Пути решения проблем пенсионного обеспечения

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Пути решения проблем пенсионного обеспечения" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Как решить проблемы пенсионной системы

Последнее время «предложения» либералов увеличить пенсионный возраст стали звучать уж особенно часто. Между тем за спорами о том, возможно и допустимо ли это, теряется сама суть проблемы, свой способ решения которой предложили либералы от власти.

На самом деле есть другой путь решения данной проблемы, но о нем по вполне понятным причинам, либералы не говорят.

Что такое пенсионное обеспечение?

Суть пенсии очень проста – работая, человек часть своей зарплаты отдает государству, чтобы потом получать её в виде пенсии при достижении определенного возраста. Можно сказать по-другому: часть зарплаты работодатель не доплачивает работнику, а перечисляет её в некий фонд, из которого потом, этому и всем другим работникам страны выплачивается пенсия.

А далее начинается арифметика. Смысл пенсионной системы всегда базировался на том, что население страны трудоспособного возраста всегда превышает число пенсионеров в определённой пропорции.

Так было и в западной системе и в советской.

А дальше победила «демократия».

Началась пропаганда потребительского образа жизни, отказа от большого числа детей или вообще от детей, в пользу «пожить в свое удовольствие». Это с одной стороны. А с другой – достижения медицины позволили людям жить дольше.

Сложилась ситуация, в которой работников становится все меньше, а получающих пенсию все больше.

И какие бы «реформы» пенсионной системы вы бы не проводили, проблема будет всегда чисто арифметическая. Дебет не сойдется с кредитом.

Что делать в этой ситуации?

Запад пошел по пути увеличения пенсионного возраста, под аккомпанемент статей «независимых СМИ» о пользе позднего выхода на пенсию. http://titus.kz/index.php?prev >

Теперь такое же решение собираются протолкнуть и в России. При этом либералы подают увеличение пенсионного возраста, как решение неизбежное и не имеющее альтернативы. На днях Дмитрий Медведев радостно подхватил замечание одного из депутатов, что мол, необходимо сначала проверить увеличение возраста выхода на пенсию на депутатах.

Это Окно Овертона в действии. Сначала увеличивается возраст выхода на пенсию для депутатов и госслужащих. Потом скажут, что это прекрасно и все очень довольны. Затем, что несправедливо, что такая красота и правильность недоступна простому гражданину. И закончится все это тем, что вы, уважаемый читатель, на пенсию сможете пойти лет в 70 и не ранее.

Между тем альтернатива увеличению пенсионного возраста есть. При этом она очень полезна для общества.

Но обо всем по порядку.

Увеличивая возраст выхода на пенсию, западные политики и российские либералы стараются увеличить число работников, с одновременным сокращением числа пенсионеров. Путем перевода части пожилых людей из второй категории в первую. Очевидно, что при сохранении нынешней демографической ситуации, столь заботливо взращиваемой «цивилизованным миром», очень скоро на пенсию будут выходить лет в 80-85.

Система пенсионного обеспечения при сохранении нынешней чисто ЗАПАДНОЙ демографической ситуации, которую пытаются сделать НАШЕЙ, не может функционировать число арифметически.

Но выход из ситуации есть.

Это – увеличение рождаемости.

Сегодняшние предлагаемые либералами «реформы» пенсионной системы в полной мере должны заработать лет через 20. Через такой срок можно будет почувствовать тот эффект, который хотят достигнуть «реформаторы».

Так вот средства надо СЕГОДНЯ направить на стимулирование рождаемости. Через 20 лет в трудоспособный возраст вступит более многочисленное поколение. Вот путь к решению проблемы – восстановить необходимое соотношение числа работающих к числу пенсионеров. И продолжать компанию по увеличению рождаемости не только не снижая её, а наоборот – наращивая.

О пользе увеличения рождаемости ДЛЯ ВСЕХ СФЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ, надеюсь, говорить не нужно. Строительство новых домов, школ, ВУЗов. Дорог. Производство всего того, что нужно новым маленьким гражданам России – от детского питания до мебели и одежды. Говоря языком либералов – расширение рынка и увеличение числа потребителей.

Польза для политической системы России не менее очевидна – рост числа защитников Отечества и общее оздоровление демографической ситуации окончательно снимет с повестки дня разговоры и распаде России. Забота власти о народе, ярко выраженное в поддержке рождаемости, будет наглядным свидетельством приоритета власти, что обязательно будет отмечено гражданами страны. И, что важно в сегодняшней международной ситуации – не только гражданами НАШЕЙ страны.

Улучшение демографии, поддержка рождаемости государством – вот путь к решению и пенсионной проблемы, и многих других социальных проблем нашего общества. Именно поэтому либералы предлагают лишь увеличение пенсионного возраста и всегда выступают против мер по поддержке рождаемости.

P.S. Партия Великое Отечество уже давно разработала программу Русский миллиард, направленную на всестороннюю поддержку рождаемости со стороны государства. Цель – миллиард граждан России.

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Подпишитесь на рассылку

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».

Пути решения проблем Пенсионного фонда России

Социальная политика государства в сфере пенсионного обеспечения в полной мере зависит от общего экономического положения в стране.

Последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы, это основная задача на ближайшую перспективу. Социальная значимость определяется тем, что затрагивает жизненные интересы почти 40 млн жителей России — практически четвертой части нашей страны. Для 72% из них пенсия — единственный источник средств к существованию .

Основной целью реформирования пенсионной системы является выработка наиболее справедливого распределения средств среди самого незащищенного слоя населения нашей страны.

Если до 1990 г. государство более чем на 70% дотировало систему пенсионного обеспечения, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат. В итоге роль и функции социальных субъектов и государства кардинально изменились. Новое российское пенсионное законодательство представляет пенсию как результат «пенсионного страхования». Между тем, вряд ли эту систему можно назвать страхованием: так как государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, даже если Пенсионный фонд России не сможет собрать ни копейки взносов. Закон № 167-ФЗ ясно устанавливает дополнительную ответственность государства по обязательствам ПФР перед пенсионерами: не хватит денег в Фонде, им заплатит федеральный бюджет .

Тем не менее, проблема, связанная с необходимостью разработки принципиального нового пенсионного законодательства сохранилась и все более обострялась по мере развития кризиса в пенсионном обеспечении, основные причины которого заключались, главным образом, в существующих экономических отношениях.

В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которая в настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.

Читайте так же:  Земельный налог какой счет в бухгалтерском учете

В результате были представлены предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляют почти 300 НПФ. 700 тыс. чел. уже получают негосударственную пенсию.

Основной целью концепции является снижение бремени государства в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование.

По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 г. пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП .

Возможно, дефицит бюджета ПФР придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.

Тем не менее, по мнению бывшего Председателя Правления Пенсионного фонда России Г еннадия Батанова, дефицит существовал практически всегда и не о каком повышении пенсионного возраста для россиян речи пока не идет. В финансовых расчетах на 2008-2010 гг. повышение пенсионного возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на «досрочников». Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.

Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров, можно, если пообещать им более высокую пенсию. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного фонда это реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения вряд ли удастся.

Критический дефицит бюджета ПФР никак не является следствием реформы пенсионной системы. Это результат других преобразований — прежде всего в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы, — таких, как выплата ЕДВ и ДЕМО, И в наименьшей степени это результат появления в структуре трудовой пенсии ее накопительной части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности за дефицит бюджета ПФР.

К примеру, в 2011 г. выпадающие доходы ПФР, связанные с изъятием средств на формирование источников для финансирования накопительной части, составляет 83,7 млрд р. Поскольку государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда, этот дефицит должен быть покрыт из федерального бюджета. И без особого напряжения был бы покрыт, если бы ни одно обстоятельство — наряду с этим, связанным с реформой дефицитом, в бюджете ПФР есть и другой, не связанный с нею дефицит, причем значительно (в 1,8 раза) превосходящий первый. В результате снижения ставки ЕСН в бюджете Пенсионного фонда возник дефицит средств на выплату базовой и страховой части пенсий в размере 148,5 млрд р. И он, подрывая финансовую базу пенсионной реформы, никак не является ее условием или продуктом. Это, скорее, результат несогласованности действий разных структур исполнительной власти, нестыковки их приоритетов .

Е. В. Токарева Челябинский государственный университет (Челябинск)

Пути решения проблем пенсионного обеспечения

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

— неполная индексация пенсий;

— отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

— продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

— упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

— повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

Читайте так же:  При выплате алиментов подоходный налог

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Читайте так же:  Общий стаж на пенсию 45 лет

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Проблемы Пенсионного фонда РФ

Современные проблемы ПФ РФ

На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем. Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики.

Общая характеристика основных проблем ПФ РФ

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

В таблице 1 представлены основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время.

Таблица 1 — Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ в настоящее время.

Проблема дефицита бюджета Пенсионного Фонда

Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали:

Видео (кликните для воспроизведения).

— отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности;

— работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;

— отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;

— бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.

На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:

— деятельность в службе такси;

— мелкая торговля на улице в палатках;

— наемная занятость в определенный сезон;

— предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);

— неофициальная миграция работников;

— многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).

К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

Проблема правильности расчета пенсионных накоплений и пенсий

По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).

Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.

В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

Читайте так же:  Сумма налогов в россии за год

Проблемы повышения пенсионного возраста

В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

— снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);

— возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);

— смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;

— возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).

Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:

— в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;

— с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.

Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).

В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного. Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин). Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне. В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.

Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя. Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.

Проблемы коррупции в Пенсионном Фонде

Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям.

Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей. Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры. Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей.

Проблемы несовершенной накопительной системы в ПФ РФ

В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям. Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений.

Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие:

— высокая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета;

— проблема информирования населения и правильного расчета пенсий;

— отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста;

Читайте так же:  Выплачивают ли накопительную пенсию после смерти

— высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ;

— неэффективность использования пенсионных накоплений;

— отсутствие инвестиционной грамотности россиян.

Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.

Страховая пенсия по старости проблемы и пути их решения

Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)

Страховая пенсия по старости проблемы и пути их решения

Аннотация. В статье освещены основные проблемы выплаты пенсий населению по старости. Проблема с пенсионными выплатами, является одной из наиболее важных социальных проблем, так как размер своей будущей пенсии рано или поздно начинает волновать каждого. Поэтому для обеспечения более высокого уровня жизни пенсионеров, а также для повышения уверенности граждан в своем будущем благополучии в преклонные годы, необходимо провести такую пенсионную реформу, которая отвечала бы современным экономическим условиям в стране.

Ключевые слова: пенсия, государство, пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, страховая пенсия.

В настоящее время получить минимальную пенсию в России становится всё сложнее. В 2018 г. 45 тыс. человек были лишены права на получение страховой пенсии. Согласно данным прогноза комитета Государственной Думы по труду в 2019 г. страховую пенсию не получат уже 50 тыс. пенсионеров. Они претендуют на социальную пенсию, лишь через 5 лет стажа и в 1,5 раза меньше средней по стране.

С начала 2019 года будет запущен процесс реформирования пенсионной системы и многих россиян интересует вопрос, как будут производить расчет пенсий по старости после перехода к новой системе, а также будет ли отличаться формула при вычислении размера выплат мужчине и женщине. Сегодня для России более чем актуальна проблема дефицита госбюджета, которую неразрывно связывают с необходимостью закладывать большие суммы расходов на оплату социальных выплат. Обострению ситуации способствует стремительное старение нации, когда один работающий гражданин фактически «содержит» нескольких пенсионеров, а также увеличение доли теневого сегмента рынка труда, когда работа по найму осуществляется без официального оформления и оплаты налогов.

Улучшить ситуацию была призвана очередная государственная реформа, принятая в 2015 году, которая предполагала наличие обязательного минимального стажа и специальных баллов для получения предусмотренных законом выплат. Но предпринятых мер оказалось недостаточно и в грядущем 2019 году всех ждут новые правила выхода на пенсию. Основным нововведением года грядущего станет повышение пенсионного возраста. Уже с 1 января 2019 г. будет запущен так называемый «переходный период», во время которого будет происходить поэтапное повышение возрастной планки пенсионного возраста. Полное завершение ожидаемой реформы ожидается с 2028 году.

На данный момент расчет размера выплат по старости осуществляется по такой формуле:

СПС = ФВ × ПК1 + ИПК × СПК × ПК2,

где ФВ – фиксированная выплата;

ПК1 – коэффициент, корректирующий установленный государством размер ФВ;

ИПК – индивидуальный коэффициент;

СПК – текущая стоимость пенсионного коэффициента (принимается значение, актуальное на дату оформления выплат);

ПК2 – премиальный коэффициент (он используется для увеличения значения ИПК и актуален для случаев, когда гражданин проработал дольше обозначенного законом минимального срока).

При расчете пенсии в 2019 году СПК будет равен 81,89 руб., а ФВ – 4982,9 руб. Но за каждый «лишний» отработанный год положена надбавка, которая формируется за счет премиальных коэффициентов. Рассчитывать на ее получение можно даже в том случае, если выплаты уже оформлены, но гражданин на определенный срок отказался от их получения. Ключевое нововведение реформы – это использование корректирующей составляющей (ИПК). Коэффициент является своего рода залогом обеспеченной старости для россиян, которые после прекращения трудовой деятельности хотят получать достойный размер выплат. И чем выше показатель ИПК, тем больше будет ежемесячный доход пенсионера и уровень его благосостояния.

Пенсия не будет выплачиваться тем, у кого не хватит минимального количества баллов и стажа. Проблема в том, что с каждым годом требуемое количество минимальных баллов и срок стажа повышается: С 9 лет в 2018 г., до 15 лет в 2025 г. и с 13,8 баллов в 2018 г. до 30 баллов в 2025 г., соответственно [5].

Благодаря пенсионному калькулятору на сайте ПФР, можно произвести условный расчет. Например, если женщина в 40 лет устроится в 2018 г. на работу с зарплатой 17 тыс. руб. в месяц, то она наберет требуемый стаж, но рискует не набрать 20 баллов. По данным Счетной палаты цена за балл каждый раз назначается произвольно, при этом правительство имеет право взять часть пенсии и перенаправить ее на другие статьи расходов [6].

Ведь по данным ООН и ВОЗ следует, что россияне живут меньше европейцев на 10-12 лет. Обычным гражданам России предложено работать до глубокой старости и, набрав нужные баллы и стаж, благополучно умереть, так как мужчины в РФ живут в среднем 67,5 лет [1].

По данным ВЦИОМ (всероссийский центр изучения общественного мнения) следует, что 90% россиян против планов правительства, в вопросе о повышении пенсионного возраста. Но проблема в том, что Пенсионный фонд, на протяжении нескольких лет сталкивается с нехваткой взносов трудоспособного населения. На основании данных из ПФР, на конец 2017 года дефицит данного фонда составляет более 2 трлн руб. По данным АНПФ (ассоциация негосударственных пенсионных фондов) к 2036 г. дефицит ПФР может вырасти до 6 трлн руб. [2].

На это есть три причины:

1. Из-за сокращения трудоспособного населения содержать пенсионеров попросту будет некому. По данным Росстата: «стабильность» России не компенсировала демографическую яму 90-х, рождаемость падает с каждым годом. Так как 63% Россиян не заводят более 1 ребенка, из-за нехватки денег, сообщает ВЦИОМ.

2. Низкие заработные платы, из-за низкой производительности труда. В тоже время, низкие пенсии вынуждают 1/3 пенсионеров работать еще 5-8 лет. В тоже время, доходы самых бедных россиян, которыми зачастую являются пенсионеры, в 20 раз ниже, чем доходы групп граждан с наибольшими доходами.

3. Правительство не реализовало реформу пенсионной системы, из-за заморозки накопительной части пенсии. В развитых странах накопительная часть формирует 1/3 пенсии.

Чтобы решить данные проблемы, необходимо:

1. Лишить Правительство РФ права изъятия накопительной части пенсии.

2. Запретить перенаправлять пенсионные накопления на другие расходы.

3. Повысить пенсионную грамотность населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что Пенсионный фонд имеет значительное влияние на экономику страны, так как его главная цель – обеспечение достойного уровня жизни, с помощью перераспределенных и накопительных средств. ПФР должен гарантировать достойный уровень жизни пенсионерам, вне зависимости от места их проживания. Данная тенденция стагнации пенсионной системы оказывает негативное влияние на экономику страны, что мешает ее развитию, в целом. Именно поэтому реформирование пенсионной системы является необходимым условием нынешних реалий.

Пути решения проблем пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here