Результаты пенсионной реформы в россии

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Результаты пенсионной реформы в россии" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Читайте так же:  Как исчисляется задолженность по алиментам

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Пенсионная реформа: 2020-й станет проклятием для миллионов россиян

«Служил на флоте 3 года. В стаж не включили. Надо было откосить?»

На сайтах юридической поддержке населения и на многочисленных форумах, посвященных пенсионной реформе, фиксируется рост вопросов примерно такого содержания: «В следующем году мне исполнится 60 год (или как вариант 55 лет — для женщин), когда я пойдут на пенсию?».

Несмотря на многочисленные чиновничьи разъяснения, пожилые люди не воспринимают лишенную здравого смысла формулу повышения пенсионного возраста. В голове не укладывается, почему одним предпенсионерам подняли на 6 месяцев, вторым на 18 месяцев, а третьим — на 36 месяцев, если все они, по сути, сверстники. Нет, пожилые люди в курсе «людоедских» нововведений, но такая постановка вопроса означает несогласие и обиду, в том числе и на житейскую несправедливость.

«Моя подруга родилась в декабре 1964 года, а я — в январе 1966 года, причем мы учились в одном классе. Она станет пенсионеркой через полгода, а я — через 5 лет. Где справедливость, „дорогие“ чиновники? Каким местом вы думали, когда устанавливали такие нечестные правила?», — возмущается Галина Ивановна Д., работающая, как и её бывшая одноклассница, кассиром в сетевом магазине.

Предпенсионерка жалуется на тяжелый труд, обострение хронических заболеваний, маленькую зарплату и мечтает нянчить внука, как только пойдет на заслуженный отдых. Точно так, как и её напарница, которая старше всего на 13 месяцев и которой «сказочно повезло». Одно дело продержаться 6 месяцев, другое — долгих и непредсказуемых 5 лет.

Напомним, в августе прошло года Путин в своем телеобращении к россиянам, сделал «послабления» к пенсионной реформе, которые поделили пожилых людей на тех, кому «немного потерпеть», и на тех, кому «пахать — не перепахать». По сути, глава демократической вроде России своей властью одних помиловал, а других — без вины наказал.

«Предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста, — сказал президент — Для примера: человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть повторю, на 6 месяцев раньше».

Такое президентское решение, в конечном счете, обернулось чудовищной несправедливостью, в результате которой со второго полугодия 2022 года и до 1 января 2024 года в нашей стране вообще не будут оформляться трудовые пенсии. Надо понимать, за это время вполне могут усложниться правила ПФР.

Значит, далеко не факт, что рожденные в 1960 годах и позже вообще дождутся пенсии в обозначенные сроки. Одни умрут — другим предложат поработать еще. Ведь чиновники одним росчерком пера пересмотрели период дожития. Что мешает правительству усложнить, к слову, определение стажа. Например, учитывать только те годы, когда работник отпахал не менее 250 рабочих дней и сформировал индивидуальный пенсионный капитал эквивалентный двум баллам и больше. Иначе, дескать, не получается начислить даже минималку. Тем более, телодвижения в этом направлении уже были.

«Я родился в марте 1960 г. Соответственно, в марте 2020 г. мне будет 60 лет. На сайте госуслуг стаж (учтенный для целей назначения пенсий) 42 г. 5 месяцев. Я обратился в местный ПФР с вопросом, могу ли я досрочно выйти на пенсию. Мне ответили, что служба в армии не засчитывается в страховой стаж, а я, между прочим, служил в ВМФ 3 года. Получается, „откосить“ правильней было бы?», — спрашивает предпенсионер на форуме «Пенсии 1960».

Чиновники — ему: «мил человек, какой стаж? Какая пенсия? Ты же на своем корабле страховые вносы не платил, значит, жди свой срок». И вообще «службу в армии учитывают как принимаемый в пенсионный страховой стаж нестраховой период, исходя из его фактической календарной продолжительности». В итоге мужчина, отдавший три года флоту, выйдет на пенсию на полтора года позже, думая «ничего себе, как меня отматросили».

Читайте так же:  Налоговая декларация по ндс нулевая образец заполнения

Как известно, в советское время службу в армии учитывали в трудовом стаже, а сегодня внесена специальная поправка «Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу». Если парня взяли сразу после школы, а, отслужив, он не устроился на следующий день на завод, а, к примеру, решил учиьтся в вузе, ПФР не зачтет ему 3 года. Странная, однако, логика у властей.

То, что в результате таких бюрократических игр люди могут остаться без денег в предпенсионном периоде, вообще мало кого из представителей власти волнует. На этот счет у них всегда есть «оригинальные предложения». На том же форуме можно найти такую грустную историю:

«Муж работал несколько лет кочегаром в котельной клуба при администрации села, он 1960 года рождения. Работал по договору на отопительный сезон, а летом состоял на учёте в центре занятости. Когда в августе 2019 г муж пришёл в администрацию вновь устраиваться на работу, глава администрации сказала, что уже набрала рабочих. Муж поехал в центр занятости, ему сказали, что только в апреле следующего года можно встать на учёт. Он остался без средств к существованию».

Что же ему делать? Как жить? А ему в ответ советуют воспользоваться государственной и иной поддержкой личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Мол, «поскольку ты — деревенский», разводи кроликов, птицу, свиней. И «будет тебе счастье». Правда, сразу предупреждают, что «по этим программам деньги можно тратить только на развитие ЛПХ — на покупку животных и птицы, кормов для них, устройство сараев и клеток». Нецелевое расходование средств повлечет уголовную ответственность.

То есть обогревать кур можно — себя нельзя! Корм для свиней — это правильно, хлеб для себя — тюрьма. Причем, бывшему кочегару придется конкурировать с промышленным птицеводством или гигантскими свиноводческими комплексами. Думается, что предпенсионер точно знает исход этого предпринимательства. И в самом деле, был бы такой малый бизнес рентабелен — на селе и без «умников» из правительства разводили бы птиц в ЛПХ.

В принципе, по такой же схеме организованы и другие программы «поддержки» предпенсионеров — мнимая забота, очковтирательство и ложные ориентиры.

Надо понимать, что в предстоящий 2020-й год выйти на пенсию по старому законодательству должны люди, которые в массе своей прожили тяжелую жизнь. Достаточно сказать, что в их молодость и зрелость смертность намного превышала рождаемость. Развал СССР, шоковая терапия, грабительская приватизация, закрытие заводов и фабрик, ельцинская гиперинфляция, бандитизм 90-х, тотальные «серые» зарплаты «нулевых», — это далеко не полный перечень событий, которые выпали на их долю. Прибавьте к этому денежные реформы, девальвации, всякие МММ, коллекторов, чтобы понять, как важна для женщин и мужчин пенсия в 55 и 60 лет соответственно.

Если бы у нашей власти была бы совесть, она пощадила бы это измученное поколение. А вводить разные сроки выхода на пенсию вообще является верхом цинизма, деля пожилых людей на «счастливчиков» и «неудачников». Тем более, еще до пенсионной реформы ультраправый либерал Алексей Кудрин предлагал повышать пенсионный возраст каждый год на полгода, растянув этот период на 15 лет. Тем самым, бывший министр финансов и нынешний глава Счетной палаты слал сигнал, что более медленное повышение пенсионного возраста тоже вполне устраивает власть.

Вместо этого кабинет Медведева «врезал» по пожилым россиянам, установив «людоедские» темпы — по году в год! В своем желании ухудшить жизнь гражданам нашей стране Дмитрий Анатольевич при полной поддержке Владимира Владимировича «переплюнул» даже Алексея Леонидовича!

Почему результаты пенсионной реформы не оправдали ожидания?

Результаты пенсионной реформы. Фото: lentachel.ru

Своим мнением относительно того, почему пенсионная реформа проводилась в такой спешке, а также тем, почему результаты пенсионной реформы далеки от совершенства, поделился экономист Владимир Назаров. К числу основных итогов экономист относит индексацию выплат пенсионерам, относящимся к категории неработающих, проведенную в начале прошлого года, которая, составив 7,05%, практически вдвое превысила уровень инфляции.

В текущем году ожидается повторение ситуации, так как при прогнозируемом уровне инфляции в 3% индексация пенсии с первого января составила 6,6%. О других реформах, связанных со стабилизацией расходов ПФР, а также о влиянии принятых решений на рынок труда, в данный момент, как отмечает эксперт, говорить преждевременно. Напомним, что в России намечается введение ГПП — гарантированного пенсионного плана.

Результаты пенсионной реформы. Фото: banki.ru

Стоит отметить, что в развитых странах об изменении пенсионного возраста принято говорить заранее, как в Германии, где власти уже сообщили о том, что данная процедура будет осуществлена в 2030 году. В некоторых странах, таких как Швейцария, вообще пошли по пути референдума. В России же, как отмечает эксперт, референдум неприемлем, так как повышение возраста является единственным на данный момент действенным способом сохранения уровня пенсионных выплат в условиях стремительного старения населения РФ.

Владимир Назаров не видит каких-либо серьезных недостатков в проведении реформы, но отмечает наличие некоторых проблем в сфере социальной защиты населения. Введение процедуры уголовной ответственности, связанной с увольнением сотрудника предпенсионного возраста, может привести к тому, что резко возрастет дискриминация по возрастному принципу в момент приема на работу.

Одной из важнейших проблем рынка труда в РФ является теневой сектор экономики, в связи с чем многие внебюджетные фонды, к числу которых относится и ПФР, лишаются довольно значительной части денежных средств. Стоит отметить, что потенциал для сокращения доли теневого рынка существует, так как жесткое трудовое законодательство и большие налоги на труд, составляющие 40%, только усиливают занятость, носящую неформальный характер.

Новой пенсионной реформы не будет

«В области пенсионного обеспечения все решения приняты, закреплены, и никаких изменений там не планируется», — сказал глава государства, отвечая на вопрос, почему государство меняет каждые несколько лет правила пенсионной системы и не стоит ли их закрепить.

«Никакой новой пенсионной реформы не готовится и даже не обсуждается ни в правительстве, ни в Госдуме», — заверил Владимир Путин.

«Некоторые предложения Минфина относятся только к накоплениям, которые фактически можно считать инвестициями, и вопрос идет о их защите», — объяснил глава государства.

Читайте так же:  Единовременная выплата из накопительной пенсионной

Восемь основных пунктов пенсионной реформы

В ближайшие годы россиян ждет поэтапное повышение пенсионного возраста. Женщинам его поднимут — с 55 до 60 лет, а мужчинам — с 60 до 65 лет. «Комсомолка» резюмирует, в каком виде был принят закон и кого он коснется.

ПРИБАВКА В ТЫСЯЧУ КАЖДЫЙ ГОД

Для нынешних пенсионеров в результате этой реформы ровным счетом ничего не меняется. Точнее, есть только приятные новости — в ближайшие шесть лет средняя пенсия в стране будет расти примерно на тысячу рублей каждый год и вырастет с 14 до 20 тысяч рублей в месяц. Такие темпы — примерно вдвое выше инфляции. Для сравнения, по итогам этого года Минэкономразвития прогнозирует рост цен не выше 3,4%. А пенсии с января следующего года будут проиндексированы на 7%.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период. Он продлится 10 лет — с 2019-го по 2028 год. В итоге в 2028 году начнут выходить на пенсию мужчины 1963 года рождения (в возрасте 65 лет) и женщины 1968 года рождения (в возрасте 60 лет).

При этом условия для назначения социальной пенсии по старости (для тех, кто не выработал минимальный трудовой стаж) будут тоже повышаться — до 65 лет для женщин и до 70 лет для мужчин.

СКИДКА В ПОЛГОДА В БЛИЖАЙШИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА

Для тех, кто должен был уходить на пенсию по старым правилам в 2019-м и 2020 годах, есть послабление, которое внес президент. Пенсионный возраст для них будет повышаться по общим правилам, но они смогут воспользоваться «скидкой». К примеру, если мужчине исполняется 60 лет в январе 2019 года, то по новым правилам он должен был бы выйти на пенсию только через год — в возрасте 61 года. А теперь это можно сделать на полгода раньше — в июле 2019-го.

Те же правила действуют и для слабого пола. Например, если женщине исполняется 55 лет в октябре 2020-го, то на пенсию она сможет уйти не в октябре, а в апреле 2022 года, то есть тоже на полгода раньше новых правил.

При этом для мужчин 1961-го и для женщин 1966-го годов рождения (и тех, кто младше) будут действовать уже стандартные правила, то есть «скидка» на них действовать не будет. Они смогут выйти на пенсию в 2024 году в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ

Видео (кликните для воспроизведения).

Многодетным матерям дали дополнительные льготы. Во-первых, для тех, у кого пятеро детей, возраст выхода на пенсию не изменится (50 лет). А те, у кого трое или четверо детей, смогут выйти на пенсию на три и четыре года раньше. Соответственно, в 57 и 56 лет.

ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Для граждан, работающих на местах с опасными и вредными условиями труда, правила выхода на заслуженный отдых не изменятся. В список входят те, кто работают в шахтах, разрезах, рудниках, лесоповале, горячих цехах, а также машинисты железнодорожных составов, летчики гражданской авиации, водители пассажирских автобусов, сотрудники исправительных колоний и спасатели. Полный список профессий, которых не коснется повышение пенсионного возраста, можно посмотреть на сайте Пенсионного фонда России.

Кроме того, не изменятся условия выхода на пенсию для тех, кому она устанавливается по социальным мотивам или по состоянию здоровья (например, по инвалидности).

ПЕДАГОГИ И ВРАЧИ

Более ранний выход на пенсию для педагогических, медицинских и творческих работников тоже останется. К примеру, не будет ужесточения требований по специальному стажу. Для разных категорий он составляет от 15 до 30 лет. Этот ценз повышаться не будет. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста для этих граждан, возраст выхода на досрочную пенсию будет постепенно повышаться.

Срок выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней. В течение переходного периода срок обращения за пенсией будет переноситься на период от 1 до 5 лет. Те, кто выработает специальный стаж в 2023 году и далее, получат право обратиться за назначением страховой пенсии через 5 лет с даты выработки этого стажа.

К примеру, педагогическим работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей независимо от возраста и пола. Если школьный учитель в 2021 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через 3 года, то есть в 2024 году.

Гражданам оставили те льготы, которые сейчас полагаются пенсионерам. Они, как и раньше, будут начинать действовать в 55 и 60 лет (для мужчин и женщин соответственно). В рамках старых правил останутся федеральные льготы по налогам на недвижимость и землю, а также некоторые региональные льготы: бесплатный проезд, льготы по ЖКХ , при капремонте и газификации, на приобретение лекарств и т.д. (на усмотрение конкретного субъекта Федерации). Они будут действовать до конца переходного периода — то есть до конца 2028 года.

ПРАВА ЛЮДЕЙ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

И, наконец, будут активно защищаться рабочие права тех людей, которым осталось до пенсии пять или меньше лет.

Во-первых, отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста будут наказывать штрафом на сумму до 200 тысяч рублей. Кроме того, руководителю организации могут быть назначены исправительные работы — на срок до 360 часов.

Во-вторых, будет утверждена специальная программа по повышению квалификации, финансируемая из федерального бюджета. На эти цели планируют выделить пять миллиардов рублей.

В-третьих, за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

И в-четвертых, для людей предпенсионного возраста предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей, как сейчас, до 11280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

Пенсионная реформа в России: последние новости

Пенсионная реформа в Российской Федерации стартовала в 2017 году и рассчитана на семилетний срок.

Комплекс мер предусматривает изменения всей законодательной базы, регламентирующей выплату пенсионного обеспечения. Согласно разработанной правительством программе, целью реформы является улучшение благосостояния лиц, находящихся на заслуженном отдыхе.

Причины реформирования пенсионного законодательства

Реформирование пенсионного обеспечения вызвано целой совокупностью причин. Основной из них – является несоответствие действующего законодательства как социальным, так и экономическим реалиям.

Читайте так же:  Размер пенсии родителям инвалидов с детства

Большинство законов было принято в конце 90-х и начале нулевых годов. Нормы, регулирующие выплаты пенсий, не существенно отличались от пенсионного законодательства СССР. Однако с тех пор и продолжительность жизни в РФ увеличилась, и количество пенсионеров значительно возросло. Кроме этого, внедряемые за последние пятнадцать лет изменения носили точечный характер, что вызывало общий дисбаланс всей системы пенсионного обеспечения и систематическую нехватку средств в бюджете.

В правительстве констатируют, что пенсионная реформа вызвана крайней необходимостью. Тем не менее к 2025 году обещают первые позитивные итоги проводимых изменений и существенное улучшение социального обеспечения пенсионеров.

Основные изменения в законодательстве

Изменения в законодательстве будут проводиться поэтапно и затронут все нормы – как прямо регулирующие пенсионное обеспечение, так и косвенно влияющие на формирование, определение и выплату государственного денежного содержания. К основным нововведениям можно отнести:

  1. Повышение пенсионного возраста.
  2. Внедрение обновлённой системы накопительной пенсии и расчёта индивидуального пенсионного капитала.
  3. Изменение бальной системы с целью приведение её норм в соответствие с требованиями Конвенции Международной организации труда, что предусматривает минимальный размер пенсии не ниже 40% от получаемой заработной платы.
  4. Введение дополнительных гарантий социальной поддержки лицам, что только готовятся стать пенсионерами, в виде повышения ответственности работодателей. Например, за увольнение таких граждан или незаконный отказ в трудоустройстве будут предусмотрены значительные штрафные санкции.
  5. Изменения порядка начисления пенсий и их индексации.

Кроме этого, пересмотрены нормы законов, регулирующие определение и правила расчёта прожиточного минимума пенсионеров (ПМП) как на федеральном уровне, так и в регионах.

Возраст выхода на пенсию

Повышение пенсионного возраста – самое резонансное нововведение первого этапа пенсионной реформы.

величение возрастного критерия вызвало крайне негативную реакцию в обществе. Однако, власти объяснили внедрение жёсткой меры:

  • увеличением продолжительности жизни;
  • соответствием международным пенсионным стандартам;
  • возможностью уже в ближайшее время повысить уровень социального обеспечения пенсионеров, что является конечной целью реформирования.

Проект закона, что предусматривает повышение возраста выхода на заслуженный отдых, в процессе его обсуждения и принятия претерпел существенные изменения. Так, согласно предложению главы государства, возраст выхода на пенсию женщин был снижен с 63 до 60 лет, а само увеличение пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин будет проводиться поэтапно до 2024 года. Кроме этого, сохранён список льготников, которых не коснётся норма, предусматривающая выход на пенсию на 5 лет позже.

Увеличение размера пенсий

Результатом повышения пенсионного возраста стало увеличение с 1 января 2019 года размера пенсии неработающим пенсионерам. Так выплаты были проиндексированы на 7,05%, что впервые превысило уровень инфляции.

С июля 2019 года вступили в силу правила, предусматривающие единый порядок исчисления ПМП в регионах. Это позволит ликвидировать проблему доплат к пенсиям. До недавнего времени региональное законодательство регламентировало доплаты с учётом уже проведённой индексации, что приводило к тому, что почти 4 миллиона лиц, пенсионного возраста или не получали надбавку или получали её в некорректной сумме.

К 2030 году планируется увеличить пенсионное обеспечение в размере не меньшим чем 2,5 прожиточных минимума.

Новая накопительная система

Действующая накопительная пенсионная система в 2020 году также будет изменена. В Правительстве РФ уже подготовлен законопроект, позволяющий сделать индивидуальный пенсионный капитал более эффективным и отвечающим современным реалиям. Так, планируется перевести систему на уровень гражданско-правового регулирование, в результате работник сможет:

  1. Отказаться от уплаты взносов, обратившись с заявлением в бухгалтерию предприятия. То есть новая накопительная система предусматривает добровольный характер.
  2. Распоряжаться накопленной суммой по своему усмотрению. В некоторых случаях такая возможность может возникнуть и до выхода на заслуженный отдых.

Кроме этого, накопленные средства подлежат страхованию, как банковские вклады, и могут быть переданы по наследству.

В статье анализируются последние изменения в законодательстве, связанные с проводимой в России пенсионной реформой.

Пенсионная реформа 2018 года: вся суть, таблица выхода на пенсию

Новость об изменении возрастной планки выхода на пенсию взбудоражила общественность.

Многие люди, которые планировали уйти на заслуженных отдых в ближайшие годы, теперь будут вынуждены работать ещё несколько лет.

Предполагается, что новый законопроект будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время и принят с учётом всех необходимых поправок уже осенью этого года.

Суть пенсионной реформы 2018 года

Увеличение пенсионного возраста планировалось правительством на протяжении многих лет.

В настоящий момент в бюджете ПФР образовался дефицит средств, восполнение которого планируется взносами от работающих граждан. Чем дольше сможет трудиться россиянин, тем больше дополнительных средств поступит в бюджет фонда.

Другая причина принятия реформы – запланированный рост продолжительности жизни населения страны.

Пока чётких планов мероприятий для улучшения качества жизни граждан не было озвучено, однако правительство считает целесообразным начать адаптацию пенсионной системы к будущим демографическим условиям как можно раньше.

Суть данной реформы заключается в постепенном повышении возраста для получения страховой пенсии по старости. В настоящий момент пенсионерами могут стать женщины от 55 лет и мужчины старше 60 лет.

В случае успешного одобрения законопроекта возраст для выхода на заслуженную пенсию изменится:

  • для женской половины населения страны – с 63 лет;
  • для мужской – с 65 лет.

Кроме этого, реформа может коснуться порядка формирования пенсионных накоплений, условий для досрочного выхода на заслуженный отдых и процесса предоставления гражданам ежемесячных выплат.

Реализация поправок и изменений в российское законодательство планируется с начала следующего года. Задержки могут быть вызваны сложным финансово-экономическим положением в Российской Федерации и иными нюансами.

Увеличение возраста для выхода на пенсию будет осуществляться постепенно.

С момента запуска проекта поднятие возрастной планки планируется на один год по чётным датам. Подобный процесс затянется как минимум на 10–16 лет, то есть вплоть до 2034 года включительно.

Пенсионная реформа в 2018 году: таблица выхода на пенсию

Как указывалось выше, изменения будут реализовываться поэтапно.

Правительство планирует увеличить пенсионный возраст россиян на 5 лет для мужской половины населения и на 5 лет – для женской. Ориентировочно процесс начнётся с 2019 года.

UPD: Президент РФ внес коррективы в закон — пенсионный возраст для женщин тоже поднимут на 5 лет, как и для мужчин. То есть новый возраст выхода на пенсию женщины России 60 лет.

Комментарий Президента РФ

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на восемь лет — до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет», — рассказал Путин в ходе выступления.

Он также предложил предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей.

Читайте так же:  График работы налоговой на карла маркса

«То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», — добавил президент РФ.

Ниже представлена таблица выхода на пенсию после пенсионной реформы 2018 года, демонстрирующая планируемые изменения в законе.

Год выхода на заслуженный отдых

Возраст для получения пенсии по старости в годах

Таким образом, ежегодное изменение пенсионного возраста будет осуществляться с шагом в один год.

Последствия пенсионной реформы 2018 года

Несмотря на массу положительных отзывов о нововведениях со стороны государства, большая часть населения страны отрицательно восприняла новость о повышении возраста для выхода на заслуженную пенсию.

Протесты связаны со многими причинами, одна из которых – низкая продолжительность жизни в отдельных регионах.

Наименование города или области

Показатели средней продолжительности жизни в годах

Таким образом, многие граждане по данным на 2017 год не доживают до выхода на пенсию. Особенно это касается мужской половины населения страны.

Повышение пенсионного возраста в ближайшее время на фоне статистики выглядит нецелесообразным.

Несмотря на поставленную президентом РФ задачу по увеличению продолжительности жизни россиян, достичь желаемого результата в кратчайшие сроки не получится. Даже с учётом эффективности будущих мер правительства процесс займёт не менее десятилетия.

Представители государства заверяют, что все планируемые изменения в законодательстве нацелены на увеличение качества жизни граждан и повышение их благосостояния.

Как сообщил премьер-министр Д. А. Медведев на заседании правительства, реформа позволит постепенно поднять размер пенсионных выплат вплоть до 12 тысяч рублей в год.

На практике гражданам России придётся столкнуться со следующими последствиями:

  • ростом безработицы среди молодёжи;
  • необходимостью переобучения взрослого поколения;
  • риску столкновения с дискриминацией по возрастному принципу;
  • отсутствием рабочих мест для пожилых людей;
  • снижением потребительского спроса в связи с сокращением предполагаемого дохода;
  • низкой производительностью труда.

Сторонники нововведений считают, что реформа позволит привлечь к работе опытных и квалифицированных специалистов более старшего возраста. На практике же многие работодатели откажутся нанимать пожилых людей и отдадут предпочтение молодому поколению.

Рост безработицы среди молодёжи вызван многими внутренними и экономическими проблемами.

Продление периода выхода на пенсию может привести к тому, что рабочие места, которые были предназначены для молодых специалистов, будут закреплены за пожилыми гражданами, вынужденными работать в связи с изменением закона.

Кроме этого, остро стоит вопрос развития программ переобучения пожилых людей.

Многие сферы требуют контакта с цифровыми технологиями. Некоторые профессии исчезают, заменяясь на другие, или со временем развиваются. Без соответствующего обучения не получится освоить новые востребованные специальности.

Суммы пенсионных выплат в отдельных регионах крайне низкие, поэтому пенсионеры вынуждены продолжать работать, чтобы получать дополнительную выручку.

После одобрения реформы уровень дохода лиц пожилого возраста резко сократится, даже если гражданин будет официально трудоустроен. Это также негативно скажется на экономической сфере страны.

Полезная подборка карт с кэшбэком, что сохранить свои деньги.

Имеются ли положительные стороны у реформы?

Сложно однозначно ответить на данный вопрос, потому как изменения в законе приведут к массе отрицательных последствий для экономики, материального положения лиц пожилого возраста и молодёжи.

Некоторые специалисты считают, что реформа позволит сбалансировать бюджет фонда и «залатать» имеющиеся в нём «дыры».

Другой положительный момент – планируемое повышение размера выплат. Однако и в этом случае ежемесячная сумма, получаемая пенсионером, дополнится лишь на одну тысячу рублей. Когда ожидается увеличение пенсии, тоже пока неясно.

Возможны ли изменения в пенсионной реформе 2018 года?

Нововведения не поддерживает большая часть страны, даже молодые люди в возрасте до 35 лет. Протесты со стороны населения могут оказать определённое влияние на процесс принятия законопроекта.

В настоящий момент реформа ещё не была одобрена Госдумой, поэтому в текст документа могут вноситься поправки.

Возможно, «жёсткие» условия, предложенные правительством, были озвучены специально, чтобы иметь возможность немного смягчить планируемые изменения, не вызвав при этом большого резонанса в обществе.

UPD 29.08.18: Проект поправок в пенсионное законодательство уже прошел первое чтение в Госдуме. Законопроект предполагает поэтапное, начиная с 2019 года, повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (переходный период для них будет продолжаться до 2028-го и 2034 года соответственно). Поправки к документу собираются до 24 сентября.

Видео (кликните для воспроизведения).

Президент также предложил предоставить налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

«Эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины — с 60 лет».

Результаты пенсионной реформы в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here