Налог перечислен на ошибочный счет

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Налог перечислен на ошибочный счет" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Налог перечислен на ошибочный счет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-569 О возврате денежных средств, ошибочно перечисленных в счет уплаты налогов и страховых взносов на счет Федерального казначейства другого субъекта РФ

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью, в связи с неверно указанным расчетным счетом получателя, при заполнении платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов перечислило денежные средства на расчетный счет Московского казначейства вместо казначейства Московской области.

В соответствии с письмом Минфина России от 24.10.2005 г. N 02-14-10а/2909 платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на балансовый счет по другому субъекту РФ, могут быть возвращены на основании письменного обращения администратора налоговых поступлений с приложением копии заявления плательщика.

Администратором налоговых платежей в федеральный бюджет являются налоговые органы. 12 февраля и 10 апреля 2008 года нами были направлены письма в Межрайонную Инспекцию ФНС России по Московской области с просьбой вернуть данные денежные средства.

На текущий момент переплаченные денежные средства возвращены не были и от налогового органа не получено письменного ответа на направленные в налоговый орган письма с просьбой о возврате излишне уплаченных налогов.

Кроме этого, сотрудники Инспекции ФНС России по Московской области, заявляют, что не могут ничего сделать, так как они не имеют четких инструкций от вышестоящих инстанций, как осуществить возврат налогов в нашей ситуации.

ООО просит принять меры и разобраться в сложившейся ситуации либо дать нам письменный ответ, в котором будет указано поэтапно, каким образом налоговые органы должны осуществить возврат неверно перечисленных денежных средств.

На текущую дату задолженности по налогам мы не имеем.

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральным казначейством рассмотрено письмо от 28.08.2009 по вопросу о порядке возврата денежных средств, ошибочно перечисленных в счет уплаты налогов и страховых взносов на счет Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации, и сообщается следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 45 Кодекса в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (пункт 7 статьи 45 Кодекса).

Указанная сумма денежных средств подлежит возврату в порядке, установленном Кодексом и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, органы Федерального казначейства по месту зачисления платежа осуществляют возврат ошибочно перечисленных денежных средств, предназначенных для уплаты на соответствующий счет органа Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации, только при условии, что на территории субъекта Российской Федерации по месту зачисления платежа отсутствует другой администратор, подведомственный тому же главному администратору.

Таким образом, по вопросу о возврате платежей, которые были ошибочно перечислены плательщиком на счет Управления Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации, рекомендуем обращаться в Федеральное казначейство.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-569

Переплата по НДФЛ в следствии механической ошибки

Добрый день!
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/

Дело в том, что НДФЛ – особенный налог. Он уплачивается только из доходов налогоплательщиков – физических лиц. Организация , выступающая в роли налогового агента, не имеет права уплачивать данный налог за счет своих средств. Поэтому в случае образования переплаты по НДФЛ зачет суммы налога в счет будущих платежей тоже по НДФЛ, не допускается – данные суммы не могут считаться суммами налога, удержанных у конкретных физических лиц. О том, что зачесть переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по НДФЛ нельзя указывает и Минфин России в своих Письмах от 16.09.2014 № 03-04-06/46268, от 12.11.2014 №03-04-06/57158).

Иначе говоря, НДФЛ – это не тот налог, который можно заплатить «авансом» на год вперед. Он перечисляется в бюджет каждый раз при выплате дохода физическому лицу.

Переплата по НДФЛ в бюджет может образоваться по следующим причинам:
— налоговый агент излишне удержал и перечислил в бюджет НДФЛ с сумм дохода, выплаченного физическому лицу. Когда ошибка в исчислении НДФЛ установлена и доходы налогоплательщика откорректированы, то излишне удержанная и перечисленная сумма НДФЛ должна быть возвращена физическому лицу. А так как налоговый агент эту сумм уже перечислил в бюджет, то, соответственно, организация должна обратиться в налоговый орган за возвратом излишне уплаченных сумм НДФД.

— организация ошибочно перечислила больше НДФЛ, чем удержала из доходов работников. То есть, в учете все исчислено верно, но по каким то причинам при перечислении налога в бюджет допущена ошибка в сумме налога.

Читайте так же:  Реквизиты для перечисления алиментов судебным приставам

Исходя из условий вашего вопроса следует, что сумма НДФЛ удержана верно, то есть возникшая переплата не является излишне удержанной.

В такой ситуации данная сумма является ошибочно перечисленной и согласно разъяснениями контролирующих органов должна быть возвращена организации по ее заявлению как ошибочно перечисленная (Письма Минфина России от 29.04.2014 № 03-04-05/20252, ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764, от 19.10.2011 № ЕД-3-3/[email protected]).

Порядок возврата таких сумм регулируется ст. 78 НК РФ, так как ничего иное в НК РФ не установлено и налоговые агенты также имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога и правила, указанные в ст. 78 НК РФ, распространяются в том числе и на налоговых агентов ( п. 1 ст. 21 НК РФ, п. 2 ст. 24 НК РФ, п. 14 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, сумму переплаты по НДФЛ можно зачесть в счет недоимки по налогу на прибыль, так как это налоги одного уровня — федеральные.
Но для того, чтобы доказать, что переплата по НДФЛ не является суммами налога, удержанными из доходов налогоплательщиков – физических лиц, а является именно вашими денежным средствами, как ошибочно перечисленными, надо провести с налоговой инспекцией акт сверки и предоставить подтверждающие документы.
Например, справки по форме 2-НДФЛ, реестр сведений о доходах физических лиц, платежные документы, подтверждающие факт излишне перечисленного налога (Письмо Минфина России от 03.04.2009 N 03-04-06-01/76).

После подтверждения налоговым органом наличия переплаты по НДФЛ вы можете написать заявление о зачете данной переплаты в счет недоимки по налогу на прибыль.

Как вернуть неправильно оплаченный налог?

Моя жена является индивидуальным предпринимателем. Находится на едином налоге. Еще год назад попросила заплатить за нее налог. Я заплатил, но год спустя, просматривая квитанции, она обнаружила, что имя стоит не ее, а мое. Видно, я задумался и в кассе назвал свое данные. Она позвонила в налоговую и действительно за ту дату платежа на ее имя не поступило. В налоговой инспекции такого платежа по своим данным вообще не нашли. Подскажите, можно вернуть деньги обратно? Куда надо сначала обратиться,в банк или налоговый орган, ведь времени прошло уже достаточно много. Если еще есть возможность вернуть деньги, какие документы нам нужно предоставить?

Ответы юристов ( 4 )

Напишите заявление в ФНС о возврате( или перезачете) неверно уплаченного налога — в двух экземплярах, где будет подпись и печать принявшего заявление останется у Вас на руках. После получения письменного ответа из налоговой (или не получения) или обжалуйте действия (бездействия) в суд.

Как указано выше действительно Вы должны обратиться с заявлением в ИФНС. Такое заявление может быть подано в течение 3 лет с момента оплаты налога.

Чтобы налоговый орган принял решение быстрее, заявление о возврате должно содержать следующие сведения: наименование налогоплательщика; адрес его местонахождения; наименование платежа; бюджет, в который был уплачен налог; дату платежа (если, конечно, она известна); расчеты и итоговую сумму, подлежащую возврату. Кроме этого необходимо указать счет, на который следует зачислить возвращаемые средства. Желательно приложить и копию платежного документа, по которому был излишне уплачен налог.

В данно случае я полагаю что налог был уплачен все таки верно, налог был переведен на соответсвующий счет с указанием ошибочно другой фамилии ( думаю что не имеет большого значения чья фамилия в квтианции), но чтобы не было в дальнейшем путанице у ФНС и неблагоприятных последствий для вас, советаю написать заявление как описанно выше коллегой, изложить всю ситуацию и конечно же приложить квитанцию.

Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога установлен ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Пунктами 6 и 7 указанной статьи НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абз. 1 данного пункта НК РФ, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Ошибки в платежном поручении на уплату налогов

Ошибки в платежном поручении при уплате налогов (страховых взносов) могут привести к достаточно серьезным последствиям. Рассмотрим, что это за ошибки и чем они чреваты.

Последствия ошибок в платежном документе

К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью. Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:

  • налог может не поступить в нужный бюджет;
  • налог может быть признан неуплаченным;
  • налог может быть признан уплаченным с нарушением срока.

Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.

Когда налог считается неуплаченным?

В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/[email protected], от 31.03.2015 № ЗН-4-1/[email protected], от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/[email protected]

О том, какие действия в подобной ситуации необходимо совершить, чтобы налог был уплачен, читайте в статьях:

Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/[email protected]). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).

Читайте так же:  График работы налоговой на возрождении

В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.

Другие ошибки в платежном поручении

Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).

Позиция суда в отношении ошибок

Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:

  1. Неверный КБК:
  • АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;
  • АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;
  • ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;
  • ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;
  • ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;
  • ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010;

О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в статье «КБК в платежном поручении в 2017 году».

  1. Неверный ИНН, КПП, наименование налогового органа:
  2. Неверный ОКАТО:
  3. Ошибки в основании платежа:
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 № А27-25035/2009;
  • ФАС Московского округа от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09;
  • ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № Ф08-180/2008-68А;
  • постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13;
  • АС Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 № Ф08-1378/2016;
  • АС Московского округа от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015;
  • ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12;
  • ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 № А33-17476/2010, от 01.09.2011 № А33-3885/2010;
  • ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 № А05-5601/2010;
  • ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2;
  • Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 № А29-1642/2010.

О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в статье «Указываем налоговый период в платежном поручении — 2017».

Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.

Что делать, если в платежке на перечисление налога допущена ошибка

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы заплатить налог бухгалтеру нужно совершить несколько последовательных действий: правильно определить налоговую базу, рассчитать налог и сумму к уплате (с учетом вычетов, зачетов и т.п.). И, как правило, все внимание налогоплательщики сосредотачивают именно на правильном расчете суммы налога. Перечисление же определенной суммы в бюджет считается технической операцией — ее зачастую поручают далеко не самым квалифицированным сотрудникам. Но ошибка, допущенная при заполнении платежного поручения на перечисление налога, может дорого обойтись компании.

Уточнение платежа

Ошибка в платежном поручении чревата тем, что отправленная сумма либо вовсе не поступит на нужный счет, либо не будет «опознана» налоговым органом и учтена как другой платеж, либо отнесена в категорию невыясненных. В любом из этих случаев инспекция автоматически начнет начислять пени, поскольку формально у организации возникнет недоимка (ст. 45, 75 НК РФ).
Правда, действующая редакция Налогового кодекса позволяет в большинстве случаев такие пени не платить. Для этого достаточно подать в налоговую инспекцию заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). В заявлении нужно указать на то, что при заполнении платежного поручения произошла ошибка, пояснить суть этой ошибки и попросить произвести уточнение платежа и перерасчет начисленных пеней. К заявлению надо приложить заверенную банком копию платежного поручения, подтверждающую перечисление денег.

На основании заявления инспекция принимает решение об уточнении платежа и перерасчете пеней со дня фактической уплаты налога. Перед этим инспекция вправе провести сверку платежей, запросить информацию о платеже у банка и т.п. В то же время в Налоговом кодексе не оговорен срок, в течение которого инспекция должна принять решение об уточнении платежа и перерасчете пеней. Этот пробел восполнил Минфин России, указав, что решение об уточнении должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления (письмо от 31.07.08 № 03-02-07/1-324).

Ошибки, которые можно исправить бесплатно

Налоговый кодекс говорит, что путем подачи заявления об уточнении платежа можно исправить ошибки, допущенные в основании платежа, его типе и принадлежности, а также при указании налогового периода и статуса налогоплательщика (п. 7 ст. 45 кодекса). Если переложить эту норму на цифровые обозначения полей платежного поручения, выходит, что заявление об уточнении можно подать, если неправильно заполнены:

Поле 101 «Статус плательщика». В нем проставляются две цифры, по которым инспекция определяет от кого (налогоплательщика или налогового агента) поступила сумма. Неправильное заполнение этого поля может привести к ошибочному разнесению налоговым органом данной суммы по лицевому счету и, следовательно, возникновению недоимки и начислению пеней.

Поле 106 «Основание платежа», в котором в зашифрованном виде указывается фактически тип перечисляемого налога — это могут быть текущие платежи (ТП), погашение задолженности (ЗД), уплата налога по требованию инспекции (ТР). Самой распространенной ошибкой при заполнении этого поля является то, что его попросту не заполняют. Соответственно, при проведении платежа в нем автоматически проставляется ноль и налоговый орган не может идентифицировать поступившую сумму.

Поле 107 «Налоговый период». Ошибка при заполнении этого поля повлечет ошибку и при отражении поступившей суммы в лицевом счете налогоплательщика. Проще говоря, сумма будет включена в тот период, который указан в платежке, а не в тот, за который она реально предназначалась. В результате — недоимка и пени.

Читайте так же:  С какого месяца повысят пенсию инвалидам

Поля 108 «Наименование документа» и 109 «Дата документа» носят вспомогательный характер, и ошибка в них вряд ли может влиять на неправильное распределение суммы налога. Но если это произошло, исправить ошибку и избежать пеней можно, подав заявление об уточнении платежа.
Ошибка при заполнении поля 110 «Тип платежа» может привести к тому, что инспекция учтет поступившую сумму не как налог, а как пени (штраф), или наоборот — пени и штраф будут учтены как сумма налога.

Неверное заполнение полей 60 «ИНН плательщика», 61 «ИНН получателя», 102 «КПП плательщика» и 103 «КПП получателя» также может привести к неверной идентификации перечисленной суммы.

КБК и ОКАТО

Отдельно следует остановиться на таких полях платежного поручения, как КБК (поле 104) и ОКАТО (поле 105). Сразу скажем, что Налоговый кодекс позволяет уточнять эти сведения и не платить при этом пеней, поскольку данные реквизиты являются сведениями о принадлежности платежа. Однако на практике с таким уточнением возникают проблемы.

Дело в том, что ФНС России фактически ограничила право налогоплательщиков на уточнение КБК в уже проведенной через банк платежке (см. «Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утв. приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/[email protected]). Так, согласно Рекомендациям, уточнение возможно, если оно происходит в пределах одного и того же налога, либо если указан несуществующий вид дохода (4 — 8-й разряды КБК). Кроме того, по мнению ФНС исправление возможно, если допущена ошибка в подстатье доходов (9 — 11-й разряды), в элементе дохода (12 — 13-й разряды), или в коде программ (14 — 17-й разряды).

Такой подход прямо противоречит Налоговому кодексу, который разрешает уточнять КБК независимо от того в какой бюджет поступила сумма по ошибочной платежке — главное, чтобы сумма в принципе попала в бюджетную систему, т.е. на счета Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ). Указание же неверного КБК никак не может привести к тому, что сумма не поступит в бюджетную систему (при правильном указании счета Федерального казначейства). Поэтому даже если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, заявление об уточнении платежа подать можно. Соглашается с таким подходом и Минфин (см, например, письмо от 13.09.006 № 03-02-07/1-249).

Что касается ошибки в коде ОКАТО (поле 105), то здесь уточнения потребуются только если налог зачисляется одновременно в несколько бюджетов. Дело в том, что по налогам, целиком поступающим в один бюджет (не важно, федеральный, региональный или местный), код ОКАТО вообще не используется при учете поступившей суммы (п. 3 разд. V «Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом»», утв. приказом ФНС от 16.03.07 № ММ-3-10/[email protected]).

Ошибки, которые исправить не получится

Называет Налоговый кодекс и ошибки, которые нельзя исправить путем подачи заявления об уточнении платежа. Таковых всего две — неправильно указан номер счета Федерального казначейства; допущена ошибка в наименовании банка получателя (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В обоих случаях налог считается неуплаченным. Соответственно, исправить ситуацию можно лишь повторным перечислением денег с указанием правильных реквизитов. Естественно, что если ошибка обнаружена после окончания срока, отведенного на уплату налога, то помимо самого налога придется заплатить и пени (ст. 75 НК РФ).

Возврат ошибочно перечисленного налога

На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платёжное поручение, например неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.

С 1 января 2007 г. вступил в силу пункт 7 ст. 45 НК РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Данный пункт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Он предоставляет налогоплательщикам право исправить ошибки в оформлении платёжного поручения на перечисление налога.

Напомним, что платёжным поручением является распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжное поручение составляется на бланке формы 0401060. Это следует из пункта 3.1, 3.4 Положения о безналичных расчётах в Российской Федерации № 2-П от 03.10.2002 г. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Итак, согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, не повлёкшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства. В силу пункта 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платёжного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.

В связи с этим, определённое время существовала неясность в вопросе о возможности исправить ошибки в указании кодов ОКАТО, КБК, ИНН плательщика и получателя. Приложение к Приказу от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/[email protected] устраняет данную неясность. В данном приложении содержится подробный перечень уточнения платежа. Всего в Приложении указано четырнадцать причин уточнения. Среди причин уточнения назван код 01 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК; Код 14 — несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчётного документа. Код 03 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКАТО; код 05 — не указан или неверно указан ИНН плательщика; 06 — несоответствие ИНН наименованию плательщика; 08 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя.

Таким образом, налогоплательщик имеет право исправлять ошибки, допущенные в таких реквизитах, как КБК, ОКАТО, ИНН. Правильность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой арбитражных судов.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ пункт 7 статьи 45 НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеет обратную силу.

Исправление ошибки в платёжном поручении непосредственно связано с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налога. По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком — физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства (подп. 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ). В связи с этим важным обстоятельством является тот факт, что при наличии ошибок в платёжном поручении, перечисленных в пункте 7 статьи 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной. Применительно к платёжному поручению обязанность по уплате налога считается неисполненной только в случае неправильного указания в нём номера счёта Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства (пункт 4 статьи 45 НК РФ).

Читайте так же:  Как производится расчет пенсии по старости

Для исправления ошибки налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учёта заявление о допущенной ошибке. К заявлению о допущенной ошибке прилагаются документы, подтверждающие уплату налогоплательщиком налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства. В заявлении излагается просьба уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В НК РФ чётко не определена процедура подачи заявления о допущенной ошибке, срок его рассмотрения налоговым органом и принятия решения по данному заявлению.

Поскольку срок для подачи заявления о допущенной ошибке в пункте 7 статьи 45 не установлен, Минфин РФ в Письме от 26 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-478 рассмотрел вопрос о возможности применения положений статьи 78 НК РФ. Минфином РФ был рассмотрен вопрос возврата налога, уплаченного в 2002 г., в связи с ошибочным указанием КБК. По результатам рассмотрения вопроса финансовое ведомство указало на то, что при соблюдении условий, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчёт пеней. В случае же пропуска установленного ст. 78 НК РФ срока подачи заявления о зачёте излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачёте, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа. Напомним, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом Минфин РФ обращает внимание на то, что установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок со дня уплаты суммы налога, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачёте этой суммы налога, не направлен на ущемление прав налогоплательщика и ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О. В данном Определении указано, что норма ст. 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о зачёте переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, при соблюдении срока подачи заявления об уточнении платежа и условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/[email protected]

Поскольку НК РФ не установлен также и специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачёте (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьёй 78 НК РФ. На это обращает внимание Минфин РФ в Письме от 31.07.2008 г. № 03-02-07/1-324.

Как следует из пункта 4 статьи 78 НК РФ, решение о зачёте суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом, согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачёте сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачёта в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передаётся руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В ходе принятия решения об уточнении платежа по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган также вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Если по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки налогоплательщику будет отказано в уточнении платежа, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в порядке Раздела VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (статьи 137 и 138 НК РФ).

Компания случайно перечислила средства по реквизитам НДФЛ: как исправить ошибку

Ошибочно перечисленную по реквизитам НДФЛ сумму нельзя зачесть в счет уплаты других налогов. Об этом сообщает Минфин РФ в письме от 22.01.2018 г. N 03-02-07/1/3224.

В ведомстве отмечают, что НК РФ не допускает зачет сумм излишне удержанных организацией — налоговым агентом у налогоплательщиков налогов в счет исполнения своих налоговых обязательств.

В данном случае организация может обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ.

При этом зачет таких ошибочно перечисленных сумм может быть осуществлен только в счет предстоящих платежей по НДФЛ.

Факты ошибочного перечисления и излишнего удержания НДФЛ подтверждаются выпиской из регистра налогового учета за соответствующий год и платежными документами.

Минфин рассказал, как вернуть ошибочный платеж

Министерство финансов уточнило механизм возврата платежа, ошибочно перечисленного налогоплательщиком на счет управления Федерального казначейства (УФК) в регионе. Имеется в виду случай, когда деньги должны были попасть на счет УФК другого субъекта федерации. Этой проблеме посвящено письмо Минфина от 02.11.2011 N 02-04-10/4819. В нём детально разбирается ситуация с ошибочным платежом, приводятся конкретные сроки. Как указывают специалисты, возврат осуществляется УФК по месту зачисления платежа. При этом необходимо письменное обращение УФНС по месту зачисления платежа с заявлением налогоплательщика о возврате:

При поступлении в инспекцию ФНС России по месту учета налогоплательщика (далее — ИФНС России) от налогоплательщика, ошибочно перечислившего сумму платежа на счет N 40101 УФК другого субъекта Российской Федерации, Заявления о возврате платежа ИФНС России не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного Заявления оформляет письменное обращение (по форме согласно приложению к настоящему письму) и направляет его с приложенной к нему копией Заявления о возврате платежа (через УФНС России, на территории которого состоит на учете налогоплательщик) в электронном виде (скан-образ) в УФНС России по месту зачисления платежа.

Читайте так же:  Порядок оформления пенсии ребенку инвалиду

В целях подтверждения уплаты платежа в случае отсутствия в ИФНС России информации о зачислении платежа на счет N 40101 УФК другого субъекта Российской Федерации ИФНС России (через УФНС России, на территории которого состоит на учете налогоплательщик) направляет запрос в УФНС России по месту зачисления платежа. При этом направление указанного запроса осуществляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня поступления в ИФНС России Заявления о возврате платежа.

УФНС России по месту зачисления платежа в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения указанного запроса направляет в ИФНС России (через УФНС России, на территории которого состоит на учете налогоплательщик) соответствующее подтверждение зачисления платежа в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, учтенного по коду классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации 100 1 17 01010 01 0000 180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».

УФНС России по месту зачисления платежа не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанных документов на возврат направляет их в УФК по месту зачисления платежа в порядке, установленном для передачи информации в УФК.

УФК по месту зачисления платежа при получении от УФНС России по месту зачисления платежа письменного обращения, подписанного последним в установленном порядке, с приложенной к нему копией Заявления о возврате платежа оформляет документы на возврат ошибочно перечисленной налогоплательщиком суммы платежа в порядке, установленном абзацами четвертого и пятого пункта 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2008 г. N 92н. При этом в поле 24 «Назначение платежа» платежного поручения УФК по месту зачисления платежа указывает: «Возврат ошибочно перечисленных налогов, сборов, соответствующих пеней (штрафов) (с указанием ИНН и КПП ИФНС России).

При получении из банка электронной копии платежного поручения о проведении операции по возврату суммы платежа УФК по месту зачисления платежа не позднее трех рабочих дней со дня получения этой копии направляет электронную копию указанного платежного поручения в УФНС России по месту зачисления платежа.

В случае отказа банком в проведении платежа УФК по месту зачисления платежа в течение трех рабочих дней со дня получения такого отказа возвращает УФНС по месту зачисления платежа представленные им документы с указанием причины возврата.

Напомним, Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами разработан в соответствии со статьями 40, 166.1 и 218 Бюджетного кодекса РФ. Порядок устанавливает правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему, а также их распределения между бюджетами.

Если налоговая списала деньги со счета ошибочно

С начала 2019 года ФНС применяет новое программное обеспечение, задача которого — усовершенствовать инструменты налогового учета и контроля, а также обеспечить развитие новых сервисов, осуществить переход на экстерриториальный и бесконтактный принципы обслуживания. Однако предприниматели сообщают о массовых проблемах, связанных с внедрением данной системы: так, декларации принимаются не сразу, налоговая списывает деньги со счета, причем многократно, бизнесмены получают требования об уплате несуществующих долгов и т.д. Встречаются случаи, когда ФНС списывала деньги со счета компаний 5 и даже 6 раз.

Последствия незаконного списания налоговой денег со счета понятны: во-первых, компания хоть и на время, но лишается денежных средств, во-вторых, если денег на счете недостаточно, он может быть заблокирован, в-третьих, многие потенциальные контрагенты, увидев, что счет заблокирован, отказываются от дальнейшего сотрудничества. И это не говоря о многочисленных неудобствах, связанных с решением данного вопроса с ФНС. По этим причинам правовая защита бизнеса должна быть организована незамедлительно.

Отметим, что право ФНС списывать долги по налогам со счетов компаний и ИП закреплено в ч.1 ст.46 НК РФ. Решение о взыскании денежных средств принимается руководителем налогового органа (или его заместителем), после чего соответствующее постановление в течение 3 дней направляется в ФССП. Принять решение о списании денег со счета налоговики вправе в течение 1 года после того, как истек срок требования ФНС об уплате налога.

Что делать, если налоговая списывает деньги со счета

Что же делать, если налоговая незаконно списала деньги с расчетного счета юридического лица? Для этого обратимся к ст.79 НК РФ, в которой приведен алгоритм действий:

  1. Налогоплательщик, столкнувшийся с неправомерным списанием денежных средств ФНС, должен подготовить письменное заявление в соответствующую налоговую инспекцию. Форма заявления – свободная. Сделать это компания вправе в течение 3 лет, когда ей стало известно о нарушении ее прав.
  2. В течение 10 суток с момента получения заявления ФНС должен рассмотреть это обращение и определить, правомерно ли был взыскан налог.
  3. Если обращение было признано обоснованным, налоговая перечисляет взысканные деньги обратно на расчетный счет компании в течение 1 месяца со дня получения заявления. При этом возвращается не только удержанная сумма, но и проценты на нее, которые начинают отсчитываться со дня взыскания до дня фактического возврата.
  4. Если налоговый орган принял отрицательное решение, либо по каким-то причинам решил возвращать не всю сумму, то налогоплательщику стоит обратиться в арбитражный суд.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если денег для списания на счете не оказалось, и налоговая заблокировала его, компания в дальнейшем может потребовать возмещения убытков с ФНС. Правда, для этого нужно доказать наличие убытков и их размер, противозаконный характер действий налоговиков, а также причинно-следственную связь между блокировкой и понесенными убытками.

Если налоговая ошибочно списала деньги со счета, компании следует заручиться поддержкой квалифицированного налогового адвоката. Во-первых, специалист выяснит причину списания денег, во-вторых, оперативно решит вопрос с налоговой о возврате денежных средств на счет компании. Практика показывает, что участие адвоката значительно ускоряет процесс, учитывая, что зачастую ФНС просто просит налогоплательщика подождать, пока новое программное обеспечения заработает в штатном режиме. Однако длительное ожидание, как мы выяснили, может крайне негативно повлиять на бизнес. По этой причине к адвокату стоит обращаться как только вы узнали о том, что ваши права нарушаются (могут быть нарушены).

Налог перечислен на ошибочный счет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here