом, общественные фонды потребления в СССР давали существенную прибавку — и к пенсиям, и к зарплатам. Чтобы вы представляли, о чем речь, назову и цифры по зарплатам.

1980 год — 178 рублей, 1985 — 201 рубль, 1986 — 207 рублей, 1988 — 216 рублей, 1988 — 235 рублей, 1989 — 260 рублей. Это средняя зарплата по народному хозяйству РСФСР.

А вот пенсии по возрасту: 1980 — 65 рублей, 1985 — 83 рубля, 1986 — 85 рублей, 1987 — 88 рубле, 1988 — 90 рублей, 1989 — 100 рублей.

«СП»: — Что получается в сравнении зарплат, пенсий и дополнительных выплат?

— Возьмем 1989 год. Зарплата — 260 рублей. Пенсия — 100 рублей, плюс почти 70 рублей из общественных фондов потребления. Ну и как вам такое сравнение, разве это плохо?

Добавьте, что советская экономика была экономикой очереди. То есть, было все — но не всегда, не для всех, и не сразу. Вот это «не сразу» и говорило: прежде чем что-то получить, сперва отстой очередь.

Так вот, пенсионер, имея свободное время, имел большое развлечение — он шел в очередь. Но для него очередь была льготная — по ветеранскому удостоверению. Поэтому пенсионер в советское время очень часто был кормильцем семьи. Он, может быть, немножко меньше получал денег, но имел больше возможностей превратить эти деньги в товар.

Этот факт — что пенсионеры в СССР имели прибавку из фондов общественного потребления — нынешними либералами часто замалчивается. Как и факт, что пенсионеры и ветераны имели преимущественный доступ к этим фондам — им как бы компенсировали отсутствие зарплаты.

Плюс, у них было право на работу. Но с одним условием: денежная пенсия, плюс зарплата, не должны были превышать 200−220 рублей.

«СП»: — Пенсионная система в СССР была преемником дореволюционной системы?

— Нет, так сказать нельзя. Дореволюционная пенсионная система — это эмитарные кассы, которые очень выборочно обслуживали население, и касались, в основном, служащих госорганов.

Советская пенсионная система с 1933 года была отраслевая — вводилась в промышленности, но только в ведущих отраслях. Плюс среди чиновничества. А с 1956 года она была распространена на всю промышленность. Но на сельское хозяйство пенсионная система была распространена только в начале 1960-х Никитой Хрущевым.

Так что нельзя говорить, что в 1956-м пенсионная система в СССР стала всеобщей — сельское население тогда составляло 50% от всего населения страны. Но эта система, бесспорно, была более справедливой, чем нынешняя.

— Пенсий, которые получали пенсионеры в СССР, вполне хватало на нормальную жизнь, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Даже минимальной пенсии в 50−60 рублей хватало, чтобы человек не просто не голодал, но и мог время от времени позволить себе некоторые бонусы. «Полная» же советская пенсия вполне была сопоставима со средней зарплатой в стране. А некоторые — например, военные — получали очень большие пенсии, и считались людьми вполне обеспеченными — по советским меркам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так что нынешняя пенсия — даже если брать ее лучший, московский вариант, — до советской никак не дотягивает. Ни с точки зрения социального обеспечения, ни с точки зрения благополучия.

Выплаты государственных пенсий в ссср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here