Пенсионное право в системе права социального обеспечения

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Пенсионное право в системе права социального обеспечения" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Пенсионная система: понятие, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Перспективы развития пенсионной системы.

Пенсионная система: понятие

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным юридическим фактом» в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав — наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии. устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:

  • трудовые, т.е. заработанные трудом;
  • нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления — по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д.

Пенсионные права в России

Пенсия — это регулярные выплаты лицам, достигшим определённого возраста. Назначение долгосрочного пособия компенсирует человеку утрату возможности самостоятельно зарабатывать. Пенсионное обеспечение входит в систему социальной поддержки государством своих граждан.

Право на пенсию в российском законодательстве

Вопросы оформления, начисления, повышения, индексации выплат регламентируются Конституцией, федеральными законами и различными ведомственными документами.

Конституция РФ

Статья 7 основного закона объявляет Россию социальным государством. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому выплату государственного пособия по возрасту (ст. 39).

Главный документ закрепляет общее право человека на социальную поддержку. Конкретные вопросы материального обеспечения пенсионеров регламентируются рядом нормативно-правовых актов.

Федеральные законы

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» (№ 167-ФЗ) определяет принципы формирования бюджета Пенсионного Фонда РФ.

Вопросы назначения выплат согласно результатам труда конкретного человека относятся к ведению федерального закона «Об индивидуальном учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (№ 27-ФЗ).

Действие федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» (№ 166-ФЗ) распространяется на основания возникновения права на пособие различным группам граждан.

Закон «О трудовых пенсиях» (№ 173-ФЗ) применяется при расчете размера выплат.

Скачать для просмотра и печати:

Защита права на государственную поддержку

Чаще всего причинами споров при назначении пенсии выступают:

  1. Отказ включить определённый период в страховой стаж;
  2. Невозможность документально подтвердить специальный (льготный) стаж;
  3. Неразборчивые записи, печати в трудовой книжке либо утеря.

Отстаивать нарушенное право можно в административном порядке через вышестоящие отделы соцзащиты или в суде.

Пенсионные права застрахованных лиц

Большую часть жизни человек работает. Для формирования средств будущей пенсии государство разработало программу обязательного пенсионного страхования.

Участие в программе подтверждает специальное свидетельство — СНИЛС .

Право на пенсионное обеспечение

Застрахованный гражданин обладает правом на своевременное назначение выплат при наступлении страхового случая, в том числе по достижении определённого возраста.

Законодатель предоставляет всем лицам возможность:

  • запрашивать информацию о средствах, поступивших на индивидуальный счёт;
  • участвовать в формировании будущей пенсии;
  • определять фонд, управляющий накоплениями;
  • защищать нарушенные интересы в суде.

Всем категориям застрахованных предоставлены равные права при назначении выплат (независимо от того, делает взносы работодатель или сам работник).

Персонифицированный учёт

Благодаря персонифицированному учёту сведения об отчислениях в ПФ попадают в систему обязательного страхования.

Сбор информации требуется для:

  • создания единой базы данных;
  • систематизации сведений о доходе и стаже для расчёта размера пособий;
  • контроля над поступлением страховых взносов;
  • упрощения процедуры установления выплат зарегистрированным лицам.

Срок и порядок предоставления сведений работодателями и самозанятыми гражданами закреплён законом.

Индивидуальный лицевой счёт в ПФР

От средств, которые работодатель ежемесячно перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), зависит величина будущих выплат.

  1. Общая часть содержит персональные данные владельца;
  2. В специальной части отражаются суммы поступлений и информация об инвестиционном фонде;
  3. Профессиональный раздел предназначен для сведений об общей сумме взносов и продолжительности стажа.

На основании данных индивидуального счета складывается размер пенсии работника.

Система пенсионного права

Пенсионная система России включает государственное обеспечение, ведомственное обеспечение и дополнительные частные фонды.

Виды пенсий разделяют по следующим признакам

Негосударственные фонды (НПФ) предлагают всем желающим принять участие в формировании будущих выплат.

  • отсутствует условие обязательного наличия стажа;
  • человек самостоятельно устанавливает суммы взноса и график перечислений;
  • средства возвращаются владельцу в любой момент при расторжении договора.
Читайте так же:  Досрочное назначение пенсии по старости педагогам

Заключить соглашение с НПФ может лицо, достигшее совершеннолетия.

Оценка пенсионных прав

Оценка пенсионных прав представляет собой перевод трудового вклада работника до 01.01.2002 в сумму расчётного капитала. Вопросам преобразования посвящена отдельная статья закона «О трудовых пенсиях» (ст. 30).

Сумма пенсионного капитала и последующих взносов определяют итоговую величину страховой части пособия. В законе закреплена формула для расчёта. Сведения о стаже подтверждают записи в трудовой книжке работника.

Конвертация производится на основании сведений, подаваемых работодателем по строго установленной форме.

Индивидуальным предпринимателям и лицам, которые работают без оформления, следует самостоятельно представить данные о стаже и заработке до установленной даты в отделение ПФР .

Право на досрочное пенсионное обеспечение

Категории работников, которым предоставлена возможность досрочного выхода на пенсию по возрасту, закреплены в законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст.ст. 30-32).

Претенденты на досрочное назначение выплат должны соответствовать требованиям:

  • достигнут возраст, позволяющий ранний уход на пенсию;
  • набран необходимый стаж по направлению труда в опасных и вредных условиях;
  • уплачены страховые взносы за весь рабочий период.

Законодатель предусмотрел досрочное назначение социального пособия многодетным матерям, опекунам детей-инвалидов.

Перечень категорий лиц, которым разрешено обратиться за установлением пенсии, не является исчерпывающим.

Скачать для просмотра и печати:

Право выбора формирования пенсии

Обязательное пенсионное обеспечение предлагает накопительный и страховой варианты. Право выбрать тот или иной вид закреплено законодательно.

Преимущества страхового варианта заключаются в следующем:

  1. Суммы ежегодно индексируются;
  2. Государство выступает гарантом выплат.

К минусам страхового пособия можно отнести то, что получать пенсию допускается по достижении определённого возраста.

Страховой вариант не подходит работникам, получающим «серую» зарплату.

Плюсы накопительного вида:

  1. Передача накопления по наследству;
  2. Возможность смены инвестиционного фонда;
  3. Более высокий уровень роста вклада.

Недостатками выбора накопительного варианта выступаю риски пострадать от мошенничества или понести убытки от неверного инвестирования.

Принципы пенсионного права

Пенсионное обеспечение — государственная гарантия социальной поддержки нетрудоспособной части населения.

Принципами пенсионной системы выступают:

  1. Доступность и равенство условий оформления на всей территории России;
  2. Разнообразие вариантов;
  3. Обеспечение размера пособия не меньше величины МРОТ ;
  4. Обязательность страховых взносов;
  5. Защита права на достойное проживание.

Принципы пенсионного права определяют содержание и перспективы развития социальных норм обеспечения.

Тема 9. Пенсионное право

1. Общая характеристика пенсионного права. Понятие и значение пенсионного права в системе права социального обеспечения. Система и структура пенсионного права, его генеральные институты, институты и субинституты. Предмет пенсионного права, его нормативная основа. Субъекты пенсионного права, их права и обязанности. Основные нормативные правовые акты о пенсионном обеспечении.

Понятийный аппарат пенсионного права. Пенсия как основной вид социального обеспечения. Понятие и правовые признаки пенсии в теории права социального обеспечения и в законодательстве. Соотношение основания и условий назначения пенсий.

Основания классификаций пенсий, виды пенсионного обеспечения в РФ. Фактические жизненные обстоятельства и организационно-правовые формы социального обеспечения, как классификационные критерии видового деления пенсий. Пенсии страховые (трудовые) и государственные, их соотношение.

Понятие и виды страховых пенсий. Субъекты права на страховые пенсии, статус застрахованного лица. Страховой риск и страховой случай в системе обязательного пенсионного страхования. Становление института профессионального пенсионирования в системе обязательного пенсионного страхования. Понятие, цели, задачи и основания сохранения, преобразования (конвертации) и увеличения (валоризации) пенсионных прав. Порядок осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Понятие пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения. Цели и задачи государственного пенсионного обеспечения. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, имеющих право на пенсию по системе государственного обеспечения.

Финансовая система обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Нормативно-правовое регулирование финансирования выплат накопительной части страховой пенсии.

2. Пенсии по возрасту. Понятие пенсии по возрасту. Страховые пенсии по возрасту. Льготные страховые пенсии по возрасту, основания и условия предоставления:

а) в связи особыми условиями труда;

б) в связи с характером выполняемой трудовой функции;

в) в связи с работой в особых природно-климатических условиях;

г) по социально-функциональным критериям;

д) по медико-биологическим критериям;

е) в силу действия специальных нормативных правовых актов.

Государственные пенсии по возрасту. Пенсионное обеспечение по возрасту граждан, пострадавших от техногенных катастроф. Круг получателей. Государственные социальные пенсии по возрасту: правовая природа, основание и условия назначения. Круг субъектов права на социальную пенсию по возрасту.

3. Пенсии по инвалидности. Понятие и признаки инвалидности как основание для назначения пенсии. Значение причин и групп инвалидности на формирование пенсионного статуса лица. Порядок признания лица инвалидом. Компетенция службы медико-социальной экспертизы, порядок их создания, состав, ведомственная подчиненность. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия.

Понятие и виды пенсий по инвалидности. Круг лиц, имеющих право на страховую пенсию по инвалидности. Условия установления страховой пенсии по инвалидности.

Государственные пенсии по инвалидности. Особенности пенсионного обеспечения по инвалидности военнослужащих по призыву, военнослужащих по контракту и лиц, к ним приравненных в пенсионном обеспечении, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Правила исчисления размеров государственных пенсий по инвалидности.

Социальные пенсии по инвалидности: основание и условия назначения. Круг субъектов права на социальные пенсии по инвалидности.

4. Пенсии по случаю потери кормильца. Понятие и особенности правовой природы страховой пенсии по случаю потери кормильца, ее трудо-правовой и социально-правовой аспекты. Основание и общие условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Содержание понятий «потеря кормильца», «иждивение», «нетрудоспособность». Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца.

Особенности пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца по системе государственного пенсионного обеспечения. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца (категории получателей и круг членов семьи). Особенности пенсионного обеспечения членов семьи военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту и лиц, к ним приравненных в пенсионном обеспечении. Пенсии по случаю потери кормильца лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

Социальные пенсии по случаю потери кормильца: основание и условия назначения. Круг субъектов права на социальные пенсии по случаю потери кормильца.

5. Пенсии за выслугу лет (специальный стаж). Понятие, основание и условия назначения пенсий за выслугу лет. Субъекты права на пенсию за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям (сотрудникам ОВД, прокуратуры, УИС и др.). Особенности основания и условий назначения пенсий.

Читайте так же:  Во сколько выходят на пенсию нефтяники

Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Федерации и муниципальных служащих. Исчисление размера пенсий за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет работникам авиации из числа летно-испытательного состава и космонавтам.

Особенности пенсионного обеспечения судей судов РФ.

6. Исчисление и перерасчет пенсий. Порядок и элементы исчисления пенсий. Способы исчисления размера пенсий: абсолютный, относительный и комбинированный способы исчисления пенсий, их характеристика.

Правила исчисления размера и структура страховых пенсий. Фиксированный и переменный элементы страховой пенсии и основания для их изменения. Особенности правил исчисления размера страховых пенсий по случаю потери кормильца. Порядок получения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, определения круга получателей и установления очередности получения средств. Правила определения величины расчетного размера страховой пенсии, пенсионный капитал, ожидаемого периода выплаты пенсии, среднемесячного заработка пенсионера, среднемесячной заработной платы в РФ, стажевого коэффициента. Увеличение (валоризация) пенсионных прав.

Особенности определения размера государственных пенсий по возрасту. Общий и специальный порядок определения размеров государственных пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Особенности порядка исчисления размеров пенсий за выслугу лет (надбавки к пенсии, ее минимальный и максимальный размер, повышение пенсий).

Дополнительное пенсионное обеспечение: стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям. Юридическая природа и сущность понятия стимулирующих и компенсационных выплат к пенсиям. Круг лиц, имеющих право на стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям. Основания и способ определения размера обеспечения.

Понятие и основания для перерасчета пенсий. Понятие, цели, основание и порядок индексации пенсий. Понятие, условия и порядок корректировки пенсий.

7. Пенсионная процедура. Органы по установлению: а) страховых пенсий, б) государственных пенсий. Структура органов, ведомственная принадлежность и компетенция. Пенсионная процедура. Виды документов, необходимых для подтверждения права на различные виды пенсий. Юридическое значение, сроки и порядок подачи заявления о назначении пенсии. Оформление пенсионных дел, его сроки и порядок. Форма и правила принятия решений об установлении или об отказе в установлении пенсий. Обжалование действий органов по назначению пенсий.

Срок, с которого и на который устанавливается пенсия, осуществляется перевод на другой вид пенсии в зависимости от организационно-правовых форм обеспечения (источников финансирования) и вида пенсии. Основания и случаи приостановления и возобновления выплаты пенсий; правовые последствия приостановления выплаты пенсий. Случаи прекращения выплаты пенсий и основания для возобновления ее выплаты. Сроки выплаты и правила доставки пенсий; органы, осуществляющие доставку пенсий. Порядок выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное место жительства в другое государство.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Читайте так же:  Можно ли получать военную пенсию вдове

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Читайте так же:  Авансовые платежи больше минимального налога

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10264 — | 7604 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Пенсионное право в системе про

Практически все учёные сходятся на том что пенсия является ведущие видом соц обеспеченья. Поэтому вопросам соц обеспеченья уделяется первостепенное влияния в качествое одного из направлений политики государства.

По нашему мнению пенсионное право является подотраслью права соц обеспеченья. Многие учёные считывают что пенсионное право является генеральным институтом ПСО.

Алексеев говорил что структура права 3ёх элементов. Нижниё блок (юр и отдельные нормы), потом институты, и верхний этап отрасль

Пенсионное право этот генеральный институт. Он состоит из ряда институтов.

Норм регулирующие отношения оп предоставлению пенсии одновременно являются качественно-однородной областью отношений и одновременно с эти отдельным пластом обеспечительных отношений.

Так или иначе пенсионный статус оказывает влияние на формирование иного статуса субъекта обеспечительных отношений.

Если мы в настоящее время вычленим из ПСО пенсионное право то что там останется!))) Эта система развалится. Она не будет функционировать в качестве самостоятельного блока.

Наряду с предметом и методом каждая отрасль выделяется в соответствии потребностей общества.

Пенсионное право регламентируется набором приёмов и средств общих для всего ПСО. В этом структурном образовании права не существует самостоятельных принципов.

Следовательно принятие пенсионного кодекса пока что не целесообразно.

Пенсионное право представляет собой совокупность юр норм направленных на регулирование общественных отношений по предоставлению гражданам права на ежемесячные денежные выплаты предназначенные для содержания граждан

Доп аргумент генерального положения пенсионного права служит собственная структура.

Пенсионное право делится на 2 части:

Общую – содержаться следующие нормы:

Общие положения – цели, задачи и функции пенсионного права. Задачами является конкретные виды пенсионного обеспеченья. А функции самые различные (демографическая, стимулирующая, компенсационная и т.д.)

Принципы пенсионного права – те же самые принципы что и принципы ПСО

Субъекты пенсионных отношений и их статус

Пенсионное законодательство и его действие во времени, пространстве и по кругу лиц.

Гарантии пенсионных прав

Основания и условия права на пенсии

Особенную – ряд генеральных институтов, институтов и подъинститутов и разумеется отдельных норм. Генеральные институты:

Генеральный институт правовых пенсий Институты:

Пенсии по возрасту

Пенсии по инвалидности

Пенсии по случаю потери кормильца

Все пенсии делятся на:

Отношения возникающие в связи с общественно полезной деятельностью

Отношения связанные с фактам существования в сообществе

В ПП существует институты:

Приостановкой выплаты пенсии

Нормы обеспечивающие охрану интересов субъектов пенсионного обеспеченья.

Основания и условия права на пенсию.

Основание – это такой юр факт с наличием которого у субъекта возникает право на определённый вид пенсии установленного в законе размер. Если у человека нет основания то право не возникает.

Традиционно на протяжении всей истории ПП выделалось 4 основания в соответствии с которыми выделялись 4 вида пенсий:

Условия – это тоже юр факто, но условие само по себе не порождает право на пенсию определённого вида, оно лишь дифференцирует установленным основанием пенсию на подвиды

Наиболее распространённым условием является наличие трудового и страхового стажа.

Пенсионное право

Билет 1. Пенсионная реформа в РФ – понятие, сущность, законодательная база.

Подготовка пенсионной реформы началась в апреле 1996 года когда был принят первый ФЗ. Согласно этому ФЗ работодатели обязаны зарегистрировать в органах пенсионного фонда (ОПФ) каждого работника и оформить ему пенсионное свидетельство.

На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный персонифицированный номер и заводится персональный счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности.

Право на пенсию стало зависеть от уплаты страхового взноса в ПФ РФ и от точного исполнения закона о персонифицированном учете. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ФЗ № 167 от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В этом законе определены страховые тарифы и страховые взносы, которые зависят от пола и возраста работника, а также от размера его годового дохода. По данным персонифицированного учета пенсии назначаются с мая 2002 г.

В пенсионной реформе важное значение имеет дата 1.01.2001 г., разделившая пенсионеров (нынешних и будущих) на 3 категории:

1) граждане, которые прекратили трудовую деятельность до указанной даты;

2) граждане, начавшие трудовую деятельность после 01.01.201 г.

3) граждане, имеющие трудовой стаж до и после указанной даты.

Для 1 категории лиц пенсионный капитал состоит только из одной части – пенсионных прав. Оценка этих прав приобретенных до 01.01.01 г. осуществляется путем конвертации.

Для 2 категории лиц пенсионный капитал состоит из страховых взносов, уплаченных после даты.

Пенсионный капитал 3 категории лиц будет состоять из 2 частей – пенсионных прав и накопительных взносов.

20.05.1998 г. Правительство РФ была утверждена программа пенсионной реформы РФ.

Направления пенсионной реформы РФ:

1) совершенствование социального обязательного страхования и индивидуального персонифицированного учета.

2) развитие добровольного дополнительного страхования.

3) создание профессиональной пенсионной реформы.

4) развитие пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования

Читайте так же:  Закон о государственном пенсионном обеспечении военнослужащих

5) реализация гарантированного статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом

Закреплены права граждан на пенсии как в федеральных нормативно-правовых актах, так и региональных, а также в коллективных трудовых договорах. В них также могут устанавливаться пенсионные обеспечения для отдельных категорий сотрудников, увеличиваются размеры пенсий по сравнению с обычными размерами.

Билет 2. Пенсионное обеспечение в РФ.

Билет 3. Структура пенсионного обеспечения

Пенсионная система в РФ – это совокупность создаваемых правовых экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

Пенсионное обеспечение связано с трудовой деятельностью индивида размеры материальной поддержки, размер, сроки и условия которой определяются в зависимости от заработной платы, условий труда и стажа работы.

Пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений.

Виды пенсионного обеспечения

Трудовые пенсии Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
— по старости- по инвалидности- по случаю потери кормильца — по старости- по инвалидности- по случаю потери кормильца- за выслугу лет- социальная пенсия

Финансирование государственного пенсионного обеспечения осуществляется из федерального бюджета.

Трудовые пенсии финансируются за счет работодателей или физ.лиц самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Структура пенсионного обеспечения

10% — 5%

Видыпенсий Финансовый источник Размер пенсии Коэффициент замещения*
базовая часть часть единого социального налога 14% фиксированная величина580 руб.
страховая часть часть единого социального налога 12% — 6% Vнак.сред. tпериод выплат 1200 руб.

20% — 10%

накопительная часть часть единого социального налога 2% — 6% Vнак.сред. + инд. дох. tпериод выплат с 2013 г.

2% — 5%

профессиональная часть дополнительные страховые платежи 6% — 14% за каждого застрахованного Vнак.сред. + инд. дох. tпериод выплат после принятия соотв. закона

Билет 4. Понятие источников пенсионного обеспечения РФ, их общая характеристика.

В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения, либо состоять из норм различных отраслей права.

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на соответствующие ФЗ:

— от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» с изменениями и дополнениями.

— от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» .

Этот закон, по существу, закрепил привилегированную пенсионную систему, поскольку предусматривает более высокий уровень пенсионного обеспечения, не ограничивая его фиксированной величиной, и автоматическую индексацию всех назначаемых по нему пенсий. Его нормы регулируют пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил и военнослужащих, проходящих службу по контракту; служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы; прокурорско-следственных работников.

(ФЗ 173 о трудовых пенсиях) Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Билет 5. Классификация источников пенсионного права.

Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:

— по юридической силе; — по сфере их действия; — -по органам, принявшим нормативный акт;

— по форме акта; — по правовым институтам.

А. По юридической силе, которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

1)Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

2) Конституция РФ.Конституция РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

3) Законы Российской Федерации. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)

Пенсионное право в системе права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here