В каких странах церковь платит налоги

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "В каких странах церковь платит налоги" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Налоги, десятина, пожертвования: Как существовала Церковь в разных странах в разное время

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

В Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

Карл Великий. Фото: www.globallookpress.com

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

Святой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

Читайте так же:  При выплате алиментов подоходный налог

«Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» — постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», — пишет Володихин.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

— свидетельствует Дмитрий Володихин.

А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

Иеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

Какие налоги платит РПЦ государству

В соцсетях и различных СМИ часто критикуют церковь за ее привилегированное положение. Что РПЦ не отчитывается по доходам и совсем не облагается налогами. Вопрос меня заинтересовал, потому я глубже занялась его изучением, проконсультировалась с квалифицированными в этой отрасли людьми. Теперь точно знаю и подробно расскажу, платит ли церковь налоги государству в России.

Церковь и правовые нюансы

Чтобы понять, какие налоги платит РПЦ государству, нужно разобраться, чем церковь является с точки зрения законодательства. Религиозные сообщества и организации относятся к полноценным участникам хозотношений. Они занимаются определенной деятельностью, имеют собственное имущество, которое складывается из земельных владений, недвижимости и пр. Поэтому церковные сообщества должны выступать в роли юрлиц.

Помимо этого, церковная деятельность связана с культовыми церемониями, обрядами, различными мероприятиями и собраниями. Согласно ФЗ-125, церковь является юрлицом, представляющим добровольное объединение людей для распространения православного вероисповедания.

Но поскольку она – некоммерческое сообщество, по закону РПЦ должна предоставлять ежегодный финотчет в Федеральную Регслужбу. После долгих споров патриархи буквально выбили для РПЦ возможность оформления упрощенного варианта отчетности, которая теперь ведется по таким направлениям:

  1. Учет всех поступлений от юрлиц вне зависимости от их гражданства (россияне или от иностранных граждан).
  2. Отчетность по всем основным видам церковной деятельности.
  3. Обязательное указание статьи доходов по средствам, прибывающим в результате пользования прочим имуществом.
  4. Отчет по финансовым расходам средств, поступивших от прихожан (или организаций).

Кроме того, государство рядом постановлений и соглашений регулирует перечень услуг и предметов, освобожденных от налогообложения, а также ввозимую православную атрибутику, налоги за нее и пр.

Церковные доходы

У православной церкви имеются свои доходы, представляющие прибыль религиозного сообщества. Она считается некоммерческим предприятием, существующим на собственные средства автономно. Фактически РПЦ не имеет права на коммерческую деятельность, направленную на получение прибыли. Однако, церковь имеет доход, причем неофициальный, и никак не отражающийся в какой-либо документации. Из чего же складываются доходы РПЦ:

  • пожертвования, приносимые прихожанами на службу;
  • оплата священнослужителям за проведение религиозных таинств вроде крещения, венчания, отпевания и пр.;
  • спонсорские пожертвования;
  • сбыт православных книг, икон, различной атрибутики;
  • прибыль от организаций, находящихся в дочернем подчинении у РПЦ;
  • льготы на коммунальные расходы и электроэнергию;
  • доход от хозяйства, переданного в бесплатное церковное использование.

В среднем во владении РПЦ более 30 тыс. храмов и около 300 епархий, приносящих ежемесячно порядка 3 млн. руб. Церковная деятельность устроена так, что существует автономно, не прося у государства средства из бюджета. При монастырях обустроены свои территории под хозяйственные нужды, на которых разбиты плодовые сады огородные или скотоводческие фермы и пр.

Зарплаты священнослужителей

Финансово-хозяйственная управа с 2009 взяла экономическую церковную деятельность под свой учет и контроль. Теперь у всех служителей должны быть официальные документы, согласно которым регистрируется их профессиональная деятельность. Поэтому теперь у священнослужителей оформляют такой пакет бумаг:

Зарплата фиксированная, и устанавливает ее настоятель. Обычно размер заработка священнослужителя приравнивается к средней зарплате учителя или медработника и пр.

Льготы на налоги

Хоть церкви и предоставляются льготы, она полностью не освобождается от налоговых обязательств. Выделяют ряд платежей, которые считаются обязательными для всех организаций и РПЦ не считается исключением. Для православной организации предоставляется освобождение от следующих выплат:

  • земельный налог;
  • имущественный;
  • платежи за обряды и продажу православной атрибутики.

Хоть налогообложение в отношении РПЦ и упрощенное, действуют льготные программы, церковные служащие регулярно делают взносы в госказну. Фактически церковь считается полноценной и автономно существующей организацией, принимающей активное участие в жизни и развитии современного общества. Причем не только в духовном плане, но и в материальном смысле, поскольку выплачивает взносы, предусмотренные законом.

Читайте так же:  Сумма земельного налога по кадастровому номеру

С этим налогом у церкви особые отношения, поскольку от НДС РПЦ освобождена. Что может продавать религиозное сообщество, не уплачивая традиционные 18% в госказну:

  1. Атрибутику православного поклонения вроде голгоф, икон, риз, покровов, статуэток и пр.
  2. Архитектурные и интерьерные предметы православия, такие как подсвечники и иконостасы, алтарные шкафчики или гробницы.
  3. Православную символику – пояса и кресты, ладанки, медальоны и пр.
  4. Предметы для проведения богослужений – свечи, просфоры, ладан, миро.
  5. Одеяния православных служителей.
  6. Бумажная и печатная, аудио либо видео продукция.
  7. Реставрационные либо ремонтные работы в храмах, проводимые лицензированными организациями.

Освобождение от подобного налога по этим товарам доступно еще и для коммерческих организаций, уставной капитал которых полностью представлен средствами епархии.

Налог на землю

Важный объект налогообложения – земельные владения. Церковные земли освобождены от таких выплат в госказну, при условии, что:

  1. Земли имеют принадлежность к угодьям бессрочного использования.
  2. Если земля имеет статус территории, на которой располагается храм, часовня и прочие православные сооружения для молитвенных богослужений, гостиницы для паломников, школы или семинарии, православные детдома или столовые, общежития либо больницы и пр.

К льготным относятся участки, принадлежащие ПЦ, даже если на них возведены строения других религиозных сообществ. Но если на земле построены только здания, в которых осуществляется продажа православной литературы или атрибутики, то такие угодья подвергаются налогообложению полностью.

Имущественный налог

Налоговый кодекс освобождает ПЦ от налоговых выплат по имуществу лишь в том случае, если собственность используется исключительно для православной деятельности. Если же недвижимость представляет собой общежитие или жилое помещение для братии, то на нее возлагается полноценный имущественный налог.

Но имущественные выплаты имеют региональную привязку, потому субъекты устанавливают для плательщиков индивидуальные ставки, а для религиозных сообществ они приравнены к нулю.

Какие налоги платит церковь

Хоть у православной церкви есть немало послаблений и льгот, все же некоторые налоговые выплаты они в госказну вносят регулярно. К таковым относят:

  1. Доходы от дочерних религиозных предприятий.
  2. Прибыль от некоторых ритуалов или обрядов.
  3. Некоторые имущественные объекты облагаются налогами.
  4. Если монастырь занимается производством алкоголя, то такая деятельность тоже подлежит налогообложению.
  5. Также налог взимается с прочих подакцизных товаров вроде парфюмерии или лекарственных средств, косметики и пр.
  6. Транспортный налог назначается региональными властями.

ПЦ выплачивает транспортный налог со всех транспортных средств, которыми владеет и в полном объеме.

Церковь платит налоговые взносы:

  • не по всем статьям, что обычные предприятия;
  • на многих направлениях РПЦ предоставлены налоговые льготы.

В некоторых регионах православным объединениям предоставляются дополнительные налоговые преференции на уровне субъектов. А по транспортным платежам никаких скидок не предоставляется. Но если сравнивать с прочими религиозными направлениями вроде мусульманства или католицизма, то для православной церкви особых преференций не предусматривается.

Цена веры: на какие деньги существует церковь в Европе

В отличие от РПЦ, европейским церквям запрещено заниматься коммерцией

Интересный пост во многом проясняющий отношения церкви, государства и общества в разных странах, написал блогер Andreas1408:

«Довелось мне побывать в русской православной церкви в Зальцбурге. Сам я человек не воцерковлённый, но есть друзья, которые крестили детёныша, ну и меня пригласили поприсутствовать. Дальше к сути.

Здание церкви выглядит не очень православно. Маленькое, невзрачное, скрыто за многоэтажными зданиями, подъезд с односторонним движением и даже сквер не снесли чтоб его построить. Купол уж неприлично маленький. Внутри все более чем скромно. Храм похож больше на протестантский из за своей подчёркнутой скромности. Приход достаточно велик. Служба происходит регулярно. Есть приходская школа, в которой учат русскому языку, литературе и истории, есть также хор.

Но самое удивительное это то, что ВСЁ БЕСПЛАТНО. Да — да крестины, литургия, за здравие, за упокой. и что там ещё. Ни за что платить не надо. Есть только ящичек для пожертвований в углу, брось сколько не жалко. И ДАЖЕ СВЕЧКИ МОЖНО СВОИ НЕСТИ. ДАЖЕ ИЗ ДРУГОЙ ЦЕРКВИ МОЖНО ПРИНЕСТИ.

Я был очень приятно удивлён. И даже в бога почти поверил. Но вот дело тут не церкви, а в австрийских законах, которые запрещают вести коммерческую деятельность в религиозных учреждениях.

Многие комментаторы поспешили заметить что в Австрии и Германии существует церковный налог или, как некоторые выразились — цена за веру, в связи с чем церкви, включая РПЦ, могут позволить себе не брать деньги за свои услуги с прихожан. Были разные смешные заявления, вроде 9 — 11 процентов с зарплаты платит вообще каждый работающий, или только тот, кто относит себя к той или иной вере и т.д. Вот и решил я сегодня развеять все эти мифы.

Во-первых церковный налог действительно существует в Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских странах. Я живу в Германии. Я немного погуглил, поговорил на эту тему со знакомыми и коллегами. И вот что я узнал:

— Церковный налог (Kirchensteuer) существует с конца 19-го века. Был создан для того чтобы разделить государство и церковь и сделать их независимыми друг от друга;

— Платят налог только две исторические конфессии: католики и протестанты. Православные, мусульмане, буддисты и все остальные не платят;

— Собирает налог государство, после передаёт в распоряжение церквей;

— САМОЕ ВАЖНОЕ — размер церковного налога — 9% от подоходного налога (НЕ ОТ ДОХОДА);

— Это не дополнительный налог. Грубо говоря: вы отдаёте 9% от подоходного налога в церковь, 91% государству. Вы НЕ платите больше налогов чем неверующие;

— Каждый может отказаться. В таком случае церковь может отказать вам в определённых услугах. Никто не запретит вам посещать церковь или молиться;

— Все услуги церкви для верующих католиков и протестантов (платящих этот налог) бесплатные. — Большая часть поступлений от налогов тратится на проведение служб и поддержание церквей. Часть уходит на финансирование детских садов, школ для детей с проблемами развития, дома престарелых и разных международных благотворительных организаций.

Кстати, для поступления в католический или евангелический детский сад не надо быть верующим или крещенным или ещё каким. Просто надо подать заявление и, если есть место, вашего ребёнка примут. и это будет абсолютно бесплатно.

P.S

Я не разжигаю. Ко всем религиях отношусь одинаково. Пусть каждый выбирает сам. Всем добра.»

P.P.S.

В связи с тем, что Роскомнадзор штрафует СМИ даже за гиперссылки, ведущие на форумы с нецензурной лексикой, «Новые Известия» не могут дать гиперссылку на источник, и приносят свои извинения автору.

Платит ли церковь налоги?

Многие противники церкви в своих выпадах против священнослужителей поднимают вопрос финансов, ведь по их понятиям церковь не только не платит налоги в казну государства, но и «обирает» граждан, собирая взносы и пожертвования. Именно поэтому вот уже 10 лет ведутся споры о налогообложении для религиозных организаций, поскольку граждане считают, что РПЦ имеет огромные доходы, которые не попадают в казну. Насколько правдивы эти нападки и как обстоят дела с церковным налогообложением?

Читайте так же:  Субсидии военнослужащим по выслуге лет

Прибыль религиозных организаций

Русская православная церковь по своей организационной форме относится к некоммерческим предприятиям, соответственно, она существует автономно на собственные средства. При этом она не имеет права вести какую-либо коммерческую деятельность и получать прибыль. Доход церкви не является официальным и не отражен в официальной документации.

Православная церковь может существовать благодаря нескольким факторам, которые в совокупности становятся ее общим доходом:

  • воскресные пожертвования от прихожан;
  • номинальная плата за участие священнослужителей в религиозных обрядах, например, крещении ребенка, отпевании умершего, венчания и прочего;
  • спонсорские вклады;
  • продажа религиозной атрибутики и церковной литературы и икон;
  • доход от коммерческих зарегистрированных организаций, которые подчиняются руководству РПЦ ;
  • прибыль от ряда объектов хозяйствования, которые были переданы в бесплатное пользование;
  • льготное использование электроэнергии и коммунальных услуг.

Читайте о церковной деятельности:

Во владении церкви находятся около 34,5 тысяч храмов и 293 епархии (по словам патриарха Кирилла), которые каждый месяц приносят около 3 миллионов рублей. Ежемесячно процент (от 10 до 50%) от церковных доходов отправляется в казну епархии, откуда равномерно распределяются между приходами на их нужды. Пожертвования регулярно собираются и записываются лично главным служителем церкви, с примечанием, какой процент был перечислен в епархию.

Важно! На эти средства восстанавливаются и поддерживаются разрушенные храмы и монастыри.

Все устройство церкви такое, что позволяет ей не просить у государства постоянно бюджетные средства и полностью автономно существовать. Например, православные монастыри имеют на своей территории обязательное хозяйство, где выращивают домашнюю птицу, коров, свиней, имеют огороды и плодовые сады. Это не только позволяет обителям существовать автономно на собственных продуктах, но и отдавать средства с их продажи в епархию.

На заметку! Такое устройство крайне удобно как для церкви, так и для государства. При этом именно такое устройство позволяет выплачивать зарплаты священникам.

Зарплаты священников в России

Контроль и учет экономической деятельности церкви в России с 2009 года осуществляет Финансово-хозяйственное управление. Все священнослужителя РПЦ должны иметь соответствующие документы, которые подтверждают и регистрируют их трудовую деятельность. Среди них:

  1. Трудовая книжка.
  2. Медицинская страховка.
  3. Номер в Пенсионном фонде.

Исходя из этих документов, священнослужителя получают фиксированную заработную плату ежемесячно с отчислениями в Пенсионный фонд.

Ежемесячные выплаты священникам в виде заработной платы равны средней по региону зарплате работника государственной сферы (учителя, врача, госслужащего) — это около 16-20 тысяч рублей в средней полосе Российской Федерации и чуть выше в центральном регионе и на Дальнем Востоке (до 50-80 тысяч).

Российское законодательство и РПЦ

Статья 8 ФЗ № 125 определяет церковь как объединение граждан (по собственной воле), которое создано для того, чтобы вместе исповедовать свою веру и заниматься ее распространением. Это определение учитывает специфическую культовую деятельность, которая проводится священнослужителями, т.е. проведение обрядов крещения, покаяния, исповедания, отпевания и пр. Поэтому к РПЦ резонно применять статьи закона, которые контролируют деятельность подобных организаций.

Льготы на налоги

При этом она не полностью освобождена от уплаты налогов — есть ряд выплат, которые обязаны осуществлять все организации и РПЦ не исключение. Среди таких выплат:

Несмотря на упрощенное налогообложение в некоторых сферах и многочисленные налоговые льготы, священнослужители регулярно вносят свою часть в государственную казну и утверждать, что РПЦ полностью существует на государственные средства, ничего не давая взамен совершенно неправильно.

Важно! Церковь — это полноценная организация, которая активно принимает участие в формировании современного общества не только в его духовной сфере, но и в материальной, выплачивая положенные по закону взносы.

В каких странах церковь платит налоги

В жанре кала
102372 128

«Странно, что это случилось со мной трезвым»
55951 25

Ужель та самая
48191 39

Как получить российский паспорт, если вы не Депардье
35325 21

Поле битвы после победы
21796 29

Как получить российский паспорт, если вы не Депардье

О своей борьбе за российский паспорт Openspace рассказали эколог из Молдавии, предпринимательница из Казахстана и пилот воздушного шара из Франции.
Полина Еременко

35325 21

Не приходя в сознание.

В последнее время депутаты все чаще удивляют нас решениями, которым трудно найти логическое объяснение. Но так ли необходим разум для принятия решений? Исследования показывают, что сложные решения часто принимаются вообще без участия сознания.
Анна Фенько

16638 2

Он копает под Вас

О халатном исполнении пресс-секретарем Президента РФ Песковым своих должностных обязанностей, граничащем с прямым вредительством.
Бдительный гражданин

10234 10

Неделю представляют сибирский кот, бельгийские полицейские и случайная прохожая.
openspace

10100 5

О милых странностях российского терроризма.
Дмитрий Быков

13911 19

За что Депардье может подать на Россию в суд?

Геополитические последствия демарша главы «Ив Роше Восток».
Леонид Лялин

4450 6

Видео (кликните для воспроизведения).

Сочи хочет в Берлин

Как спасти Олимпиаду и не потерять время.
Дмитрий Камышев

3231 3

Знаменитые британцы о возможностях местного образования
openspace

3591 1

0,7 литров алкоголя убивает нобелевского лауреата

Что нужно есть, чтобы поумнеть.
openspace

9202 5

Как выглядит экстатическая сторона в религиях мира.

3663 1

Вера или власть?

Почему в наши дни религия вытесняет светскую идеологию.
Алексей Цветков

4618 4

«Успешный чиновник — тот, кто умеет решать вопросы»

Ученый общался с чиновниками три года и рассказал о том, что это за зверь такой.
Записала Мария Долгополова

5987 4

Ответ Дмитрию Быкову, считающему, что после ухода Путина оппозиционеры станут комическими персонажами.
Илья Клишин

11852 19

Умеете ли вы думать по-иностранному?

Проверьте, способны ли вы петь с чужого голоса.
openspace

12406 20

Где еще недозакрутили депутаты.
openspace

6160 7

Бремя русского человека

«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.
Антон Долин

8298 7

Пан, который попал

История о том, как из-за вывихнутого пальца пристава, бессонницы, дорожной аварии, самолета в Японию и пикировки со следователем альтиста Александра Пана упекли в психушку.
Ксения Леонова

11169 13

Что общего у секретного сирийского НИИ, разбомбленного израильской авиацией в ночь на 30 января, и смерти заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году.
Алексей Алексеев

11116 4

В каком виде протестуют жители Сан-Франциско.
openspace

7696 2

Посмертное правосудие — от трагедии до фарса и обратно.
openspace

2309 1

«Путин — мягкий душой»

Что увидели и услышали в Волгограде европейские журналисты.
Елизавета Замыслова

4814 17

Попробуйте догадаться, где произошли столь выдающиеся события.

3645 10

Аутинг — оружие гея

Чего добиваются открытые геи, разоблачая скрытых.
Иван Шекин

20682 8

Случай в Сталинграде

Чем грозит выкапывание имени Сталина.
Олег Кашин

14872 17

Партия самой правильной ориентации

Openspace отвечает на вопрос, как называть «Единую Россию».
openspace

4402 7

Раздавить либеральную гадину!

О попытках внутренних врагов подорвать единство «Единой России» и вернуть страну в лихие 90-е.
Бдительный гражданин

4318 11

Рассказ усыновителя. После суда

Мы проиграли суд, но дело не в этом. А в том, что в подобной ситуации может оказаться любой усыновитель, и государство считает это нормальным.
Даниил Желобанов

4980 1

Неделю представляют столетний лавочник, неудачливый топ-менеджер и другие.
openspace

Читайте так же:  Как оформить пенсию по старости через госуслуги

16483 9

А ваш работодатель следит за вами?

Почему о неприкосновенности частной жизни давно пора забыть.
Записала Мария Долгополова

10500 8

Поле битвы после победы

Что будет с Россией, после того как Путина не станет.
Дмитрий Быков

21796 29

назад Главное за неделю вперед
17-24 ноября

Фотограф Сергей Новиков совершил виртуальное путешествие по российским городам с помощью сервиса «Панорамы улиц» на «Яндекс.Картах».

О братьях Стругацких и пафосе бессмысленных усилий.

«До начала этого эксперимента я ездила на работу на троллейбусе»

Эксперимент с платными парковками в центре Москвы, начавшийся 1 ноября, пока привел только к недовольству жителей.

За Путина — нельзя, за геев — можно

Московская мэрия встала на скользкий путь логики.

В каких странах действует налог в пользу церкви

FTIMES — Подпишитесь на самое интересное в

В России Церковь не финансируется государством, однако она пользуется рядом налоговых льгот . А вот в Европе есть ряд государств, в которых действует так называемый «налог в пользу церкви».

В Европейском Союзе практика финансирования церквей весьма распространена. Самой востребованной моделью помощи является церковный налог, а в 6 странах Евросоюза государство на постоянной основе спонсирует церковь. Среди них — Бельгия, Чехия, Греция, Люксембург и Словакия.

Что такое церковный налог и кто его платит

Церковный налог — налог на прибыль физлиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик. Есть две основные модели: обязательный подоходный налог для всех лиц, официально подтверждающие своё членство в конкретном объединении. Так работает система в Германии, Австрии, Хорватии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии, а также в некоторых кантонах Швейцарии.

В Италии и Испании, а также в Голландии и Венгрии работает другая система налогообложения. Она основана на добровольной передаче процента налога в пользу церкви.

Процент такого налога разный и колеблется от 0,004 % до 10 % . Платят его все верующие, а те кто отказываются, отлучаются от церкви.

Процент ЦН в разных странах, таблица

Ставка церковного налога Добровольные пожертвования части подоходного налога Отсутствие церковного налога – прямые госдотации Разделение имущества государства и церкви
Австрия (1,1%)
Дания (до 1,51%) Испания (0,5239%) Бельгия Франция
Финляндия (1-2%) Голландия (1-3%) Чехия Ирландия
Германия (8-9%) Венгрия (1%) Греция Португалия
Швейцария (до 2,3%) Италия (0,8%) Люксембург
Швеция (до 2%) Словакия

Почему американские священники не платят налоги

Согласно законам Соединенных Штатов, церкви не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены от них. Исключением по уплате подоходного налога являются оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то написав соответствующее заявление в налоговой службе, служители культа в праве избавить себя и от этого «бремени».

Налоговики США не требуют от духовных наставников налоговых деклараций и не принуждают их отчитываться за расходы, как это происходит в случае с гражданскими некоммерческими организациями и благотворительными учреждениями.

Платит ли налог РПЦ

Многих интересует вопрос — а платит ли налоги в казну РПЦ. Священнослужители отвечают так: Русская православная церковь является некоммерческим предприятием и живет автономно на собственные средства. Конечно, она не имеет права вести какую-либо коммерческую деятельность и получать прибыль. Доход церкви не является официальным и не отражен в официальной документации.

Но налоги РПЦ все же платит, хоть и пользуется некоторыми льготам на них. Их всего две: Первая — льгота по налогу на прибыль. Сюда относятся продажи платков и венчальных колец. А вот пожертвования и распространение религиозной литературы налогом на прибыль не облагаются.

Также применяется льгота на НДС в отношении предметов религиозного назначения, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ в марте 2001 года. Как известно не подлежит обложению НДС продажа духовной литературы, свечи, ладан, иконы, разные церковные изделия, крестики, в том числе некоторые ювелирные изделия, диски аудио и видео и т.д.

Все устройство церкви такое, что позволяет ей брать у государства бюджетные средства и полностью автономно существовать. Из собственной казны они обеспечивают не только работу храмов, но и поддерживают служителей.

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Церковные налоги в разных странах

Автор: Екатерина Шестакова 19 октября 2012

Латеранские соглашения от 11 февраля 1929 года признали суверенитет и исключительную юрисдикцию Римской католической церкви в отношении находящейся на его территории недвижимости. А в 2005 году последовал еще и закон, отменяющий муниципальный налог на недвижимость в отношении ста тысяч церковных некоммерческих учреждений. При этом, что немаловажно, коммерческая недвижимость, находящаяся на территории Италии, исходя из все того же закона, подлежит обязательному налогообложению.

Как бы там ни было, именно эта мера позволила церкви не только ежегодно экономить около двух миллиардов евро, но и неплохо зарабатывать на этих самых «некоммерческих учреждениях», которые на проверку оными не всегда являются. Дело в том, что все церковное имущество (будь то ресторан, гостиница, спортивные центры и прочие сугубо «коммерческие» объекты) в случае Ватикана автоматически приобретают статус «некоммерческих» и, соответственно, «необлагаемых» налогом, если на их территории находится, к примеру, часовня или «помещение для проведения церковного обряда». Не говоря уже о том, что нередко доходит до того, что квартиры, предназначенные для священнослужителей, сдаются в найм туристам.

Для представителей других конфессий, базирующихся в Италии, действуют похожие правила. И все же различия есть. Как рассказал «РГ» представитель мусульманской общины Рима, пожелавший остаться неизвестным, мечети, зарегистрированные как неправительственные организации, налогов не платят, а вот частные мусульманские храмы обязаны платить налог на недвижимость, несмотря на то, что они также занимаются религиозной, а значит, некоммерческой деятельностью. «Попахивает двойными стандартами», — заключил источник.

Тем не менее все может измениться и достаточно быстро. Практикующий католик Марио Монти, по всей вероятности, войдет в историю Италии как первый итальянский политик, который решился ввести налог на недвижимость Римско-католической церкви. Разговоры об этом шли с первых дней создания нового кабинета министров, но мало кто верил, что Монти «посмеет посягнуть на святое». Как стало известно на днях, Профессор (так величают в народе премьера страны) все-таки решился.

С 2013 года Ватикану придется поучаствовать в спасении Италии. В отношении некоммерческой собственности, приносящей доход (в области здравоохранения, культуры или спорта), а также недвижимости, имеющую смешанную природу (как коммерческую, так некоммерческую), впредь будет взыматься единый муниципальный налог на недвижимость (IMU). «Спастись» от этой участи смогут лишь те, кто к 2013 году сумеет доказать, что никакой коммерческой деятельности на вверенном объекте им не ведется.

Между тем

Как полагают эксперты, от введения налога на недвижимость церковь как институт и Ватикан как государство вряд ли обеднеют — в их распоряжении имеется великое множество разнообразных источников дохода. Хотя, нельзя не заметить, что своих прихожан Ватикан на сей счет не слишком тревожит: те вольны делать добровольные пожертвования, а также выделять «восемь от тысячи» — налог (8 евро от каждой заработанной тысячи), который итальянцы могут платить на выбор: либо государству, либо любой церковкой организации, включая синагогу и мечеть.

Читайте так же:  Госслужба сколько лет отработать для пенсии

Согласно американским законам, церкви, считаясь благотворительными организациями, не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены практически от всех «податей», за исключением подоходного налога за оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то, написав соответствующее заявление в налоговой службе, священники могут избавить себя от такой необходимости.

Американские налоговики не только не требуют налоговых деклараций от церквей, но и не обязывают посредников между земной суетой и небесами отчитываться за расходы, как это происходит в случае со светскими некоммерческими учреждениями и благотворительными организациями.

Хотя в разное время некоторые американцы пытались оспаривать конституционность изъятия церквей из налоговых норм страны, все попытки распространить мирские законы на божественные таинства закончились ничем. Последним и наиболее показательным таким делом стал иск нью-йоркца по фамилии Уалц к городской налоговой комиссии с требованием прекратить фактическое принуждение граждан к субсидированию церквей в Нью-Йорке. Это случилось в 1970 году. Громкое дело даже дошло до Верховного суда США, который, подумав, поддержал законность «налоговой неприкосновенности» учреждений культа.

Церкви в США в большинстве своем не бедствуют. Так, сегодня в Америке насчитывается около 350 тысяч церквей, и в позапрошлом году, согласно имеющейся статистике, американская паства пожертвовала порядка 110 миллиардов долларов своим религиозным учреждениям. Протестанты, коих большинство в Америке, жертвуют примерно в полтора раз больше, чем католики и представители других христианских конфессий. Немалую помощь оказывает церквям и федеральное правительство, распределяя многомиллионные гранты.

Кстати

Хотя США традиционно считаются страной с сильными религиозными чувствами среди населения, последние социсследования показывают, что быстро растет и количество атеистов. Если в 1990 году неверующих в высшие силы американцев насчитывалось 8 процентов, то сегодня количество «безбожников» перевалило за 19,6 процента. Таковы данные октябрьского социологического опроса компании «Пью».

Роль храмов и монастырей в жизни китайского общества порой необычна. Например, всемерно известный Шаолиньский монастырь в последнее время ассоциируется с успешным коммерческим предприятием, а не духовной школой. Настоятели-миллионеры — именно так воспринимается местное духовенство.

По китайским законам храмы сами по себе освобождены от любых налогов. К слову, они не приносят и никакой прибыли. Зато образованные при монастырях коммерческие предприятия, а это разрешается законом, должны платить в государственную казну наравне с другими компаниями.

Вместе с тем есть и лазейки, которыми, судя по всему, многие успешно пользуются. Например, если храм создает предприятие на «неосвоенных территориях», то в таком случае коммерческая структура получает значительные льготы. Кроме того, опять же на примере Шаолиньского монастыря создаются учебные заведения, которые могут не облагаться налогами. Зато обучение в основном идет на платной основе.

Количество верующих католиков и протестантов в Германии примерно одинаково — в среднем по 24 миллиона человек. Только вот в последние годы паства в массовом порядке покидает святое лоно церкви, и самая распространенная причина этого — церковный налог. Люди не хотят связывать свою веру с принудительной оплатой. Так, за прошедший год католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч.

Сумма обязательного церковного налога зависит от дохода каждого верующего и от федеральной земли. Она равняется 8-9 % подоходного налога и начисляется дополнительно ко всем другим налогам. По последним подсчетам, в среднем церковь собирает по 125 евро в месяц с верующего. От церковного налога освобождаются дети и студенты, а также неимущие, безработные, получатели социального пособия и бедные пенсионеры. Однако все они должны принести пастору соответствующее официальное подтверждение. В семьях, где лишь один из супругов — верующий, церковный налог исчисляется по специальной формуле. В конечном итоге его платит не более трети всех членов той и другой церкви.

Отказ от церковного налога должен быть произведен лично в районном суде или в ЗАГСе. Католики требуют от верующих еще и предварительного посещения консультации у местного священника, который всеми силами постарается убедить отступника не покидать лоно церкви. После официального отказа от оплаты церковного налога католическая церковь Германии исключает верующего из своих рядов. Он больше не может принимать участие в священных таинствах церкви и принадлежать местной церковной общине. Евангелическая церковь в этом случае не разрешает участвовать в церковных обрядах или быть их субъектом. Однако ни та, ни другая церковь не запрещает посещение храма. Отлучать от церкви за неуплату налога католикам запрещает декрет Папы Римского от 2007 года.

В Германии церковный налог обоснован историческим развитием отношений государства и церкви. После того, как в XIX веке церковное имущество по большей части отошло государству, оно обязалось отвечать за сбор доходов другим способом. По конституции Веймарской республики 1919 года христианская церковь получила статус «публично-правовой корпорации» и право взимать налоги со своих членов. Это правило вошло в современную конституцию ФРГ 1949 года. Таким образом сбор церковного налога государством был официально узаконен.

Для церковников сборы налогов через государственные финансовые учреждения весьма удобны и дешевы. Приносят они пользу и государству: за предоставление «услуги» оно удерживает от двух до четырех процентов всей собранной налоговой суммы. С помощью государства церковный налог собирает также еврейская община Германии и христианские общины, принадлежащие к Генеральной ассамблее унитарианских и свободных церквей.

Именно тогда все культовые строения были переданы местным органам самоуправления, а крупнейшие, такие как, к примеру, собор Парижской Богоматери, — государству. Правда, вся эта культовая недвижимость осталась в распоряжении служителей церкви, хотя формально они ею и не владеют.

От государства, как поведал «Российской газете» представитель главного объединения католиков Конференции епископов Франции Вансен Фовель, церковь ничего не получает. Живет же исключительно за счет пожертвований. Пожалуй, главным из них, приносящим в казну порядка 230 миллионов евро, то есть треть годового бюджета церкви, является добровольный взнос от сознательных верующих. Все это рассматривается властями в качестве средств, полученных некоммерческой структурой на собственное существование, а поэтому не облагается налогом.

Отдельно стоит вопрос о земельном налоге. По существующему положению, французская католическая церковь, как, впрочем, и другие религиозные конфессии, его не платит, если строения были возведены до 1905 года (их 30 тысяч), что и понятно: они им не принадлежат. Но помимо этого за минувшее столетие с лишним во Франции было возведено еще три тысячи католических храмов, а также имеющих к ним отношение сооружений. Здесь, как объяснил месье Вансен Фовель, ситуация следующая. Епархии, которым они принадлежат, освобождены от уплаты этого налога с тех культовых строений, которые открыты для публики. А вот за остальные, будь-то служебные помещения, семинарии, залы для проведения собраний, библиотеки и прочее, надо налог платить на общих основаниях, как это делают все юридические и физические лица во Франции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Платят ли налоги священники и другие церковные служащие? Они декларируют свои доходы, но подавляющее большинство их не платит.

В каких странах церковь платит налоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here