Уведомление налоговой об иностранном счете

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Уведомление налоговой об иностранном счете" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Что изменилось для владельцев иностранных счетов

С 2018 года в России поменялось валютное законодательство. Рассказываем о плюсах и минусах новых правил для обладателей счетов за границей.

До начала 2018 года у россиян, проживающих за рубежом, была проблема: даже если они приезжали в Россию на один день в году, они автоматически становились валютными резидентами нашей страны, должны были отчитываться по иностранным счетам и платить со своих доходов налоги. Если налоги были заплачены в стране проживания, нужно было предоставить в ФНС декларацию того государства и платёжные документы . С 1 января 2018 года в России заработал новый закон .

Главное изменение — для тех граждан, кто проживает более 183 дней в году за рубежом, валютного контроля больше не существует. Теперь они освобождены от обязанности уведомлять об открытии зарубежных счетов и ежегодно по ним отчитываться.

Из текста законопроекта неясно, каким образом будут исчисляться и проверяться эти 183 дня, проведённые человеком за рубежом. По текущим правилам граждане России не обязаны извещать о своем отъезде — за исключением случаев, когда они снимаются с регистрации и уезжают на постоянное место жительства за границу. Только в этом случае они автоматически снимаются с налогового учёта, и ФНС видит, что такой гражданин постоянно в России не проживает.

«Всем, кто выезжает за рубеж более чем на полгода, я рекомендую сниматься с регистрации по постоянному месту жительства, — говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров . — По возвращении снова нужно зарегистрироваться». Ранее этим занимались в ФМС, теперь — в Министерстве внутренних дел, в компетенцию которого входит оформление паспортов и другие вопросы миграционной политики».

Как сняться с регистрации

Для того чтобы сняться с регистрации, нужно прийти в подразделение МВД. По времени эта процедура занимает несколько минут: во внутренний паспорт ставится отметка о снятии с регистрации, а в налоговую отправляется соответствующее уведомление.

Что изменилось для остальных?

Для тех, кто проживает большую часть года на территории России, но имеет иностранные счета, есть несколько важных изменений

1. На иностранные счета можно зачислять доходы от продажи недвижимости за границей

У владельцев иностранных счетов появилась возможность зачислять на эти счета доходы от продажи зарубежного имущества, в том числе недвижимости в странах ФАТФ и ОЭСР . Правда, сделать это можно на счёт в той же стране, где находится продаваемый объект. Напомним, что раньше перечисленные операции считались незаконными.

2. Можно переводить деньги с российского счёта на иностранный без бюрократии

Теперь при переводе денег со своего счёта российского банка на счёт иностранного у российских валютных резидентов исчезла обязанность уведомлять об открытии счёта российские банки и приносить им уведомления из налоговой. «Это приурочено к тому, что РФ надеется, что большинство стран, которые пообещали обмениваться с этого года налоговой информацией, будут делать это добросовестно», — говорит Захаров из Paragon Advice Group.

3. Можно принимать на свои зарубежные банковские счета капитал от продажи иностранных ценных бумаг.

Причём эти ценные бумаги должны листинговаться на признанных ЦБ биржах. Этот перечень включает 21 иностранную биржу (в том числе нью-йоркскую, лондонскую и швейцарскую).

«Однако в него не включены ирландская и люксембургская биржи, на которых часто проходят процедуру листинга облигации, выпущенные SPV, российских и иностранных эмитентов», — предупреждает руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов.

4. Иностранные счета увидит налоговая

Весной 2016 года Россия подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией с 2018 года. Цель такого шага — борьба с уклонением граждан от уплаты налогов .

Как и планировалось, в этом году Россия присоединилась к системе CRS (Common Reporting Standard). Суть заключается в следующем: финансовые институты стран-участниц собирают определённые данные о клиентах и передают их в налоговые органы своей страны. После чего между налоговыми органами происходит обмен полученной информацией. В систему попадают:

  • личные данные гражданина (имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика);
  • номер его счёта и наименование и идентификационный номер банка;
  • остаток средств на счёте на конец календарного года или момент закрытия счёта, виды активов.

В этом году часть юрисдикций начнёт передавать информацию о банковских счетах за 2017 год. Список активированных договорённостей можно увидеть здесь .

По словам Александра Захарова, в настоящее время на автоматический обмен с Россией напрямую пока не дали согласия Израиль, Латвия, Канада и США.

Основной риск для тех, кто укрывал средства от налоговой на иностранных счетах — это то, что самая «банковская» страна — Швейцария — скорее всего, будет предоставлять информацию в России, отмечает Захаров. Однако пока неизвестно, за какой отчётный период информация начнет поставляться. Если за 2018 год, то теоретически здесь ещё можно успеть что-то сделать — закрыть счёт или отчитаться о нём в налоговой.

В принципе, для того чтобы не попасть под автоматический обмен, нужно открыть счёт в банке из юрисдикции, не попавшей в перечень, говорят эксперты. Однако, вероятно, скоро и они могут начать направлять информацию в Россию. «США не подключились к проекту по автоматическому обмену информацией, но рекомендовать открыть там счёт не буду в связи со сложными процедурами подтверждения источника дохода», — комментирует Куликов.

Что грозит за тайный иностранный счёт

Существует штраф в размере 5 тысяч рублей за факт неуведомления о наличии иностранного счёта. «Задекларировать счёт можно в любое время, просто заплатив этот штраф», — говорит Александр Захаров.

По словам Юрия Куликова из UFG Wealth Management, если физические лица совершали операции, не соответствующие требованиям валютного законодательства, налоговики также могут применить штрафы. «Штрафы за зачисление денежных средств по операциям, не поименованным в законе, могут составить от 75% до 100% от зачисленной суммы», — предупреждает эксперт. То есть разрешены только те операции, которые упомянуты в законе, все остальные — нет. Их могут взыскать в течение 2 лет с момента совершения операций теми гражданами, кто проводит в России более 183 дней в году.

Читайте так же:  Передаются ли алименты по наследству

С сегодняшнего дня порядок уведомления налоговой инспекции об открытых счетах в зарубежных банках упрощен

Gladkov / Depositphotos.com

С сегодняшнего дня российские резиденты в упрощенном порядке могут уведомить налоговые органы об открытых банковских счетах за рубежом. Так как вступил в силу приказ ФНС России от 28 августа 2018 года № ММВ-7-14/[email protected], который утверждает новые формы, форматы и способы передачи таких уведомлений.

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, теперь уведомление можно направлять в налоговый орган по выбору резидента, но только если у него отсутствует место жительства и недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Как сообщает налоговое ведомство, с помощью новой формы физлица смогут уведомлять налоговую инспекцию о совместно открытых счетах в банках иностранных государств.

Кроме того, предусмотрена возможность направить корректирующее или отменяющее сообщение в налоговую, если резидент при заполнении уведомления сделал ошибку в направленных сведениях либо представил его ошибочно. Для этого необходимо указать в уведомлении соответствующий код: «00» – если подается первичное уведомление, «99» – для отмены, если документ направлен ошибочно. Коды с «01» по «98» указываются при внесении уточнений в ранее указанные сведения.

Нужно ли представлять несколько отчетов, если у резидента РФ открыто в иностранном банке более одного счета? Узнайте из материала «Уведомление налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ и представлении отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что теперь направить уведомление можно не только на бумажном носителе, но и в электронной форме с помощью личного кабинета налогоплательщика. Добавим, что уведомлять налоговиков об открытии счетов в зарубежных банках должны юрлица, ИП и физлица (ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

О заполнении уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за рубежом

В силу Закона о валютном регулировании резиденты обязаны сообщать налоговым органам по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте и валюте России в банках, расположенных за рубежом.

Отмечено, что в разделе «Сведения о счете (вкладе) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации» в поле «Номер счета (вклада) на момент заполнения» уведомления допускается указание номера счета как в национальном формате, так и формате IBAN.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за рубежом, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках совершаются при предъявлении банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии документа.

В уведомлении рекомендуется указывать номер счета в формате, аналогичном тому, на который предполагается совершать переводы.

Номер счета, указанный в уведомлении, должен совпадать с тем, что отмечен в отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 27 июля 2016 г. № ОА-3-17/[email protected] “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение и сообщает следующее.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее — уведомление). Уведомление представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

Указанными нормативными актами не ограничивается право резидента на указание в уведомлении национального или международного номера счета (IBAN) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Следовательно, в разделе «Сведения о счете (вкладе) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации» в поле «Номер счета (вклада) на момент заполнения» уведомления допускается указание номера счета как в национальном формате, так и формате IBAN.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона № 173-ФЗ переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

В этой связи резиденту рекомендуется в предъявляемом в налоговый орган уведомлении указывать номер счета в формате, аналогичном тому, на который предполагается осуществлять переводы.

Кроме того, обращаем внимание, что номер счета, указанный в уведомлении, должен совпадать с номером счета, указанным в отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, представляемым в соответствии с требованиями части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ.

Также советуем для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле воспользоваться онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.

Благодарим за обращение и надеемся, что наш ответ был полезен.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса А.Л. Оверчук

С 5 октября уведомлять инспекцию об открытии счета или вклада в зарубежном банке необходимо будет по новой форме

Syda_Productions / Depositphotos.com
Читайте так же:  Правила получения пенсии по потере кормильца

ФНС России утвердила форму и формат уведомления об открытии, закрытии счетов, изменении реквизитов счета (вклада) в иностранном банке и способы его представления резидентом налоговому органу (приказ ФНС России от 28 августа 2018 г. № ММВ-7-14/[email protected]). Старые формы, утвержденные приказом ФНС России от 21 сентября 2010 № ММВ-7-6/[email protected], утратят силу.

Новый приказ устанавливает следующие способы представления уведомления в налоговый орган:

  • лично либо через представителя;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме, при этом уведомление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной подписью его представителя;
  • через личный кабинет налогоплательщика, тогда оно должно быть подписано усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Есть ли у гражданина РФ, проживающего за границей более 183 дней, обязанность по направлению уведомления в налоговую инспекцию в случае открытия вклада в зарубежном банке? Узнайте из материала «Уведомление налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ и представлении отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также приводятся формы в случае представления уведомления в электронном виде. Напомним, что по общему правилу, резиденты, к которым относятся юрлица, ИП, физлица, в том числе не имеющие места жительства и недвижимости на территории РФ, обязаны уведомить налоговую инспекцию не позднее одного месяца со дня открытия, закрытия или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, которые находятся за пределами Российской Федерации по утвержденной форме (ч. 2 ст. 12 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Приказ ФНС России официально опубликован 24 сентября. Следовательно, он вступает в силу 5 октября.

Нужно ли россиянам уведомлять ФНС о счетах в иностранных банках

Важная информация для тех, у кого есть российский паспорт и счета в банках за пределами России. Если вы открываете счет в иностранном банке, нужно помнить об обязанности уведомить налоговые органы России об открытии и закрытии таких счетов.

Кто должен уведомлять?

Валютные резиденты РФ. С 1 января 2018 года валютными резидентами признаются все граждане России вне зависимости от количества проведённых за границей дней. Правда с нынешнего года в законе появилась поблажка для тех, кто проживает за рубежом.

«Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней)».

Одновременно появилось еще одно новшество. Если вы проживали за рубежом, спокойно пользовались этим правом и никого не ставили в известность о своих счетах, а в следующем году провели в России более 183 дней, то придется все-таки уведомить и об этих счетах.

Если же вы находитесь в России более 183 дней в году и открываете счет в иностранном банке, то вам нужно подавать в налоговую инспекцию:

1) Уведомление об открытии счета.

2) Уведомление о закрытии счета.

3) Уведомление об изменении реквизитов счета

Уведомление представляет собой документ, в котором вы указываете свои паспортные данные, контактную информацию, сведения об иностранном банке и о самом счете. Какие-либо документы прикладывать не нужно. Кстати, в августе 2018 года ФНС утвердила новые формы уведомлений.

Срок подачи – 1 месяц с момента открытия, закрытия или изменения реквизитов счета.

Как можно подать уведомление:

— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

— через представителя, на имя которого оформлена нотариальная доверенность;

— через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России с электронной подписью;

Что будет, если не уведомить об открытии иностранного счета?

Штраф небольшой — от 4000 до 5000 рублей. Вроде как не о чем беспокоиться, если бы не одно обстоятельство. Опасность заключается не в том, что может обнаружиться счет, о котором не было сообщено в ФНС.

Проблемы могут возникнуть, если личный счет в зарубежном банке использовался с нарушением валютного законодательства. Соглашение об обмене информацией дает право налоговым органам после получения информации о счете валютного резидента в автоматическом режиме сделать новый запрос на раскрытие дополнительной информации о нем, в том числе и за прошлые годы.

Например, Вы открывали счет давно, еще до введения в законе послаблений 1 января 2018 года, о которых я писала выше. А раньше обязанность уведомлять о счете за рубежом возлагалась на всех валютных резидентов без исключения. И, конечно, вы этот счет активно или неактивно использовали.

В это трудно поверить, но ВСЕ операции с использованием средств на счетах в иностранных банках, по которым резидентами в налоговые органы не представлены уведомления, считаются незаконными валютными операциями.

И тут уже ответственность более чем существенная — административный штраф на граждан в размере от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции.

Что делать, если уже такое произошло – единого рецепта не существует. Тут как у доктора, каждому нужна индивидуальная схема оздоровления. Мы обычно с клиентом изучаем, когда открыт счет, какие именно операции проводились (именно запрещенные законом или разрешенные, но по «неуведомленному» счету), могут ли применяться сроки исковой давности или стоит воспользоваться амнистией капитала, которая сейчас как раз проходит в России.

Статья подготовлена компанией RUNWELL Consulting s.r.o., специализирующейся на вопросах валютного законодательства и налоговом декларировании доходов российских граждан в России и за рубежом.

Неожиданные последствия неуведомления о счете в иностранном банке

Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

Часть 2 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – «Закон № 173-ФЗ») обязывает валютных резидентов уведомлять налоговые органы об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках. Кроме того, валютные резиденты (за некоторыми «представительско-консульскими» исключениями) должны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) в иностранных банках (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Читайте так же:  Переоценка валютных счетов в налоговом учете
Видео (кликните для воспроизведения).

За неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность – ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ. Размеры штрафов за названные правонарушения весьма ощутимые (особенно в отношении юридических лиц), но до недавнего времени этими штрафами все и ограничивалось. То есть, не уведомил о счете в иностранном банке или не отчитался о движении средств по нему – заплати штраф и, как говорится, учти на будущее.

Но ФНС России в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/[email protected] высказала революционную, на наш взгляд, позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (т.е. даже если такие операции Законом № 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).

При этом, напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Полагаем, не нужно долго объяснять, что такой подход влечет совершенно иные последствия: сперва заплати штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ), а затем отдай еще в виде штрафа от трех четвертей до полного размера валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Данная позиция ранее в правоприменительной и праворазъяснительной практике не встречалась (по крайней мере, нам не удалось обнаружить таких прецедентов).

Прежде чем выразить свое мнение в отношении новой позиции ФНС России, обратим внимание на две важные детали:

1. В буквальной формулировке анализируемой позиции ФНС России упоминаются только физические лица – резиденты, хотя, как мы отметили выше, обязанности по уведомлению о счетах в иностранных банках и представлению отчетов по ним предусмотрены без сколь-нибудь принципиальных особенностей и для юридических лиц. Полагаем, обозначенный нюанс связан со статусом инициатора и содержанием запроса, по результатам рассмотрения которого ФНС России выпущено Письмо от 16.07.2017 № ЗН-3-17/[email protected] Вряд ли здесь налоговая служба намеревалась провести по каким-то основаниям настолько существенную дифференциацию ответственности между юридическими лицами и физическими лицами.

Исходя из этого, вероятно, изложенную в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/[email protected] позицию ФНС России предполагает применимой и для юридических лиц.

2. В Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/[email protected] говорится о незаконности валютных операций С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым не представлены уведомления и отчеты. Фраза «с использованием средств» в данном контексте, по нашему мнению, позволяет предполагать, что речь идет только о расходных валютных операциях по «сокрытому» счету.

А теперь перейдем собственно к оценке позиции ФНС России.

Законность валютной операции определяется на основании положений Закона № 173-ФЗ. Так, по общему правилу, валютные операции между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами осуществляются без «валютных» ограничений (ст.ст. 6, 10 Закона № 173-ФЗ), а валютные операции между резидентами, напротив, – по общему правилу запрещены, за исключением отдельных, прямо разрешенных Законом № 173-ФЗ, валютных операций (ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

В свою очередь, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, определяет такие операции исключительно с отсылкой на валютное законодательство (т.е. никаких дополнительных признаков незаконности валютной операции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ не устанавливает).

Соответственно, валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству (Закону № 173-ФЗ) и, таким образом, являться законной, либо нарушать какие-либо установленные валютным законодательством требования и (или) запреты, что позволяет отнести ее к числу незаконных.

При этом, ни Закон № 173-ФЗ, ни тем более ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, не определяют факт осуществления валютной операции с использованием «сокрытого» счета в иностранном банке в качестве самостоятельного и достаточного критерия незаконности такой операции (иными словами, валютное законодательство не содержит требований или запретов, ограничивающих совершение валютных операций с использованием счетов в иностранных банках, по которых не были представлены уведомления и (или) отчеты в предусмотренном ч.ч. 2, 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ порядке).

Кроме того, обратим внимание, такие «сокрытые» счета сами по себе также не становятся автоматически незаконными, запрещенными или каким-либо иным образом «дефектными» для целей валютного законодательства (подобная квалификация, вероятно, была бы возможна только в том случае, если бы валютное законодательство предусматривало разрешительный порядок открытия счета в иностранном банке и (или) разрешительный порядок владения им, но ничего подобного не установлено).

Таким образом, неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему сами по себе никоим образом не влияют на законность проводимых с использованием этого счета валютных операций.

В этой части изложенная в Письме от 16.07.2017 № ЗН-3-17/[email protected] позиция ФНС России является неким «додумыванием» валютного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, что, безусловно, недопустимо.

Такое «додумывание» при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1570-О-О, от 16.07.2013 № 1076-О, от 17.07.2014 № 1651-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (см., например: Постановление от 23.09.2014 № 24-П, Определение от 29.01.2015 № 185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.

На основании изложенного, полагаем, вышеприведенная позиция ФНС России не найдет поддержки в последующей правоприменительной практике.

Кроме того, отметим, что в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/[email protected] ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Т.е. в этом более позднем Письме ФНС России уже признает, что незаконность/запрещенность операции нужно устанавливать и доказывать отдельно.

Читайте так же:  Сколько алиментов получает юлия барановская

Об определении резидентства для целей предоставления информации о наличии счета в иностранном банке

Для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Определение понятия резидента и нерезидента для целей валютного законодательства РФ не связано с понятием налогового резидента РФ.

Понятие валютного резидента определено подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от «О валютном регулировании и валютном контроле».

По мнению ФНС России, для граждан России, постоянно проживающих в иностранном государстве, статус нерезидента начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии что период фактического пребывания за пределами территории РФ не прерывался.

Следовательно, постоянно проживающий в иностранном государстве гражданин России, прибывающий на территорию Российской Федерации, приобретает статус валютного резидента.

Вопрос: Об определении статуса налогового и валютного резидента РФ для физлица, а также об уведомлении о счетах в иностранных банках и движении средств по ним.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 декабря 2016 г. N ОА-3-17/[email protected]

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращения, сообщает следующее.

Информация, изложенная в обращениях, не позволяет дать однозначные ответы на вопросы, указанные в обращениях.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статьи 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.

На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

По вопросу предоставления информации о наличии счета в иностранном бланке сообщаем следующее.

Частями 2 и 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее — уведомление), и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее — отчет).

Обращаем внимание, что определение понятия резидента и нерезидента для целей валютного законодательства Российской Федерации не связано с понятием налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

По мнению ФНС России, для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, статус нерезидента начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина Российской Федерации возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался.

Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, согласно действующему законодательству о валютном регулировании и валютном контроле постоянно проживающий в иностранном государстве гражданин Российской Федерации, прибывающий на территорию Российской Федерации, приобретает статус валютного резидента.

Исходя из данных, указанных в обращениях, невозможно однозначно определить, являлись ли Вы резидентом Российской Федерации в понятии и целях валютного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем сообщаем, что частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что уведомления представляются не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия или изменения реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

Согласно части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ отчеты представляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее — Правила).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365, а не п. 3.

В силу пункта 3 Правил отчеты представляются ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом (исключение составляют случаи, указанные в пункте 9 Правил).

Находясь за пределами территории Российской Федерации, физическое лицо — резидент может представить в налоговый орган уведомление и отчет в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика — физического лица, который размещен на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или на бумажном носителе через представителя физического лица — резидента (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий), или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В электронном виде через личный кабинет налогоплательщика — физического лица уведомление и отчет могут быть представлены при условии, если физическое лицо встало на учет в налоговый орган по месту своего пребывания на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Можно ли оформить пенсию по старости досрочно

В целях удобства подключение к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» осуществляется независимо от места жительства физического лица в любом территориальном налоговом органе Российской Федерации. При обращении в инспекцию ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет.

Информация об инспекциях Управлений ФНС по субъектам Российской Федерации, включая контакты, адрес и реквизиты, размещена на официальном сайте ФНС России в разделе «Контакты и обращения».

Заранее запланировать визит в инспекцию и сократить время ожидания в очереди возможно, воспользовавшись интерактивным сервисом «Онлайн-запись на прием в инспекцию» http://order.nalog.ru/, который размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Электронные услуги».

Также для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем воспользоваться онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных и налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.

Уведомление налоговой об иностранном счете

Федеральная налоговая служба (ФНС) потребовала у россиян, которые владеют счетами в иностранных банках, отчитаться о движении средств по ним с приложением нотариально заверенных копий документов из иностранных банков. Соответствующие уведомления (есть у РБК) налогоплательщикам разослала московская инспекция ФНС №13.

Сотрудник отдела камеральных проверок инспекции №13 на Земляном Валу подтвердил рассылку таких писем владельцам иностранных счетов. По его словам, их получили около 1000 граждан, ранее сообщавших ФНС об открытии таких счетов (это, например, требовалось при перечислении средств из российского банка в иностранный).

Пресс-служба ФНС по России в ответ на запрос РБК сообщила, что не давала инспекциям указаний рассылать такие уведомления. Пресс-служба управления ФНС по Москве, в чьем ведении находится налоговая инспекция №13, не ответила на запрос РБК.

В письме за подписью замначальника инспекции Ирины Княжевой сказано: к отчету о движении средств по иностранным счетам надо приложить нотариально заверенные документы, которые подтверждают операции по счету, а также нотариально заверенные переводы этих документов.

Это требование выглядит неожиданно, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Закон о валютном регулировании не обязывает предоставлять вместе с отчетом какие-либо подтверждения, поясняет он. Как разъяснила в конце прошлого года ФНС, отчет должен состоять из двух листов. В них необходимо указать данные налогоплательщика и информацию о суммах в иностранных банках. «Требовать подтверждающие документы вместе с отчетом неправомерно, это — нарушение прав граждан», — отмечает пресс-служба ФНС.

Сотрудник ИФНС №13 в разговоре с РБК согласился, что граждане не обязаны добавлять к отчету какие-то документы, хотя из текста уведомления и следует обратное. «Административного наказания за подачу одного лишь отчета точно не будет», — говорит он.

Что делать владельцам иностранных счетов при получении такого письма, читайте в материале «РБК Деньги».

Куда и когда подавать уведомление о зарубежных счетах?

Уведомление о зарубежных счетах, а также отчетность по движению средств на них обязаны направлять в ФНС как физлица, так и юрлица. Рассмотрим, в какие сроки и как они могут это делать.

Уведомление об открытии или закрытии счета за границей: кого извещать

Открыв счет в банке за границей, физлицо — валютный резидент РФ (в соответствии с критериями, закрепленными в подп. 6 п. 1 ст. 1 закона «О валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ), и любое юрлицо, зарегистрированное в РФ, обязаны в течение месяца уведомить об этом налоговую службу (п. 2 ст. 12 закона № 173-ФЗ).

Иначе они могут быть оштрафованы (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП):

  • физлица — на 4–5 тыс. руб.;
  • юрлица — на сумму от 800 тыс. руб. до 1 млн руб.

Хотите узнать, кто такой валютный резидент, — читайте этот материал.

Как сообщить государству об открытии или закрытии счета за рубежом

Для того чтобы проинформировать налоговиков об открытии или закрытии счета, физлицу или организации нужно заполнить:

  • отчетную документацию по приложению № 1 к приказу ФНС от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 (при открытии счета);
  • отчетную документацию по приложению № 2 к приказу ФНС от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 (при аннулировании счета).

Передать заполненный документ в налоговую инстанцию можно:

  • лично;
  • по почте;
  • через интернет c использованием решений для электронной отчетности.

Не считая отмеченной выше обязанности по уведомлению ФНС об открытии счета, физлица и юрлица должны на регулярной основе отчитываться перед налоговиками о проводимых операциях по соответствующим заграничным счетам.

Отчет по заграничным счетам: кто и как его должен составлять

Рассматриваемый отчет обязаны предоставлять:

  • раз в квартал, до 30-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 28.12.2005 № 819);
  • с использованием бланка, отраженного в приложении к постановлению № 819.

Кроме того, юрлица вместе с отчетом по движению средств обязаны предоставлять налоговикам заверенные в нотариате и переведенные на русский язык банковские выписки, свидетельствующие о произведенных операциях.

  • до 1 июня года, идущего за отчетным, а если счет больше не используется — вместе с уведомлением о его закрытии (пп. 2, 9 постановления Правительства от 12.12.2015 № 1365);
  • с использованием бланка по приложению к постановлению № 1365.

При непредоставлении в налоговую инстанцию рассматриваемой отчетности в отношении обязанных лиц также могут быть применены штрафные меры (п. 6 ст. 15.25 КоАП):

  • для физлиц — 2–3 тыс. руб.;
  • для юрлиц — 40–50 тыс. руб.

Физлица — валютные резиденты РФ, а также все российские юрлица обязаны уведомлять налоговиков об открытии или аннулировании счета за границей в течение месяца. Другая их обязанность, установленная законом, — информирование в установленные сроки об осуществленных операциях по заграничным счетам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Узнайте больше о правоотношениях с участием российских валютных резидентов из нашей публикации.

Уведомление налоговой об иностранном счете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here