Пополнение бюджета за счет налогов

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Пополнение бюджета за счет налогов" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Депутаты предложили пополнить региональные бюджеты за счет налога на прибыль

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Пополнение бюджета за счет налогов

Как и любая другая система, налоговая система — это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система — более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. [8, с. 31]

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним относятся:

Субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо.

Объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

Ставка налога — это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю.

Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу относятся:

· подоходный налог с населения;

· налог на прибыль корпораций (фирм);

· имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальные взносы);

· налоги на перевод прибыли за рубеж;

· налог с наследства и дарения и т.п.

Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях — акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги.

Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства.

К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу. [7, с. 232-234]

Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.

Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам

Главной целью налоговой политикиявляется обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов — основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и пере распределительных процессов, особенно между центром и регионами. [8, с.60- 61]

1.3.Налоги как источник пополнения дохода бюджета.

Налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из более чем 50 видов налогов всего 4 — НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог — обеспечивают более 66% налоговых доходов.

Часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местными бюджетами. [8, с. 51]

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Читайте так же:  Налоговая система рф классификация налогов

Другая группа федеральных налогов — НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. [9, с.49]

Пополнение бюджета за счет налогов

Библиографическая ссылка на статью:
Реунова Л.В. Пути пополнения налоговых доходов региональных бюджетов за счёт собственных источников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6620 (дата обращения: 07.02.2019).

Согласно определению Бюджетного кодекса, бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это говорит о том, что эффективность органов власти в плане полноты поступления средств в бюджет и рациональности их расходования определяет, насколько эффективно государство сможет решить поставленные задачи и выполнить свои функции.

В настоящее время как федеральный, так и региональные бюджеты сталкиваются с проблемами, которые требуют от органов государственной власти реформирования в качественном и количественном составе бюджетных показателей, а также в самом принципе организации бюджетной системы Российской Федерации. Расходы бюджетов постоянно растут, что вызывает дефицит бюджета и увеличивает госдолг, т.е. возникает бюджетный дефицит. Проблему его финансирования необходимо рассматривать как с точки зрения о обязательств федерального бюджета, так и с точки зрения бюджетов субъектов Российской Федерации, нуждающихся в получении финансовой помощи. Основную роль регулирования бюджетных процессов в государстве выполняет Бюджетный кодекс РФ.

Практическая реализация положений Бюджетного кодекса и его дальнейшее совершенствование в перспективе будут способствовать увеличению доходной базы и финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ.

В бюджетной системе России большая часть доходов перераспределяется в федеральный центр, поэтому во многих субъектах РФ остро стоит вопрос обеспечения доходной базы из собственных источников. Кроме этого, федеральное правительство стимулирует развитие промышленности путём снижения налоговой нагрузки. И хотя это решение заслуживает всякой поддержки, но в основном оно реализуется за счёт регионов, что не совсем правильно. В качестве примера можем привести отмену в 2003 году налога на пользователей автодорог, а в 2004 году – налога с продаж. В результате регионы недополучили значительную сумму поступлений в бюджет. Снижение ставки НДС также оказало свое негативное влияние на поступление в бюджет регионов. В настоящее время Минфин предлагает стимулировать развитие новых промышленных предприятий в регионах, снизив для них ставку налога на прибыль до 10%, но данный законопроект находится в стадии рассмотрения [3].

Полноценной замены выпадающих доходов региональных бюджетов фактически не получилось, несмотря на обещание федерального правительства их компенсации, поэтому регионам предстоит поиск путей повышения поступлений в бюджет за счёт собственных доходов и параллельной оптимизации расходов, чтобы обеспечить выполнение своих бюджетных обязательств.

Для обеспечения сбалансированности бюджетов региональные органы власти вправе установить предельный размер дефицита бюджета. Его превышение выше определенного бюджетным законодательством уровня ведёт к применению механизма секвестра расходов, т.е. ежемесячного пропорционального снижения государственных расходов по всем статьям бюджета в течение всего периода до конца текущего финансового года.

Возникшие в данном случае проблемы могут быть решены при уменьшении существующего достаточно большого количества встречных финансовых потоков.

Основной риск неплатёжеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает в результате неверного прогнозирования бюджетных доходов. Поэтому с целью увеличения точности прогнозов субъекты Российской Федерации должны оценивать уровень и причины отклонения между планируемыми и фактически полученными доходами за три последних отчетных года и затем на основе выполненной оценки разрабатывать различные прогнозы доходов бюджета для различных социально-экономических сценариев. Для снижения риска неплатёжеспособности субъекта РФ и повышения вероятности получения незапланированных дополнительных доходов рекомендуется разработка консервативного варианта прогноза бюджетных доходов.

Определим для Республики Адыгея наиболее оптимальные пути пополнения доходов регионального бюджета за счёт собственных источников.

Рассмотрим несколько возможных путей повышения реальных поступлений в бюджет.

Доход регионов состоит из налоговых и неналоговых платежей. Однако основные налоги, включая региональные, регламентированы Налоговым кодексом и поэтому региональные органы власти не могут в полной мере влиять на налоговую политику. В отличие от налоговых, особенность неналоговых доходов заключается в том, что их объём, полнота поступления в бюджет, а также своевременность зачисления целиком зависят от региональной политики относительно данных доходов. За исключением земельных платежей в виде земельного налога и арендной платы за землю, зачисление которых в бюджет осуществляется в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, основное внимание в вопросе о повышении поступлений в бюджет необходимо уделить именно мобилизации неналоговых доходов.

В Налоговом кодексе в качестве механизма стимулирования экономической деятельности предусмотрено предоставление налоговых льгот по федеральным и региональным налогам, что позволяет налогоплательщикам использовать пользоваться «серыми схемами» вполне легального уклонения от уплаты налогов. В то же время возникает проблема расходования эффективно и по целевому назначению средства, высвобождаемых в результате использования льгот.

На территории Республики Адыгея оценка обоснованности и эффективности предусмотренных льгот проводится на основании приказа Министерства финансов Республики Адыгея от 20.10.2010 г. № 177-А «О Порядке оценки обоснованности и эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». Среди данных налогов – налог на имущество организаций и транспортный налог.

Всего за 2012 г. налогоплательщикам – юридическим лицам было предоставлено налоговых льгот на сумму 33 728,6 тыс. рублей, что на 31 707,4 тыс. руб. меньше, чем в 2011 г., что уменьшило выпадающие доходы республиканского бюджета в результате предоставленных налоговых льгот на сумму 15 795,5 тыс. руб. и составило 17 025,3 тыс. руб. В 2013 г. предоставленные налогоплательщикам (юридическим лицам) налоговые льготы составили 49 792,0 тыс. руб. [1, 2].

Читайте так же:  Рожденные в 1970 когда выйдут на пенсию

Объём выпадающих доходов республиканского бюджета за 2012-2013 гг. представим в табл. 1.

Таблица 1. Объём выпадающих доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея в 2012-2013 гг. в разрезе налогов

Наименование налога 2012 г.,

тыс. руб.

Удельный вес, % 2013 г. Удельный вес, % Налог на прибыль организаций,

в т. ч.:

42,4 0,2 40,0 0,2 Учреждения, предприятия и организации УФСИН по Республике Адыгея 16,3 38,44% 20,0 50% Организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди которых составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% 26,1 61,56% 20,0 50% Налог на имущество организаций, в т. ч.: 16 493,6 96,9 24475,1 97,6 субъекты инвестиционной деятельности 15 133,5 91,75% 23256,0 95,02% организации здравоохранения, учреждённые общественными организациями и фондами 1 355,9 8,22% 1219,1 4,98% Транспортный налог, в т. ч.: 489,3 2,9 561,1 2,2 субъекты инвестиционной деятельности 202,4 41,37% 233,5 41,62% Организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди которых составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% 0,6 0,12% — организации, выполняющие авиационно-химические работы 286,3 58,51% 327,6 58,39% ИТОГО 17 025,3 100,0 25076,2 100,0

Из общего объёма предоставленных в 2012 г. льгот 96,9%, а в 2013 г. 97,6%, составил налог на имущество организаций, в том числе более 90,0% – льготы для субъектов инвестиционной деятельности.

Рассмотрим это на следующем примере. Предположим, региональные органы власти снижают уровень налогообложения таким образом, что его доходы падают на 10%. Значит, чтобы покрыть этот недополученный доход, необходим рост реальной налоговой базы не менее чем на 10%, а с учётом инфляции даже выше. При этом предполагаемый рост способен только покрыть затраты, т.е. не приносит региону никаких выгод. Чтобы льготирование было эффективным, рост налогооблагаемой базы должен превышать потери в доходе.

Уровень налогообложения на региональном и местном уровнях снижается с целью увеличения роста деловой активности, что выражается в создании новых рабочих мест и увеличении оборота предприятий. Если это снижение будет значимым для предпринимателя, то можно ожидать роста экономики региона, т.к. предприниматель получает своеобразную прибавку к своему оборотному капиталу, которая будет направлена на развитие предприятия – и, следовательно, приведет к росту налогооблагаемой базы.

Таким образом, изменение уровня доходов регионального бюджета можно рассматривать как своего рода инвестиции в дальнейшее развитие региона, которые теоретически в дальнейшем должны принести определённую прибыль. Но может возникнуть ситуация, когда в результате применения льгот бюджет лишается доходов, но, в то же время, не достигается предполагаемый эффект от их применения.

Например, экономическая эффективность предоставленной льготы по налогу на имущество организаций в Адыгее (табл. 3.5) признана отрицательной в связи с получением убытков в исследуемом периоде по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году – 12 950,5 тыс. рублей, в 2013 году – 12 274,6 тыс. руб.

Решением указанной проблемы может являться налоговых льгот другими мерами государственной поддержки. Например, в Адыгее льготы для субъектов инвестиционной деятельности можно было бы заменить государственными гарантиями или инвестиционными налоговыми кредитами. В отличие от налоговых льгот, в случае проблем с реализацией инвестиционного проекта, льготированные средства не могут быть возвращены в бюджет, а налоговый кредит возвратить в бюджет необходимо.

Поэтому при решении инвестиционных задач рациональней для бюджета использовать кредиты. Кроме того, органы власти субъектов РФ сами разрабатывают условия их предоставления и могут включить, например, условие досрочной уплаты налогов в бюджет в случае выявления нецелевого или неэффективного использования налогового кредита.

В регионах ещё сохраняются значительные земельные площади с неопределёнными и, соответственно, не оформленными правами, из-за чего бюджет также несёт потери.

Перед регионами сейчас стоит задача формирования единых объектов, соответственно, совершенствование градостроительного размежевания и жёсткий контроль за распределением земельных участков под строительство могут пополнить бюджет.

Пополнение бюджета за счет налогов

Библиографическая ссылка на статью:
Печенкина Ю.Е., Бондаренко Т.Н. Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов (на примере Артемовского городского округа Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56130 (дата обращения: 25.03.2019).

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Уплата налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный, безвозвратный характер для определённого налогоплательщика, однако при этом значительная часть оплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается в экономику в виде дотаций, субсидий, государственных вложений в разные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования и разных форм социальной помощи.

Доходная часть бюджетов страны формируется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Налоги имеют существенное значение при формировании доходной части бюджетов разных уровней, но при этом следует различать государственное и местное налогообложение [1].

За счет налоговых платежей и сборов происходит формирование финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов как государства, так и муниципальных образований необходимо обеспечить полную собираемость налогов.

Учитывая особенности текущей экономической ситуации в РФ, обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей считается приоритетной задачей российских налоговых органов на всех уровнях и является одним из критериев качества государственных и муниципальных финансов.

Местные налоги и сборы, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 132), устанавливаются органами местного самоуправления, что отнесено к числу важнейших вопросов местного значения, позволяющих муниципальным органам проводить во многом самостоятельную от государства и в интересах населения налоговую политику, оказывающую сильное влияние на экономическую, социальную, политическую, экологическую, криминальную и т.д. ситуации, складывающиеся на территории муниципального образования [2].

Проблемы местного налогообложения исследованы в трудах Кузьмичовой И.А. Основной функцией местного налогообложения является регулирование развития местного общества, кроме того налогообложению присущ упор на фискальную функцию [3].

На местном уровне проблема наполняемости бюджета (в том числе за счет налоговых поступлений) является наиболее острой. Это обусловлено особенностями действующего налогового законодательства, недостаточной экономической базой муниципалитетов и снижением инвестиционной активности.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности в янао

Во всех муниципалитетах вопрос собираемости налогов является актуальным, т.к. проблемы собираемости местных налогов усугубляются общим экономическим спадом, что в результате приводит к существенному сокращению налоговых поступлений. Вопрос собираемости налогов особенно важен для муниципалитетов в связи с необходимостью улучшения основных показателей социально-экономического развития. Показатель собираемости налогов является одним из критериев, характеризующих качество социально-экономического развития муниципального образования и состояние системы муниципальных финансов в целом.

Вопросом повышения собираемости налогов на местном уровне занимаются как органы местного самоуправления, так и администраторы соответствующих доходов.

Исследуем вопросы собираемости налогов на муниципальном уровне по данным Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Приморскому краю г. Артём за 2014 год. Отметим, что в зону ответственности МИ ФНС России №10 входят так же Надеждинский район и Хасанский муниципальный район.

Город Артем расположен в Приморском крае. Как административно оформленный населенный пункт, город Артем существует с 1916 года. В 1938 году Артем получил статус города. В соответствии с Законом Приморского края от 10.11.2004 № 157-КЗ муниципальное образование город Артем наделен статусом городского округа, входящего в состав Приморского края.

В РФ одним из показателей, характеризующих эффективность налоговой системы как в целом, так и по отдельным налогам в частности, используется показатель собираемости налогов. В наиболее общем виде он характеризует степень использования налогового потенциала территории за определенный промежуток времени.

Собираемость налогов — соотношение между величиной реально собранных налогов и величиной налогов, которые должны быть собраны в соответствии с величиной налогооблагаемой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством страны [4].

Собираемость налогов рассчитывается по формуле:

Ус = (Фнс / Мнп) * 100% (1)

Где: Ус – уровень собираемости налогов

Фнс – фактически поступившие налоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Мнп – максимальный налоговый потенциал, представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

По такому методу можно рассчитать собираемость налогов на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

Для того что бы корректно проанализировать показатели собираемости налогов, необходимо осуществлять комплекс мероприятий по планированию налоговых поступлений. В Межрайонной ИФНС №10 г. Артема вопросы планирования и анализа собираемости налогов относятся к компетенции аналитического отдела, который анализирует и формирует прогнозы по налоговым поступлениям на следующий финансовый год.

Работа по планированию и прогнозированию налоговых поступлений базируется на положениях налогового законодательства РФ, регламентирующего в первую очередь, налоговые доходы местных бюджетов. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, к местным бюджетам относятся бюджеты:

— городских округов с внутригородским делением;

В соответствии с действующим законодательством, к налоговым доходам городских округов (в том числе Артемовского ГО) относятся [5]:

1. Местные налоги:

— земельные налоги – по нормативу 100 %;

— налоги на имущество физических лиц – по нормативу 100 %.

2. Федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами:

— налоги на доходы физических лиц – по нормативу 15%;

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 100%;

— единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 100%;

— налоги, взимаемые в связи с применением патентной системы налогообложения, – по нормативу 100%.

Нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, устанавливаются законами субъектов РФ.

Рассмотрим в таблице 1 динамику налоговых доходов консолидированного бюджета за 2013-2014 года на основе аналитической записи МИФНС №10 г. Артём.

Таблица 1 – Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета, администрируемых МИФНС №10 г.Артем за 2013-2014 гг

Минфин РФ советует регионам искать возможности для пополнения бюджета

Проанализировав действия региональных и муниципальных властей, а также международный опыт, Минфин РФ подготовил методические рекомендации для властей и органов местного самоуправления российских регионов. В этом документе содержится комплекс мероприятий, призванных поспособствовать росту налогового и экономического потенциалов, а значит, и доходной базы бюджетов регионов РФ и страны в целом.
Многие меры уже работают в пилотных регионах. Тем не менее Минфин РФ, проанализировав общую ситуацию, пришел к выводу, что региональные и муниципальные власти нередко работают неэффективно. Следует как повышать эффективность их работы, так и искать новые возможности.

Минфин РФ рекомендует расширить комиссии по снижению неформальной занятости, контролю за уровнем зарплат и занятостью работников на предприятиях, а также разработать дополнительные критерии для измерения этих показателей. Так как основные поступления в бюджеты регионов обеспечивает НДФЛ, чья величина зависит от величины зарплат работников, то финансисты уделяют особое внимание собираемости этого налога.

Для оценки уровня зарплат и занятости финансовое ведомство предложило опираться на так называемые критические уровни. Для зарплаты, к примеру, такой показатель определили как 2/3 от среднего уровня по отрасли. Кроме того, в письме ведомство приводит еще несколько показателей для поиска потенциальных нарушителей:

• уровень заработных плат ниже регионального МРОТ;
• предоставление нулевой отчетности по налогам и взносам;
• указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по данной отрасли;
• непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в центры занятости населения.

Также финансисты предлагают создать единые онлайн-площадки для обращений граждан в органы власти, а для бизнесменов – в городские администрации, власти субъектов и региональные отделения ФНС РФ. Ведомство считает, что подобные порталы помогут увеличить собираемость налогов, а также сыграют положительную роль в обелении экономики. Кроме того, диалог с налогоплательщиками позволит создавать и эффективнее применять правовые нормы.

Чиновники также предлагают усилить контроль за мигрантами, работающими без разрешительных документов, и за россиянами, сдающими квартиры в аренду, но не перечисляющими с этих доходов налог в казну.

Кроме того, можно улучшить и упорядочить сбор имущественных налогов. Для этого финансисты предлагают провести комплексные кадастровые работы, в ходе которых планируется выявить и включить в ЕГРН ранее не зарегистрированную недвижимость. После включения всех объектов в ЕГРН с них будет взиматься налог. Кадастровые работы предложено провести и для капитальных строений, за которые платят имущественные налоги организации или физлица.

Читайте так же:  Последние 5 лет для начисления пенсии

После проведения комплексных работ будут уточнены границы участков, положение зданий, а также исправлены кадастровые ошибки. Предусмотрено, что такие работы выполнят только единожды. При работе финансисты предлагают, кроме подворового обхода, использовать аэрофотосъемку, беспилотники и даже фотографии со спутников.

Минфин РФ рекомендует регионам активнее выявлять потенциальные источники доходов для бюджета.

В частности, особое внимание властям субъектов стоит обратить на незарегистрированные маломерные суда. Сейчас гражданам проще заплатить штраф и не ставить лодку на учет, так как проверки проходят нерегулярно, а штрафы невысоки. Финансисты советуют регионам сделать проверки более систематическими, что приведет к росту количества зарегистрированных маломерных судов, а следовательно, и к росту поступлений от транспортного налога.

Также чиновники рекомендуют повысить налоговые ставки на мощные и дорогие автомобили и мотоциклы для тех регионов, в которых эти показатели невысоки. Кроме того, по мнению Минфина РФ, стоит рассмотреть и возможность отменить льготы по транспортному налогу.

Еще одной мерой пополнения бюджетов могут стать меры, способствующие выявлению нарушений ПДД, в частности, штрафы с камер видеофиксации. Чиновники советуют ставить новые камеры не только на автомагистралях, но и на небольших дорогах, а также активно использовать мобильные комплексы видеофиксации.

Бюджеты регионов можно пополнить и с помощью систем платных дорог и парковок.

Помимо новых поборов с автовладельцев, Минфин РФ рекомендует повысить ставки налога на имущество в тех регионах, в которых они установлены ниже максимально разрешенного законодательством предела.

Кроме того, чиновники советуют проанализировать предоставленные льготы, чтобы предотвратить рост выпадающих доходов.

Ряд проблем местного уровня финансисты рекомендуют решать с использованием добровольных платежей граждан, так называемого самообложения.

Для развития экономического потенциала регионов Минфин РФ предлагает тщательнее проверять соответствие разрешенного вида использования земли ее фактическому применению, выявлять неиспользуемые участки сельхозугодий. Финансисты считают, что проверки использования земли помогут полнее вовлечь неиспользуемые участки в производство и увеличить таким образом выпуск сельхозпродукции. Также они считают важным и нужным поддерживать малый бизнес — как финансово, так и организационно, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, расширять рынки сбыта. В том числе Минфин РФ призывает постоянно оценивать эффективность деятельности инновационной инфраструктуры экономики, работы технопарков и бизнес-инкубаторов, а также мер по поддержке субъектов МСП.

Сельхозпроизводителей рекомендовано поддерживать, разъясняя владельцам ЛПХ выгоды перехода в статус крестьянско-фермерских хозяйств. Также Минфин РФ рекомендует помогать сельхозпроизводителям в создании кооперативов, объединяющих личные и крестьянско-фермерские хозяйства, в развитии системы лизинга сельхозтехники и расширении рынков сбыта региональной продукции.

Федеральное министерство финансов рекомендует проводить региональные, межрегиональные и даже международные выставки-ярмарки, на которых потенциальные инвесторы и покупатели смогут ознакомиться с продукцией регионов, а также конкурсы и соревнования среди субъектов МСП и сельхозпроизводителей, выдавать субсидии, улучшать условия для ведения бизнеса и развивать туризм.

Регионам ведомство рекомендует создать условия для роста и возникновения новых компаний как наиболее соответствующих новому времени и условиям; оказывать малому бизнесу информационную и консультационную поддержку — особенно во взаимодействии с государственными органами, проводить семинары и тренинги, неформальные встречи бизнесменов и властей.

Среди прочих видов поддержки субъектов МСП Минфин РФ упоминает гранты и субсидии на разработку новой продукции, а также на расширение бизнеса. Такая помощь способствует созданию новых фирм и росту старых, увеличению выпуска продукции и росту поступления налогов в бюджет.

Чиновники рекомендуют обратить внимание на так называемый краудфандинг, который также несет возможности для развития бизнеса без участия государства.

Организационную поддержку планируется оказывать в том числе и с развитием системы одного окна для бизнеса, что сократит административную нагрузку на компании, позволит им работать более результативно и в итоге увеличить объем поступающих налогов.

Чтобы простимулировать рост экономического потенциала субъектов РФ, Минфин РФ рекомендует улучшить организацию отношений между региональными и муниципальными бюджетами.

В частности, регионам предложено установить единые или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты. Такие нормативы нельзя будет снижать в течение 3 лет, что поможет муниципалитетам стабильно наполнять собственную казну и улучшит прозрачность планирования бюджетов. Поступления от НДФЛ, превышающие расчетный размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, также остаются в доходах местного бюджета и не изымаются в региональный. Возможные сверхпоступления от подоходного налога простимулирует местные власти увеличивать собственные налоговые доходы, улучшая условия для ведения бизнеса.

Также финансисты рекомендуют разработать систему рейтингов для оценки органов местного самоуправления. Показатели, по которым муниципалитету будет присуждаться тот или иной рейтинг, Минфин РФ приводит следующие:
• динамика налоговых доходов местного бюджета, в том числе от НДФЛ;
• динамика инвестиций, отгруженных товаров, среднемесячной зарплаты;
• количество налогоплательщиков земельного налога и объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц и т.д.

Муниципалитеты, лидирующие в рейтинге, предложено премировать.

Минфин РФ разработал типовой план мероприятий (дорожную карту) по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов (далее — типовой план). В него входят меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, сокращению государственного и муниципального долга, оптимизации расходов, бюджетной сети и социальной поддержки, а также меры по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях и системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

Такие типовые планы рекомендуется утвердить не только в субъектах Российской Федерации, имеющих высокую долговую нагрузку, но и в других субъектах страны, в том числе дотационных.

Для улучшения администрирования налогов и сборов финансисты рекомендуют направлять в налоговые органы сведения об арендованных земельных участках, выявленных лицах, ведущих бизнес без регистрации юрлица или ИП, предоставлять налоговикам все предусмотренные федеральным законодательством сведения. Чиновники отдельно подчеркивают, что граждане должны знать, на что уходят уплаченные ими налоги.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Пополнение бюджета за счет налогов

Как и любая другая система, налоговая система — это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система — более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. [8, с. 31]

Читайте так же:  На какой счет ставить пени по налогам

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним относятся:

Субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо.

Объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

Ставка налога — это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю.

Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу относятся:

· подоходный налог с населения;

· налог на прибыль корпораций (фирм);

· имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальные взносы);

· налоги на перевод прибыли за рубеж;

· налог с наследства и дарения и т.п.

Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях — акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги.

Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства.

К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу. [7, с. 232-234]

Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.

Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам

Главной целью налоговой политикиявляется обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов — основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и пере распределительных процессов, особенно между центром и регионами. [8, с.60- 61]

1.3.Налоги как источник пополнения дохода бюджета.

Налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из более чем 50 видов налогов всего 4 — НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог — обеспечивают более 66% налоговых доходов.

Часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местными бюджетами. [8, с. 51]

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другая группа федеральных налогов — НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. [9, с.49]

Пополнение бюджета за счет налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here