Первая пенсионная реформа в россии

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Первая пенсионная реформа в россии" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Пенсионная реформа раскалывает власть

Минтруд выступил против предложенного Минфином проекта ограбления стариков

Пенсионная реформа уже дошла до раскола в рядах тех, кто ее готовил. В Министерстве труда и социального развития получили законопроект Минфина о гарантированном пенсионном плане (ГПП) и готовят к нему замечания. По словам главы ведомства Максима Топилина, сказанным в кулуарах съезда «Единой России», к новому способу накопления пенсий существуют серьезные вопросы, в том числе по обеспечению гарантий и по страхованию ответственности.

«Да, видели [план]. Наконец Минфин прислал его официально. Мы сейчас готовим замечания. У нас есть вопросы по обеспечению гарантий, по страхованию ответственности и так далее», — цитирует его ТАСС.

Ранее, в конце октября Минфин и ЦБ РФ 29 представили новый вид системы накопительной пенсии в продолжение начатой пенсионной реформы, — гарантированный пенсионный план, который позволит россиянам создавать накопления самостоятельно или при помощи работодателя, добровольно отчисляя средства из зарплаты в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

ГПП подразумевает, что те, кто добровольно откладывает деньги на пенсию, смогут получить ряд налоговых льгот. Так пенсионные взносы граждан в систему в пределах 6% от заработной платы предлагается освободить от НДФЛ. Налоговые льготы предусмотрены и для работодателей, перечисляющих взносы по ГПП своих работников, в частности, они смогут получить льготу по налогу на прибыль, отнеся понесенные расходы на себестоимость. Власть, объявив пенсионную реформу и ограбив население, снова ищет способы забрать деньги у населения.

Напомним, что ранее существовавшая система пенсионных накоплений в связи с нехваткой средств для выплат пенсионерам была заморожена в 2014 году на срок до конца 2021 года. Ожидается, что закон о гарантированном пенсионном плане будет принят к 1 июля 2020 года. В первый год запуска системы добровольных пенсионных накоплений со стороны россиян в правительстве ожидают притока в почти 1 трлн рублей. При этом, видимо, авторы пенсионной реформы понимают, что могут его не дождаться этого триллиона.

ГПП — далеко не первый план, предложенный Минфином. Ранее система называлась гарантированным пенсионным продуктом, а еще раньше — индивидуальный пенсионный капитал. Внесение законопроекта об ИПК планировалась весной 2019 года, однако его пришлось отложить. Причиной этого эксперты считают то, что пенсионная реформа и повышение возраста выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 50 — у женщин вызвали настолько резкое неприятие общества и опасения в том, что любая новая инициатива в этой области заранее обречена на массовое отторжение. Но как бы это не называлось, это все равно продолжение пенсионной реформы.

В основе идеи ИПК лежал замысел установить определённый процент вычетов из зарплаты по желанию работника по той же схеме, по которой вычитается НДФЛ, а получателями платежей стали бы выбранные гражданами НПФ. Последние должны были бы накапливать средства, (обеспечив в итоге большую доходность, чем при размещении средств в банке на депозите), которые в будущем позволили бы сформировать накопительную часть пенсии. В рамках системы ИПК также замышлялась возможность в экстренных ситуациях, связанных с необходимостью расходов на медицинские нужды, получить средства досрочно, оплатив с полученной суммы НДФЛ.

В конце августа этого года в Минфине заявил, что, хотя в основе новой системы пенсионных накоплений должна лежать концепция ИПК, сам термин «индивидуальный пенсионный капитал» использоваться не будет. В начале сентября появилась информация от авторов пенсионной реформы о законопроекте «О гарантированном пенсионном продукте», главным отличием ГПП от ИПК стал исключительно добровольный порядок присоединения к системе (в концепции ИПК включение россиян в накопительную систему было автоматическим), налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан, регистрация накопительных счетов центральным администратором, а также гарантирование сохранности долгосрочных пенсионных накоплений со стороны государства.

Как понимать разногласия между Минтрудом и Минфином? В правительстве нашлись люди, осознавшие губительность пенсионной реформы и пожелавшие пересмотреть ее? И чем этот ГПП отличается от ранее предложенного ИПК? При первоначальном взгляде, кажется, что между проектами нет существенных различий, во всяком случае, тех, которые могли бы облегчить жизнь жертвам пенсионной реформы, то есть — граждан предпенсионного возраста…

— Просто дело в том, что ЦБ и Минфин понимают, что без автоподписки (автоматическое включение в систему — когда человек своим молчанием соглашается быть участником негосударственного пенсионного страхования) система не заработает, — уверен профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

— Новых агентов системы найти при низких зарплатах найти невозможно. А Минтруд хочет, чтобы система была абсолютно добровольной. Добровольный пенсионный план предусматривает создание единого оператора — депозитария. Сейчас эту роль играет ПФР. ПФР для граждан бесплатен, депозитарий будет требовать плату. Как правило 3−4%.

— Вероятно, речь в данном случае может идти о попытке найти крайнего в заранее провальной пенсионной реформу и неблагодарной новой схеме пенсионных накоплений, — считает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.

— Ни одно из вышеупомянутых ведомств не желают быть на острие отведенных им пенсионной реформой стрелок. И речь даже не об экономике, а именно от том чья резолюция будет идти в конце паровоза пенсионной реформы. Разумеется, этот публичный обмен мнениями происходит не для того чтобы итоговый потребитель — простой гражданин нашей страны был более защищен.

— Ранее система называлась индивидуальный пенсионный капитал, потом — гарантированный пенсионный продукт. Теперь вот гарантированный пенсионный план. В чем различия? Почему такие частые перемены и когда этой пенсионной реформе придет конец?

— Замена наименования, а также постоянная попытка государства отойти от своих пенсионных обязательств вполне идет в духе предшествующих и последней пенсионных реформ. Тем более, не стоит забывать, что последняя реформа, увеличивая возраст выхода на пенсию для наших сограждан, нарушила не только элементарные права людей, но и действующую Конституцию, в соответствии с которой государство не имеет право принимать законов, ухудшающих социальное положение граждан. Принципиально с учетом смысла реформы только одно: государство говорит нам всем, что с этого момента оно ничего не должно.

— В качестве мотивирующего фактора разработчики ГПП представили ряд налоговых льгот, которые будут доступны пользователям счетов ГПП. Граждане смогут получить 13% вычет по НДФЛ на ежемесячный взнос, не превышающий 6% от зарплаты. Для работодателей, перечисляющих взносы по ГПП своих работников, также предусмотрены налоговые льготы. В частности, они смогут получить льготу по налогу на прибыль, отнеся понесенные расходы на себестоимость. Будет ли это работать? А главное — поможет ли это пенсионерам выжить? Что скрывается за этими цифрами?

— Новая формула, ставшая, по сути, предметом обсуждения внутри государственных ведомств, с большой долей вероятности, как и предыдущие, подчищают концы по тем обязательствам и тем отчислениям, которые осуществлялись ранее гражданами. К сожалению, новые формулы вызывают серьезную обеспокоенность как раз самим механизмом их работы.

Читайте так же:  Пенсия при стаже более 50 лет

— Что, по-вашему, может предложить Минтруд? Стоит ли ждать от власти каких-то поблажек?

— К сожалению Минтруд на сегодняшний день превратился в формальный орган, который должен быть в социальном государстве. Мы все были свидетелями того, как это ведомство протаскивало пенсионную реформу и повышение пенсионного возраста, подчеркивая неизбежность и необходимость подобной меры. Хотя мы видим, что никакого обещанного рога изобилия для пенсионеров так никто и не преподнес.

— По-вашему, пенсионная реформа еще будет претерпевать коррективы? Они будут вызваны недовольством населения и ли чем-то еще?

— Думаю, коррективы будут, и они будут отнюдь не в пользу большинства людей в нашей стране. Государство за последние годы взяло за правило изымать средства у всех, кроме крупного олигархического бизнеса, который страдает от западных санкций. Прошедший в минувшие выходные съезд партии власти — «Единой России» основным тезисом утверждает «верной дорогой идёте…», тем самым фактически обозначает продолжение дальнейшего курса по сокращению социальных обязательств государства. Прозвучавшие там слова руководства страны о необходимости реагирования партийных структур на местах для указания чиновникам на их ошибки, неправоту и неисполнение обязательств, выглядят, как театр абсурда.

— Насколько недовольство пенсионной реформой будет использовано для внутренних разборок — между министерствами, «башнями Кремля» и т. д? На что это повлияет?

— Думаю, взятый властью курс на критику и самокритику не лежит в плоскости реальной реакции граждан на пенсионную реформу, власть умудрилась даже на съезде «Единой России» в этом расписаться. Ко всему прочему, создается ощущение оторванности партии власти и руководства страны от реального недовольства большинства сограждан. Эта проблема была очевидна, в том числе, и по результатам протестного голосования на состоявшихся в этом году региональных выборах, где, несмотря на сравнительно небольшую явку, власть получила в Москве и Санкт-Петербурге весьма тревожные для себя результаты. Подобное отношение безусловно грозит большими сюрпризами, в том числе, и на будущих выборах в Государственную Думу.

Почему пенсионная реформа нужна и в чем ее опасность

Госдума на этой неделе может принять во втором чтении с учетом поправок от президента Владимира Путина законопроект о повышении пенсионного возраста. Родившиеся после 1963 г. мужчины должны будут работать до 65 лет, женщины моложе 1968 г. – до 60 лет.

Доля пожилых людей в России все больше, а государственные расходы на их содержание растут все быстрее, констатировал директор НИФИ Минфина Владимир Назаров на диспуте «Будущее пенсионной системы России». Дискуссия была организована на прошлой неделе Ассоциацией независимых центров экономического анализа. По мнению Назарова, альтернативы повышению пенсионного возраста по сути нет и хорошо, что правительство не стало изобретать велосипед. «Чудес не бывает, все развитые страны, столкнувшись со старением населения, пошли на этот шаг», – констатировал эксперт.

Выхода нет

По словам Назарова, государству нужно снижать пенсии или увеличивать на 1% ежегодно страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР), чтобы избежать финансового коллапса пенсионной системы. Однако рост ставки страховых взносов лишь подстегнет бизнес быстрее автоматизировать производство для ослабления налогового бремени. Более стремительным повышением требований к трудовому стажу вопрос тоже не решить. Чтобы пенсии были на уровне 40% от утраченного заработка, россияне в среднем должны работать около 36 лет. Сейчас, чтобы получить право на страховую пенсию, человек должен отработать всего девять лет, а к 2025 г. этот показатель вырастет до 15 лет.

Решать проблему за счет федерального бюджета, который в этом году будет профицитным, нельзя, считает Назаров: деньги лучше зарезервировать, ведь будущее без нефти совсем не за горами.

Момент для повышения пенсионного возраста власти выбрали подходящий, считает Назаров. Многочисленное послевоенное поколение уходит с рынка труда, малочисленное поколение 1990-х – приходит. Рабочие места в экономике сокращаются, потому что их некем заполнять, и «ни о какой безработице речи быть не может». К тому же большинство россиян, по данным Назарова, продолжают работать по достижении нынешнего пенсионного возраста. Когда его повысят настолько, что работающих пенсионеров будет мало, можно будет вновь начать индексировать им пенсии, отметил Назаров. Это случится приблизительно в 2024 г.

Мнимая экономия

Чем опасен пенсионный ультиматум Путина

Пенсионная реформа может закончиться так же, как монетизация льгот в 2005 г., т. е. протестами, оппонировал Назарову проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. По его мнению, итоговые обязательства правительства превысят возможную выгоду от реформы. Например, власти уже пообещали индексировать пенсии на 1000 руб., а Путин сократил итоговый пенсионный возраст для женщин с 63 до 60 лет и дал возможность тем, кто должен выйти на пенсию в 2019–2020 гг., сделать это на полгода раньше. При этом любая задержка человека на рынке труда – это в будущем дополнительные расходы государства, которое должно будет ему доплачивать за длительный труд.

Если «выкинуть» на рынок труда больше людей, то не факт, что количество плательщиков взносов существенно увеличится, предупредил Сафонов. Сейчас взносы в Пенсионный фонд платят всего 54 млн россиян, а недостающие поступления от занятых в неформальном секторе составляют около 2 трлн руб. Если решать проблему только за счет численности людей на рынке труда, то при текущем эффективном тарифе взносов в ПФР на него должно выйти дополнительно 42 млн человек, а если отменить все льготы – 10 млн, оценил он. Минэкономразвития рассчитывает, что реформа даст экономике в 2019 г. дополнительно 300 000 занятых по сравнению со сценарием без повышения пенсионного возраста, а к 2024 г. – 1,8 млн.

Утверждение, что большинство россиян пенсионного возраста работают, Сафонов назвал мифом. По его данным, к 63 годам в среднем заняты всего около 28%, работодатели стараются не нанимать людей старше 45 лет. Обещание роста пенсий на 6000 руб. к 2024 г. также может не сбыться, предупредил он. Расчеты РАН показывают, что при повышении пенсионного возраста до 65 и 60 лет мужчинам и женщинам средняя пенсия в ценах этого года вырастет к 2050 г. всего на 2000 руб.

Наконец, нужно помнить о здоровье населения. Исследование 85 000 работников в разных отраслях показало, что половина трудоспособных россиян к 55 годам может получить право на такую пенсию из-за профессионального заболевания, отметил Сафонов. При расчете пенсионного возраста стоит учитывать здоровье, риски безработицы и необходимость ухаживать за больными и несовершеннолетними родственниками, резюмировал он.

Еще раз о пользе реформы

По мнению Назарова, политически решение властей направить все деньги от повышения пенсионного возраста и даже немного добавить на выплату пенсий правильное, хотя экономически было бы разумнее потратить деньги на лекарственное обеспечение или борьбу с бедностью. Зато люди сразу ощутят эффект от пенсионной реформы. Кроме того, это плата за «снятие табу» с обсуждения темы пенсионного возраста. Дом надо строить с использованием всех инструментов и повышение пенсионного возраста – лишь один из них, отметил Назаров.

Читайте так же:  Пример расчета налога на вмененный доход

Пенсионная реформа – политическая заслуга нынешних властей перед будущими поколениями, считает он. Когда пенсионеры, традиционно активнее голосующие на выборах, составят половину электората, проводить какие-либо реформы станет сложно, велик риск прихода к власти популистов. Лучше иметь здоровое общество, зависящее от своих трудовых доходов, а не подачек государства, в котором пенсионеры получают достойные пенсии, отметил Назаров.

Политикой объясняется и разница в пенсионном возрасте для мужчин и женщин, считает Назаров. Российское общество по менталитету патерналистское, президент придерживается тех же взглядов. Если в 2030 г. президентом России станет женщина, она может уравнять пенсионный возраст, считает Назаров. Обследование населения 1960-х гг. показало, что домашние хлопоты по уровню физической нагрузки эквивалентны пяти годам трудового стажа, и с тех пор существенно ничего не изменилось, заметил Сафонов.

Реформа наспех

Смущает, что обсуждается настолько серьезная реформа, а эксперты так далеки от консенсуса, констатировал директор по экономической политике Высшей школы экономики Юрий Симачев. Гипотезы, что стратегия популизма эффективнее работает на пенсионерах и что сокращение рабочих мест связано с отсутствием людей на рынке труда, экстравагантны и требуют доказательств. С другой стороны, непонятно, здоровье населения – это объясняющая или объясняемая переменная: все же если люди понимают, что пенсионный возраст откладывается, они выстраивают стратегию на будущее и вынуждены лучше следить за своим здоровьем.

Когда обсуждается баланс спроса и предложения рабочей силы, возникает вопрос – а как обстоят дела с мобильностью трудовых ресурсов, с переобучением и получением новых компетенций, говорит Симачев. Пока власти используют только «молоток» – повышают пенсионный возраст, тогда как стоило бы в пакете с этим решением запустить другие важные меры.

Обсудили, по сути, два подхода: бухгалтерский и социальный, отметил аналитик «Эксперт РА» Антон Табах. Но «реформой» происходящее называть нельзя – это скорее «перерасчет, дергание пенсионных коэффициентов, поправка в действующую пенсионную систему». Его удивляет, что вопросы о накоплениях и формировании пенсий, о пенсиях силовиков не затрагиваются вовсе. Непонятно также, зачем проводить реформу «в режиме ошпаренной кошки». Табах напомнил, что в США и Великобритании пенсионный возраст повышался через 20 лет после принятия закона об этом, в Германии – через пять.

Ездить на велосипеде нужно – вопрос в том, почему в России это напоминает московский велопробег, сказал Табах: «Непонятно, почему все едут на велосипеде в тепле, а нам надо на морозе, в минус 20 и в одних трусах». Россия не может «кататься на чужих велосипедах», согласился Сафонов, комплексно последствия повышения пенсионного возраста – с учетом структуры занятости, включенности экономики в международное распределение труда, территориальной распределенности – никто не рассматривал. Нужно достигать консенсуса со всеми членами общества, отметил Сафонов. Иначе при каждой смене политического вектора принятые ранее решения пересматриваются, и в итоге страна топчется на месте.

Первая пенсионная реформа в россии

Лидер фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов объявил о провале проведенной в стране пенсионной реформы, сообщает PRIMPRESS.

По словам Миронова, повышение пенсионного возраста не принесло стране должного эффекта. А потому Госдума вскоре должна пересмотреть «многие свои решения».

«Включая и с треском провалившуюся пенсионную реформу. А вот кто будет пересматривать эти людоедские законы, зависит уже от граждан. 2021 год близко!», – сказал депутат, слова которого цитирует Regnum.

Миронов выразил уверенность, что власти могут пойти на отмену данной реформы, чтобы «Единая Россия» выиграла парламентские выборы 2021 года.

Ранее сообщалось, что депутаты Госдумы от ЛДПР направили в правительство РФ для рассмотрения законопроект о снижении пенсионного возраста у части россиян, а именно у жителей Дальнего Востока и северных районов.

Пенсионная реформа 2017 и ее суть

В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.

Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные этапы реформирования

В 1990-х — начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:

Этап пенсионной реформы 2015 года

Видео (кликните для воспроизведения).

Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.

Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.

Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.

Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.

Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:

  • постепенное повышение обязательного страхового стажа — если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
  • планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем — в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.

Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.

Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 — начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Читайте так же:  Потерял работу как платить алименты

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.

Заключение

Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.

Медведев раскрыл параметры пенсионной реформы

Правительство на заседании в четверг одобрило законопроект о повышении пенсионного возраста. Параметры реформы премьер Дмитрий Медведев раскрыл во вступительном слове. Правительство предлагает начать поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 г. Для мужчин возраст выхода на пенсию вырастет с 60 до 65 лет к 2028 г., для женщин – с 55 до 63 лет к 2034 г.

Переходный период затронет мужчин с 1959 по 1963 год рождения включительно и женщин с 1964-1971 гг. рождения. Например, родившиеся в 1959 г. мужчины смогут выйти на пенсию в 2020 г. в возрасте 61 года. Для женщин 1964 года рождения возраст выхода на пенсию составит 56 лет и наступит также в 2020 г. Шаг в два года сохранится и далее (см. таблицу). Например, в 2024 г. выйти на пенсию смогут мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года в возрасте 63 и 58 лет соответственно. Постепенное повышение пенсионного возраста позволит властям смягчить негативный эффект от реформы.

По словам Медведева, помимо длительного переходного периода предусмотрено еще одно послабление – все граждане с большим стажем (40 и 45 лет для женщин и мужчин соответственно) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Существующие льготы на получение досрочных пенсий сохранятся – например, для тех, кто работает на вредных и опасных производствах, у женщин с пятью и более детьми, инвалидов, чернобыльцев, у некоторых других льготников.

По словам Медведева, решение об изменении пенсионного возраста назрело, поскольку с каждым годом число трудоспособного населения по отношению к пенсионерам в России сокращается. Без повышения пенсионного возраста эта ситуация может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства, предупредил Медведев. Также эта мера необходима для выполнения указа президента о повышении пенсий, общего уровня жизни в стране и развития экономики, подчеркнул премьер.

«Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе потому, что созданы условия для увеличения продолжительности жизни в рамках программы 80+», – сказал Медведев. Он напомнил, что нынешний возрастной порог окончания трудовой деятельности устанавливался еще в 30-е гг. С тех пор продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, почти до 73 лет на сегодняшний момент, а также изменились условия труда и быта, отметил Медведев.

Власти обсуждали повышение пенсионного возраста уже много лет, однако до последнего момента официально не анонсировали предстоящую реформу. В конце апреля, незадолго до переназначения на пост премьера, Медведев заявил, что решения по вопросу изменения пенсионного возраста давно назрели, а в начале мая сообщил, что правительство в самой короткой перспективе подготовит и внесет в Госдуму соответствующий законопроект. При этом Медведев, каждый раз комментируя вопрос пенсионного возраста, избегал слова «повышение».

Разработчик пенсионной реформы объяснил, что «времени на раскачку не было»

Один из идеологов повышения пенсионного возраста экономист Владимир Назаров объяснил, что в России реформа проводилась быстро, потому что решение по этому вопросу долго откладывалось. Об этом сообщает «Московский комсомолец».

По словам экономиста, основные положительные результаты реформы проявятся через 5-10 лет после ее старта. Также Назаров считает, что в проекте пенсионной реформы не было серьезных просчетов. При этом экономист заявил, что не называет себя автором реформы. По его словам, он просто один из первых «обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы».

Назаров рассказал, что около трети граждан выходят на пенсию досрочно. Большую часть из них составляют работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери. Еще примерно пять процентов — это военные и полицейские, выходящие на пенсию по выслуге лет в возрасте порядка сорока лет.

Назаров возглавляет Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) и параллельно работает в «Институте экономической политики имени Гайдара», в РАНХиГС и в Открытом правительстве, где занимается вопросами социальной политики. Во время президентства Дмитрия Медведева был награжден Орденом Дружбы «За большой вклад в разработку социально-экономической стратегии России на период до 2020 года».

Первая пенсионная реформа в россии

Директор научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, экономист Владимир Назаров, которого считают одним из создателей пенсионной реформы в России, подвел ее первые итоги, сообщает PRIMPRESS.

По словам Назарова, повышение пенсионного возраста в стране помогло добиться главного: теперь пенсии будут индексироваться на уровень выше инфляции. Так, например, в начале 2019 года страховые выплаты стали больше на 7,05%. А это практически вдвое выше официального уровня инфляции на 2018 год.

То же самое произошло и сейчас: с 1 января пенсии выросли на 6,6% при инфляции в 3%.

«Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более чем на 6%», – сказал эксперт в интервью «МК».

При этом он добавил, что о других итогах реформы, например о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, говорить пока еще слишком рано.

В социальных сетях уже резко отреагировали на высказывание Назарова. Интернет-пользователи саркастично заявили, что пенсионеры должны поблагодарить эксперта за проведенную реформу.

«Ну конечно, просто супер! Давайте похлопаем экономисту», «Вот пенсионеры обрадуются, им же все объяснили теперь», «А так бы мы не знали, как хорошо теперь стало в стране» – пишут россияне.

Ранее сообщалось, что лидер фракции «Справедливой России» в Госдуме Сергей Миронов объявил о провале проведенной в стране пенсионной реформы. По словам Миронова, повышение пенсионного возраста не принесло стране должного эффекта. А потому Госдума вскоре должна пересмотреть «многие свои решения».

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности иностранному гражданину

Итоги-2018. Почему пенсионная реформа в России не закончилась

В 2018 г. российские власти нарушили многолетнее табу на повышение пенсионного возраста. Откладываемое годами решение было одобрено спустя несколько месяцев после выборов президента. И хотя последствия реформы еще долго будут сказываться на отношении людей к власти, не ясно, позволит ли жертва в виде поддержки электората решить проблемы пенсионной системы.

В начале 2018 г. россияне старше трудоспособного возраста составляли чуть больше четверти населения. На выплату страховых пенсий в 2017 г. Пенсионный фонд (ПФР) потратил 6,4 трлн руб. при доходах в 8,3 трлн руб., из которых 11,3% приходится на пенсионный трансферт из федерального бюджета. С годами выполнять обязательства бюджету было бы все сложнее. К 2035 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин вырастет с 67,5 года в 2017 г. до 73,3, а женщин – с 77,6 до 80,8. Повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 – женщинам по полгода в год с 2019 г., а повышение также требований к трудовому стажу позволило бы сократить трансферт ПФР на 0,9% ВВП к 2024 г., оценивал ЦСР. Такой вариант реформы Минфин и предложил президенту.

Но сэкономить у правительства не вышло – спустя два месяца после объявления реформы Владимир Путин снизил итоговый пенсионный возраст для женщин до 60 лет и позволил тем, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., сделать это на полгода раньше. А премьер-министр Дмитрий Медведев гарантировал ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на 1000 руб. до 2024 г. В итоге вместо снижения трансферт в ПФР вырастет до 12,2% доходов ПФР и лишь на третий год реформы сократится до 10,1%.

Силуанов объяснил перенос обсуждения реформы накопительной пенсии

Для выплаты обещанной «тысячи» (которую, как уточнил министр труда Максим Топилин, получит «средний» пенсионер) власти убрали из законодательства так и не заработавшую методику расчета пенсионного коэффициента. По ней пенсионные обязательства за год делятся на доходы ПФР, включая трансферт: если доходы фонда растут, пенсии индексируются на такой рост, если нет – не ниже инфляции. Теперь стоимость пенсионного коэффициента до 2024 г., а также фиксированная выплата к пенсии прямо установлены законом, замечает экономист Юрий Горлин. Чтобы прибавка к пенсии неработающего пенсионера в среднем составляла 1000 руб., поясняет федеральный чиновник, иначе повышение пенсионного возраста сократило бы обязательства ПФР по выплатам пенсий при сохранении его доходов, стоимость пенсионного коэффициента возросла бы и пенсии индексировались бы по росту доходов ПФР, на первом этапе – больше чем на 1000 руб., а по мере исчерпания эффекта от повышения возраста – вновь на уровень инфляции.

После обещания ежегодной прибавки в 1000 руб. сложно прогнозировать, когда правительство начнет сокращать пенсионный трансферт, отмечала старший научный сотрудник НИФИ Татьяна Омельчук, все будет зависеть от макроэкономического прогноза. «Назначать» рост пенсий на шесть лет вперед достаточно рискованно, предупреждает Горлин, если инфляция и рост экономики будут выше прогноза, проиграют пенсионеры, ниже – федеральный бюджет. По официальному прогнозу, в 2019 г. инфляция ускорится до 4,3%, а затем вернется к 4%. Рост же средней зарплаты замедлится с 9,8% в 2018 г. до 6,6% в 2021 г.

В дальнейшем Минфин тоже вряд ли сможет экономить, рассуждает профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер. Власти уже анонсировали отмену формулы расчета пенсий после 2024 г. Вероятно, новая формула будет более щадящей, а пенсионные права вырастут, считает Гонтмахер. Представитель Минтруда отказался от комментариев.

Еще одна обещанная выгода от реформы – решение проблемы дефицита кадров на рынке труда. По прогнозу Минэкономразвития, к 2024 г. число занятых вырастет на 1,8 млн человек по сравнению со сценарием без повышения пенсионного возраста. К 2035 г. их число вырастет максимум на 1,5 млн человек, что несопоставимо с сокращением занятых из-за старения населения, уверен замдиректора Центра трудовых отношений ВШЭ Ростислав Капелюшников.

Между тем ключевой источник пополнения ПФР – ФОТ – в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать, предупреждали проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, Гонтмахер и финансовый омбудсмен Юрий Воронин: промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет. Западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, говорит чиновник, и самый безобидный выход – повысить возраст, альтернативы – заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии. Дальше придется найти новый источник финансирования пенсий или уйти от текущей модели пенсионной системы в пользу, например, безусловного базового дохода. Российские власти пока выбрали наиболее простой и очевидный путь и будут повышать возраст, пока решение не будет найдено на Западе, считает чиновник.

Власти открыли ящик Пандоры: опыт других стран показывает, что, раз повысив пенсионный возраст, власти делают это снова и снова, согласен Гонтмахер. Население продолжает стареть, к середине – концу 2030-х гг. доля пенсионеров вновь возрастет до уровня 2018 г., замечает директор НИФИ Владимир Назаров, но, если властям удастся добиться к тому времени высоких темпов роста экономики, насущной потребности повышать пенсионный возраст, как сейчас, не будет.

«Старость по-русски»: какие пенсионные реформы ждут Россию?

Проблемы российской пенсионной системы продолжают накапливаться и разрастаться, чего не скрывают и сами чиновники. Они носят как количественный, так и качественный характер. Так, из-за сложной демографической ситуации растет число пенсионеров по отношению к числу трудящихся – за последние 8 лет этот коэффициент снизился с 1,65 до 1,5 занятых на 1 старика. Но даже когда трудящихся больше, отчисляемых на них страховых взносов все равно недостаточно для полноценного обеспечения пенсионеров. Так, дефицит Пенсионной системы в этом году превышает 2 трлн рублей, хотя еще в 2010 не превышал и 1 трлн.

Все это ложится огромной нагрузкой на федеральный бюджет, за счет которого и компенсируются недостающие средства. По причине недостатка средств не удается адекватно поднимать пенсии старикам – средние выплаты по стране составляют 13,7 тыс. рублей. Хотя в регионах не составит труда найти пенсионеров, получающих 7-8 тыс. рублей – таковых большинство. Сложная ситуация и с индексациями пенсий на размер инфляции, возобновили которые лишь с этого года, да и то не всем – работающие пенсионеры такого повышения не получают. А чего стоят замороженные пенсионные накопления… И это еще далеко не все. В контексте этого в правительстве остро встал вопрос проведения пенсионной реформы, которая должна коснуться совершенно разных метрик пенсионной системы. Основываясь на заявлениях чиновников, Карьерист.ру выделил 6 основных направлений пенсионной реформы, которые могут ожидать россиян.

1. Сокращение страховых взносов

Еще в начале весны глава Минфина Антон Силуанов предложил оптимальный, по его мнению, вариант налогового маневра: для перераспределения средств в бюджете, нужно повысить ставку налога на добавленную стоимость до 22%, понизив совокупный размер страховых взносов до тех же 22% (22/22). Такое предложение было оправдано тем, что при повышении страховых взносов в России растет теневой сектор, следовательно, при их сокращении, теневой сектор должен уменьшиться. Кроме того, Силуанов предлагал сделать страховой платеж единым, тем самым упростив его уплату для бизнеса. Правда, за счет чего компенсировать выпадающие доходы внебюджетных фондов, чиновник не уточнил – очевидно, это бы легло дополнительным грузом на федеральный бюджет, дефицит которого и так огромен.

Читайте так же:  Счет пенсионный плюс в сбербанке условия

Отметим, что сегодня совокупный размер страховых взносов составляет 30%, где 22% — это взносы в пенсионную систему. Таким образом, снижение ставки взносов не смогло бы не отразиться на пенсионных поступлениях. Но негатив есть не только для объема поступлений, но и для каждого россиянина в частности. Так, объем перечисленных за каждого работника средств копится в ПФР на его личном счету в форме пенсионных баллов. Чем больше перечислено, тем больше будет получено баллов, а следовательно – тем выше будет пенсия. Сокращение объема социальных взносов, соответственно, приведет к сокращению баллов, которые трудящиеся смогут накопить на старость, а следовательно – пенсия будет ниже. И хоть профсоюзы и социальный блок правительства выступили против, про отказ от маневра «22/22» пока не сообщалось.

2. Накопления по ИПК

Еще одна идея Министерства финансов, разработанная совместно с Центробанком – модель Индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на замену накопительной пенсии, замороженной на протяжении последних нескольких лет. Так, если раньше пенсионные накопления формировались за счет части страховых взносов, то сегодня чиновники поняли, что это «уж слишком социально», и предложили гражданам копить на пенсию из собственных трудовых доходов. Причем формировать такие накопления предлагается абсолютно всем официально работающим россиянам якобы совершенно добровольно. Однако добровольность данной системы вызывает откровенные сомнения у экспертов.

Во-первых, потому что всех трудящихся россиян планируется подключить к системе автоматически – предполагается, что мнение граждан учитывать не будет. Во-вторых, ставка отчислений будет автоматически списываться с зарплатной карты на накопительный счет наподобие НДФЛ, при этом сама ставка будет постоянно расти год от года. Размер отчислений стартует от 0-1% в первый год и будет доходить до 6% трудового дохода. В-третьих, для отключения от системы тем, кто не хочет копить себе на старость, придется написать соответствующее заявление. Куда его подавать – пока не известно, но готовность концепции не вызывает сомнений: эксперты уверены, что система может заработать уже с 2019 года. Хотя, заинтересованность населения, имеющего и так маленькие зарплаты, откровенно говоря, вызывает сомнения не только у экспертов.

3. Налоговые стимулы

Предвидя низкую популярность накопительной системы среди населения и отсутствие желания отдавать часть зарплаты на сомнительные накопления, в Минэке придумали специальные налоговые стимулы. Мол, копите по 10% зарплаты – НДФЛ снижается до 10%; копите 2-4% зарплаты – НДФЛ остается 13%; не копите вообще – НДФЛ растет до 15%. Был и другой вариант, разработанный авторами системы ИПК, по которому налоговый вычет предлагалось сделать равнозначным ставке пенсионных накоплений в пределах 6%. То есть, откладывая 6% зарплаты на пенсию, НДФЛ составил бы лишь 7%. Аналогичный вычет, кстати, предлагалось предоставлять не только самим застрахованным, но и гражданам, которые будут откладывать в его пользу, например, для родственников. Более того, вычет по налогу на прибыль даже думали предоставить и работодателям тех работников, которые откладывали бы на пенсию, но от этой идеи было решено отказаться.

Тем не менее от общей идеи стимулирования работодателей пока не отходили, так как без их поддержки обеспечить массовость системы ИПК не удастся физически. Однако даже при поддержке со стороны бизнеса, трудно представить, что налоговые льготы смогут стимулировать работников с низкими доходами. Таких людей можно стимулировать лишь при помощи софинансирования накоплений со стороны государства. И такие идеи тоже уже имели место.

4. Софинансирование накоплений

Родились они у представителей Ассоциации НПФ в качестве своего варианта стимулирования будущих пенсионеров создавать собственные накопления. Идея НПФ состоит в том, что государство должно параллельно софинансировать накопления в размере 50% от вложений граждан. Например, если работник откладывает 6%, то из бюджета ему дополнительно выделяется еще 3%. Интерес негосударственных фондов в данном случае весьма понятен, учитывая, что исключительно они должны стать администраторами ИПК. Однако едва ли государство в современных условиях согласится на такие шаги. Тем более что подобная программа софинансирования уже работает в России, но набор участников в нее окончен.

Так, до начала 2015 года велся набор в программу государственного софинансирования пенсий под названием «1000 на 1000». Эта уникальная программа призвана повысить пенсии российских пенсионеров за счет дополнительных совместных накоплений. Суть ее в том, что граждане перечисляют на специально созданный счет средства, которые государство гарантирует удвоить, но в пределах 12 тыс. рублей в год. То есть, перечисляя в год 2 тыс. рублей, можно рассчитывать на 2 тыс. рублей от государства; перечисляя 12 тыс. рублей, общая сумма накоплений достигала 24 тыс. рублей. И такие шаги имели смысл – на конец 2014 года участниками программы считались почти 16 млн человек.

5. Трансформация пенсии в пособие

Параллельно экспертное сообщество уже давно обсуждает идею постепенной трансформации пенсий в некие пособия по бедности и инвалидности. Эту идею, в частности, неоднократно высказывал ректор РАНХиГС Владимир Мау. По его мнению, пенсию необходимо назначать исходя из критерия нуждаемости – чем больше человеку нужно денег, тем больше ему нужно платить. При этом основная масса пенсионеров должна иметь либо собственные накопления, либо содержаться за счет детей и родственников. Эту же идею поддержал и Антон Силуанов, отметив, что такой подход высвободит средства для медицины и образования. В случае принятия такой модели, она в корне бы изменила страховую систему. И такая система в ближайшие годы действительно может быть утверждена, считает Мау. Однако в таком случае едва ли пенсия будет превышать размер прожиточного минимума. В противном случае повышение пенсионного возраста в целях экономии представляется неизбежным.

6. Повышение пенсионного возраста

Впрочем, тема повышения пенсионного возраста активно обсуждается и без контекста трансформации пенсий в социальные пособия. Например, для федеральных госслужащих ценз уже и так был поднят. В отдельных регионах также приняты местные нормативные акты, повышающие пенсионный возраст для региональных и муниципальных служащих. До обычных россиян дело пока не дошло, но активное обсуждение этого вопроса делает актуальность темы повышения пенсионного возраста очевидной. Эксперты уверены, что от слов к действиям чиновники перейдут после президентских выборов, назначенных на весну 2018 года. А первое повышение ожидается уже с 2019 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предлагаемые модели повышения отличаются друг от друга. Наиболее вероятным считается повышение для женщин до 63 лет, для мужчин – до 65 лет. По второму сценарию пенсионный возраст должен быть уравнен без гендерного разделения до 63 лет. Напомним, что сегодня по общему правилу возрастной ценз выхода на пенсию составляет 55 и 60 лет соответственно.

Первая пенсионная реформа в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here