Платежи и налоги при пользовании недрами

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Платежи и налоги при пользовании недрами" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Статья 47. Система налогов и платежей при пользовании недрами

Статья 47. Система налогов и платежей при пользовании недрами

При пользовании недрами уплачиваются следующие налоги и платежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2) налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

3) регулярные платежи за пользование недрами;

4) плата за геологическую информацию о недрах;

5) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

6) сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и Ненецким автономным округом осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и Администрацией Ненецкого автономного округа.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.

>
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
Содержание
Закон Ненецкого автономного округа от 2 июня 2003 г. N 416-ОЗ «О недропользовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 47. Система налогов и платежей при пользовании недрами

Статья 47. Система налогов и платежей при пользовании недрами

При пользовании недрами уплачиваются следующие налоги и платежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2) налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

3) регулярные платежи за пользование недрами;

4) плата за геологическую информацию о недрах;

5) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

6) сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и Ненецким автономным округом осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.

>
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
Содержание
Закон Ненецкого автономного округа от 2 июня 2003 г. N 416-ОЗ «О недропользовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 12. Виды платежей и налогов при пользовании недрами

Статья 12 . Виды платежей и налогов при пользовании недрами

1. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

Информация об изменениях:

Законом Нижегородской области от 5 ноября 2013 г. N 133-З в пункт 1 части 1 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

2) регулярные платежи за пользование недрами;

См. также Приказ МНС РФ от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-21/[email protected] «Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения» и Методические рекомендации по установлению геолого-географических критериев обоснования ставок регулярных платежей за пользование недрами, утвержденные приказом МПР РФ от 5 сентября 2002 г. N 558

Читайте так же:  Поздравления начальнику уходящего на пенсию

3) сбор за участие в конкурсе (аукционе).

2. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

>
Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых
Содержание
Закон Нижегородской области от 3 ноября 2010 г. N 169-З «О недропользовании на территории Нижегородской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем ниже.

Платежи за пользование недрами

Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:

  • ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
  • производит разведку полезных ископаемых;
  • изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
  • разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.

Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.

Порядок расчета

Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

РПН = S1 — S2, где

РПН — регулярный платеж,

S1 — используемая площадь участка недр,

S2 — площадь возвращенной части лицензионного участка.

Ставки платежа

В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности

Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.

Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2020 году нужно:

за I квартал — до 30 апреля включительно;

за II квартал — до 31 июля включительно;

за III квартал — до 2 ноября включительно;

за IV квартал — до 1 февраля включительно.

Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

Пример заполнения расчета

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

Мне необходимо осуществить регулярные платежи за пользование недрами (при хранении газа или нефти в недрах или разведке ископаемых)

Платежи при пользовании недрами

Платежи при пользовании недрами – это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования нерами:

Разовые платежи

уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии)

Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

уплачивается при регистрации заявки

Регулярные платежи за пользование недрами

уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ

Регулярные платежи за пользование недрами входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых пользователями недр за предоставление исключительных прав:

Регулярные платежи взимаются за:

  • на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, за разведку полезных ископаемых;
  • за геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи не взимаются за:

  • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
  • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Подробнее ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Порядок расчёта платежа

Ставка платежа

При проведении поисково-оценочных и разведочных работза 1 ед. площади (км 2 )
лицензионного участка в зависимости от вида полезного ископаемого и вида работ
При строительстве и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей)за 1 ед. полезного ископаемого, подлежащего хранению
(Например: за 1 тонну или за 1 тыс. м 3 )

Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами. Перейти или скачать…

Облагаемая

Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:

При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений

При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).

Читайте так же:  Как получить фиксированную сумму алиментов

При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению

Порядок уплаты и представления отчётности

Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.

Подробнее см. ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Платеж за пользование недрами признают единовременно

Лиманская Е. В., эксперт журнала

Порядок учета разовых платежей, уплаченных при получении лицензии на право пользования недрами, вызывает немало налоговых споров. Рассмотрим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2010 г. № А27-17423/2009.

Суть спора

Предприятие участвовало в аукционе на получение права пользования недрами. В результате оно получило лицензию. В связи с этим уплачен разовый платеж. Бухгалтер предприятия решил учесть суммы единовременно. Однако, по мнению налоговиков, указанные затраты должны рассматриваться как расход, произведенный в целях приобретения лицензии на недропользование. При этом чиновники ссылаются на нормы статьи 325 Налогового кодекса РФ, статей 10.1, 11, 13.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Согласно им разовый платеж при аукционной форме выявления победителя на право пользования участком недр является основополагающим фактором для приобретения лицензии. Кроме того, разовый платеж относится ко всему сроку действия лицензии. Именно поэтому контролеры настаивают, что суммы подлежат включению в состав нематериальных активов и единовременное отнесение затрат по уплате разового платежа к расходам для целей исчисления налога на прибыль противоречит положениям пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

На этом основании чиновники доначислили налог на прибыль, а также соответствующие пени.

Предприятие не согласилось с этим и обратилось в суд.

Что решил суд

Арбитры встали на сторону налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ предприятия, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, связанные с приобретением лицензий (затраты по каждой лицензии учитываются отдельно).

Расходы на оплату участия в конкурсе относят к расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии.

Статьей 39 Закона «О недрах» установлена система платежей за пользование недрами, в том числе разовые платежи.

И действительно, одним из основных критериев для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр (ст. 13.1 Закона «О недрах»).

Согласно статье 40 Закона «О недрах», предприятия, получившие право пользования недрами, уплачивают соответствующие разовые платежи в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Но при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, и в установленном ею порядке. Этот факт в рассматриваемом вопросе является очень важным.

Ведь получается, что обязательство по уплате разового платежа возникает по уже имеющейся лицензии. Значит, данные суммы не могут рассматриваться в качестве расхода, осуществленного в целях ее получения.

Кроме того, разовый платеж за пользование недрами отвечает критерию обязательного платежа, начисленного в соответствии с законодательством. Ведь данный платеж установлен нормативным правовым актом.

При наличии определенных лицензионных условий возникает безусловная обязанность по его уплате. Данные суммы формируют доходную часть бюджета.

Поэтому судьи пришли к такому выводу. В целях обложения налогом на прибыль расходы в виде разового платежа за пользование недрами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Они входят в состав косвенных расходов, признаются таковыми в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся в полном объеме с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления расходов в виде налогов (сборов) и иных обязательных платежей признается дата их начисления. В данном случае это дата регистрации лицензии на право пользования недрами и наступления события, указанного в лицензии. До этой даты у предприятия отсутствуют права и обязанности недропользователя.

В статье 272 оговорен порядок признания расходов при методе начисления.

Выводы

Cудьи согласились, что уплата разового платежа относится исключительно к лицензионным требованиям и условиям. Она является обязательством предприятия по уже имеющейся лицензии и не может рассматриваться как расход в целях приобретения лицензии. Данные платежи не участвуют в формировании стоимости лицензии, следовательно, в целях налогообложения налогом на прибыль подлежат включению в состав расходов единовременно. Поэтому в случае возникновения спора предприятие может смело обращаться в суд.

Об учете для целей бухучета и налога на прибыль расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 октября 2016 г. N 03-06-06-01/57297

Вопрос: Об учете для целей бухучета и налога на прибыль расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу учета расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами в текущих расходах налогового и бухгалтерского учета, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем следующее.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н, применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляются поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (коммерческая целесообразность добычи).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, предусмотренных пунктом 16 указанного Положения.

Читайте так же:  Компенсация за задержку выплаты алиментов организацией

На основании пункта 3 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) особенности определения расходов для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с определенными обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.

Так, статьями 261 и 325 Кодекса установлены особенности налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.

Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.

Необходимо отметить, что перечень расходов на освоение природных ресурсов является открытым. В статьях 261 и 325 Кодекса перечислены отдельные их виды, для которых установлены особенности их признания для целей налогообложения — данные расходы учитываются равномерно в течение установленных периодов. В числе таких видов расходов нет регулярных платежей за пользование недрами.

В соответствии с положениями статей 39 и 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение участков недр.

Следовательно, для целей исчисления налога на прибыль организаций регулярные платежи включаются в состав расходов на освоение природных ресурсов.

В связи с этим расходы в виде регулярных платежей за пользование недрами, являющиеся в соответствии с пунктом 2 статьи 325 Кодекса общими расходами по осваиваемому участку (месторождению) в целом и носящие текущий характер, учитываются в соответствии с пунктом 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 325 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически осуществлены.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

9.2. Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., со­держит правовые и экономические основы, регламентирующие комплекс­ное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отноше­ния природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования — введение платежей в бюджет за пользование не­драми, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпри­нимательской деятельности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с ФЗ РФ от 03.03 95 г. № 27-ФЗ «О внесении изме­нений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взима­лись платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации под­земных сооружений. Система платежей включала в себя сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; плату за пользованием недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на от­дельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориаль­ного моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

С вступлением в силу с 1.01.2002 г. главы 26 НК РФ структура пла­тежей за пользование недрами, предусмотренная Законом РФ «О недрах», претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, от­числения на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных иско­паемых. Таким образом, с 1 января 2002 г. система платежей при пользо­вании недрами, кроме налога на добычу полезных ископаемых, включает:

разовые платежи за пользование недрами при наступлении опре­деленных событий, оговоренных в лицензии;

регулярные платежи за пользование недрами;

платежи за геологическую информацию о недрах;

сбор за участие в конкурсе (аукционе);

сбор за выдачу лицензии.

Вышеназванные платежи не являются налогами и сборами, т.к. вве­дены не НК РФ, а законодательством о недропользовании. Однако на на­логовые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевре­менностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обяза­тельных платежей, к которым относятся платежи за пользование недрами. Налоговые органы администрируют не все платежи, а только разовые за

пользование недрами и регулярные платежи за пользование недрами, ин­формация по которым поступает в их распоряжение.

Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является на­лог на добычу полезных ископаемых, введенный главой 26 НК РФ с 1 ян­варя 2002 г. Плательщиками данного налога являются организации и ин­дивидуальные предприниматели, пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добываю­щего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность необходимо получить от­дельную лицензию в порядке, установленном в Законе РФ «О недрах».

В пункте 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ перечислены полез­ные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу.

общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивиду­альным предпринимателем и используемые им для личного потребления;

геологические коллекционные материалы;

ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, ис­пользовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т.д.). Эти объекты должны иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;

полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добываю­щего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;

дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке место­рождений полезных ископаемых.

Налоговый кодекс вводит новый термин «добытые полезные иско­паемые». Под этим термином в статье 337 Налогового кодекса РФ пони­мается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карь­еров, содержащаяся в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональ­ный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организа­ции. В статье 337 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископае­мых. Это антрацит, уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, угле­водородное сырье, товарные руды, природные алмазы, подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные воды и др. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для чего определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.

Предусматривается два способа, с помощью которых можно опреде­лить объем добычи, — прямой и косвенный. При прямом используются из­

Читайте так же:  Отчисления на пенсии в россии

мерительные средства и учитываются фактические потери полезного ис­копаемого. Косвенный способ можно применять только в тех случаях, ес­ли известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технология добычи.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик оп­ределяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

цены реализации полезного ископаемого без учета государствен­ных субвенций;

расчетную стоимость этого ископаемого (например, если органи­зация не получила выручки).

Применяя первый метод, определяя выручку от реализации с учетом ст. 40 НК РФ, организация должна исключить из расчета налог на добав­ленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входит оплата та­моженных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада (узла учета, входа в магистральный трубопровод) до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магист­ральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, раз­грузку, транспортно-экспедиционные услуги и т.д. Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество.

Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно опреде­лить исходя из цен реализации, берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка для калийных солей — 3,8%, а самая высокая для газо­вого конденсата — 17,5%.

Ставка налога на добытую нефть установлена в рублях за одну тонну нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (с 1.01.2007 г. -419 руб.) При этом она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности конкретного участка недр. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка — 0%, в частности для:

нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;

подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;

♦ полезных ископаемых, остающихся в отходах перерабатывающих производств, в связи с отсутствием в России технологии, позволяющей их извлекать;

минеральных вод, в случае их использования в лечебных и ку­рортных целях без непосредственной реализации;

подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйст­венных целях, и др.

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэф­фициентом 0,7.

Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых — ка­лендарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет — не позднее 25-го числа месяца, следую­щего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представ­ляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым пе­риодом.

Рассмотрев кратко порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, можно сделать вывод о его основном недостатке: он не дела­ет разницы между высоко- и низкодоходными нефтедобывающими пред­приятиями и месторождениями, т.к. ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых.

Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Сле­довательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с по­мощью этого налога. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования до­бычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Однако проблема изъятия ренты при нефтедобы­че не решена до конца, т.к. ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи. Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, их невозможно подробно рассмотреть в рам­ках учебника. Популярной является идея установки уровня налогообло­жения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей про­мышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рен­табельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежа­щим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, следствием которых

является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтя­ных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальней­шего технического совершенствования и, как следствие, снижения издер­жек по добыче сырья.

Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая определяется исходя из стоимости основ­ных производственных фондов и норматива рентабельности 15%. Налого­вым последствием такого варианта является то, что он стимулирует уве­личение затрат разработки месторождений, т.к. сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет от­сутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании получить убыток.

Возможно совершенствование рентных отношений в недропользо­вании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регу­лярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользовате­лям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полез­ных ископаемых, разведку полезных ископаемых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией нашего государства. Вели­чина регулярных платежей зависит от экономико-географических усло­вий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительно­сти работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится воз­можность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.

Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензион­ное соглашение. Включение в лицензионное соглашение условий разра­ботки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов — и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях, при решении проблемы рентных платежей, следует руководство­ваться не только фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России.

Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).
Читайте так же:  Надбавка к пенсии ветеранам военной службы

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

Видео (кликните для воспроизведения).

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Платежи и налоги при пользовании недрами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here