Налоговый аудит по налогу на прибыль

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Налоговый аудит по налогу на прибыль" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов в 2019

При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для налога на прибыль, которая:

  • Для государства подтверждает достоверность представленной в отчетах информации и ее соответствие законодательным нормам.
  • Для компаний снижает их налоговые риски.

Что такое аудит налога на прибыль

Так как налоги являются основой существования государства, то создание эффективной и справедливой налоговой системы стоит в приоритете. И именно налоговый аудит представляется наиболее действенным инструментом для этого. Он обеспечит предприятиям:

  • Подготовку к проверкам в ФНС.
  • Соответствие процедуры начисления налога на прибыль нормам законодательства.
  • Оптимизацию проведения налогового учета.
  • Работоспособность системы внутреннего контроля.

Функции и особенности

К особенностям аудита налога на прибыль определенно можно отнести то, что он не выделяется в отдельное производство, и его проведение не является обязанностью. Он входит в общий финансовый аудит предприятия. Отдельно его проводят, как правило, для максимального снижения налоговых рисков, которые обязательно возникают при работе с инспекциями ФНС.

Функции данного вида аудита выглядят следующим образом:

  • Контроль оформления налоговой базы в компании определения или расчета налоговых ставок.
  • Проверка способов ведения аналитического и синтетического учета при формировании налогу на прибыль.
  • Проверка правильности расчета и отражения налога в финансовой и налоговой системы отчетности.
  • Контроль сумм отложенных налогов и соответствия их расчета принятым методикам.
  • Проверка классификации и детализации текущих и отложенных расчетных налоговых активов и обязательств.
  • Уточнение того, насколько правильно и своевременно переводится налог на прибыль на бюджетные счета.

Нормативное регулирование вопроса

Основы законодательного регулирования процедуры проведения аудита по налогу на прибыль заложены двумя нормативными документами:

  1. 25-ой главой Налогового Кодекса РФ.
  2. 307-ым ФЗ, посвященным аудиторской деятельности.

Проведение такой проверки

Еще до начала аудита надо подготовить для проверяющих документы, которые отражают весь спектр налогового учета на контролируемом предприятии:

  • Форму 1 для бухгалтерского баланса.
  • Форму 2 отчета о прибыли.
  • Оборотно-сальдовую ведомость (или главную книгу).
  • Регистры по 68-ому счету.
  • Первичные документы для подтверждения движения средств по счету.
  • Документы, регламентирующие учетную политику на предприятии.

Программа аудита расчетов по налогу на прибыль организаций описана ниже.

Хотя проведение налогового аудита — процедура сложная и ответственная, но ничего нового и неизвестного в ней нет. Программа проверки обоснованности начисления и проплат по налогу на прибыль отработана до мелочей и имеет следующий вид:

  • Проверка расчетов прибыли (убытка), и правильности формирования доходов и расходов. Аудиторская процедура с контролем входящих первичных документов, бухгалтерских записей.
  • Проверка постоянных разниц доходов (расходов) при определении прибыли по бухгалтерскому учету. Контроль правильности их учета и выяснение причин возникновения. Сверка их бухгалтерского и налогового учета.
  • Проверка временных разниц доходов (расходов) при определении прибыли фирмы по бухгалтерскому учету. Контроль правильности их учета и выяснение причин возникновения. Сверка бухгалтерского и налогового учета по временным разницам.
  • Проверка методики расчета по сумме текущего налога. Анализ результата и сверка с данными в налоговой декларации компании. Контроль заполнения декларации (правильность) по налогу на прибыль.
  • Проверка суммы прибыли после вычета налога и сравнение ее с финансовой отчетностью.

При выполнении каждого этапа программы аудитор последовательно движется к следующим целям:

  • Проверка наличия объекта аудита.
  • Его полноты.
  • Фиксация правильности измерений.
  • Классификация.
  • Представление.

Методика проведения аудита налога на прибыль описана ниже.

Наиболее эффективно показала себя трехступенчатая методика аудита, включающая:

  1. Обнаружение общих недостатков и недоработок по налогу на прибыль.
  2. Их детализация и выявление конкретных отклонений.
  3. Углубленная проверка по выявленным нарушениям.

Про учет и аудит налога на прибыль на примере читайте ниже.

Этапы и процедура

Аудит проводится в три этапа:

  1. Ознакомительный.
  2. Главный (основной).
  3. Итоговый (заключительный).

В процессе работы на каждом из этапов аудиторы последовательно выполняют необходимые для завершения проверки процедуры.

На первом этапе это:

  • Оценка действенности и отлаженности системы учета в компании.
  • Оценка вероятности обнаружения или не обнаружения нарушений (аудиторский риск).
  • Определить величину влияния обнаруженных при помощи аудиторских процедур ошибок на финансовое положение компании (существенность).
  • Ознакомление с главными факторами, оказывающими свое влияние на отчетные показатели.
  • Анализ функций и организации работы бухгалтерско-экономического блока компании.

При реализации основного этапа аудита задействованы следующие процедуры:

  • Проверка правомерности принятия дохода и расхода к налогу на прибыль по первичным документам.
  • Проверка начисления доходов налога на прибыль по бухучету.
  • Проверка расчетов расхода на: оплату труда, амортизацию и другие надобности.
  • Сопоставление полученных расчетов и данных по налоговой отчетности с бухгалтерской.
  • Проверка 68-го счета.
  • Прогноз по последствиям для фирмы при возможных нарушениях отчетности.

На последнем, заключительном этапе аудиторы:

  • Выстраивают мнение о состоянии налоговой отчетности в компании.
  • Оформляют рабочие документы.
  • Формулируют оценку состояния учета в итоговый документ.
  • Предоставляют его руководителю.

Результаты

По результатам аудита оформляется письменный отчет. В нем должны быть сведения по обнаруженным недостаткам и нарушениям:

  • В системе внутреннего налогового и бухгалтерского учета фирмы.
  • В формировании ее налоговой базы, относящейся к налогу на прибыль фирмы.
  • В предоставлении нужного объема информации по размеру налога на прибыль.
  • В оплате данного налога.

Данное видео содержит полезную информацию об аудите налога на прибыль:

Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль

1. Характеристика процедуры оплати налога на прибыль

2. Особенности процесса проверки уплаты налога на прибыль

2.1 Методика Кришталевой

2.2 Методика Афанасьевой

2.3 Методика Проскурякова

3. Практическая проверка уплаты налога на прибыль на примере ООО «Алис Плюс»

3.1 Общая хозяйственно-организационная характеристика ООО «Алис Плюс»

3.2 Процедура планирования аудита

3.3 Проверка уплаты налога на прибыль ООО «Алис Плюс»

3.4 Результаты проверки

Список использованных источников

Налоговый аудит – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Читайте так же:  Не выплатили пенсию по инвалидности куда обратиться

Поэтому, часто целью налогового аудита бывает попытка разобраться в том, оптимально ли построен налоговый учет и нет ли отклонения у предприятия по уплате налогов. Результатом аудита налогов часто является предложение по оптимизации налогообложения на проверяемом предприятии, что позволяет заметно снижать налоговые выплаты. Закон предоставляет достаточно широкие возможности предприятиям, просто необходимо их использовать. Организация-налогоплательщик самостоятельно выбирает способ ведения налогового учёта, что даёт ему возможность выбрать такую модель, которая позволит наиболее оптимально использовать информацию бухгалтерского учёта для расчёта налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

С другой стороны, внимание налоговых органов к бизнесу очень пристальное. Законодательством предусмотрена значительная мера ответственности по налоговым преступлениям. Поэтому предприятие должно заботиться об обеспечении высокого качества ведения отчетности налогового учета. К сожалению, большинство предпринимателей заказывают аудит по своей инициативе только непосредственно перед проведением налоговой проверки. В таком режиме возможно исправлять только самые «выдающиеся» ошибки. В то же время, если проводить аудит налогов периодически, то большинство проблем будет решено в штатном, конструктивном порядке.

Главная цель данной работы – спланировать и провести аудиторскую проверку расчетов по налогу на прибыль, установить правильность и полноту применения налогового законодательства, достаточность отражения в отчетности, своевременность и полноту уплаты налога в бюджет, составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации.

1. Характеристика процедуры оплати налога на прибыль

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой для российских налогоплательщиков признается как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.

К доходам в целях налогообложения относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

2) внереализационные доходы (ст. 265 НК РФ).

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, согласно которой первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в том числе убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном НК РФ.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

В соответствии со ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 данной статьи. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Предприятия, плательщики налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Несмотря на то, что налоговый учет отражает те же хозяйственные операции и ведется на основании тех же первичных учетных документов, что и бухгалтерский, формирование прибыли в бухгалтерском и налоговом учетах происходит по-разному.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой стоимости имущества и обязательств, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности выплачивается с момента

Порядок проведения налогового аудита в компании

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Аудит налога на прибыль

Глава 1. Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом»

1.1 Оценка рисков

1.2 Определение допустимой ошибки (уровня существенности)

1.3 Анализ учетной политики

1.4 Составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур

Глава 2. Проведение аудита по существу

2.1 Классификация нарушений по налогу на прибыль

2.2 Документальное оформление результатов проверки

Налоговый аудит может быть как комплексным, так и целенаправленным — аудит налогов. Аудит отдельного налога — это проверка правильности формирования налоговой базы по данному налогу, состояния расчетов перед бюджетом, применения льгот, способов ведения учета и составления налоговой отчетности. Выбор налога для аудита зависит от степени его тяжести в совокупных затратах предприятия, которая определяется на основе информации, полученной в процессе комплексного налогового экспресс-аудита.

Наиболее востребованными являются аудит налога на добавленную стоимость, аудит налога на прибыль и аудит налога на имущество организаций, аудит единого социального налога и налога на доходы физических лиц, аудит прочих налогов.

Аудит налога на прибыль проводится с целью выражения мнения аудитора в части правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.

При проведении аудита налога на прибыль необходимо:

проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства, например, определить доходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы;

провести оценку отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

провести оценку отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности;

проанализировать порядок классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходах, текущих налоговых обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах;

провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.

Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на прибыль включает в себя анализ следующих документов:

бухгалтерского баланса (форма N 1);

отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

положения об учетной политике организации для целей налогообложения;

регистров бухгалтерского учета по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»;

первичных документов, подтверждающих доходы и расходы для целей налогообложения.

Читайте так же:  Инструкция 235 по выплате пенсии

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие:

существование — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду;

полнота — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме;

оценка (измерение) — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации;

классификация — налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное

представление — обязательство по уплате и возврату налогов, а и раскрытие также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации.

В оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор использует следующие критерии:

требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

требования международных стандартов финансовой отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторская проверка проводится в 3 этапа:

Глава 1. Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом»

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);

обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;

дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;

определить ключевые по значимости области проверки;

рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;

составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

1.1 Оценка рисков

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п). Оценка неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.

Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе. Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п). Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица.

При получении отрицательного ответа на вопрос N 15 или ответа «только регистров бухгалтерского учета» на вопрос N 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается «высоким» без дальнейшего анализа результатов тестирования.

В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему. В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.

1.2 Определение допустимой ошибки (уровня существенности)

Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.

Аудит налога на прибыль

Основные характеристики налога на прибыль

Прибыль представляет собой разницу в денежном выражении между доходами и расходами организации без учета налога на добавленную стоимость.

Читайте так же:  С 01 августа перерасчет пенсии работающим пенсионерам

Налог на прибыль – это прямой федеральный налог, взымаемый с организаций, которые находятся на общей системе налогообложения. Величина данного налога прямо зависит от финансового результата деятельности предприятия.

Налог на прибыль представляет собой действующую ставку налога, которая в процентном измерении применяется к прибыли предприятия.

На сегодняшний день ставка налога в РФ составляет $20%$. Из них:

  • $2%$ зачисляются в федеральный бюджет;
  • $18%$ зачисляются в бюджеты субъектов РФ).

Плательщиками налога на прибыль являются (Рис.1).

Рисунок 1. Плательщики налога на прибыль

Не являются плательщиками налога на прибыль:

  • Организации, которые применяют специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являются плательщиком налога на игорный бизнес
  • Организации-участники проекта «Инновационный центр «Сколково», видом деятельности которых является инновационная деятельности, научные исследования и разработки.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На законодательном уровне налог на прибыль регулируется Налоговым Кодексом РФ (ст.25).

Также, в части признания доходов и расходов, предприятия руководствуются соответственно ПБУ $9/99$ «Доходы организации» и определения и ПБУ $10/99$ «Расходы организации».

Доходы – это выручка, полученная по основному виду деятельности, а также доходы (выручка), полученные от прочих видов деятельности.

Расходы – это затраты предприятия, которые делятся на два основных типа:

  • расходы, связанные с хозяйственной деятельностью;
  • внереализационные расходы.

Кроме того, существует перечень расходов, который запрещено учитывать при налогообложении прибыли.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Все доходы и расходы предприятия должны быть подтверждены соответствующе оформленными документами.

Особенности расчета налога на прибыль в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете прибыль определяется на основании формирования счета $99$ «Прибыли убытки».

На данном счете формируются финансовые результаты предприятия по итогам отчетного периода.

По дебету счета отражаются расходы предприятия, а по кредиту – доходы.

Если конечное сальдо отражается по дебету счета, значит организация получила прибыль, которая облагается налогом на прибыль.

В бухгалтерской отчетности прибыль до налогообложения определяется следующим образом:

Выручка от реализации (без НДС) – Себестоимость реализации = Валовая прибыль – Коммерческие и управленческие расходы = Прибыль/убыток от продаж + Прочие доходы – Прочие расходы = Прибыль до налогообложения.

Прибыль до налогообложения является базой для начисления налога на прибыль.

Например: Прибыль до налогообложения составила $150000$руб. Следовательно, налог на прибыль составит $150000 cdot 20% = 30000$ руб.

Синтетический учет налога на прибыль

Для учета налога на прибыль, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет $68$, а именно субсчет второго порядка, например $68-1$ «Расчеты по налогам (налог на прибыль).

По кредиту счета формируется начисление данного налога, а по дебету, его уплата в бюджет.

Кроме того, для учета налога на прибыль, используются следующие счета (Рис.2):

Рисунок 2. Счета для учета налога на прибыль

В бухгалтерском учете существует понятие текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток).

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) признается в бухгалтерской отчетности как обязательство, которое равно сумме неоплаченной величины налога.

Исходя из трактовки ПБУ $18/02$, текущий налог на прибыль (текущий налог на убыток) – это налог на прибыль, который определяется величиной условного расхода (дохода), который корректируется на ПНО, ОНА, ОНО:

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль представляет собой произведение прибыли, сформированной за отчетный период, на ставку налога на прибыль.

Учет условного расхода, или дохода по налогу на прибыль осуществляется с применением открытого субсчета «Условный расход /доход по налогу на прибыль». Такой субсчет открывают к синтетическому счету $99$ «Прибыли и убытки».

Постоянное налоговое обязательство представляет собой сумму налога, увеличивающее налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Рассчитывается ПНО путем произведения постоянных разниц и действующей ставки налога на прибыль.

Отложенный налоговый актив – это денежное выражение части отложенного налога на прибыль, которая уменьшает сумму налога на прибыль, подлежащего перечислению в бюджет в периодах, следующих за отчетным периодом.

Рассчитывается ОНА путем произведения вычитаемых временных разниц и ставки налога на прибыль.

На практике ОНА может образоваться из-за переплаты налога на прибыль в бюджет.

Отложенное налоговое обязательство представляет собой часть отложенного налога на прибыль, которая увеличивает налог на прибыль, подлежащий уплате бюджет в периоде, который следует за отчетным.

Рассчитывается ОНО путем произведения налогооблагаемых временных разниц и ставки налога на прибыль.

На практике ОНО может образоваться, к примеру, когда величина накопленной амортизации в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском учете. Проводки по учету налога на прибыль, будут следующими (Табл.1):

Рисунок 3. Проводки по учету налога на прибыль

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства находят свое отражение в активе и пассиве баланса организации. ОНА в активе баланса, в разделе «Внеоборотные активы», а ОНО в пассиве баланса, в разделе «Долгосрочные обязательства».

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Аудит расчётов с бюджетом по налогу на прибыль

— отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности;

— отмеченные отклонения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.

3. Используя свое профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий:

— отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности;

— имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.

Для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.

Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации сделать в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности личный кабинет

Для нахождения уровня существенности можно использовать таблицу (табл.1).

Значение
базового
показателя
Доля,
%
Значение,
применяемое
для нахождения
уровня
существенности,
тыс. руб.
Балансовая прибыль предприятия 5 Выручка (нетто) без НДС,
акцизов и других платежей 2 Валюта баланса 2 Собственный капитал (итог
разд.III баланса) 10 Общие затраты предприятия 2

Расчёт уровня существенности рассмотрим на конкретном примере.

Расчет уровня существенности, тыс. руб.

Показатель Значение Доля, % Значение для нахождения уровня существенности
Валовая прибыль 829,687 5 41
Выручка 116633,273 2 2333
Валюта 25011,754 2 500
Собственный капитал 1471,652 10 147
Себестоимость 95702,768 2 1914

Из полученных значений находим среднее арифметическое:

Определяем, насколько наибольший и наименьший показатели отличаются от среднего значения:

Так как наибольшее и наименьшее значения отклоняются от среднего больше чем на 30%, находим новое среднее арифметическое, исключая из расчета эти значения:

Округляем для удобства уровень существенности 800 и проверяем, чтобы сумма изменилась не более, чем на 20%:

Распределение существенности по статьям баланса, руб

Статьи актива Сумма Доля, % Уровень существенности Статьи пассива Сумма Доля, % Уровень существенности
01 242,22 59,81 478,4 80 10,800 0,04 0,32
44 14961,513 5,11 40,9 84 1460,852 5,84 46,72
19 1277,288 32,26 258,1 67 8850,000 35,39 283,12
62 8069,258 1,85 14,8 60 13076,609 52,28 418,24
50 461,475 0,97 7,8 68 9,851 0,04 0,32
76 1603,642 6,41 51,28
Итого 25011,754 100 800 Итого 25011,754 100 800

Аудиторские организации должны разработать собственный порядок нахождения уровня существенности с учетом обязательных требований Правила (стандарта) «Существенность и аудиторский риск». Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

— изменить значения коэффициентов в гр. 3;

— вводить новые, исключать отдельные показатели, менять финансовые показатели, приведенные в гр. 1;

— менять порядок усреднения при нахождении показателя;

— принимать во внимание значения финансовых показателей за предыдущие годы и учитывать их динамику;

— предусмотреть не один показатель уровня существенности, а несколько — для различных статей баланса;

— самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.

Глава 2 : Теоретические основы аудита расчётов по налогу на прибыль организации

2.1 Цели, задачи и источники расчётов с бюджетом по налогу на прибыль

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами — подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Объектами аудита являются расчеты с бюджетом по следующим налогам: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог, налог на рекламу и др. Кроме налогов в ходе аудита налогообложения получает подтверждение достоверность расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФСС РФ).

Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.

[16]Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам. При проведении детальной проверки задолженности по налогам могут выявиться следующие ошибки:

— неправильное использование принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов;

— применение неверной ставки налога;

— неправильное определение налогооблагаемой базы;

— неточный учет пеней и штрафов.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются:

— расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, учетные регистры по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др. Главная книга, «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», декларации по налогам и платежам. Положение об Учетной политике предприятия.

По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу необходимо проверить:

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— правомерность применения налоговых ставок

— правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов

— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Следует также ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в предыдущем периоде и наметить объекты для углубленного контроля.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов, необходимо выполнить расчет налогооблагаемой базы и сравнить полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий. Результаты произведенных расчетов сравниваются с фактическими льготами и выявляются отклонения.

Выясняя правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы должны изучить записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы предприятия. При этом могут использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, необходимо установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 ««Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.

Налоговый аудит по налогу на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here