Налог на прибыль от сдачи макулатуры

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Налог на прибыль от сдачи макулатуры" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Налог на прибыль от сдачи макулатуры

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение по договору купли-продажи реализует отходы полимерной оберточной пленки, образовавшейся при распаковке закупаемых материальных ценностей для учреждения, и макулатуры, возникшей при уничтожении архива, периодических изданий, черновиков.
На каких счетах бухгалтерского учета отразить факты хозяйственной жизни, возникающие при исполнении заключенного договора на реализацию макулатуры и полимерной пленки? Какими документами необходимо их оформить? Начисляется ли НДС при исполнении этого договора? В налоговом учете доходы по этому договору являются доходами от реализации или внереализационным доходом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Образовавшиеся в ходе деятельности учреждения отходы в виде полимерной оберточной пленки и макулатуры, которые возможно реализовать, учитываются на счете 2 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Их последующая реализация отражается на счете 2 209 83 560 «Расчеты по иным доходам» в корреспонденции со счетом 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами».
Реализация полимерной оберточной пленки облагается НДС в общем порядке, а реализации макулатуры освобождена от обложения НДС до 31 декабря 2018 года.
Для целей налогообложения прибыли выручка от реализации отходов по договору купли-продажи будет являться доходом от реализации. При этом в налоговом учете первоначально признается внереализационный доход в виде рыночной стоимости принятых к учету материальных запасов в виде возможных к реализации отходов. При реализации полимерной пленки и макулатуры их стоимость признается в составе расходов.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

НДС

На основании пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация макулатуры освобождается от обложения НДС. Эта норма будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ). В отношении полимерной оберточной пленки никаких льгот главой 21 НК РФ не установлено, следовательно, операция по ее реализации является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

В рассматриваемой ситуации надо иметь в виду, что доход, учитываемый в целях налогообложения прибыли, возникает дважды:
— в момент, когда комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов актирует факт принятия к учету материальных запасов в виде отходов полимерной оберточной пленки и макулатуры, у бюджетного учреждения возникает обязанность по отражению внереализационного дохода на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Согласно п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (то есть исходя из рыночной цены);
— выручка от дальнейшей продажи макулатуры и полимерных отходов в виде оберточной пленки является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Для исключения двойного налогообложения этот доход бюджетное учреждение вправе уменьшить на стоимость реализуемых материальных запасов, ранее учтенных в составе внереализационных доходов. Величина этого расхода определяется как сумма учтенного в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационного дохода (п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Также налогооблагаемая база от реализации может быть уменьшена на расходы, связанные с продажей отходов (хранение, упаковка, транспортировка) на основании четырнадцатого абзаца п. 1 ст. 268 НК РФ.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Организация учета материальных ценностей, поступающих по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Первичные документы по учету материальных запасов (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Особенности выставления счетов-фактур, ведения Книги продаж и Книги покупок в организациях госсектора;
— Энциклопедия решений. Налогообложение при реализации имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

28 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Реализация макулатуры в пункт приема: обложение НДС

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Учреждения культуры периодически сдают накопившуюся макулатуру в пункты приема за плату. Если ранее такая операция освобождалась от обложения НДС, то с 2019 года она стала облагаться данным налогом, при этом применяется особый порядок налогообложения.

В статье рассмотрены вопросы, возникающие при налогообложении такой операции.

Пункт 1 ст. 39 НК РФ определяет, что реализацией товаров признается передача права собственности на них на возмездной основе. Таким образом, сдача макулатуры в пункт приема за деньги признается ее реализацией.

С 01.01.2019 гл. 21 НК РФ применяется с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 02.06.2016 № 174‑ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и от 27.11.2018 № 424‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которые коснулись налогообложения реализации макулатуры и затронули пп. 31 п. 2 ст. 149, а также п. 8 ст. 161 НК РФ.

Начнем с того, что до 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождавший от налогообложения реализацию макулатуры. В связи с этим учреждения культуры при сдаче макулатуры в пункт приема в 2018 году не начисляли НДС.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию трое детей

В пояснительной записке к Федеральному закону № 174‑ФЗ было указано, что освобождение реализации макулатуры от обложения НДС было направлено на то, чтобы способствовать выводу макулатурной отрасли из кризисного состояния и обеспечению ее дальнейшего развития. При этом изначально было установлено, что освобождение прекращается с 01.01.2019.

С 01.01.2019 пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ утратил силу, вследствие чего реализация макулатуры перестала освобождаться от обложения НДС и, соответственно, стала облагаться налогом. При этом налогообложение осуществляется в специальном порядке, предусмотренном п. 8 ст. 161 НК РФ.

Новшество и пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Применяется ли данная норма при реализации макулатуры? Начнем с того, что в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ говорится о выполнении учреждениями работ и оказании услуг. Реализация же товаров не приравнивается к выполнению работ и оказанию услуг. Аналогичный вывод делают финансисты касательно казенных учреждений в письмах от 27.09.2017 № 03‑03‑06/3/62496, от 25.07.2016 № 03‑07‑11/43314.

Также обращаем внимание на то, что сдача макулатуры учреждениями культуры осуществляется вне рамок государственных (муниципальных) заданий.

Поэтому при сдаче учреждением культуры макулатуры не применяется пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Понятие макулатуры. Макулатурой признаются (п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • бумажные и картонные отходы производства и потребления;
  • отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Отметим, что понятие макулатуры, которое ранее было определено в пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, в настоящее время не изменилось.

Покупатель – налоговый агент. Пункт 8 ст. 161 НК РФ возлагает на покупателя макулатуры (пункт приема макулатуры) обязанности налогового агента по НДС. Эти обязанности заключаются в следующем:

  • определение налоговой базы по НДС;
  • исчисление НДС;
  • уплата налога в бюджет.

Таким образом, учреждение культуры при сдаче макулатуры в пункт приема не исчисляет и не уплачивает НДС. За него это делает пункт приема макулатуры, выступая в качестве налогового агента.

Для налоговых агентов в данной норме приведены следующие разъяснения: они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ, или нет.

Пункт 8 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации макулатуры налоговая база рассчитывается исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 «Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами» НК РФ, с учетом налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при исчислении НДС налоговыми агентами налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Следовательно, налоговый агент рассчитывает налоговую базу исходя из стоимости макулатуры с учетом НДС, а сумму налога определяет расчетным методом по ставке 18/118.

Знание порядка расчета налоговой базы и ставки НДС позволяет учреждению культуры при реализации макулатуры проверить правильность исчисления налоговым агентом суммы НДС, которую налоговый агент удерживает из доходов, подлежащих выплате учреждению культуры за сдачу макулатуры.

Вычет НДС учреждением культуры. В письмах Минфина РФ от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234, от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863 сказано, что продавцы макулатуры смогут принимать к вычету суммы НДС по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг).

Учреждение культуры освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС или не признается плательщиком НДС. Из пункта 8 ст. 161 НК РФ следует, что реализация макулатуры облагается НДС, только если учреждение культуры не освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС.

При реализации макулатуры налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В письмах Минфина РФ № 03‑07‑11/87234, № 03‑07‑14/85863 уточнено, что при приобретении макулатуры у неплательщиков НДС обязанность по исчислению НДС у покупателей макулатуры отсутствует. В связи с этим возникает вопрос: в каких случаях учреждение культуры признается освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также не является плательщиком НДС?

К таким случаям относится применение учреждением культуры упрощенной системы налогообложения, а также освобождение учреждения культуры от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ. В данных случаях реализация учреждением культуры макулатуры не облагается НДС, а покупатель не исполняет обязанности налогового агента.

Случаи начисления НДС учреждением культуры при реализации макулатуры. Согласно п. 3.1 ст. 166 НК РФ при реализации макулатуры сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Приведем эти случаи:

  • при установлении факта недостоверного проставления налогоплательщиком – продавцом макулатуры в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на такого продавца;
  • продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ исчисляют и уплачивают НДС при реализации макулатуры начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

При реализации учреждением культуры макулатуры в пункт приема последний выступает в качестве налогового агента, формируя налоговую базу по НДС, исчисляя, удерживая НДС из доходов продавца и уплачивая налог в бюджет.

Читайте так же:  Вторая военная пенсия новое в законодательстве

Если учреждение культуры применяет УСНО или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, реализация макулатуры не облагается НДС. В такой ситуации в договоре и первичном документе нужно делать соответствующую запись или проставить отметку «Без налога (НДС)».

Металлолом, макулатура и стеклотара (О. Лунина, «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, февраль 2014 г.)

Металлолом, макулатура и стеклотара

В результате хозяйственной деятельности учреждений после использования различных видов основных средств и материальных запасов, когда они приходят в негодность, в распоряжении учреждения остаются различные отходы: металлолом, макулатура и стеклотара. От сдачи этих отходов у учреждения возникает доход. О порядке отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и реализации металлолома, макулатуры и стеклотары читайте в данной статье.

Появлению таких видов материальных активов, как металлолом, макулатура, стеклотара, обычно предшествует процедура списания имущества государственного (муниципального) учреждения с учета в случае принятия такого решения постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов по причине полной или частичной ликвидации объектов основных средств.

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. Порядок списания имущества регламентирован специально разработанными положениями. На федеральном уровне это Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее — Положение N 834). На уровне субъектов РФ и муниципальных уровнях разработаны и приняты свои нормативные акты, регламентирующие порядок списания имущества государственных (муниципальных) учреждений. Они, как правило, разработаны в соответствии с Положением N 834 и Инструкцией N 157н *(1).

У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений. В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества. Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. «д» и «е» п. 4 Положения N 834).

Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп. «з» и пп. «и» п. 4 Положения N 834).

Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:

— недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения N 834);

— ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения N 834);

— иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. «ж» п. 4 Положения N 834).

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения N 834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 N 96/30н.

Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.

Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.

При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п. 52 Инструкции N 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.

Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого-либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.

Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.

Рассмотрим возможные варианты появления металлолома в учреждении.

1. Списание основных средств, полностью состоящих или имеющих в своем составе черные или цветные металлы.

При составлении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), формы которых утверждены Приказом N 173н*(2), заполняется раздел, в котором указываются материальные ценности, поступившие от списания ОС. Обращаем ваше внимание на то, что Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Приказ N 173н (далее — проект Приказа N 173н). В случае его принятия формы названных актов на списание ОС будут изменены на формы 0504104 и 0504105 соответственно. В них также предусмотрены разделы, в которых указываются результаты от выбытия объекта ОС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 106 Инструкции N 157н фактическая стоимость материальных запасов (в данном случае — металлолома), остающихся в распоряжении учреждения в результате разборки основных средств, определяется исходя из текущей рыночной стоимости этих запасов на дату принятия их к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, затраты на демонтаж).

Принятие к бухгалтерскому учету учреждением материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается на основании акта о списании объекта основных средств и акта о приемке материалов (ф. 0315004) (в проекте Приказа N 173н — акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) в учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией N 162н*(3), бюджетных учреждений — Инструкцией N 174н*(4) и автономных учреждений — Инструкцией N 183н*(5):

Читайте так же:  Выступление бондаренко о пенсионной реформе

Дебет счета 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2. Поступление металлолома при выполнении ремонта объектов основных средств, а также демонтажа или разукомплектации объектов нефинансовых активов (без их ликвидации). В этом случае комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляется акт о приемке материалов, в котором указывается текущая рыночная стоимость поступивших материалов на дату принятия их к бухгалтерскому учету. На основании данного документа принятие к учету металлолома будет отражаться следующим образом:

Дебет счета 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Как правило, в дальнейшем металлолом сдается в специализированные приемные пункты за плату. Списание стоимости металлолома при его реализации производится на основании накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) (в проекте Приказа N 173н — накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)). При этом в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 0 105 36 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начисление доходов от реализации металлолома учреждением оформляется записью:

Дебет счета 0 205 74 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу или на лицевой счет учреждения будет отражаться следующим образом:

Дебет счетов 0 201 34 510 (000) «Поступления средств в кассу учреждения», 0 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 0 205 74 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

В ГБОУ СПО принято решение и получено разрешение на списание машин и оборудования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных за счет средств учредителя и пришедших в негодность: борона балансовой стоимостью 12 000 руб., картофелекопалка стоимостью 17 000 руб. Оба объекта имеют нулевую остаточную стоимость. Списанные основные средства пригодны для сдачи в металлолом, масса которого составила 2 т. Рыночная стоимость металлолома на дату принятия его к учету — 12 000 руб. Он сдан в пункт приема лома по этой стоимости. Денежные средства от его сдачи поступили на лицевой счет учреждения.

Данные факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения в бухгалтерском учете будут отражены следующим образом:

Налог на прибыль от сдачи макулатуры

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Сбор макулатуры в учреждениях организуется прежде всего с целью рационального использования ресурсов. От реализации макулатуры пунктам сдачи вторсырья учреждение получает доход. Недавно были внесены изменения в порядок налогообложения таких доходов.

Право на макулатуру

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Реализация макулатуры

О.А. Шлычкова, начальник консультационного отдела ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

С 1 октября 2016 года реализация макулатуры освобождена от обложения НДС. Рассмотрим налоговые последствия такого освобождения для продукции СМИ, а также затронем аспекты документального оформления.

С 1 октября 2016 года пункт 2 статьи 149 НК РФ был дополнен подпунктом 31, в соответствии с которым освобождается от налогообложения реализация макулатуры. В целях Налогового кодекса РФ под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Такое определение макулатуры соответствует пункту 3.41 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст).Однако ни в Налоговом кодексе РФ, ни в указанном постановлении не определены критерии и порядок отнесения продукции к макулатуре.

Вместе с тем в статье 264 НК РФ дано определение морально устаревшей продукции, к которой отнесена не реализованная в пределах сроков продукция средств массовой информации и книжной продукции. Можно сделать вывод, что нереализованная в пределах сроков продукция средств массовой информации и книжной продукции при выполнении прочих условий может быть признана макулатурой (как ТМЦ, пришедшие в негодность и вышедшие из употребления).

На большинство организаций, имеющих «обычные» бумажные и прочие отходы, данное нововведение не окажет существенного влияния (просто надо не забыть учесть указанные операции при расчете права не применять положения статьи 170 НК РФ в части раздельного учета и вычета НДС). Существенным такое нововведение будет для организаций, производящих СМИ и осуществляющих обратный выкуп своей продукции в значительных объемах (более 5% тиража), так как обратный выкуп осуществляется по цене «первоначальной продажи». При обратном выкупе тиража продавец (бывший покупатель) предъявляет покупателю (бывшему продавцу) НДС.

НДС

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Читайте так же:  Расчет военной пенсии в россии

Таким образом, в случаях использования товаров, работ, услуг для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), в частности по основаниям статьи 149 НК РФ, сумма НДС с их стоимости:

  • ранее принятая к вычету – подлежит восстановлению (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) и учету в составе прочих расходов в соответствии с общей нормой абзаца 3 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ;
  • предъявленная в стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг – подлежит включению в их стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым как в облагаемых налогом, так и в освобождаемых от налогообложения операциях (п. 4 ст. 170 НК РФ):

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимается к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой эти товары (работы, услуги, имущественные права) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), – по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

При этом необходимо учитывать следующее:

пункт 4 статьи 170 НК РФ устанавливает обязанность и общий порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении операций, облагаемых и освобождаемых от НДС. В силу положений абзаца 6 пункта 4 статьи 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается;

вместе с тем абзац 7 пункта 4 статьи 170 НК РФ устанавливает право налогоплательщика не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные такому налогоплательщику продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в общем порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ.

Налог на прибыль

Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Подпунктом 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается, в частности, стоимость периодических печатных изданий, не реализованных в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания.

Таким образом, предусмотренная подпунктом 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ возможность списания потерь является самостоятельным основанием признания расхода (в установленных пределах) налогоплательщиком – производителем указанной продукции и не увязывается с тем обстоятельством, признаны или не признаны налогоплательщиком ранее прямые расходы на производство и выпуск указанной в данном подпункте Налогового кодекса РФ продукции.

В том случае если продукция средств массовой информации и книжной продукции реализована налогоплательщиком – производителем указанной продукции дистрибьютору (право собственности перешло к последнему) и впоследствии обратно выкуплена у него в качестве уже морально устаревшей продукции, то в целях налогообложения такие сделки следует рассматривать как две различные хозяйственные операции. И в данном случае подпункт 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ применяться не может. Данная позиция также изложена в письме Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/714.

В рассматриваемом случае выручка от реализации макулатуры признается доходом, учитываемым при расчете налога на прибыль (ст. 249 НК РФ). Доход признается на дату перехода права собственности на макулатуру, то есть в день ее сдачи специализированной организации (ст. 271 НК РФ). Расходы, связанные с выбытием макулатуры, учитываются в составе расходов на основании статьи 268 НК РФ.

Документальное оформление

Порядок оприходования и списания макулатуры осуществляется в соответствии с пунктами 124 – 131 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее – Методические указания).

Стоимость макулатуры подлежит определению на основании договорной цены реализации, исходя из сложившихся цен на макулатуру и т.п. (п. 111 Методических указаний) с учетом стоимости за единицу – кг либо экземпляра.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Формы первичных учетных документов определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Налоги в составе таможенных платежей

Обязательные реквизиты первичного учетного документа предусмотрены частью 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (п. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Разработанные организациями первичные документы подтверждают факты хозяйственной деятельности, в том числе понесенные расходы, как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогового учета по налогу на прибыль.

Подготовить необходимую информацию для принятия руководством организации решения о признания ТМЦ в качестве макулатуры и передаче в приемочный пункт ТМЦ должна комиссия с участием материально ответственных лиц. Комиссия должна произвести ее непосредственный осмотр, определить возможность ее использования на другие цели (кроме передачи в приемный пункт в виде макулатуры), установить величину договорной цены реализации (цены отходов), на основании которой определяется стоимость ТМЦ, что оформляется соответствующим документом – заключением комиссии, на основании которого ТМЦ признается организацией в качестве макулатуры.

Для оформления операции по оприходованию макулатуры организация составит первичный учетный документ – приходный ордер. Решение о передаче макулатуры в приемный пункт целесообразно оформить приказом руководителя. Передача макулатуры в приемный пункт может быть оформлена накладной на передачу на сторону.

Пример

Себестоимость единицы журнала составила 15 руб., тираж 10 000 экземпляров, общие расходы (общехозяйственные, коммерческие) составили 35 400 руб., в том числе НДС – 5 400 руб.

Продажная стоимость 29,5 руб. за экземпляр, в том числе НДС – 4,5 руб. Весь тираж был реализован.

По обратному выкупу вернулись 4000 экземпляров по цене 29,5 руб. за экземпляр, в том числе НДС 4,5 руб. Выкупленные экземпляры переведены в статус макулатуры и реализованы специализированной организации за 2500 руб.

Рассчитаем процент совокупных расходов на приобретение товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (таблица.).

Всего расходов за период 280 000 руб.
Прямые расходы на изготовление журнала (облагаемые НДС) 150 000 руб. (15 руб. х 10 000 экз.)
Общие расходы 30 000 руб. (35 400 руб. – 5 400 руб.)
Прямые расходы на выкуп тиража (не облагаемые НДС) 100 000 руб. (4000 экз. х (29,5 руб. – 4,5 руб.))
Общие расходы, приходящиеся на необлагаемую НДС деятельность (распределяются пропорционально выручке от реализации) 297 руб. (30 000 руб. х (2500 руб. : (250 000 руб. + 2500 руб.))
Итого доля совокупных расходов на приобретение товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению 35,8% ((100 000 руб. + 297 руб.) : 280 000 руб.)

Следовательно, за налоговый период организация сможет принять к вычету НДС по общим расходам в размере 64,2% (5400 руб. х 64,2% = 3467 руб.). А НДС со стоимости обратного выкупа в полной сумме (4,5 руб/экз. х 4 000 экз. = 18 000 руб.) будет учтен в стоимости журналов и к вычету приниматься не будет.

Реализацию макулатуры физлицами освободили от НДФЛ

Zerbor / Depositphotos.com

С 1 января 2019 года доходы от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности, освобождены от НДФЛ. Поправка внесена в ст. 217 Налогового кодекса. Законодатели надеются, что введение этой нормы приведет к увеличению собираемости вторичной бумаги и картона, так как граждане не будут опасаться налоговых последствий (Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 179-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Узнайте, какие еще доходы не учитываются при налогообложении НДФЛ, в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отметим, что на практике и сейчас НДФЛ со стоимости сданной макулатуры физлицами не уплачивается. Основная часть физических лиц, занимающихся заготовкой бумажных отходов, не декларируют свои доходы из-за сложности заполнения декларации 3-НДФЛ, а также отсутствия у налоговых органов сведений о таких доходах. Но даже если физлицо и задекларирует свои доходы от реализации вторсырья, уплата НДФЛ ему все равно не грозит, поскольку всегда есть возможность использовать имущественный налоговый вычет (до 250 тыс. руб. в год).

Налог на прибыль от сдачи макулатуры

Так как макулатура представляет собой один из видов вторичного сырья, то многие субъекты хозяйственной деятельности занимаются ее сбором. Производственники обычно собирают макулатуру с целью получения более дешевых, по сравнению с исходным сырьем, ресурсов, а специализированные организации извлекают доход от ее продажи.
О правовом регулировании деятельности по сбору макулатуры, а также об учете и налогообложении в этой сфере мы расскажем в этой статье.

Сначала определимся с понятием «макулатура». Для этого обратимся к «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. N 607-ст. Как сказано в пункте 3.41 названного документа макулатурой признаются бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги.
Деятельность организаций, осуществляющих сбор макулатуры, регулируется следующими нормативными документами:
— Гражданским кодексом Российской Федерации;
— Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982 г. N 2524-82.
— и другими.

При приеме макулатуры организации необходимо учитывать положения Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налог на прибыль от сдачи макулатуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here