Меры по взысканию задолженности по налогам

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Меры по взысканию задолженности по налогам" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Принудительные меры взыскания налогов и сборов

Если после того, как налогоплательщику было направленно требование об уплате налогов и сборов, он, тем не менее, продолжает не уплачивать начисленные ему суммы налогов и пеней, то к нему применяются принудительные меры взыскания за счет денежных средств на расчетном счете в банке или за счет имущества налогоплательщика. Причем, с организации взыскание производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

1. ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА ПУТЕМ СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее 60 дней. Решение, принятое после этого срока считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обращаться только в суд. Инкассовое поручение направляется в банк, где открыты счет налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским кодексом РФ.

Инкассовое поручение должно содержать:

· номера тех счетов, с которых должно быть произведено перечисление налога,

· название и сумму налога

· сумму начисленной пени

· номера тех счетов, на которых должно быть произведено зачисление.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее следующего дня. Если на счетах денежных средств недостаточно или они отсутствуют, то банк исполняет инкассовое поручение по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее дня, следующего за поступлением денежных средств.

Одновременно с инкассовым поручением налоговый орган направляет в банк решение о приостановлении операций по счету (решение об «аресте счета»). Эта мера является одной из мер обеспечения уплаты налога. Её целью является не дать организации воспользоваться денежными средствами, поступающими на расчетный счет раньше, чем будет погашена задолженность по налогам.

2. ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА

Взыскать налоги за счет денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика не всегда возможно, так как может сложиться так, что:

— у налогоплательщика расчетного счета нет,

— расчетный счет есть, но денег на расчетном счете не достаточно для уплаты налогов.

В таких случаях налоговый орган имеет право взыскать налог за счет имущества налогоплательщика. При этом:

1. решение выносится об изъятии имущества только в пределах суммы, необходимой для погашения задолженности по налогам,

2. взыскание налога производится последовательно в отношении следующих видов имущества:

· наличные денежные средства,

· имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции, в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легкового автотранспорта, предметы дизайна служебных помещений,

· готовая продукция и другие материальные ценности не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве,

· сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства,

· имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество,

3. для взыскания налогов за счет имущества организации достаточно решения налогового органа, но взыскание налогов за счет имущества физического лица осуществляется только на основании решения суда.

4. Изъятие имущества производится судебным приставом исполнителем в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно — имущество, подлежащее взысканию в счет уплаты налога, подлежит описи, а затем изъятию и передаче торгующим организациям на реализацию. Выручка, полученная от продажи, направляется на погашение

· задолженности по налогу,

· судебных и торговых издержек.

Остаток выручки от реализации возвращается налогоплательщику.

С момента зачисления сумм, вырученных от продажи имущества в счет погашения задолженности по налогу, налог считается уплаченным.

А. ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ:

Налоговый орган, после принятия решения о взыскании налогов за счет имущества организации течение трех дней должен направить его для исполнения судебному приставу – исполнителю, который исполняет его в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве».

Требования, содержащиеся в постановлении, должны быть совершены судебным приставом – исполнителем в течение двух месяцев со дня поступления к нему данного постановления.

Б. ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Если физическое лицо, которое является налогоплательщиком, после направления ему требования об уплате налога, не уплачивает налог в указанный ему в требовании срок, то налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. В отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, исковое заявление подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем – в суд общей юрисдикции. Исковое заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.

К решению налогового органа, а также и к иску может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения уплаты налога. Её целью является не дать плательщику воспользоваться своим имуществом раньше, чем будет погашена задолженность по налогам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8981 — | 7633 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Причины и методы взыскания налоговой задолженности

Каждый гражданин страны обязан платить налоги государству. Структура налогов разная в зависимости от того, оплачивает их физическое или юридическое лицо. Но в любом случае определенные сборы со стороны государства предусмотрены.

Читайте так же:  Как проверить где находится накопительная пенсия

Современная налоговая система включает разные виды налогов и сборов. Поступления в бюджет формируются за счет следующих обязательных отчислений:

И именно эти средства потом расходуют на оплату услуг социальной сферы, на организацию общественных мероприятий и на прочие нужды государства. Поэтому власти заинтересованы, чтобы налоги и сборы поступали в казну в полном объеме в установленные законодательством сроки. Вот только так бывает не всегда. Задолженность по выплате налогов и сборов – распространенная проблема. Несвоевременно оплачивают налоги, как физические лица, так и юридические лица. Это общая проблема, в связи с чем говорить о тотальной невыплате налогов только со стороны предпринимателей, как иногда кажется большинству людей, неуместно. Причина таких невыплат множество, все они разные. В списке причин есть и весьма существенные, которые предполагают последующее списание долга. Но так везет далеко не всем, и если оснований для списания долга нет, государство может начать процедуру взыскания налогов с должника.

Как осуществляют взыскание налогов в налоговых службах?

Взыскать долги по оплате налогов могут налоговые органы. Эффективная работа их зависит от того, какими полномочиями наделяет такие учреждения государство. И если рассматривать мировую практику, практически все страны дают своим налоговым органам довольно широкие полномочия. Ситуация в России обстоит как в большинстве стран – налоговая имеет право продлевать срок исковой давности, взыскивать долги, подавать в суд иски.

Для того, чтобы доказать факт налоговой задолженности в первую очередь налоговые органы проводят тщательные проверки у юридических лиц. Компании должны предоставить сотрудникам все документы, которые касаются финансовой отчетности. И если недоимка будет определена, налоговая может предпринимать меры по изъятию этих невыплат. Для взыскания недоимки в законодательстве предусмотрено два метода:

Налоговики в первую очередь пытаются провести взыскание за счет бесспорного метода, так как он наиболее прост и затратен по времени. Но подобные мероприятия ре всегда заканчиваются успехом. Поэтому приходится прибегать к более сложным и серьезным мерам.

Какие сроки для взыскания долга установлены в законах страны?

Срок взыскания задолженности по налогам в законодательстве не отмечен. Указано только, что срок исковой давности по взысканию налогов составляет три года, если не указано иное в отношении конкретного налога.

Физические лица могут узнать сроки по транспортному налогу, земельному и налогу на имущество на основании уведомлений, которые им поступают из налоговых органов.

А юридические лица должны ориентироваться на сроки, которые оговаривает налоговая для оплаты всех налогов. Обычно оплата осуществляется поквартально. И определить факт неуплаты налогов инспектора смогут сразу после истечения граничного срока. Правда, на практике, недоимку по налогам для юридических лиц сначала нужно доказать в результате проведения проверки. И если нарушения по срокам оплаты будут найдены, передать руководству извещение о необходимости перечисления оговоренной суммы средств в налоговые органы. При этом отсчет срока ведут с даты обнаружения недоимки, а не с даты окончания граничного срока оплаты налогов и сборов за определенный отчетный период.

Как осуществляется взыскание задолженности с налогоплательщиков: порядок

Для взыскания налогов и сборов с нарушителя налоговая сначала должна подать заявление о взыскании задолженности по определенному налогу. Суммы и сроки обязательно указываются четко, чтобы у получателя извещения не возникало вопросов и споров. На основании извещения должники либо оплачивают свои долги, либо отправляют возражения. Они должны быть четко аргументированы, так как если их сочтут не убедительными, дело будет передано для принудительного взыскания долга.

Молчание со стороны должника – не лучший выход. При отсутствии ответа дело также будет передано в суд. Поэтому оптимальное решение сложившейся ситуации – либо оплата налогов в сроки, указанные в налоговом извещении, либо приведение весомых аргументов отсутствия необходимости выплаты указанной суммы.

Процесс принудительного взыскания налогов

Если дело принимает серьезный оборот и должник отказывается платить на добровольных началах, дело передают для принудительного взыскания. В таком случае обычно у взыскателя есть несколько вариантов действий:

Оба варианта можно назвать достаточно жесткими. Поэтому, чтобы не лишиться средств, полученные на счета на определенные цели и не потерять имущество, лучше своевременно уплачивать налоги государства и быстро погашать долг при его образовании.

Возможна ли процедура взыскания долга по уплате налогов с физических лиц?

Для налоговых органов в законодательстве страны прописаны также меры для взыскания задолженности по налогам с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и не ведут бизнес деятельность. Но в основном налоговые органы не применяют меры принудительного взыскания через суд и стараются не практиковать изъятие имущества для обычных граждан. Но неуплата налогов и рост задолженности могут все же привести к весьма негативным последствиям для граждан.

Сначала налоговые органы отправляют извещения о возникновении задолженности. Такие извещения поступают непосредственно гражданам, которые имеют долги, а также их работодателям. Извещения о необходимости уплаты налогов приходят на почту. Но если долг превышает десять тысяч рублей, налоговые органы могут звонить должнику. При отсутствии реакции должника на извещения, налоговые органы связываются с работодателями или с компаниями, которые выплачивают налогоплательщику заработную плату, стипендию, пенсию. В извещении указывают сумму задолженности, для подтверждения прикладывают судебные документы о взыскании этой задолженности с выплат физического лица. Так что, если регулярно не оплачивать налоги государству, можно потом не досчитаться нескольких тысяч заработной платы или лишиться крупной части стипендии. Не лучшая перспектива. Но такие письма работодатели получают только в том случае, если задолженность физического лица не составляет более 25 тысяч рублей. И если работодатель не выполняет требования исполнительных органов, это повлечет за собой наложение штрафных санкций на компанию. Размер штрафа составляет от 15 до 25 тысяч рублей.

Когда суммы существенно больше, налоговые органы предпринимают совершенно другие меры.

При росте задолженности по имущественным налогам до 50 и более тысяч за дело берутся судебные приставы. Они начинают рейды по наложению ареста на имущество должника. Помимо этого налоговая инспекция время от времени проводит рейды в наиболее посещаемых гражданами местах – торговых центрах, вокзалах и аэропортах, чтобы выполнить процедуру взыскания задолженности.

Читайте так же:  Основания для отказа взыскания алиментов

Основные меры по взысканию долгов

В последнее время случаи неправомерных взысканий задолженности по налогам участились. Действуют мошеннические схемы, которых важно избегать. Определить неправомерные действия позволит уточнение всех нюансов по налоговому долгу в налоговых органах. Гражданам, которые обращаются в налоговую инспекцию по месту жительства, обязательно предоставят всю необходимую информацию по имеющейся у них задолженности и необходимости своевременной уплаты ряда налогов.

Также граждане должны понимать, что в законодательстве четко прописаны меры взыскания долгов по налоговым обязательствам с граждан и с юридических лиц. И в законодательстве отмечено, что перед тем, как действовать решительно, налоговые органы должны отправить должнику уведомление. Ситуации могут встречаться разные. Часто бывает такое, что в результате перемены места жительства человека или при возникновении пробоем с почтовыми службами уведомления о необходимости оплатить налоги попросту не приходят адресату. И задолженность в размере нескольких тысяч рублей в итоге становится не слишком приятной неожиданностью. Но это не значит, что плательщик осознанно не перечисляет средства в бюджет. Поэтому дать шанс погасить все свои долги важно.

Обращаться в суд налоговый инспектор сможет только после того, как по истечению срока, указанного в извещении как граничный срок оплаты задолженности, средства на счета не поступили. В особенно тяжелых ситуациях при больших суммах задолженности работают судебные приставы, которые проводят арест имущества. Но все эти меры возможны только после того, как плательщик подтверждает свою неплатежеспособность или нежелание погашать долг.

Что касается юридических лиц, в этом случае также сначала предприниматель получает извещение о задолженности. И только после того, как выйдут сроки оплаты долга, налоговые органы предпринимают ряд перечисленных выше действий. Кстати, отслеживать список должников можно и самостоятельно. Налоговые органы в отчетные периоды публикую список должников в средствах массовой информации, которые были определены по отсутствию поступления средств на счета по истечению крайнего срока оплаты налогов за отчетный период. Это значит, что в скором времени все компании из такого списка, будут принимать проверку.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Из ИФНС пришли документы на удержание с работника долга по «личным» налогам: как быть?

На бухгалтерских форумах нередко встречаются подобные вопросы. И настораживают комментарии отдельных пользователей к этим вопросам: «это самодеятельность налоговой», «у них нет такого права», «обычный “развод”», «таким бумагам место в мусорном ведре» и все в таком духе.

А на самом деле все совсем не так.

Инспекция вправе сама взыскать с гражданина его недоимку

Начнем по порядку. Допустим, гражданин, имеющий задолженность по «личным» налогам (к примеру, транспортному или налогу на имущество) свыше 3 тыс. руб., в установленный срок не исполнил требование об уплате налога, пени, штрафа. В этом случае ИФНС может обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества должника, включая его денежные средств

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

И копия заявления о взыскании налогового долга, и копия судебного приказа в обязательном порядке должны направляться гражданину-должник

По результатам рассмотрения этого заявления судья выносит судебный приказ, который одновременно является и исполнительным документо

И если признанная судом сумма недоимки, а также штрафов и пеней в общей сумме не превышает 25 тыс. руб., инспекция имеет полное право сама выступить в роли взыскателя, не привлекая к этому службу судебных приставо

Что ИФНС направляет работодателю должника

По месту работы гражданина инспекция отправляет следующие документы:

  • заявление, в котором должны присутствовать наименование и адрес налогового органа, его ИНН и ОГРН, место регистрации и реквизиты его банковского счет
  • оригинал судебного приказа. В нем должны быть указаны номер судебного дела, дата вынесения приказа, закон, на основании которого удовлетворено требование, наименование суда, ф. и. о. судьи, ф. и. о. и место жительства должника, сумма долга к взысканию, а также наименование, адрес и банковские реквизиты инспекции-взыскател

Со дня получения этих документов от ИФНС у работодателя появляется обязанность удерживать недоимку из доходов работника-должник

Если же в послании от инспекции будут находиться не оригиналы, а копии названных документов либо эти бумаги будут как-то иначе называться (например, вместо судебного приказа пришло судебное постановление), организация имеет полное право оставить их без внимания. При этом лучше вернуть полученные документы в налоговую инспекцию, оставив себе копию и указав в сопроводительном письме причину их неисполнения.

Правила удержания и перечисления долга

При удержании с работника и перечислении налоговой задолженности нужно помнить следующее.

ПРАВИЛО 1.

Недоимка удерживается из зарплаты и иных доходов работника, включая выплаты по больничному и отпускные. Но из некоторых сумм, которые работодатель выплачивает работнику, удержание по исполнительным документам производить нельз К ним, в частности, относятся:

О том, какие суммы должны либо могут удерживаться из зарплаты работника, в какой очередности и каков максимум удержания в каждом конкретном случае, можно прочитать: 2013, № 22, с. 85

  • компенсация расходов в связи с командировкой;
  • пособия, возмещаемые за счет средств ФСС (кроме пособия по временной нетрудоспособности);
  • выплаты от организации в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

Отметим, что бухгалтерия не обязана уведомлять работника о том, что на него пришел исполнительный документ и с его зарплаты будут удерживаться какие-то суммы. Всю информацию о произведенных удержаниях он узнает из своего расчетного листк

ПРАВИЛО 2.

Максимальный размер удержания при каждой выплате не должен превышать 50% от суммы, причитающейся работнику на руки (то есть за минусом

Видео (кликните для воспроизведения).

Если на кону небольшие суммы, то со взысканием задолженности с гражданина налоговики могут справиться и сами

ПРАВИЛО 3.

Налоговая недоимка удерживается с работника, только есл

  • отсутствуют непогашенные требования по исполнительным документам:

— о взыскании алиментов;

Читайте так же:  Условия начисления пенсии по старости

— о возмещении вреда, причиненного здоровью, либо о возмещении вреда в связи со смертью кормильца;

— о возмещении ущерба, причиненного преступлением;

— о компенсации морального вреда;

  • удержания по перечисленным выше исполнительным документам составили меньше половины заработка этого работника.

ПРАВИЛО 4.

Долг (в пределах лимита) нужно удержать с ближайшей же выплаты в пользу работника и перечислить по реквизитам инспекции в ­ный срок со дня удержания. При этом комиссия банка за перечисление денег, если таковая будет, также удерживается с работник

Кстати, после того как вся сумма недоимки будет удержана, вам не нужно возвращать в инспекцию судебный приказ. Оставьте его в бухгалтерии организации и храните как минимум

ПРАВИЛО 5.

Если до полного погашения задолженности работник-должник вдруг уволится, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом факте взыскателю, то есть инспекции, и в самый кратчайший срок вернуть ей судебный приказ с отметкой о датах и суммах произведенных удержаний недоимк

Такую отметку можно сделать от руки на оборотной стороне приказа, заверив ее печатью организации.

Перед тем как отправить «недоисполненный» судебный приказ в ИФНС, целесообразно сделать с него копию, чтобы потом было чем обосновать законность удержаний с работника.

Если пренебречь этой обязанностью, то инспекция может пожаловаться в службу судебных приставов на то, что работодатель должника нарушил требование о своевременной отправке взыскателю исполнительного документа. А у приставов, в свою очередь, есть год на то, чтобы оштрафоват

  • организацию — на 100 тыс. руб.;
  • ее руководителя (предпринимателя) — на 20 тыс. руб.

Кстати, аналогичная ответственность предусмотрена и за утрату работодателем полученного судебного приказа.

А в заключение отметим такой любопытный момент. Если ваша компания проигнорирует заявление ИФНС и не станет удерживать с работника-должника недоимку, то никакие санкции за это не грозят. А все потому, что штраф предусмотрен лишь за неисполнение требований судебных приставов-исполнителей, а не взыскателе

Процедура взыскания задолженности по налогам с физлиц может быть упрощена

iofoto / Depositphotos.com

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в ст. 48 Налогового кодекса в части совершенствования процедуры взыскания задолженности физлиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам 1 .

Так, предлагается предоставить право налоговому или таможенному органу в случае неисполнения требования об уплате взыскать суммы недоимки принудительно за счет имущества налогоплательщика. Основанием будет служить соответствующее решение органа. Также предлагается установить, что постановление о взыскании, аналогичное постановлению по делу об административном правонарушении, будет направляться судебному приставу-исполнителю для исполнения в установленном порядке.

Также законопроект предлагает сохранить право за налоговыми и таможенными органами обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов в случае пропуска срока на бесспорное взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика.

О сроках исполнения требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов), выставленного налоговой службой, читайте в материале «Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы«. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указывается в пояснительной записке к документу, необходимость принятия таких норм обусловлена значительным увеличением количества обращений к мировым судьям налоговых органов с требованиями, возникающими из нарушений налогового законодательства, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства. Учитывая, что утверждение налогового требования судебным приказом мирового судьи носит формальный характер, а процедура взимания налоговой задолженности длится в среднем от шести до 10 месяцев, и были разработаны поправки в процедуру взыскания задолженности.

Принятие вышеуказанных норм, как ожидается, позволит сократить процедуру взыскания задолженности физлиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам. Кроме того, как полагает законодатель, новые нормы снизят судебную нагрузку на мировых судей, а также значительно сэкономят бюджетные средства субъектов РФ на издание судебных приказов и соответствующие почтовые расходы.

1 С текстом законопроекта № 751723-7 «О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ

Представлен порядок взыскания налоговой задолженности и возможные проблемы при исполнении принудительных мер.

Ключевые слова: взыскание налогов, налоговая задолженность, Налоговый кодекс РФ.

Взыскание налога — длительный процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. В извещении, помимо суммы недоимки и других обязательных реквизитов, указывается установленный налоговым органом срок, который налогоплательщик обязан уплатить. Требование об уплате налога необходимо исполнить в течение восьми рабочих дней.
Если налогоплательщик всё же не перечислит требуемые суммы в бюджетную систему Российской Федерации, то налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных налогоплательщиком сумм в принудительном порядке. Данное решение должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, в противном случае оно будет недействительным.

Взыскание неуплаченных налогоплательщиком сумм производится путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Банки обязаны исполнить поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублёвых счетов.

Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания (кроме случаев обжалования) после уведомления о результатах налоговой проверки. До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику направляется уведомление о погашении налоговой задолженности.

Принудительное взыскание налоговой задолженности производится:
1) за счёт средств, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счёт реализации ограниченного в распоряжении имущества.

Читайте так же:  Справка о назначении пенсии по инвалидности

При неуплате налогоплательщиком сумм административных штрафов применяются меры принудительного взыскания без уведомления, на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм административных штрафов.

В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов, либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности и (или) административных штрафов налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности и (или) административных штрафов путём применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику — юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение. Для этих целей счета государственных учреждений, открытые в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления о погашении налоговой задолженности налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика суммы налоговой задолженности без его согласия.

Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика производится на основании инкассового поручения налогового органа за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа.

Инкассовое поручение формируется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счёте налогоплательщика данных о сумме налоговой задолженности на дату его формирования.

При исполнении банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, инкассового поручения налогового органа о взыскании налоговой задолженности с одного банковского счёта налогоплательщика инкассовые поручения, выставленные налоговым органом на другие банковские счета налогоплательщика, открытые им в указанном банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, возвращаются банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в налоговый орган без исполнения, если такие инкассовые поручения выставлены налоговым органом той же датой, на ту же сумму, по тому же виду задолженности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте в рублях налогоплательщика взыскание налоговой задолженности производится с банковских счетов в иностранной валюте налогоплательщика на основании инкассовых поручений, выставленных налоговыми органами в рублях.

При достаточности денег клиента в банке или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для удовлетворения всех требований, предъявленных к клиенту, инкассовое поручение на взыскание суммы налоговой задолженности исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в первоочередном порядке и не позднее одного операционного дня, следующего за днём получения указанного поручения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счёте.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика при предъявлении к клиенту нескольких требований банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, производит изъятие денег клиента в счёт погашения налоговой задолженности по мере поступления денег на такие счета в порядке установленной очерёдности.

В случае отсутствия денег на банковском счёте налогоплательщика, на который налоговым органом выставлено инкассовое поручение о взыскании налоговой задолженности, банк или организация, осуществляющие отдельные виды банковских операций, принявшие инкассовое поручение для исполнения, при закрытии банковского счёта налогоплательщика в соответствии с законодательством возвращают указанное инкассовое поручение в соответствующий налоговый орган вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика.

При невозможности взыскания задолженности путём списания со счетов налогоплательщика применяется второй способ — взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика со счетов дебиторов. На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счёт погашения налоговой задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчётов, составленный совместно с налогоплательщиком на дату получения уведомления.

В случае непредставления дебиторами акта сверки взаиморасчётов в срок, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде.
При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, и уведомления об обращении взыскания на деньги с банковских счетов дебиторов акт сверки взаиморасчётов ими не представляется.

В случае погашения налогоплательщиком налоговой задолженности список дебиторов или акт сверки взаиморасчётов не представляется.

Акт сверки взаиморасчётов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:
— наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера;
— наименование налогового органа, где состоят на регистрационном учете налогоплательщик и его дебитор;
— реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора;
— сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком;
— юридические реквизиты, печать и подписи налогоплательщика и его дебитора;
— дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности.

На основании акта сверки взаиморасчётов или акта налоговой проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган
выставляет на банковские счета дебитора инкассовые поручение о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика.

Третий способ взыскания — взыскивание за счёт средств от реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика.

Налоговый орган в случаях отсутствия или недостаточности у налогоплательщика денег на банковских счетах и на банковских счетах его дебиторов либо отсутствия у него и (или) у его дебитора банковских счетов без его согласия выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика путём направления органам исполнительного производства постановления с приложением копий решения об ограничении в распоряжении имущества и акта описи в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления.

Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика подлежит санкционированию судом (прокурором); оформляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется органами исполнительного производства в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве для реализации арестованного имущества.

В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком — акционерным обществом с участием государства — в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных настоящими пунктами, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством.

Читайте так же:  Счет в зарубежном банке физического лица налоговая

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются с момента вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.

Применение принудительных мер взыскания недоимки всегда вызывает большое количество спорных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом. Уплата законно установленных налогов является обязанностью налогоплательщика согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также в случае несвоевременной уплаты налога ещё и пеню. Если налогоплательщик своевременно не исполняет свою обязанность, то налоговый орган производит принудительное взыскание налогов, пени, а также штрафных санкций. Взыскиваемые с налогоплательщика суммы сначала направляются на погашение недоимки по налогам, а затем пени. Штрафные санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления требования об уплате налога. В свою очередь под требованием об уплате налога признаётся направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В случае непогашения налогоплательщиком суммы налоговой задолженности после принятия всех мер налоговый орган вправе принять меры по его признанию банкротом согласно законодательным актам.

Органы налоговой службы публикуют в средствах массовой информации список налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность, не погашенную в течение шести месяцев со дня её возникновения.

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. О создании Федерального казначейства: Указ президента от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. 02.12.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Налоги и налогообложение / под. ред. В.Ф. Тарасовой, Т.В. Владыкиной и др. М.: КНО, РУС, 2009. 480 с.

6. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Мандрощенко, М.Р. Пинская. 2-изд. М.: Дашков и К, 2008. 344 с.

7. Налоги и налогообложение /под ред. JIA. Крамаренко, М.Е. Косова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. 576 с.

8. Теория налогообложения /под ред. И.А. Майбуров, A.M. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Принудительное взыскание недоимки по налогам

Исчисление и уплата налоговых платежей являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации оптимизировать свою налоговую нагрузку, избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам. При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы. Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
— сумме задолженности по налогу;
— размере пеней, начисленных на момент направления требования;
— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
— сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

Судебный порядок взыскания недоимки

Пример 1. Причина пропуска срока — большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2. Причина пропуска срока — проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Пример 3. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Срок, установленный
налоговым
законодательством

Дата
истечения
срока

Видео (кликните для воспроизведения).

Выставление требования об уплате
налога

Меры по взысканию задолженности по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here