Налог на имущество организации субъект объект

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Налог на имущество организации субъект объект" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

ФНС России рассказала, как разграничить движимое и недвижимое имущество для целей налога на имущество организаций

Y-Boychenko / Depositphotos.com

В целях отнесения того или иного объекта к движимому или недвижимому имуществу ФНС России рекомендовала исследовать в первую очередь наличие записи об объекте в ЕГРН (письмо ФНС России от 1 октября 2018 г. № БС-4-21/[email protected]). Если же в ЕГРН таких сведений нет, то необходимо установить наличие оснований, которые подтвердят прочную связь объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства налоговое ведомство рекомендует проверить наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию при их необходимости. А также можно проверить проектную документацию, заключения экспертизы или иные документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов и т. п.

Налоговое ведомство отметило, что в Налоговом кодексе не содержится понятий «движимое» или «недвижимое имущество». В таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства (ст. 11 НК РФ). В частности, к недвижимости относятся:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса);
  • все виды жилых помещений: дом, в том числе многоквартирный или его часть, комната, квартира и ее часть (ст. 15 Жилищного кодекса);
  • жилые строения (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
  • дачи, гаражи (приложение № 3 к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Также ФНС России рекомендовала применять сложившуюся судебную практику. Например, вещь является недвижимой, если:

  • она является таковой в силу свои природных свойств;
  • в силу прямого указания федерального закона, в соответствии с которым объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 1-2 п. 1 ст. 130 ГК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638).

Может ли организация применить установленную субъектом РФ налоговую льготу в отношении движимого имущества, по которому отсутствуют сведения о дате его выпуска (п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1 НК РФ)? Узнайте из материала «Объект обложения налогом на имущество организаций» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что в настоящее время освобождаются от налога на имущество организаций движимые объекты, принятые на учет с 1 января 2013 года. Но только если субъектом РФ принят соответствующий закон (п. 25 ст. 381, 381.1 НК РФ). Однако с 1 января 2019 года движимое имущество не будет признаваться объектом налогообложения налогом на имущество организаций (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налог на имущество организаций: субъект и объект налогообложения, ставка налога, его исчисление и уплата

Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

1.​ Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце

2.​ Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении:

​ ·железнодорожных путей общего пользования,

​ ·а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

не могут превышать:

​ ·в 2013 году 0,4 процента,

​ ·в 2014 году — 0,7 процента,

​ ·в 2015 году — 1,0 процента,

​ ·в 2016 году — 1,3 процента,

​ ·в 2017 году — 1,6 процента, ​ ·в 2018 году — 1,9 процента.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10006 — | 7789 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Налог на имущество организаций. Объект налогообложения

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Заявление на возврат накопительной части пенсии образец

2. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

3. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определяет состав имущества, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество.

Для российских организаций это движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление и имущество, внесенное в совместную деятельность. Это имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся:

— обособленные водные объекты,

— а также все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

При этом объекты незавершенного строительства тоже являются недвижимым имуществом, но объектами налогообложения они не будут, так как не являются объектами основных средств и учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Напомним, что права на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации.

Главным признаком имущества, необходимым для включения его в состав объектов налогообложения является его отнесение к категории основных средств.

Обратите внимание на то, что при этом не имеет значения, основные средства находятся в самой организации или переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесены в качестве вклада в совместную деятельность.

Обращаем Ваше внимание! В ноябре 2003 года зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации Приказ Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

В этом приказе установлено положение, которое позволяет учитывать в составе основных средств объекты, документы на регистрацию которых направлены в регистрирующие органы, но право на недвижимое имущество еще не зарегистрировано.

Ранее подобная схема допускалась только для целей налогообложения налогом на прибыль.

Так как для расчета налоговой базы по налогу на имущество используются данные бухгалтерского учета, указанные объекты должны учитываться при налогообложении.

В бухгалтерском учете стоимость данных объектов отражается по дебету счета 01 «Основные средства», на специально открытом для этого дополнительном субсчете, в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Основным признаком, в соответствии с которым объекты недвижимости, государственная регистрация которых не завершена, учитываются в составе объектов налогообложения, по мнению ряда авторов, является факт начисления амортизации для целей бухгалтерского учета, но более существенным является факт начала эксплуатации после подачи документов для государственной регистрации.

Это же обстоятельство можно использовать и при принятии решения о целесообразности отнесения подобных объектов к составу основных средств (сопоставление увеличения налоговой базы по налогу на имущество и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль)

Пунктом 3 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 30 ноября 2004 года №03-08-05 сообщает следующее:

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Согласно пункту 5 статьи 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

При этом, в случае если права собственности на объект недвижимого имущества зарегистрированы после начала календарного года, должно быть учтено положение пункта 5 статьи 55 НК РФ, предусматривающее, в частности, что в случае если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено после начала календарного года, налог на это имущество в данном календарном году определяется с учетом периода времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Таким образом, при исчислении суммы авансового платежа по налогу за отчетный период, в котором зарегистрированы права собственника на объект недвижимого имущества, и суммы налога за налоговый период, подлежащих уплате в бюджет, должно быть учтено количество месяцев нахождения имущества в собственности налогоплательщика в течение календарного года.

В пункте 4 комментируемой статьи приведен перечень имущества, исключаемого из объектов налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В отличии от льготируемого имущества (статья 381 НК РФ) это имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения.

Читайте так же:  После налоговой не берут на работу

Исключение из числа объектов обложения налогом земельных участков и природных ресурсов обусловлено тем, что пользование ими связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

— платы за пользование водными объектами,

— налога на добычу полезных ископаемых,

— платежей за пользование лесным фондом,

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сказано:

окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (полный перечень объектов, которые относятся к природно-антропогенным, приведен в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Не относятся к антропогенным природным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 декабря 1994 года №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» установлено, что фельдъегерская служба так же приравнивается к военной службе.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов России и относятся к государственным военизированным организациям.

Не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Если имущество федеральных органов исполнительной власти используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Порядок определения состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка установлен Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» и положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (введен в действие с 1 января 1996 года).

Иное имущество федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и основных средств, облагаемых данным налогом в общеустановленном порядке.

Имущество, указанное в пункте 4 статьи 374 НК РФ, не включается в Декларацию.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Энциклопедия решений. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ).

На основании ст. 17 НК РФ в главе 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом на имущество, а именно:

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом обложения налогом на имущество*(1)

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета*(2)

— среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;

— кадастровая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения*(3)

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%*(5)

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период*(6)

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ*(7)

*(1) С 2014 года не признаются налогоплательщиками организации, указанные в п. 1.2 ст. 373 НК РФ.

*(2) Имеются особенности в налогообложении имущества иностранных организаций, имущества переданного в доверительное управление и имущества при исполнении концессионных соглашений. Определено имущество, не признаваемое объектом налогообложения.

*(3) Предусмотрены особенности в исчислении налоговой базы для имущества иностранных организаций и некоторых объектов недвижимости. Налоговая база в отношении таких объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (первый квартал, полугодие, 9 месяцев). Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

*(5) В отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены иные размеры максимальных налоговых ставок. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Читайте так же:  Какая проводка пеня по налогу на прибыль

*(6) Установлен также порядок исчисления авансовых платежей.

*(7) Установлены также сроки и порядок уплаты авансовых платежей.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ, устанавливая налог на имущество, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ законодательный орган субъекта РФ не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства РФ о налогах и сборах (см. Определения ВС РФ от 28.07.2010 N 1-Г10-14, от 12.12.2007 N 91-Г07-27, от 28.07.2010 N 1-Г10-14). Разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-01/05 и от 22.02.2011 N 03-05-04-01/03.

Однако с 2014 года субъекты РФ вправе устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налог на имущество

Налог на имущество – это налог, уплачиваемый в государственный бюджет организациями и физическими лицами, владеющими определенными видами имущества. В России установлены два налога на имущество:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на имущество физических лиц (т.е. граждан).

Кроме перечисленных существует еще один похожий имущественный налог – земельный. Это связано с тем, что земля выделена в качестве отдельного важно объекта налогообложения; плательщиками земельного налога являются как организации, так и граждане (см. подробней главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ).

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций уплачивают юридические лица. Объект налогообложения – движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе предприятия в качестве основных средств. При этом движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, объектом налогообложения не признается (т.е. облагается только недвижимость). Плательщиками налога являются не только российские организации, но и постоянные представительства иностранных компаний. Важно отметить, что данные о стоимости основных средств для исчисления налога берутся по данным бухгалтерского, а не налогового учета организации. Порядок исчисления и уплаты налога регулируется главной 30 Налогового кодекса РФ.

Ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Налоговым периодом (т.е. периодом, за который исчисляется налог) признается календарный год. При этом налог (авансовые платежи) рассчитывается и уплачивается ежеквартально, четыре раза в год организации сдают в налоговые органы налоговую декларацию или расчет по авансовым платежам.

Ряд организаций (религиозные, государственные научные центры и т.п.) имеют льготы по налогу на имущество.

Подробней о порядке расчета налога и отчетности по налогу на имущество организаций читайте статьи в рубрике «Налог на имущество».

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц уплачивают граждане-собственники жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и иных строений, помещений или сооружений.

Ставка налога устанавливается нормативными органами местного самоуправления в зависимости от суммарной стоимости объектов и может колебаться от 0,1% до 2%.

Налог установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Для некоторых категорий граждан (инвалиды, участники ВОВ и др.) закон предусматривает освобождение от уплаты налога (полный перечень льготников см. в ст.4 Закона).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.2 Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Плательщики налога . К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

  • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
  • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

  • применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • стоимость актива не менее 10 000 руб.;
  • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Не признается объектом налогообложения земля.

Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

Читайте так же:  Перевод пенсии из россии в италию

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Ставки налога . Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

Налоговый и отчетный периоды . Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей . Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

Глава 7. Налог на имущество организаций

7.1. Экономическая природа имущественных налогов

Имущественные налоги являются разновидностью прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. И в современных нало­говых системах имущественные налоги играют далеко не последнюю роль, причем их значение неуклонно возрастает.

Современные налоговые системы зарубежных стран нацелены на обеспечение эффективного развития производственных инвестиций. От принципа «Больше произвел — больше уплатил налогов» переходят к принципу «Больше налогов платит тот, кто больше имеет». Это ведет к повышению фискальной функции имущественных налогов, объект обло­жения которых не зависит от результатов хозяйственной деятельности на­логоплательщиков. Несомненным достоинством имущественных налогов является и то обстоятельство, что объекты недвижимости трудно утаить, а определение их стоимости с целью налогообложения происходит незави­симо от желания собственников.

В России налогообложение имущества осуществляется на основа­нии главы 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций», который с момента своего введения в 2004 году не претерпел существен­ных изменений. Возникшая несколько лет тому назад идея замены налога на имущество налогом на недвижимость, по образцу зарубежных госу­дарств, в ближайшее время вряд ли будет реализована.

7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база

Налог на имущество организаций относится к региональным нало­гам. Он вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соот­ветствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, субъекты РФ должны определить отдельные элементы налогообложения, в частности конкретную налоговую ставку, порядок и сроки уплаты, а также, при необходимости, и дополнительные (сверх предусмотренных кодексом) налоговые льготы.

Налогоплательщиками налога признаются:

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сийской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Феде­рации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, пере­данное в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управ­ление, а также в совместную деятельность.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на ба­лансе в качестве объекта основных средств в соответствии с установлен­ным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуще­ствляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, от­носящееся к объектам основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осу­ществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным ино­странным организациям на праве собственности.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается ор­ганизацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если од­новременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продук-ции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нуждорганизации либо для предоставления организацией за плату во времен-ное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительноговремени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычногооперационного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данногообъекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды(доход) в будущем.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмер­ного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государст­венной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плава­ния и космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В то же время кодекс не относит к объектам налогообложения зе­мельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным орга­нам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена во­енная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Читайте так же:  Недостачи при расчете налога на прибыль

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднего­довая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Базой для расчета авансовых платежей в случаях, когда региональными законами установлены отчетные периоды по налогу, является средняя стоимость имущества.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объек­том налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сфор­мированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгал­терского учета, утвержденным в учетной политике организации. Следова­тельно, организации имеют право для целей налогообложения имущества выбирать один из четырех предусмотренных ПБУ 6/01 методов начисле­ния амортизации, в то время как для целей налогообложения прибыли ис­пользуются только два метода в соответствии с главой 25 Налогового ко­декса.

Если же для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость таких объектов для целей на­логообложения определяется как разница между их первоначальной стои­мостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце ка­ждого налогового (отчетного) периода.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период опре­деляется как частное от деления суммы, полученной в результате сложе­ния величин остаточной стоимости имущества на 1 -е число каждого меся­ца налогового (отчетного) периода и 31 декабря отчетного года, на коли­чество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Такой порядок позволяет исключить влияние произведенной налогопла­тельщиком переоценки имущества, стоимость которой отражается в ба­лансе организаций по состоянию на 1 января года, следующего за отчет­ным, на налоговую базу отчетного года.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения вели­чин остаточной стоимости имущества на 1 -е число каждого месяца отчет­ного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Поскольку отчетным периодом по налогу на имущество считаются первый квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года, а налоговым периодом — календарный год, расчет средней (среднегодовой) стоимости имущества может быть представлен в виде следующей формулы:

Сна 1.07 отч. г.)/6+1 Сна 1.10 отч. г.)/9+1 ..+ Сна 1.12 отч. г. +

Сер. I кв. = (Сна 1.01 отч. г. + Сна 1.02 отч. г. + Сна 1.03 отч. г. + Сна 1.04 отч. г.)/3+1

Сер. п/г = (Сна 1.01 отч. г. + Сна 1.02 отч. г. + .

Сер. 9м-в = (Сна 1.01 отч. г. + Сна 1.02 отч. г. + ..

Сер. год = (Сна 1.01 отч. г. + Сна 1.02 отч. г. 31.12 отч. г.) /12+1, где

Сер. — средняя (среднегодовая) стоимость за соответствующий от­четный (налоговый) период;

Сна 1.01 отч. г. (и т.д.) — стоимость имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода.

Например, стоимость имущества по месту нахождения организации за отчётный период (I квартал 2011 г.) составила по состоянию на 01.01.2011 — 400 тыс. руб., по состоянию на 1 февраля — 380 тыс. руб., по состоянию на 1 марта — 410 тыс. руб., по состоянию на 1 апреля — 410 тыс. руб. Среднегодовая стоимость имущества по месту нахождения организа­ции составит 400 тыс. руб. (1600 тыс. руб. / 4), то есть сумму стоимости основных средств делим на 4 (3 месяца в квартале плюс единица).

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:

по местонахождению организации (месту госрегистрации) или мес­ту постановки на учет в налоговых органах постоянного представитель­ства иностранной организации:

имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс:

каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне ме­стонахождения организации или обособленного подразделения организа­ции, имеющего отдельный баланс:

— имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Налоговая база по месту нахождения обособленных подразделений,

не имеющих отдельного баланса, определяется только в отношении иму­щества, относящегося к недвижимости. Движимое имущество в налого­вую базу таких подразделений не включается.

Если подлежащий налогообложению объект недвижимого имуще­ства, фактически находится на территориях разных субъектов Россий­ской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зо­

не Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимо­го имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (инвентаризацион­ной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответ­ствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Россий­ской Федерации через постоянные представительства, а также в отноше­нии объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не от­носящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, считается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвента­ризации.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имуще­ства иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января налогового периода.

Налоговая база в рамках договора простого товарищества (дого­вора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости имущества, внесенного налогоплательщиком по договору про­стого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исхо­дя из остаточной стоимости иного имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого то­варищества участником договора простого товарищества, ведущим об­щие дела.

Каждый участник договора простого товарищества производит ис­числение и уплату налога в отношении имущества, переданного им в со­вместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата на­лога производятся участниками договора простого товарищества пропор­ционально стоимости их вклада в общее дело.

Имущество, переданное в доверительное управление, а также иму­щество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом допускается установление дифференцированных налого­вых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) иму­щества, признаваемого объектом налогообложения.

Налог на имущество организации субъект объект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here