Контроль за налогами в организациях

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Контроль за налогами в организациях" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Внутренний контроль налоговых обязательств и расчетов организации

Нередко опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений выступает признаком налогового риска. Ситуация, когда организация не задолжала, а переплатила государству также не является исключением. Таким образом, все это характеризует финансовые потери организации.

Изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика являются неотъемлемой частью внешних причин возникновения негативных последствий для организации.

Зачастую отсутствие системы внутреннего налогового контроля, включающего в себя оценку последствий хозяйственных операций организации и контроль налоговых обязательств, и налоговых расчетов являются внутренними причинами отрицательных результатов деятельности организации.

Созданию финансовой устойчивости и стабильности для деятельности организации способствует соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты, что является основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов.

Ключевыми задачами внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются:

  • минимизирование налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
  • создание действенной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
  • предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
  • своевременная подготовка, достоверность и полнота всех форм налоговой отчетности [3, с. 14].

Разработка конкретных правил и процедур, регламентирующих работу структурного подразделения и сотрудников организации, а также определение необходимых для такой работы инструментов является обязательным шагом для достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов [1, с. 22].

Порядок контроля налоговых расчетов может быть таков:

1. Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.

2. Сопоставление с налоговыми органами расчетов по уплаченным налогам и сборам.

3. Проведение проверки на соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам (учетной политике, положениям по налоговому учету). Система налогового учета создается непосредственно самим налогоплательщиком на основе норм последовательности применения правил бухгалтерского учета. Также могут быть созданы обособленные регистры налогового учета [3, с. 53].

4. Контроль обоснованности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов. Частью такого контроля является проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов в соответствии с условиями п. 6, 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Проведение анализа форм налоговой отчетности за предыдущие периоды.

6. Отслеживание правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. Также проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.

7. Контроль за соблюдением сроков уплаты в бюджет налогов и сборов [3, с. 67].

Также будет уместным разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого организацией значительная часть которых приходится на НДС и налог на прибыль.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС:

  • полное и правильное формирование налоговой базы и расчет сумм налоговых вычетов;
  • своевременное формирование налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету);
  • верное и обоснованное применение освобождения от налогообложения, правильное применение налоговых ставок;
  • правильное отражение сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»;
  • сопоставление сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;
  • подтверждение налоговых вычетов соответствующе оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;
  • обоснованное внесение исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль:

  • верное определение доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу;
  • проверка целесообразности выбранного метода расчетов;
  • проверка обоснованности применения налоговых льгот;
  • установление порядка формирования налоговых вычетов;
  • соблюдение норм при исчислении налога на прибыль, правильное определение суммы ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал;
  • определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации; проверка на наличие арифметических ошибок.

Выбор контрагента и проявление соответствующей осторожности при этом выборе является одним из важных процессов, входящим в контроль за исполнением налоговых обязательств.

Мероприятия, проводимые для проверки правоспособности контр­агента:

  • направление запроса в налоговый орган или проверка факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ с помощью электронных ресурсов;
  • проведение запроса у контрагента учредительных, регистра­ционных документов и лицензий, а также проверка учре­дительных и уставных документов;
  • сверка документов, подтверждающих полномочие лиц, действующих от имени контрагента;
  • анализ и оценка деловой репутации контрагента;
  • анализ платежеспособности контр­агента;
  • оценка рисков неисполнения договора и предоставление контрагентом обеспечения (гарантий) их исполнения.

Наличие необходимых ресурсов (основных средств, мощностей, оборудования) и соответствующего опыта, а также квалифицированного управленческого или технического персонала говорит о том, есть ли у того или иного контрагента возможность выполнения обязательств по договорам.

Наличие копий налоговых деклараций и бухгалтерского баланса с отметкой налогово­го органа об их получении является подтверждением факта исполнения контрагентом своих налоговых обязательств.

Кроме того, обширное количество документов о контрагенте может носить формальный характер. Из этого следует, что при выборе контрагента следует руководствоваться прин­ципами разумности и целесообразности.

Контроль за наличием подтверждения реальности хозяйственных операций контрагента может подтверждаться следующими обстоятельствами:

  • действительность договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) – динамика заключения договора;
  • реальность доставки товара (оказания услуг) от контрагента налогоплательщика (или посредством налогоплательщика) – транспортная логи­стика.

Дополнительный перечень мероприятий, необходимых при проведении внутреннего контроля:

  • составление прогноза налоговых обязательств;
  • проведение проверки на наличие и правильность оформления пер­вичных документов;
  • контроль за своевременностью и правильностью исполне­ния налоговых обязательств;
  • контроль и управление уровнем дебиторской задол­женности.

Объем процедур, проводимых при внутреннем контроле налоговых обяза­тельств и налоговых расчетов, имеют значительную зависимость от масштаба размера и организационной струк­туры организации, сферы ее деятельности, перечня уплачи­ваемых налогов и других факторов.

Читайте так же:  Высчитывают ли подоходный налог с алиментов

В пределах общего внутреннего нало­гового контроля обязанность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного выделения, а задачи могут распределять­ся между несколькими отделами организации.

Участниками внутреннего налогового контроля будут являться:

  • руководитель организации;
  • руководитель функционального подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет;
  • сотрудники соответствующего подразделения.

Структура подразделения может периодически корректи­роваться и меняться. Есть необходимость также разработать механизмы и процедуры взаимодействия с другими структурными подразделениями организации.

Необходимо также периодически уточнять задачи, стоящие перед подразделением внутреннего контроля, так как стратегия организации может претерпеть изменения с течением времени.

Инструментами внутреннего контроля могут являться:

  • внутренние регламенты, контролирующие процедуры внутреннего контроля;
  • должностные инструкции сотрудников структурного подразделения;
  • автоматизированные программы учета, иное програм­мное обеспечение;
  • специальная (профессиональ­ная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законо­дательства (проведение мониторинга нормативно-право­вой базы).

Мероприятия по проведению внутреннего контроля должны строиться на основе принципов регулярности и систем­ности, т. е. охватывать все текущие налоговые обязатель­ства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами организации, не реже одного раза в отчетный период по соответствую­щему налогу. Результаты проведения процедур внутрен­него контроля налоговых обязательств и налоговых рас­ четов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств компании.

Таким образом, внутренний конт­роль налоговых обязательств и налоговых расчетов организации можно назвать одной из важнейших функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом. Улучшению финансовых показателей организации способствует правильно организованный внутренний контроль, позволяющий существенным образом снизить количество нало­говых ошибок. Помимо контрольной, данные мероприятия могут быть использованы для оцен­ки адекватности системы управления и служить основой определенных управленческих решений.

1. Балдин К. В. Управление рисками / /ЮНИТИ – ДАНА. – 2012. – 511 с.

2. Когденко В. Г. Развитие концепции внутреннего контроля //ООО Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ. – 2013. – № 14 (152). – С. 2 – 12.

3. Шестакова Е.В. Налоговая оптимизация //РОСБУХ. – 2012. – 346 с.

Что входит в мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Что нужно чтобы получить накопительную пенсию

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Тема 10. Организация налогового контроля.

Понятие налогового контроля. Государственный реестр налогоплательщиков. Обязанности органов, осуществляющих контроль. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Формы проведения налогового контроля. Камеральная налоговая проверка. Выездная налоговая проверка. Технология проведения налоговых проверок. Процессуальные действия проверяющих. Проведение налогового контроля за расходами. Порядок оформления результатов проверки.Акт о налоговой проверке. Действия налоговых органов по результатам проверки. Налоговая тайна. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций. Порядок обжалования актов налоговых органов.

Понятие налогового контроля.Государственный реестр налогоплательщиков. Обязанности органов, осуществляющих контроль.

Налоговый контроль – это установленная нормами актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Содержание налогового контроля включает:

Наблюдение за подконтрольными объектами;

Прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

Принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

Выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий.

Государственный реестр налогоплательщиков.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождении организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога.

При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Обязанности органов, осуществляющих контроль:

осуществление, контроля соблюдения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;

обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;

контроль своевременности представления плательщиками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;

проверка достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов в части правильного определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога;

передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

предъявление в суд и арбитражный суд исков.

Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счетаорганизации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Формы проведения налогового контроля. Камеральная налоговая проверка. Выездная налоговая проверка.

Статьей 82. Кодекса определены формы проведения налогового контроля:

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

проверки данных учета и отчетности;

осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при этом, пользуясь правами и неся обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Читайте так же:  Подача заявления на алименты и содержание
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора-организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Камеральная налоговая проверка — проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка — проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если не установлено иное. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

Читайте так же:  Почему пенсия по инвалидности стала меньше

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и расчетов компании

«Консультант», 2013, N 1

Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

Признаком налогового риска выступает, как нетрудно догадаться, опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений. То есть, главным образом, возможность финансовых потерь. Нельзя исключать и зеркальную ситуацию, когда компания не задолжала, а переплатила государству. То есть налицо те же финансовые потери.

Внешними причинами возникновения негативных последствий для компании могут служить изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика.

Внутренние причины — это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате компании, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля налоговых рисков, включающей в себя оценку последствий хозяйственных операций компании и контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании.

Основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию финансово устойчивой, стабильной основы для деятельности компании без серьезных финансовых и моральных издержек.

В качестве конкретных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:

  • минимизацию всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
  • построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
  • предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
  • своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности.

Для эффективного достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов необходимо разработать конкретные правила и процедуры, регламентирующие работу структурного подразделения и сотрудников компании, а также определить необходимые для такой работы инструменты.

Контроль налоговых расчетов

Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.

Сверка расчетов по уплаченным налогам и сборам с налоговыми органами. Зачет излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов) проводится по соответствующим видам налогов.

Проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам (учетной политике, положениям по налоговому учету). Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно на основе принципа последовательности применения норм и правил бухгалтерского учета. Налоговый период не всегда совпадает с календарным годом, поэтому если необходимая информация содержится в регистрах бухгалтерского учета, то налогоплательщики пользуются этими регистрами. Регистры бухгалтерского учета могут быть дополнены недостающими данными, таким образом формируются аналитические регистры налогового учета. Также могут быть созданы отдельные самостоятельные регистры налогового учета.

Контроль правомерности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов. Частью такого контроля является проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов в соответствии с условиями п. п. 6, 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализ форм налоговой отчетности за предыдущие периоды. Проверка устранения ошибок в текущем периоде, выявленных в прошлом периоде.

Проверка правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. В том числе проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.

Проверка достоверности учета налогооблагаемых объектов.

Контроль соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

Помимо общей для всех налогов процедуры внутреннего контроля налоговых расчетов, целесообразно разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого компанией. Значительная часть всех налоговых платежей приходится на НДС и налог на прибыль. На них и остановимся.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС:

  • правильность и полнота формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов;
  • своевременность формирования налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету);
  • правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения;
  • правильность применения налоговых ставок;
  • соблюдение основных соотношений ключевых показателей при определении налоговой базы;
  • правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»;
  • сверка сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;
  • подтверждение налоговых вычетов надлежаще оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;
  • расчет показателей, которые необходимы для правильного учета сумм НДС;
  • обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.
Читайте так же:  Заявление об удержании подоходного налога

Процедуры внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль:

  • правильность определения доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу;
  • проверка правильности выбранного метода расчетов;
  • проверка обоснованности применения налоговых льгот;
  • проверка порядка применения льгот;
  • порядок формирования налоговых вычетов;
  • соблюдение порядка исчисления налога на прибыль, правомерность уплаты квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, правильность определения суммы ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал;
  • определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации;
  • проверка на наличие арифметических ошибок.

Контроль налоговых обязательств Оценка налоговых последствий хозяйственных операций компании

Контроль обоснованности получения налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода может быть признана судом необоснованной по следующим основаниям:

  • если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления):
  • если выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления);
  • если главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (п. 9 Постановления);
  • если деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п. 10 Постановления).

Контроль проявления должной осмотрительности при выборе контрагента

Осуществление проверки правоспособности контрагента:

  • проверки факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ посредством направления запроса в налоговый орган или с помощью электронных ресурсов налоговых органов;
  • получения от контрагента учредительных, регистрационных документов, а также лицензий, проверка учредительных и уставных документов;
  • подтверждения полномочий лиц, действующих от имени контрагента.

Проверка возможности выполнения договора контрагентом:

  • наличия необходимых ресурсов (основных средств, мощностей, оборудования) и соответствующего опыта;
  • наличия квалифицированного управленческого или технического персонала.

Проведение проверки и оценка деловой репутации контрагента.

Проведение проверки платежеспособности контрагента.

Подтверждение факта исполнения контрагентом своих налоговых обязательств (наличие копий налоговых деклараций и бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа об их получении).

Оценка рисков неисполнения договора и предоставление контрагентом обеспечения (гарантий) их исполнения.

Вместе с тем необходимо отметить, что при контроле выбора контрагента следует руководствоваться принципом разумности. Большое количество документов о контрагенте может носить формальный характер.

Контроль наличия подтверждения реальности хозяйственных операций

Хозяйственная операция должна быть совершена именно контрагентом (посредством контрагента), и документами должны подтверждаться следующие обстоятельства:

  • реальность договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) — динамика заключения договора;
  • реальность доставки товара (строительства объекта, оказания услуг) от контрагента налогоплательщика (или посредством налогоплательщика) — транспортная логистика.

Еще несколько необходимых процедур

Прогнозирование налоговых обязательств. Целесообразным представляется составление ежемесячного графика налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.

Проверка наличия и правильности оформления первичных документов.

Контроль своевременности и правильности исполнения налоговых обязательств.

Контроль и управление уровнем дебиторской задолженности.

Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов существенным образом зависят от масштаба и организационной структуры компании, сферы ее деятельности, перечня уплачиваемых налогов и других факторов.

Ответственность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов в рамках общего внутреннего налогового контроля может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного выделения, а задачи могут распределяться между несколькими отделами компании. В любом случае участниками внутреннего налогового контроля являются:

  • руководитель организации;
  • руководитель функционального подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет;
  • сотрудники соответствующего подразделения.

Требования к подразделению, а также его организационная структура, его статус в структуре предприятия зависят от особенностей компании, но существуют стратегические вопросы (задачи), которые необходимо решать на любом предприятии.

Создание отдельных организационных (структурных) единиц — концентрация в ней всего комплекса задач, связанных с внутренним контролем налоговых обязательств и налоговых расчетов.

Структура подразделения, в рамках которого осуществляется контроль за налоговыми обязательствами и налоговыми расчетами, может периодически корректироваться и меняться. Необходимо также разработать механизмы и процедуры взаимодействия с другими структурными подразделениями (с другими отделами компании).

Задачи, стоящие перед подразделением внутреннего контроля, необходимо периодически уточнять в соответствии с глобальной стратегией компании, которая меняется с течением времени.

Инструменты внутреннего контроля

Внутренние регламенты, формализующие процедуры внутреннего контроля.

Регламент должной осмотрительности компании.

Должностные инструкции сотрудников и процедуры их взаимодействия с другими отделами (структурными подразделениями) и руководством компании.

Автоматизированные программы учета, иное программное обеспечение.

Правовые базы данных и специальная (профессиональная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законодательства (проводить мониторинг нормативно-правовой базы).

Методологические разъяснения, основанные на анализе позиции налоговых органов и правоприменительной практики.

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, т.е. охватывать все текущие налоговые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами компании, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу. Результаты проведения процедур внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств компании.

В заключение можно отметить, что внутренний контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки адекватности системы управления, служить основой определенных управленческих решений.

Контроль за налогами в организациях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here