Повышение пенсионного возраста в беларуси свежие новости

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Повышение пенсионного возраста в беларуси свежие новости" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

В Белоруссии вырос пенсионный возраст

С 1 января граждане Белоруссии станут на шесть месяцев позже выходить на пенсию по сравнению с 2019 годом. Для мужчин пенсионный возраст сейчас составляет 62 года, женщины смогут выходить не пенсию в 57 лет.

В апреле 2016 года президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ о совершенствовании пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. С 1 января 2017 года в стране началось постепенное повышение пенсионного возраста — на полгода каждый год. Итогом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста для женщин с 55 лет (на момент принятия указа) до 58 лет в 2022 году, а для мужчин — с 60 до 63 лет.

Ранее белорусские власти отмечали, что страна может вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста после полной реализации указа, то есть не раньше 2022 года. Впоследствии стало известно, что никаких дополнительных решений по увеличению пенсионного возраста, в частности, для женщин в Белоруссии не прорабатывается.

В 2020 году для граждан республики также увеличивается минимальный трудовой (страховой) стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Так, если в 2019 году для назначения трудовой пенсии необходимо было иметь 17 лет трудового стажа с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения, то с 1 января 2020 года минимальный его размер увеличится на полгода — до 17,5 года. Минимальный страховой стаж будет прирастать по полгода ежегодно, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В мае 2019 года в Белоруссии пенсии по возрасту выросли на 25 белорусских рублей (763 российских рубля). Средняя зарплата в феврале составляла 393 белорусских рубля (12 тыс. российских).

Лукашенко готов повысить пенсионный возраст, посоветовавшись с народом

Беларусь заинтересована в получении кредита МВФ, но будет действовать с учетом национальных интересов. Об этом заявил Александр Лукашенко на совещании о ходе переговоров по программе расширенного финансирования с МВФ, сообщает БЕЛТА.

«Хочу, чтобы в правительстве и Национальном банке прекрасно понимали мою позицию. Но я еще раз подчеркиваю: резать по живому, и неизвестно зачем, в угоду кому-либо я не собираюсь», — заявил президент, комментируя требования МВФ для предоставления кредита.

«Мы пойдем только на такие, как вы их называете, реформы (это даже не реформы, это нормальное функционирование государства), так вот, мы пойдем только на совершенствование того, что у нас есть. Только тогда пойдем, когда будем уверены, что в результате, к примеру, повышения тарифов на ЖКХ, люди будут в состоянии заплатить по счетам», — заверил президент.

Он также коснулся темы приватизации: «Если это приватизация, то мы должны быть уверены, что это будет приватизация честная, чистая, открытая и, самое главное, — конкурентная, в том числе при приватизации того или иного предприятия».

Что касается вопроса повышения пенсионного возраста, то, по словам Лукашенко, он пойдет на этот шаг только посоветовавшись с народом.

«Если мы говорим о том, что нам надо повышать пенсионный возраст, что нам, кстати, МВФ настоятельно рекомендует, я перед выборами это сказал, это моя абсолютная убежденность — нам надо повышать пенсионный возраст, и назвал причины. Но при этом сказал, что мы должны посоветоваться с народом. Я поручил Администрации президента, думаю, они уже выработали некий алгоритм, как с народом посоветоваться», — сообщил президент.

При этом глава государства заметил: «Если не мы сегодня это сделаем, то все это ляжет на наших детей. Если в правительстве у кого-то тренд бежать впереди паровоза, то я хочу предупредить — не делайте этого».

Как убежден Александр Лукашенко, предпринимая те или иные шаги, необходимо исходить из интересов народа. «Если в МВФ нас не поддержат и не поймут, в этом нет трагедии. Мы будем дальше с ними работать или не работать вообще, главное — это наш народ и государство. Они (МВФ. — Прим. БЕЛТА) всю программу перечислили, я нигде не сказал им нет — ни по тарифам, ни по возрасту, ни по зарплате. С бухты-барахты делать нельзя, сломаем страну, обидим народ, дестабилизируем обстановку и потеряем в результате смысл», — еще раз подчеркнул Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что состоялись встречи с главой МВФ в Нью-Йорке, а также в Минске с представителями, которые ведут переговоры с нашим правительством. «Мы не нашли каких-то проблем в согласовании программ с МВФ. То, что предлагается, разумно, и рано или поздно придется реализовывать. Но вопрос один — когда, в какие сроки, и, самое главное, какие в результате этого будут последствия», — отметил Александр Лукашенко.

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2019

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» пенсионная система, которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

Читайте так же:  Неуплата налогов физическим лицом в срок

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года – более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на пенсионные фонды. Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % – работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время пенсионный ворзаст установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины – 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины – того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 – для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина – на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая таблица выхода на пенсию:

С 1 января в Белоруссии повышен пенсионный возраст

В Белоруссии с 1 января 2020 года на пенсию будут выходить позже на шесть месяцев. Об этом пишет газета «Известия».

Так, для мужчин пенсионный возраст в настоящее время составляет 62 года, для женщин – 57 лет.

В апреле 2016 года президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ об изменениях в системе пенсионного обеспечения с учетом социально-демографических условий. С 1 января 2017 года в стране началось плавное повышение пенсионного возраста ежегодно на 6 месяцев.

В 2020 году для граждан страны также увеличивается минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии до 17,5 лет вместо 17. При этом, этот стаж будет ежегодно расти, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В мае прошлого года в Белоруссии пенсии по возрасту увеличились на 25 белорусских рублей (763 российских рубля), средняя зарплата в феврале составляла 393 белорусских рубля (12 тысяч российских).

В Белоруссии повысили пенсионный возраст

С 1 января текущего года граждане Белоруссии будут на шесть месяцев позже выходить на пенсию в сравнении с 2019 годом. Так, для мужчин пенсионный возраст в настоящее время составляет 62 года, для женщин — 57 лет.

Напомним, в апреле 2016 года президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, направленный на совершенствование пенсионного обеспечения в стране с учетом меняющихся социально-демографических условий. С 1 января 2017 года в стране начали постепенно повышать пенсионный возраст — на полгода ежегодно.

Бывший заместитель министра Украины по вопросам «оккупированных территорий» Георгий Тука сообщил, что Владимиру Зеленскому помог покинуть Оман Владимир Путин.

Copyright © 1999-2020, технология и дизайн принадлежат ООО «Правда.Ру».

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).

Использование материалов сайта (распространение, воспроизведение, передача, перевод, переработка и др.) допускается только с письменного разрешения редакции. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Сетевое издание «Правда.Ру» эл № ФС77-72263 от 01 февраля 2018 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: ООО «ТехноМедиа».
Главный редактор: Новикова Инна Семеновна.
Электронный адрес: [email protected]
Телефон: +7 (499) 641-41-69

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ

МВФ снова предложил повысить пенсионный возраст в Беларуси

Фото носит иллюстративный характер, источник: pixabay.com

У сокращения численности населения эксперты видят сразу три минуса. Во-первых, это повлияет на экономический рост, уровень жизни и финансовую стабильность. Во-вторых, из-за старения населения возрастет давление на здравоохранение и пенсионные системы. И в-третьих, стареющее население также повлияет на производительность экономики.

Беларуси эксперты МВФ советуют в первую очередь сосредоточиться на реформе пенсионного возраста (иными словами, на его повышении).

— Реформа пенсионного возраста, скорее всего, понадобится большинству стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, но особенно целесообразной она будет в Беларуси, Молдове, России, Турции и Украине как с точки зрения численности рабочей силы, так и с точки зрения финансовой устойчивости, — пишут эксперты МВФ.

Читайте так же:  Можно ли взять пенсию умершего супруга

Следующее, на чем эксперты советуют сфокусироваться Беларуси, — это занятость женщин, а также людей старше 55 лет. Последнее, отмечают эксперты, могло бы быть особенно эффективным.

— Беларусь получила бы значительную выгоду, если бы повысила занятость людей старшего возраста даже без повышения пенсионного возраста, — считают специалисты.

В целом в МВФ отмечают, что в Беларуси, Молдове, а также странах Западных Балкан, «амбициозные реформы» могли бы и вовсе приостановить сокращение рабочей силы в долгосрочном периоде. В отличие от, например, Болгарии и Латвии, где даже с реформами численность рабочей силы в перспективе сократится на 23%.

Ирина Костевич: Повышение пенсионного возраста позволяет увеличить пенсию

В эфире канала « Беларусь 1» министр труда и соцзащиты объяснила, почему это хорошо — поднимать пенсионный возраст.

— В условиях старения населения и возрастающего дефицита рабочей силы повышение пенсионного возраста становится действенной мерой стабилизации ситуации с пенсионным фондом, — заявила Ирина Костевич .

Глава ведомства подчеркнула, что в ноябре 2019 года пенсия по возрасту составила 446 рублей, она увеличилась на 50 рублей по сравнению с ноябрем 2018 года.

В 2020 году в Беларуси повысят пенсионный возраст и страховой стаж

С 1 января 2020 года в Беларуси на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии.

Это очередное плановое поэтапное повышение. Пенсионный возраст для мужчин составит 62 года, для женщин – 57 лет, а минимальный страховой стаж для обоих полов будет равен 17,5 года, передает tut.by.

Как изменится пенсионный возраст

Повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 – для женщин. Это произойдет в 2022 году. В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины – в 56,5 года, а в 2020 году пенсионный возраст составил 62 и 57 соответственно. В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – в 58 лет.

В прошлом году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в этом году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

Как изменится минимальный страховой стаж

В 2020 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2019 году минимальный страховой стаж составлял 17 лет, с 1 января 2020 года он увеличится на полгода до 17,5 года.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 – с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины – с 65 лет, женщины – с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 103 рубля. По официальной статистике, в Беларуси около 3,5 тысячи человек, которые оказались в «пенсионной ловушке».

Ранее сообщалось, что в Беларуси будут включать службу в армии в страховой стаж. Как поясняли в Минобороны, которое добивалось этого нововведения, правительство разработало меры по повышению статуса военнослужащих срочной военной службы. Эту инициативу не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).

Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.

Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.

Видео (кликните для воспроизведения).

С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.

Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.

Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.

С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.

В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.

Читайте так же:  Не буду подавать на субсидию

Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.

Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.

Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.

Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.

В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.

В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.

Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.

Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.

Страна Мужчины Женщины
Германия 65-67 65-67 Дания 65-67 65-67 Польша 65-67 60-67 Ирландия 65-66 65-66 Финляндия 62-68 62-68 Швеция 61-67 61-67 Греция 58-65 58-65 Италия 57-65 57-65 Исландия 67 67 Норвегия 67 67 Австрия 65 60 Бельгия 65 65 Босния и Герцеговина 65 65 Великобритания 65 65 Грузия 65 60 Испания 65 65 Канада 65 65 Кипр 65 65 Косово 65 65 Латвия 65 65 Люксембург 65 65 Нидерланды 65 65 Португалия 65 65 США 65 65 Хорватия 65 60 Чили 65 60 Швейцария 65 64 Япония 65 65 Албания 65 60 Лихтенштейн 64 64 Македония 64 62 Черногория 64 59 Армения 63 63 Болгария 63 60 Казахстан 63 58 Кыргызстан 63 58 Румыния 63 58 Сербия 63 58 Словения 63 61 Таджикистан 63 58 Эстония 63 61 Азербайджан 63 58 Литва 63 60 Венгрия 62 62 Молдова 62 57 Словакия 62 55-59 Туркменистан 62 57 Чехия 61год 10месяцев 56-60 Мальта 61 60 Беларусь 60 55 Россия 60 55 Китай 60 50-55 Узбекистан 60 55 Украина 60 55 Франция 60 60

Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.

Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:

  • Украина намерена постепенно повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет к 2021 году;
  • Казахстан планирует с 2018 года уравнять пенсионный возраст для женщин с мужским (63 года);
  • Польша и Великобритания планируют поднять планку пенсионного возраста для обоих полов до 67 лет;
  • Россия активно обсуждает такое же повышение до 65 лет;
  • В США дискутируется вопрос повышения возраста выхода на пенсию с 65 до 69 лет;
  • Во Франции возможно повышение пенсионного порога до 62 лет.

Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно.

В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.

Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.

Старение населения стало реальностью для Республики.

По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.

Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.

Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.

С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …

Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждый год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Читайте так же:  Правила назначения пенсии по потере кормильца

Пенсионный возраст в Беларуси поднимут с 1 января 2020 года

В новом году грядет следующий этап пенсионной реформы, которая началась в Беларуси в 2017 году. В соответствии с реформой пенсионный возраст подрастает на 6 месяцев каждый год. С 1 января 2020-го пенсионный возраст для мужчин составит 62 года, для женщин – 57 лет. С 1 января 2021-го пенсионный возраст для мужчин составит 62,5 года, для женщин – 57,5. К 2023-му он достигнет 63 и 58 лет соответственно, сообщает kp.by.

Вместе с увеличением пенсионного возраста увеличили и страховой стаж, т.е. минимальное количество лет, за которые нужно платить взносы в ФСЗН. До 2014 года страховой стаж составлял 5 лет. В 2014 году его увеличили до 10 лет, в 2015 году – до 15 лет. Ежегодно эта планка поднимается на 6 месяцев – до 20 лет в 2025 году. Если не хватает стажа – вместо пенсии по возрасту вы будете получать около 50 долларов социальной пенсии. В такую пенсионную ловушку угодило 3,5 тысячи белорусских пенсионеров (см. МНЕНИЕ).

Многие эксперты считают, что это будет не последнее повышение пенсионного возраста в Беларуси и уже с 2023 года начнется второй этап реформы. Скорее всего, он коснется только женщин. В правительстве вариант увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет рассматривали еще при разработке действующей пенсионной реформы, но в итоге от него отказались.

В Международном валютном фонде (который дает стране кредиты в обмен на соблюдение обязательств) считают, что реформу нужно продолжать, не останавливаясь в 2023 году. Еще в 2016 году МВФ советовал повысить в Беларуси пенсионный возраст до 65 лет для обоих полов. Почему? Эксперты МВФ ссылаются на низкую рождаемость и миграцию. Сейчас каждый четвертый житель Беларуси – пожилой человек, а через 30 лет количество пенсионеров превысит число всего экономически активного населения. К примеру, в конце 2018 года в Беларуси проживало 2 млн 102 тысяч человек пенсионеров по возрасту. При этом каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске – и вовсе каждый третий (35%).

Бюджет ФСЗН с такой нагрузкой не справится, рождаемость еще больше упадет, и экономику может ждать очередной кризис. Работать-то некому! Кроме того, женщины в Беларуси живут в среднем на 10 лет дольше мужчин: мужчины – 69,3 года, женщины – 79,2 года. Соответственно, и на пенсии женщины живут непозволительно (для экономики) долго.

Принесла ли пенсионная реформа доходы бюджету ФСЗН, пока говорить рано. В июне 2019 года президент поручил чиновникам проанализировать ее эффективность. Пока известно лишь то, что в ФСЗН в 2020 году снова планируются значительные вливания из бюджета страны.

МНЕНИЕ

«Увеличение страхового стажа сделало заложниками ситуации людей предпенсионного возраста»

Пенсионная реформа также увеличила и страховой стаж – период, за который в ФСЗН поступали взносы за работника. И те, у кого его не хватило, оказались в пенсионной ловушке: вместо трудовой пенсии стали получать мизерную социальную. Но мировая практика запрещает распространять новый закон на правоотношения, которые существовали до него, если этот закон ухудшает положение человека. Не нарушили ли это правило при увеличении страхового стажа?

– Нет, правило о неприменимости обратной силы закона не нарушено. Правовое положение человека не ухудшается, так как он не достиг пенсионного возраста на момент изменений законодательства, – считает юрист Дмитрий Лабазинский. – Нарушением было бы, если бы нововведение распространили на тех, кто уже получает пенсию. В то же время нельзя не отметить нарушение общегражданских принципов справедливости, разумности и конституционного принципа равенства. Ведь лица предпенсионного возраста стали заложниками ситуации, когда их коллеги, успевшие получить пенсию за полгода до изменений, оказались в более выгодной ситуации. Переходный период для таких изменений должен быть хотя бы 10 – 15 лет, чтобы человек успел наработать недостающий страховой стаж. Поставить человека предпенсионного возраста перед фактом того, что нужно еще поработать, – это несправедливо, учитывая его низкую конкурентоспособность на рынке труда.

Пенсионный возраст в Беларуси поднимут с 1 января 2020 года

Многие эксперты полагают, что возраст для женщин будут повышать и дальше, пишет Комсомольская правда.

В новом году грядет следующий этап пенсионной реформы, которая началась в Беларуси в 2017 году. В соответствии с реформой пенсионный возраст подрастает на 6 месяцев каждый год. С 1 января 2020-го пенсионный возраст для мужчин составит 62 года, для женщин — 57 лет. С 1 января 2021-го пенсионный возраст для мужчин составит 62,5 года, для женщин — 57,5. К 2023-му он достигнет 63 и 58 лет соответственно.

Вместе с увеличением пенсионного возраста увеличили и страховой стаж, т.е. минимальное количество лет, за которые нужно платить взносы в ФСЗН. До 2014 года страховой стаж составлял 5 лет. В 2014 году его увеличили до 10 лет, в 2015 году — до 15 лет. Ежегодно эта планка поднимается на 6 месяцев — до 20 лет в 2025 году. Если не хватает стажа — вместо пенсии по возрасту вы будете получать около 50 долларов социальной пенсии. В такую пенсионную ловушку угодило 3,5 тысячи белорусских пенсионеров (см. МНЕНИЕ).

Многие эксперты считают, что это будет не последнее повышение пенсионного возраста в Беларуси и уже с 2023 года начнется второй этап реформы. Скорее всего, он коснется только женщин. В правительстве вариант увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет рассматривали еще при разработке действующей пенсионной реформы, но в итоге от него отказались.

В Международном валютном фонде (который дает стране кредиты в обмен на соблюдение обязательств) считают, что реформу нужно продолжать, не останавливаясь в 2023 году. Еще в 2016 году МВФ советовал повысить в Беларуси пенсионный возраст до 65 лет для обоих полов. Почему? Эксперты МВФ ссылаются на низкую рождаемость и миграцию. Сейчас каждый четвертый житель Беларуси — пожилой человек, а через 30 лет количество пенсионеров превысит число всего экономически активного населения. К примеру, в конце 2018 года в Беларуси проживало 2 млн 102 тысяч человек пенсионеров по возрасту. При этом каждый четвертый пенсионер продолжал работать, а в Минске — и вовсе каждый третий (35%).

Читайте так же:  Налоги плательщиками которых являются физические лица

Бюджет ФСЗН с такой нагрузкой не справится, рождаемость еще больше упадет, и экономику может ждать очередной кризис. Работать-то некому! Кроме того, женщины в Беларуси живут в среднем на 10 лет дольше мужчин: мужчины — 69,3 года, женщины — 79,2 года. Соответственно, и на пенсии женщины живут непозволительно (для экономики) долго.

Принесла ли пенсионная реформа доходы бюджету ФСЗН, пока говорить рано. В июне 2019 года президент поручил чиновникам проанализировать ее эффективность. Пока известно лишь то, что в ФСЗН в 2020 году снова планируются значительные вливания из бюджета страны.

В 2020 году повысят пенсионный возраст и страховой стаж, из-за нехватки которого попадают в «ловушку»

С 1 января 2020 года в Беларуси на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Пенсионный возраст для мужчин составит 62 года, для женщин — 57 лет, а минимальный страховой стаж для обоих полов будет равен 17,5 года.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как изменится пенсионный возраст

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году. В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года, а в 2020 году пенсионный возраст составил 62 и 57 соответственно. В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В прошлом году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в этом году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

Как изменится минимальный страховой стаж

В 2020 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2019 году минимальный страховой стаж составлял 17 лет, с 1 января 2020 года он увеличится на полгода до 17,5 года.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 115,92 рубля. По официальной статистике, в Беларуси около 3,5 тысячи человек, которые оказались в «пенсионной ловушке».

Ранее сообщалось, что в Беларуси будут включать службу в армии в страховой стаж. Как поясняли в Минобороны, которое добивалось этого нововведения, правительство разработало меры по повышению статуса военнослужащих срочной военной службы. Эту инициативу не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Вопрос о включении в страховой стаж службы в армии (наряду с учебой в вузе и декретным отпуском) в Беларуси поднимают не первый год. Ранее за включение службы в армии (как и учебы в вузе и декретного отпуска) в страховой стаж выступали парламентарии. Напомним, родителям, воспитывающим четверых детей, в стаж работы засчитывается только 75% такого отпуска. К примеру, тем, у кого трое детей, этот отпуск включается в полном объеме, а для имеющих пятерых и более детей предусмотрены дополнительные льготы. «Мы предлагаем засчитывать им период отпусков в полном объеме — 12 лет», — предлагали ранее профсоюзы.

Пенсионный возраст белорусов снова повысят?

Эксперты Международного валютного фонда считают целесообразной дальнейшую реформу пенсионной системы в Беларуси.

Рекомендация исходит из доклада МВФ о демографической ситуации в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Причина – в низкой рождаемости и миграции. Согласно документу, население в регионе в ближайшие 30 лет может сократиться, что еще больше углубит экономический кризис. Проблема дефицита средств в пенсионном фонде не исчезнет, а количество пенсионеров может превысить число всего экономически активного населения.

«Беларусь значительно выиграет, если увеличит участие пожилых работников даже без повышения пенсионного возраста. Реформа пенсионного возраста, скорее всего, потребуется большинству стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Однако особенно она была бы полезна в Беларуси, Молдове, России, Турции и Украине, как с точки зрения предложения рабочей силы, так и для обеспечения фискальной устойчивости», – считают в МВФ.

МВФ еще в 2016 году рекомендовал белорусским властям продолжить пенсионные реформы, чтобы ликвидировать пенсионный разрыв после 2022 года.

Пенсионный возраст для женщин и мужчин начали повышать с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В 2022 году белорусские мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – у 58. Большинству белорусов эти изменения не нравятся.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом году в июне Александр Лукашенко поручил чиновникам проанализировать эффективность пенсионной системы.

Повышение пенсионного возраста в беларуси свежие новости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here