С какого возраста повышение пенсии

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "С какого возраста повышение пенсии" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Кого не коснётся повышение пенсионного возраста?

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 октября 2018 02:53

Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Закон был принят Государственной думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом федерации 3 октября 2018 года.

Принятый закон об изменениях в пенсионном законодательстве направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.

Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

Повышение пенсионного возраста не коснется нынешних пенсионеров. Они, как и раньше, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:

  1. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);

— в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);

— в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);

— в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);

— в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);

— на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);

— в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);

— на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

— трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);

— рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);

— водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);

— спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

  1. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

— женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;

— одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;

— инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);

— инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);

— гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);

— постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).

  1. для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины);

Пенсионный фонд опубликовал график выхода на пенсию по году рождения: таблицы

С чего все началось

14 июня 2018 года премьер-министр Медведев на заседании Кабинета министров сформулировал следующие условия пенсионной реформы:

  • выход на пенсию для женщин — 63 года (плюс 8 лет);
  • пенсионный возраст для мужчин повышается на 5 лет (достигает 65 лет).

По словам премьера, это пойдет на пользу всем российским пенсионерам, так как позволит улучшить их финансовое положение: появится возможность ежегодно индексировать пенсии в среднем на 1000 рублей, что более чем в 2 раза увеличивает нынешний размер индексации. Но произойти это может только в случае роста экономики страны, обеспечить который и должны трудоспособные граждане (по статистике, сейчас только четверть пенсионеров уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста). О том, что это выгодно гражданам, заявил и Алексей Кудрин.

Премьер объявил также, что изменения не будут одномоментными:

Как планировали вначале

Пенсионная реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: это самые старшие будущие пенсионеры, возраст выхода на пенсию для которых будет перенесен — на 1 год. То есть если по прежним правилам они бы выходили на пенсию в 2019 году, в возрасте 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет, то теперь это право они получат лишь в 2020 году, когда им исполнится 61 и 56 лет.

Читайте так же:  Налог со сдачи коммерческой недвижимости

Женщинам, родившимся позже, надо для расчета прибавлять по году. Арифметика не понадобится тем, кто родился в 1971 году и позже: для них возраст в 63 года станет реальностью.

Мужчинам, родившимся с 1960 по 1962 годы, нужно так же последовательно прибавлять по одному году, чтобы получить свой возраст выхода на пенсию, а для тех, кто родился в 1963 году и позже, возраст уже установлен — это 65 лет.

Педагоги, врачи и творческие работники, которые имели право выходить на пенсию досрочно, такое право сохранят, но реализовать его смогут на 8 лет позже, чем сейчас.

Для «северян» (работающих на Крайнем Севере) и приравненных к ним пенсионный возраст также отодвигается: 60 лет для мужчин и 58 — для женщин.

Для удобства редакция PPT подготовила таблицу выхода на пенсию по годам рождения, в которой изменения становятся очевидными без дополнительных расчетов.

Возраст выхода на пенсию, таблица (первый, жесткий сценарий)

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964 2020 56 +1
1965 2022 57 +2
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5
1969 2030 61 +6
1970 2032 62 +7
1971 2034 63 +8
Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959 2020 61 +1
1960 2022 62 +2
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

График выхода на пенсию (сценарий, смягченный Путиным)

Напомним предложение президента:

Дата рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 55,5 +0,5
1964, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 55,5 +0,5
1965, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 56,5 +1,5
1965, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 56,5 +1,5
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5

Таблица, опубликованная на сайте Пенсионного фонда, выглядит так:

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 60,5 +0,5
1959, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 60,5 +0,5
1960, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 61,5 +1,5
1960, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 61,5 +1,5
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

Таблица Пенсионного фонда:

Социальная пенсия — еще позже

Сроки назначения социальной пенсии по старости (ее получают граждане, которые по каким-то причинам не заработали себе пенсию страховую) также отодвигаются. Получается, что право на нее появляется:

  • у женщин — в 65 лет (вместо нынешних 60);
  • у мужчин — в 70 лет (вместо нынешних 65).

К сведению: по статистике Росстата, средняя продолжительность жизни женщин в 2017 году составила 77,4 года, а мужчин — 67,5, так что до получения социальной пенсии по старости доживет далеко не каждый мужчина.

Кого реформа не коснется

Ожидается, что возраст выхода на пенсию не будет увеличен для:

  • уже вышедших на пенсию («отзывать с пенсии» не предполагается);
  • работающих на вредных производствах (шахтеры, металлурги, железнодорожники — то есть все те, кому положена досрочная пенсия «за вредность»);
  • многодетных матерей (детей у которых — не меньше пяти) и матерей детей-инвалидов;
  • инвалидов.

Подробее обо всех предложениях президента о смягчении пенсионной реформы мы написали в статье «Путин меняет пенсионную реформу».

А для людей, которые уже вышли на пенсию и ждут обещанного увеличения ее размера в 2019 году, мы подготовили простой калькулятор, который поможет определить размер пенсии в будущем году.

С какого года рождения будет увеличение пенсионного возраста в России

Возраст выхода на пенсию для россиян

В ходе трудовой деятельности работодатели отчисляют взносы за сотрудников в пенсионный фонд. Когда на пенсию отправляют граждан, то выплату производят за счет накопленных взносов. Сегодня пенсию начисляют женскому полу в 55 лет, а мужскому в 60.

На вопрос, с какого года увеличат пенсионный возраст и на сколько лет обяжут дольше работать, ответ однозначный: возрастные рамки установят в 63 года для женщин и в 65 лет для мужчин. Когда будет повышение пенсионного возраста в России? Нововведение начнется в 2019 году.

Какие годы попадают под увеличение пенсионного возраста

С какого года рождения будет увеличен пенсионный возраст по новому закону? Планки по возрасту поднимут для женщин, рожденных в 1964 году, и мужчин 1959 года рождения. Для них законодательно зафиксирован выход на пенсию на полгода раньше обновленных возрастных планок. По нововведениям в 2028 году в 65 лет на пенсию отправят мужчин 1963 года рождения, в 60 лет представительниц слабого пола, рожденных в 1968 году.

Таблица подъема возрастных планок по годам рождения

Изначально закон предполагал жесткие требования к возрастным рамкам, но президент России внес смягчающие корректировки.

Выход на пенсию для мужчин по годам с 1 января 2019 года:

Дата рождения Новый пенсионный возраст Годы, которые добавили к порогу трудоспособности Период начисления выплат
1959 61 1 год и 6 месяцев (с правом уйти раньше на полгода) 2020
1960 62 2 года и 6 месяцев (с правом уйти раньше на полгода) 2022
1961 63 3 2024
1962 64 4 2025
1963 и младше 65 5 2028

Выход на пенсию для женщин по годам с 1 января 2019 года:

Дата рождения Новый пенсионный возраст Годы, которые добавили к порогу трудоспособности Период начисления выплат
1964 56 1 год и 6 месяцев (с правом уйти раньше на полгода) 2020
1965 57 2 года и 6 месяцев (с правом уйти раньше на полгода) 2022
1966 58 3 2024
1967 59 4 2025
1968 и младше 60 5 2028

Повышение пенсионного возраста для жителей Крайнего Севера:

Женщины / мужчины Год выхода на пенсию
Год рождения Пенсионный возраст по новому закону по старым нормативам по новому закону
1969 / 1964 50,5 / 55,5 2019 2019–2020
1970 / 1965 51,5 / 56,5 2020 2021–2022
1971 / 1966 53 / 58 2021 2024
1972 / 1967 54 / 59 2022 2026
1973 / 1968 55 / 60 2023 2028
Читайте так же:  Взыскание алиментов с детей в пользу родителей

Кому не будут повышать пенсионный возраст

Возрастные рамки оставят без изменений для лиц, работающих в отраслях с повышенной опасностью и вредностью:

  • на подземных работах, занятых в горячих цехах с высоким температурным режимом;
  • персонал локомотивных депо;
  • персонал охраны на метро и ж/д-транспорте;
  • водители грузовиков;
  • рабочие карьеров и рудников;
  • женщины, работающие на текстильных фабриках, в отраслях с тяжелыми условиями высокими темпами труда;
  • топографы-геодезисты геологических отрядов;
  • бригады по поискам пропавших людей;
  • лесоустроители;
  • штат морских и речных рыболовецких судов;
  • горнорабочие, спасатели под землей и в горах, рабочие и строители угольных и рудных шахт, рудодобывающих карьеров;
  • летчики и обслуживающий воздушные суда гражданского назначения штат;
  • сотрудники тюрем;
  • водители-трактористы, занятые в сельском хозяйстве;
  • сотрудники погрузочно-разгрузочной техники на строительстве дорог;
  • водители пассажирского транспорта в городах;
  • спасатели и рабочие аварийных служб.

Кому не поднимут возрастные планки по причинам социального характера:

  • мамам, имеющим свыше пяти детей, достигших 8-летнего возраста;
  • родителю ребенка-инвалида с детства, достигшего 8 лет;
  • лицам, опекавших инвалидов с детства до 8 лет;
  • женщинам-северянам, имеющим больше двух детей;
  • лицам, которые приобрели инвалидность из-за войн;
  • лицам с инвалидностью по зрению I группы;
  • карликам и лилипутам;
  • промысловым рыбакам, охотникам, оленеводам КС.
  • ликвидаторам взрыва на чернобыльской АЭС;
  • летный штат, испытывающий опытную и серийную авиацию, десантно-парашютных образцов техники воздушного плавания и космической.

Зачем внедряют нововведения

Чиновники приводят доводы в защиту нововведений пенсионного возраста. Первый аргумент — уменьшение числа граждан, способных к труду. Второй — рост длительности жизни. Перечисленные аргументы, как полагают законотворцы, усугубят кризис пенсионного механизма, и, чтобы он не произошел, внедряют подъем пенсионного возраста. Утверждают, что подъема возрастных рамок не избежать, чтобы не допустить диспропорции работающих и пенсионеров и устранить нехватку средств ПФ. Оппоненты подъема возрастных рамок говорят, что нововведение приведет к росту числа рабочей силы и увеличению безработицы, так как рабочих мест не хватит для молодежи и пожилых граждан, которых обяжут трудиться дольше.

Противники и защитники реформы не принимают во внимание, что пенсионный механизм связан с экономическими процессами. Рост показателей экономики приводит к сокращению числа трудящихся для содержания пенсионеров. Нововведения приведут к негативным последствиям: с возросшим количеством работников компании откажутся от идеи модернизировать производство. По статистическим данным, работает 14 миллионов пенсионеров, поэтому чиновники и поднимают возрастные рамки. Повышая пенсионный возраст, законотворцы не принимают во внимание, что пенсионеры продолжают работать после 60 лет не по своему желанию, а из-за мизерных выплат.

Сторонники внедрения реформы предлагают не взимать страховые взносы с пожилых сотрудников, чтобы повысить мотивацию работодателей их трудоустраивать. Мера приведет к повышению конкурентоспособности и оплаты труда работников почтенного возраста на рынке занятости, к экономии 1,6 трлн бюджетных рублей. Общественные правозащитники призывают спросить у пенсионеров, до какого возраста они планируют трудиться. Организовывать подъем возрастных рамок нужно, учитывая мнение граждан.

Для бюджета выгодно, когда в стране сокращается количество пенсионеров, следовательно, уменьшается число выплат. Члены парламента утверждают, что подъем возрастных рамок приведет к увеличению пенсии на 1000 рублей в год и индексировать выплаты свыше инфляции. Прогнозируют, что нехватка средств ПФ сократится, нагрузка на трудящихся понизится. Законотворцы опираются на опыт западных стран, но не принимают во внимание, что уровень медицины и жизни у них в разы превышает российский.

Политики отмечают: «Сегодняшние пенсионеры — это люди, полные сил, они готовы работать дольше. Задача правительства — обеспечить их работой. Продлевая период трудовой жизни, мы продлим молодость людям. Рано списывать со счетов пятидесятипятилетних женщин и шестидесятилетних мужчин». Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что человек, который продолжает работать, сохраняет активность и молодость дольше тех, кто рано прекращает трудовую деятельность.

Граждане выступают против позиции чиновников: «Нельзя уравнивать офисных менеджеров и шахтеров, горняков, золотодобытчиков». В процессе дискуссий в императив внесены поправки, сохраняющие льготы для людей, занятых на вредных производствах, многодетных матерей и других категорий граждан.

Почему пенсионеры работают на пенсии

По сведениям статистики, 35% пенсионеров в России работают, находясь на пенсии. Это связано с низкой выплатой пенсии. Людям затруднительно примерять на себя роль пенсионера, а если гражданин чувствует силы и способность трудиться, накопил опыт в профессии и жизни, то задача правительства предоставить ему возможность работать и помогать решать задачи предприятий. Признание востребованности в солидном возрасте поможет людям преклонных лет повысить качество жизни. Происходит нивелирование смысла пенсии по достижении старости. Закон устанавливает, что пенсия выплачивается по наступлению нетрудоспособности из-за старости. Закон внедрен в 1956 году, сейчас время изменилось. Люди в 55 и 60 лет трудоспособность не утрачивают. В 1960–1970 годы на одного пенсионера пропорция составляла 7–8 трудящихся. Сегодня одного пенсионера кормят 1,7 рабочих. Перекос произошел, потому что сейчас отправляются на пенсию люди, рожденные после войны в эпоху подъема рождаемости. «Кормят» их дети 1980-1990 годов — этапа провала в рождаемости.

Во времена СССР на крупных фабриках и предприятиях создавали специализированные фонды помощи пенсионерам, в прошлом работавшим на заводе. У людей возникло убеждение: «Я отработал нормативное число лет — правительство обязано мне платить». Сейчас правительство подталкивает людей к мысли, что о предстоящей пенсии надо заботиться самим.

В России с 2002 года механизм начисления пенсий заработал по распределительно-накопительному принципу, вместо распределительного. Законодательное утверждение механизма накоплений в пенсионной схеме привело к возникновению пенсионных сбережений. У граждан начало изменяться сознание — пенсию возможно накопить, а накопленными средствами — распоряжаться, переводить в НПФ. После «заморозки» накопительной части пенсии заработала распределительная пенсионная схема, в которой трудящиеся содержат пенсионеров. В 1992 году законодательно разрешили работать НПФ, которые внедряли пенсионные программы для компаний. Людям прививали мысль, что пришла пора изменить восприятие будущей пенсии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Россия — страна, живущая за счет экспорта сырья. Когда нефть дорожает, акции на биржах растут — пенсионный фонд пополняется постоянно. При возникновении дефицита бюджета накопительную часть пенсии «заморозили», а накопления направили на страховую часть пенсии. Положение осложнилось, в ПФ дефицит средств для содержания людей преклонных лет. Пришло время народу заботиться о будущей пенсии самостоятельно, а не надеяться на государство. В России один из низких уровней пенсионного возраста.

Читайте так же:  Митинги против пенсионной реформы последние новости

Политики приводят в пример схему выплат пенсий в Америке. Там гражданин отчисляет 40% оплаты труда на страховые взносы, но эти средства ему не возвращаются. Менталитет граждан Америки — копить себе на старость самостоятельно. Если сам не накопишь, то в преклонных годах останешься без денег.

Перспективы развития НПФ в России

В России созданы НПФ с персональными программами накоплений пенсионных средств для народа. Согласно программам, гражданин вправе вносить в фонд суммы от 150 рублей и обеспечить себе безбедную старость. Правительство рекомендует взнос в размере 0–6% оплаты труда за месяц. Экономисты считают, что развитию персональных и корпоративных схем НПФ способствует внедрение льгот для компаний. Законотворцы планируют достичь замещающего коэффициента 40%, следовательно, назначаемая пенсия должна составлять 40% от получаемой оплаты труда. Коэффициент в России сегодня равен 30%. Средняя оплата труда равняется 41 000 рублей, а пенсия 13 700 рублей. Для достижения коэффициента 40% важно мотивировать людей к созданию сбережений.

Финансисты советуют пользоваться государственной и негосударственной схемой сбережения пенсионного капитала. В НПФ хранить деньги выгоднее, чем на счете в банке. Накопления носят название «длинные деньги», так как они копятся в течение долгого периода, помогая экономике государства или региона.

Вследствие долгого периода сбережений в НПФ накапливаются средства, но откладывают их малыми взносами. НПФ придерживаются консервативной политики в области инвестиций и содержат диверсифицированный набор инвестиций. Если граждане отложат средства на пенсию самостоятельно, то накопят себе средства к преклонным годам. Надеяться на государственные пенсии не приходится. Пенсионная схема государства утверждает правила игры. При возникновении проблем государство в первую очередь решает их и изменяет правила игры, как сейчас. Обязательства и решения о будущей пенсии в руках каждого гражданина.

Цель модернизации пенсионной схемы — рост размера пенсий и повышение благосостояния народа. Меры, разработанные депутатами, обеспечат рабочими местами пожилых граждан, позволят переобучить и позаботится о здоровье.

После ухода Путина пенсионный возраст поднимут еще раз

Выигрыш, который дала государству реформа, испарится к 2028 году

Отставание уровня пенсий от зарплат будет нарастать, и вести к падению качества жизни пенсионеров. Более того, после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста. Это следует из доклада Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…», представленного на Апрельской конференции в Высшей школе экономики.

При повышении пенсионного возраста главный ориентир — не индексация по уровню инфляции, а отношение среднего размера страховой пенсии по старости к средней зарплате, отмечается в докладе. Это так называемый коэффициент замещения, который характеризует выполнение пенсией своей основной функции — компенсации утрачиваемого заработка людей.

Повышение пенсионного возраста в том виде, в котором оно было одобрено, дало результат. По расчетам РАНХиГС, без него коэффициент замещения снизился бы с 32,8% в 2018 году до 27,9% к 2030 году, а потом и до 22,9% к 2050 году. Эти выкладки справедливы, если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год.

Так вот, повышение возраста выхода на пенсию при таком росте ВВП динамику снижения замедляет — до 32,8%, 32,1% и 26,5% в 2018, 2030 и 2050 годах соответственно.

Проблема, однако, в том, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться и при ускорении роста экономики. Чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечают авторы доклада.

Разумеется, рост ВВП в какой-то пропорции ведет к росту зарплат, но пенсии если и растут, то только в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР). Их будет сдерживать рост демографической нагрузки, а решения проблемы за счет наращивания трансферта правительство как раз хотело бы избежать.

Так уже было недавно, указывают авторы доклада: в нулевые при бурном росте экономики среднемесячные зарплаты увеличивались быстрее пенсий, в результате коэффициент замещения снизился — до 22,9% к 2007 году с 34,7% в 1997 году. В результате государству совокупно за три года пришлось увеличить пенсии в 2,4 раза (на 76% в реальном выражении) — прежде всего за счет увеличения бюджетных трансфертов ПФР на 3,6% ВВП.

Если допустить, что пенсионная система останется неизменной — основанной на принципе солидарности, при которой пенсии сегодняшним пенсионерам выплачиваются за счет взносов из зарплат работающих — то в не столь отдаленном будущем эти проблемы вернутся.

Пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 года, и особенно после 2028-го, когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечается в докладе.

По мнению его авторов, обсуждение этих проблем нельзя откладывать. Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы решены: даже к такому болезненному решению, как еще одно повышение пенсионного возраста, не исключено, придется прибегнуть еще раз.

— Доклад основан на ложных предпосылках, и его авторы выдали себя, обратившись для примера к нулевым годам, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Дело в том, что в нулевые была резко снижена ставка страховых взносов, и особенно в Пенсионный фонд. В 2000 году ставка составляла 29% (28% с работодателя, 1% с зарплаты), а потом ее снизили до 20%, плюс ввели регрессивную шкалу. Вот ларчик и открылся — почему пенсии упали по коэффициенту замещения.

Упали они настолько резко, что Владимир Путин к концу нулевых, видимо, понял, что ему на третий срок не переизбраться — и приказал поднять страховые взносы: общая ставка составила 34%, из них в Пенсионный фонд стали отчислять 26%. В результате, в 2011 году был достигнут 40-процентный коэффициент замещения.

Правда, так продолжалось всего один год. После этого правительство стало постоянно блокировать 34-процентный взнос — понижать его планку.

Юрий Горлин прав — в свое время трансферты из бюджета в Пенсионный фонд увеличились. Но на что они шли? В основном, на накопительные пенсии, где впоследствии расхищались. Так что это тоже пример не совсем удачный.

На мой взгляд, риск устойчивости пенсионной системы, о котором говорит Горлин, может возникнуть в одном случае: если страховой тариф в ПФР снизить с нынешних 22% до 20%. Вот тогда действительно для пенсионной системы повторятся нулевые.

Читайте так же:  Есть ли надбавка к пенсии матерям

«СП»: — То есть, либералы хотят дополнительно снизить ставку тарифа страховых взносов в ПФР, и покрыть это снижение за счет нового повышения пенсионного возраста?

— Да, и это является миной замедленного действия под Кремль. Сейчас реальная средняя продолжительность жизни мужчин в России — всего 67 лет. Реформа подняла пенсионный возраст до 65 лет. Если его еще раз поднять в конце 2020-х, пенсионный возраст у нас будет выше, чем средняя продолжительность жизни. Это значит, что больше половины пенсионеров-мужчин до пенсионного возраста вообще не доживут.

При таких перспективах в обществе будет неизбежно нарастать недовольство властью и отчуждение от нее. На деле, еще раз повысить пенсионный возраст — значит, создать предпосылки для массовых социальных волнений.

«СП»: — Почему ВШЭ продвигает такие идеи?

— На мой взгляд, это делается в интересах крупного бизнеса. Снижение ставки страхового тарифа позволяет работодателям снизить затраты, и одновременно бьет по пенсионерам.

Все это, замечу, резко противоречит обязательствам России.

С 1 января 2019 года, напомню, вступила в действие ратифицированная РФ конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». В том числе, ратифицирован ее раздел по пенсионному обеспечению. А там сказано, что коэффициент замещения — отношение средней пенсии к средней зарплате — должен составлять 40%. Более того, в 1972 году МОТ уточнил: коэффициент должен быть 52%.

Замечу, что в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установили коэффициент замещения 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

На деле, пенсию в размере половины оклада в Российской империи получал действующий армейский резерв. То есть, традиция «половинной» пенсии очень давняя, и даже большевики ее не ломали.

А теперь ее ломают наши либералы, убеждая при этом, что они всеми силами пытаются достичь народного блага.

— В мире только одна организация полностью поддержала российскую пенсионную реформу — это МВФ, — отмечает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. — Фонд отметил, что благодаря реформе людям в России придется — подчеркну, именно придется — работать дольше. А значит, ВВП РФ вырастет.

По сути, это как раба заставить работать не восемь часов, а девять. В этом случае, да, ВВП вырастет — и не надо развивать экономику, промышленность, повышать производительность труда.

Заметьте, либералы все время бубнят, что у нас главная проблема — низкая производительность труда. Но каким образом они ее решают? Заставляют людей работать больше — только и всего!

На деле, основная беда в том, что зарплаты в России очень низкие, особенно в регионах. А именно с зарплаты работодатель платит отчисления в ПФР. Потом, мы прекрасно знаем: значительная часть зарплат в России — «черные». Работнику в ведомости пишут низкую зарплату, чтобы предприниматель меньше платил в ПФР, а в конверте дают деньги, с которых налоги не платят.

Вот и считайте. Даже если с зарплаты в 11 тысяч рублей честно платить в Пенсионный фонд — много ли в фонде будет?!

Выход из такой ситуации — либо заставлять людей работать больше, либо повышать зарплату. Я за второй вариант: он приведет к росту отчислений в ПФР, и это драйвер роста экономики. Если человек начинает получать более высокую зарплату, он покупает больше товаров, производитель начинает больше товаров производить, и платить больше налогов государству.

Но правительство второй путь игнорирует, и предпочитает заставить людей работать до смерти.

«СП»: — Кремль может еще раз поднять пенсионный возраст, или его удержат политические риски?

— Если народ — как они считают — схавал пенсионную реформу номер один, не вышел на митинги — почему не попробовать еще раз? Вы поймите: во всем капиталистическом мире способность правительств выжимать из людей бабки лимитируется только одним — протестом населения. И ничем больше.

Протест выражается — я призываю к законным его формам — в массовых манифестациях и шествиях, а также в результатах голосования на выборах. Вот я и призываю в сентябре дать бой «Единой России» — ни отдать ей ни единого голоса. Чтобы представители партии власти повылетали из всех парламентов.

Вот тогда они одумаются — я вас уверяю. И поймут, что не надо народ больше трогать. А если мы терпим — почему бы еще раз не рискнуть с повышением пенсионного возраста?

С какого возраста повышение пенсии

Пенсионный возраст в России нужно повышать: если все оставить как есть, нагрузка на экономику будет увеличиваться, а реальные пенсии будут сокращаться, следует из доклада «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», подготовленного экспертами РАНХиГС — государственной академии, чьи расчеты часто поступают в правительство.

Экономисты Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева разработали четыре сценария повышения пенсионного возраста, оценив их финансовый эффект и социальные риски. Оптимальный вариант в их анализе — увеличение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин с шагом «плюс три месяца к пенсионному возрасту» ежегодно в первые четыре года реформы, далее — по шесть месяцев ежегодно (см. инфографику).

«Разработки экспертов РАНХиГС всегда анализируются в правительстве, часть из них используется при принятии решений», — сообщил РБК источник в социальном блоке правительства. Например, новые демографические меры по предоставлению семьям ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка и выплат из маткапитала при рождении второго были разработаны именно экспертами РАНХиГС, заявила вице-премьер Ольга Голодец на форуме РСПП 7 февраля. «Я благодарю Академию народного хозяйства, Татьяну Михайловну Малеву, это была ее идея», — сказала Голодец.

Почему пенсионный возраст нужно повысить

Важнейший параметр российской пенсионной системы — это соотношение численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и численности пенсионеров, отмечают авторы. В 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55) составит 25,5%, к 2030 году она возрастет до 28,3%, следует из среднего варианта демографического прогноза Росстата. Согласно прогнозу Минэкономразвития, к середине 2030-х годов численность пенсионеров сравняется с количеством работников, за которых уплачиваются страховые взносы, а затем и превысит его. Это означает, что уже в 2036 году работающий гражданин будет нести материальную ответственность за себя, свою семью и дополнительно за одного пенсионера, а в дальнейшем — более чем за одного, пишут экономисты РАНХиГС.

Читайте так же:  Налог 29 личный кабинет физического лица

Этот разрыв будет увеличиваться из-за «беспрецедентного по масштабам и продолжительности» сокращения экономически активного населения: убыль трудоспособного населения за период с 2017 по 2030 год составит 4 млн человек, по прогнозу Росстата.

Демография — не единственная проблема, утверждают экономисты. В России сформировался значительный теневой сектор экономики, в рамках которого с зарплат не отчисляются взносы в пенсионную систему, что снижает объем ее доходов. Пенсионный возраст в сравнении со странами ОЭСР в России низкий — для мужчин он на четыре года ниже, чем в среднем в Европе, для женщин — на восемь лет. А в результате распространения досрочных пенсий фактический возраст начала выплат меньше законодательного. Наконец, длительность среднего трудового стажа сейчас ниже, чем в середине 1930-х годов, когда был установлен и после этого не менялся текущий пенсионный возраст.

Если пенсионный возраст оставить неизменным, то, по подсчетам экспертов РАНХиГС, для поддержания текущего соотношения среднего размера пенсии и средней зарплаты (около 35%) потребуется повысить ставку страховых пенсионных взносов на 5 п.п. (сейчас тариф составляет 22%), то есть увеличить нагрузку на работодателей. Или увеличить трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета с 2,3% ВВП в 2016 году до 3,6% ВВП к 2050 году. Если ничего этого не делать, пенсия по отношению к зарплате снизится с текущих 35 до 24% к 2050 году. «Такой вариант влечет высокие социальные и политические риски: рост социальной напряженности, еще большее распространение бедности, снижение экономической активности, теневизацию экономики и пр.», — подводят итог экономисты.

Как повышать возраст выхода на пенсию

Главная цель увеличения пенсионного возраста — повысить возможности для роста пенсий и снизить нагрузку пенсионной системы на бюджет и экономику, утверждают авторы расчетов. У пенсионной реформы в России есть серьезные демографические ограничения, оговариваются эксперты.

При действующем пенсионном возрасте 60 лет для мужчин ожидаемая продолжительность их жизни на пенсии составляет около 16 лет, а вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии).

У российских молодых женщин сегодня больше шансов дожить до пенсионного возраста (92%), и они дольше живут на пенсии (около 26 лет). При повышении пенсионного возраста женщин до 60 лет показатели России будут на среднем уровне (между Швецией и Словакией), до 63 лет — станут наихудшими среди развитых стран.

Пенсионный возраст следует повысить до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин — это оптимальный сценарий с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий, считают экономисты. Повышение должно происходить постепенно, чтобы население и рынок труда смогли лучше адаптироваться. Темпы увеличения пенсионного возраста не должны превышать трех—шести месяцев в год. Финансовый эффект рассчитывался экспертами как изменение баланса доходов/расходов пенсионной системы в сравнении с базовым вариантом, когда пенсионный возраст не меняется.

Эксперты подчеркивают, что власти должны определить прозрачную схему распределения дополнительных поступлений от того, что люди будут работать дольше. Важно объяснить гражданам, что определенная часть вырученных средств будет направлена на увеличение размера пенсий, а не только на экономию средств бюджета. «В противном случае социальное сопротивление населения будет вполне обоснованно, и не исключено, что оно станет непреодолимым барьером на пути дальнейшего реформирования всей пенсионной системы», — указывают экономисты.

Почему пенсионный возраст менять не нужно

Сегодня значительная часть работающих пенсионеров занята на низкооплачиваемых рабочих местах, для них пенсия — это дополнительный к зарплате доход, который помогает поддерживать уровень жизни. В результате повышения пенсионного возраста уровень бедности может возрасти, приводят авторы возможные контраргументы против сценариев. В таком случае государству придется увеличить расходы на социальную защиту населения.

Население России характеризуется плохим состоянием здоровья, и с достижением пенсионного возраста происходит утрата работоспособности. Средняя продолжительность здорового периода жизни для мужчин составляет 61 год, и продлевать пенсионный возраст дальше порога старости нельзя — это приведет к росту смертности, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. По его словам, 50% населения в возрасте 60 лет имеют заболевания, на основании которых можно оформлять пенсию по инвалидности.

Повышение пенсионного возраста создает риски роста безработицы как среди молодежи, так и среди работников старшего возраста, продолжает эксперт. «Возраст дискриминации на рынке труда начинается с 45 лет. 70% лиц, которых оставят на рынке труда, останутся безработными. Рынок труда не сможет переварить этих людей, их некуда устраивать», — сказал РБК Сафонов. Безработица остановит рост зарплат, фонд оплаты труда в динамике начнет отставать от уровня инфляции. «Пенсионные обязательства, которые индексируются по уровню инфляции, будут расти быстрее, чем доходная база пенсионной системы», — предупреждает Сафонов.

Президент России Владимир Путин в декабре 2017 года заявил, что окончательного решения по вопросу повышения пенсионного возраста не принято. По его словам, если такое решение и будет принято, то оно не должно стать «шоковым», а само повышение должно происходить «постепенно и мягко».

Стратегия развития России до 2035 года, разработанная для президента Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, содержит предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста. «В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет», — говорил Кудрин в январе 2017 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Решение об изменении пенсионного возраста не принято. Необходимо широкое общественное обсуждение этого вопроса. Минтруд России сотрудничает с широким кругом экспертов по вопросам государственной социальной политики», — сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. В Минфине переадресовали запрос РБК в Минтруд. Минэкономразвития не ответило на запрос на момент публикации.

С какого возраста повышение пенсии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here