Когда налоговая выставляет требование об уплате налога

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Когда налоговая выставляет требование об уплате налога" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

При корректировке решения налогового органа новое требование об уплате налогов не выставляется

threecvet.gmail.com / Depositphotos.com

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговая инспекция доначислила организации налог, пени и штраф. Поскольку организация суммы не уплатила, ей было выставлено соответствующее требование.

Не согласившись с доводами проверяющих, налогоплательщик обратился в вышестоящую инстанцию – УФНС России. В ходе рассмотрения обращения доначисленные в ходе проверки суммы налога, а также пени и штрафов были скорректированы в сторону уменьшения. Выставлять новое требование или корректировать уже выставленное налоговая служба не стала. По мнению проверяемой организации инспекторы обязаны были это сделать, поскольку нормами Налогового кодекса предусмотрено выставление уточненного налогового требования в случае изменения обязанности по уплате налога уже после выставления первоначального требования (ст. 71 НК РФ). Поэтому налогоплательщик подал жалобу в центральный аппарат ФНС России.

Налоговая служба рассмотрела жалобу организации и разъяснила, что в соответствии с нормами налогового законодательства (ст. 44 НК РФ) уменьшение суммы доначисленных налогов не отменяет обязанность налогоплательщика по их уплате. А значит, и основания для направления уточненного налогового требования у инспекции не имеется.

О том, является ли справка о состоянии расчетов налогоплательщика доказательством наличия недоимки, читайте в материале «Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы«. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговым законодательством не устанавливается перечень изменений, приводящих к вынесению уточненного требования. Однако исходя из сложившейся судебной практики можно выявить следующие обстоятельства, которые могут служить основанием выставления уточненного документа:

  • принятие нормативного правового акта, который изменяет какой-либо акт законодательства о налогах и сборах, определявший содержание налоговой обязанности, и имеющий при этом обратную силу (ст. 1 НК РФ);
  • зачет налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов (пеней, штрафов, сборов, процентов) после направления налогоплательщику первоначального требования;
  • предоставление налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Поскольку ничего из вышеперечисленного не произошло во время рассмотрения жалобы налогоплательщика, то нет и основания выставлять уточненное требование. Как поясняет ФНС России, уплатить скорректированную сумму налога организация должна в соответствии с вынесенным ранее решением УФНС России.

Ознакомиться с полным текстом решения налоговой службы можно на официальном сайте ФНС России в разделе «Решения по жалобам».

Когда и как ИФНС направляет требование об уплате налога и в какой срок его исполнить?

В каком случае ИФНС может направить требование об уплате налога:

Требование об уплате налога ИФНС направит вашей организации, если у нее есть задолженность по налогам, пеням, штрафам (п. 1 ст. 45, п. п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Что должно быть указано в требовании:

В требовании указываются (п. 4 ст. 69 НК РФ, п. 52 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57):

— сумма недоимки, задолженности по пеням или штрафам. Пени указываются в сумме, начисленной на дату составления требования;

— ссылка на декларацию, по которой не уплачен налог, или решение по проверке, которым доначислен налог (пени или штраф), или ссылка на НК РФ;

— срок исполнения и последствия неисполнения требования.

Важно! В требовании указываются Ф.И.О. работника инспекции, который его составил, но при этом там не будет ни подписи начальника ИФНС (его заместителя), ни печати ИФНС.

В какой срок ИФНС может направить требование:

Сроки направления инспекцией требования зависят от того, на каком основании возникла налоговая задолженность.

Срок направления требования (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 2 ст. 70 НК РФ, п. п. 50, 51 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57, Письмо Минфина от 03.08.2016 N 03-02-07/1/45510)

Не уплачен налог по декларации, представленной своевременно

Три месяца со дня, следующего за последним днем срока уплаты налога

Не уплачен налог по декларации, представленной с нарушением срока

Три месяца со дня, следующего за днем фактического представления декларации

Налог, пеня, штраф доначислены решением ИФНС (п. 7 ст. 101, п. 8 ст. 101.4 НК РФ)

20 рабочих дней со дня вступления в силу решения

Недоимка погашена, но не уплачены начисленные на нее пени

Три месяца со дня погашения всей суммы недоимки

В какой срок надо исполнить требование:

Исполнить требование, т.е. заплатить указанные в нем суммы, нужно (Письмо Минфина от 06.11.2015 N 03-02-08/63872):

— если в требовании указан срок исполнения, составляющий менее восьми рабочих дней со дня его получения, или не указан вовсе, то в течение восьми рабочих дней со дня получения требования. Например, если требование, в котором не указан срок его исполнения, получено 03.04.2017, то последним днем срока его исполнения будет 13.04.2017;

— если в требовании указан срок исполнения, составляющий более восьми рабочих дней со дня его получения, то в срок, указанный в требовании.

Дата получения требования зависит от способа его направления (вручения) (п. 6 ст. 69 НК РФ):

1) если требование вручено представителю организации лично под расписку, то дата получения — это дата, указанная представителем организации в строке «Получено» экземпляра требования, остающегося в ИФНС;

2) если требование направлено заказным письмом по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ, то дата получения — это наиболее ранняя из следующих дат:

— или дата фактического получения требования;

— или седьмой рабочий день считая со дня, следующего за днем отправки письма. Например, требование, отправленное по почте 05.04.2017, считается полученным 14.04.2017;

3) если требование направлено организации по ТКС (это возможно, если организация сдает отчетность в ИФНС в электронной форме), то дата получения — это дата, указанная в квитанции о приеме, которую организация должна направить по ТКС в ИФНС в течение одного рабочего дня с момента получения требования (п. п. 12, 16 Порядка направления требования по ТКС);

4) если требование размещено в личном кабинете налогоплательщика — юридического лица (далее — ЛК), находящемся на сайте ФНС (http://lkul.nalog.ru/), то дата получения — это день, следующий за днем размещения требования в ЛК (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ). ИФНС может направить требование этим способом, если организация зарегистрировалась в ЛК и подписала Соглашение об открытии доступа к сервису ЛК (разд. 1 Регламента эксплуатации ЛК).

Читайте так же:  Пенсионный календарь выхода на пенсию

Совет. Если, по вашему мнению, требование необоснованно, например недоимки не существует или ее размер ошибочен, то стоит обратиться в ИФНС.

Что будет, если не исполнить требование:

Если требование не будет исполнено в срок, ИФНС сможет (ст. ст. 46, 47, 76 НК РФ):

— заблокировать счет организации в банке;

— взыскать задолженность с банковского счета в бесспорном порядке.

Кроме того, до даты погашения недоимки организации будет начисляться пеня (ст. 75 НК РФ).

СРОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НАРУШЕНИЯ

Налоговый орган выставляет требование при выявлении задолженности организации или индивидуального предпринимателя по платежам в бюджет (п. п. 2, 8 ст. 69 НК РФ).

Инспекция должна направить вам требование в следующие сроки:

1) если налоги, пени, штраф, проценты начислены по итогам налоговой проверки — в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ);

2) если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы указанной в нем задолженности по налогам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

— 500 руб. и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;

— менее 500 руб. — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Подробнее о том, как определить момент выявления недоимки, вы можете узнать в разд. 2.1 «Выявление недоимки налогоплательщиком и налоговым органом».

Дополнительно отметим некоторую особенность выставления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена. Пленум ВАС РФ в п. 51 Постановления от 30.07.2013 N 57 напомнил, что пени уплачиваются налогоплательщиком либо одновременно с перечислением налога либо после его уплаты (п. 5 ст. 75 НК РФ). Поэтому срок направления требования об уплате пеней исчисляется с момента уплаты задолженности по налогу, а именно:

— с момента уплаты всей суммы недоимки, на которую были начислены пени;

— с момента уплаты последней части задолженности по налогу при ее перечислении частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ о моменте, с которого исчисляется срок направления требования об уплате пеней, даны без учета внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ изменений в части продолжительности установленного в нем срока. Напомним: до того, как Закон N 248-ФЗ изменил эту норму, из нее следовало, что требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки независимо от указанной в нем суммы задолженности (п. 1 ст. 70 НК РФ).

По нашему мнению, срок направления требования об уплате пеней должен определяться с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ о моменте, с которого он исчисляется, но в зависимости от размера задолженности. Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы. В Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 указано, что рассматриваемые разъяснения Пленума ВАС РФ должны применяться с учетом внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ изменений в части сроков направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа по задолженности, размер которой составляет менее 500 руб.

Последствия нарушения указанных сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет.

По мнению Минфина России, сроки выставления требования являются пресекательными (Письмо от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25 ). То есть пропустив их, налоговый орган не вправе направлять требование налогоплательщику.

Приведенные разъяснения Минфина России и судебные акты основаны на прежней редакции ст. 70 НК РФ. Законом N 248-ФЗ в этой норме были изменены сроки направления требований (пп. «а», «б» п. 17 ст. 1, ч. 1 ст. 6 данного Закона).

На наш взгляд, содержащиеся в них выводы применимы и в настоящее время, так как в ст. 70 НК РФ изменились только конкретные значения сроков направления требований, смысл же нормы остался прежним.

Однако на практике инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока. Они исходят из позиции судей ВАС РФ, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11 ). Если вы не исполните такое требование, направленное вам с опозданием, инспекция вправе будет взыскать задолженность принудительно.

Стоит учитывать, что пропуск срока выставления требования не влечет изменения порядка исчисления (увеличения) сроков принудительного взыскания налоговых платежей. На это указывается в следующих судебных актах, принятых в период действия прежней и нынешней редакций ст. 70 НК РФ: Определения Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О, от 22.03.2012 N 479-О-О, п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11. В рассматриваемой ситуации сроки взыскания будут исчисляться так, как если бы требование было выставлено своевременно, т.е. в последний день срока его направления. Если окажется, что сроки взыскания уже истекли, инспекция утрачивает возможность взыскать задолженность (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Добавим: вывод о неизменности порядка исчисления сроков принудительного взыскания при пропуске в том числе сроков направления требования сделал Пленум ВАС РФ и в п. 31 Постановления от 30.07.2013 N 57. Кроме того, в этом Постановлении он отметил, что о несоблюдении сроков принудительного взыскания налогоплательщик может заявить при обжаловании требования или решения о взыскании за счет денежных средств, а также при предъявлении возражений на заявление налогового органа о взыскании недоимки (пеней, штрафов).

Подробнее о порядке обжалования актов налоговых органов вы можете узнать в гл. 9 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

С тем, что срок направления требования не является пресекательным, соглашаются и нижестоящие суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 N Ф03-803/2013, ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 N А44-3126/2012, ФАС Уральского округа от 26.10.2012 N Ф09-10195/12 ).

Читайте так же:  Что значит выйти на пенсию

Итак, для определения срока взыскания задолженности с ваших банковских счетов на основании требования, которое инспекция выставила с опозданием, необходимо установить и сравнить:

1) дату, позднее которой инспекция не вправе вынести решение о взыскании задолженности .

В данном случае мы не рассматриваем ситуации, перечисленные в пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, когда задолженность по налогам, пеням, штрафам и процентам можно взыскать исключительно через суд.

Для этого определите последний день срока, в течение которого инспекция должна была направить вам требование, и прибавьте к нему:

— срок, отведенный вам для добровольного погашения задолженности. Напомним, что по общему правилу он составляет восемь рабочих дней. Однако в требовании может быть установлен и более длительный срок (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ);

— два месяца, отведенные инспекции для принятия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафа, процентов (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Например, решение по итогам выездной проверки организации вступило в силу 23 января 2014 г. Инспекция должна была направить ей требование в течение 20 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ). Последний день этого срока — 20 февраля 2014 г.

Установленный восьмидневный срок добровольного исполнения требования исчисляется с 21 февраля по 4 марта 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). С 5 марта 2014 г. нужно отсчитывать двухмесячный срок вынесения инспекцией решения о взыскании . Принять решение инспекция вправе не позднее 5 мая 2014 г. (п. п. 5, 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). После этой даты инспекция утрачивает право на взыскание задолженности в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вопрос об исчислении сроков принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов является спорным. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Как исчисляется срок принятия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов из денежных средств на счетах налогоплательщика в банке». В данном примере определен максимально возможный срок взыскания. Если инспекция его пропустит, риск взыскания с вас задолженности в бесспорном порядке будет гораздо меньше;

2) наиболее раннюю дату, когда инспекция вправе вынести решение о взыскании налога, пеней, штрафа, процентов на основании требования, направленного с опозданием.

Такой датой является день после истечения срока добровольного исполнения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ). Причем данный срок нужно отсчитывать с даты фактического получения требования.

Например, организация получила требование 11 апреля 2014 г. Установленный восьмидневный срок добровольного исполнения требования исчисляется с 14 по 23 апреля 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). То есть с 24 апреля 2014 г. инспекция может вынести решение о взыскании налога (пеней, штрафа).

Если первая дата наступила раньше второй, т.е. срок вынесения решения о взыскании истек раньше окончания срока добровольного исполнения требования, то двухмесячный срок бесспорного взыскания задолженности налоговый орган пропустил. Взыскать недоимку, пени, штрафы, а также задолженность по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ, инспекция может только в судебном порядке.

Срок обращения инспекции в суд также ограничен. Чтобы определить, истек он или нет, прибавьте к последнему дню, в который инспекция должна была направить вам требование:

— срок добровольного исполнения требования, а именно восемь рабочих дней, если в требовании не указан более длительный срок (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ);

— шесть месяцев, отведенных инспекции для обращения в суд (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Например, последним днем, когда инспекция должна была направить требование, являлось 20 февраля 2014 г. Установленный восьмидневный срок его добровольного исполнения исчисляется с 21 февраля по 4 марта 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). С 5 марта 2014 г. нужно отсчитывать шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности . Подать его в суд инспекция может не позднее 4 сентября 2014 г. (п. 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вопрос об исчислении сроков принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов является спорным. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Как исчисляется срок подачи налоговым органом в арбитражный суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов». В данном примере определен максимально возможный срок взыскания. Если инспекция его пропустит, риск взыскания с вас задолженности будет гораздо меньше.

По истечении указанных шести месяцев инспекция может списать задолженность с банковских счетов в порядке ст. 46 НК РФ, только если докажет, что пропустила данный срок по уважительной причине, и суд его восстановит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 8.2.1 «Сроки подачи налоговым органом заявления в арбитражный суд, если пропущены сроки бесспорного взыскания недоимки (пеней, штрафов)».

В заключение отметим, что сроки направления и исполнения требования, а также срок взыскания задолженности отсчитываются заново, если инспекция направила вам уточненное требование в порядке ст. 71 НК РФ.

Требование об уплате налога: испытание на прочность

В начале июня ВАС РФ рассмотрел заявление организации о признании формы требования об уплате налога незаконной. Суд решил, что она соответствует законодательству. Форма формой, а человеческий фактор никто не отменял.

Налоговики при выставлении требования часто допускают массу нарушений, позволяющих его оспорить. Разберемся, какие ошибки инспекторов при выставлении требования об уплате налога влекут его недействительность или отмену.

Соответствие кодексу

Видео (кликните для воспроизведения).

До этого документ оформляли по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/[email protected] Однако существенных изменений новый бланк по сравнению с прежним не претерпел. А еще ранее действовал приказ налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected], и в бланке присутствовал реквизит, который начисто исчез из нового – подпись руководителя налогового органа (его заместителя). Это и подвигло организацию оспорить новую форму требования в ВАС РФ.

Читайте так же:  Во сколько пожарники уходят на пенсию

Высший Арбитражный Суд в иске отказал полностью.

Причина – в п. 4 ст. 69 НК РФ нет такого обязательного реквизита требования, как подпись начальника инспекции. А отсутствие не предусмотренных Кодексом данных не может служить поводом признать форму ему не соответствующей (решение ВАС РФ от 06.06.2013 № ВАС-3796/13).

Проверка на законность

Правда, суды зачастую вырабатывают два противоположных подхода к одному и тому же «проколу» в требовании, вследствие чего налогоплательщику самостоятельно тяжело определить, насколько законен полученный им документ. Рассмотрим ряд ситуаций, когда требование считается недействительным и подлежит отмене, и разберемся, что же делать при его получении.

Пять «нереальных» проколов

Так, суды могут признать требование не соответствующим фактической обязанности налогоплательщика в случаях, если:

1) решение по результатам налоговой проверки в части налога (пеней, штрафа), на сумму которого выставлено требование, отменено или изменено (постановление ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57 и др.);

2) резолютивная часть решения по налоговой проверке не содержит суммы задолженности, которая отражена в требовании об уплате налогов (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2012 № А27-13595/2011);

3) налоговый орган не смог обосновать размер недоимки, выявленной вне рамок налоговой проверки (постановления ФАС Поволжского округа от 28.08.2012 № А55-22748/2011, ФАС Центрального округа от 20.12.2010 № А35-2653/2010);

4) задолженность, указанная в требовании, была ранее погашена инспекцией проведением зачета, в т. ч. в день выставления этого документа (п. 5 ст. 78 НК РФ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2012 № А19-7442/2012);

5) представленный инспекцией расчет пеней не соответствует указанным в требовании сумме пеней и размеру недоимки, и налоговый орган не смог объяснить такое расхождение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010).

Если требование, полученное налогоплательщиком, подпадает хотя бы под один из указанных случаев, то ему необходимо обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании документа незаконным и его отмене.

Обратите внимание: в данных случаях налоговикам приходилось доказывать в суде не только законность требования, но и сам факт наличия недоимки. При этом в НК РФ нет ответа на вопрос, какими документами это может быть подтверждено. Исходя из анализа судебной практики, наличие недоимки может подтверждать акт сверки по лицевому счету налогоплательщика (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).

Вместе с тем зачастую в обоснование недоимки по налогам инспекторы представляют в суд карточку лицевого счета налогоплательщика. Однако в подавляющем большинстве случаев суды не признают эти данные достаточными доказательствами наличия недоимки (постановления Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 8156/02, ФАС Московского округа от 15.01.2013 № А40-57014/12-20-316 и др.).

Правильные наименования

При этом решение, на основании которого оно выставлено, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07, ФАС Московского округа от 04.10.2007, 11.10.2007 № КА-А40/10293-07 и др.).

Однако, если налогоплательщик при этом не будет оспаривать наличие недоимки, суд может посчитать, что неверное указание в требовании наименования налога не является основанием для отмены документа (постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф09-669/07-С3 (определением ВАС РФ от 13.06.2007 № 6951/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Таким образом, налогоплательщику при оспаривании законности требования об уплате недоимки по налогу необходимо также оспаривать и само ее наличие.

Проверяйте нормы

Президиум ВАС РФ в п. 13 информационного письма от 11.08.2004 № 79 указал, что во всех случаях требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В противном случае он может быть признан недействительным.

Этой позиции нижестоящие суды придерживаются неукоснительно (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011, ФАС Московского округа от 09.08.2012 № А41-14380/11, от 19.06.2012 № А41-18874/11 и др.). Более того, данная позиция была официально поддержана в приказе УФНС России по г. Москве от 08.05.2008 № 223.

    Когда компания оспаривает в суде требование, налоговым органам обычно приходится доказывать не только законность этого документа, но и сам факт наличия недоимки.
  • Отсутствие в требовании об уплате налога, пеней ссылки на положения законодательства, устанавливающие налоговые обязательства компании, может стать основанием для его отмены.

Однако следует иметь в виду и иной подход арбитров, согласно которому указание в требовании общих статей НК РФ, регулирующих обязанность по уплате налогов, либо отсутствие указания на такие нормы не влияет на законность документа. Но при условии, что правомерность взыскания недоимки доказана (см, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2008 № А56-18067/2005).

Но, на наш взгляд, немногочисленность судебных актов с подобным подходом и давность их принятия позволяют руководствоваться первой позицией. И считать, что отсутствие ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность плательщика, является существенным нарушением, приводящим к отмене требования.

Необходимо отметить, что в ВАС РФ идут слушания по проекту постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ». И в пункте 55 проекта указано, что требование не признается недействительным при отсутствии в нем сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, если такие сведения содержатся в других документах (решении, уведомлении), на которые есть ссылка в требовании. Данное постановление пока не принято. Однако в случае утверждения указанного пункта без изменений позиция судов по данному вопросу, видимо, будет изменена.

  • Выдержка из проекта постановления Пленума ВАС РФ

55. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога.

При рассмотрении споров о признании названных требований недействительными по мотиву неуказания в них каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать следующее.

В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Кодекса, если такие сведения содержатся соответственно в решении налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии после прекращения трудовой деятельности

Важно, как получать

Обратите внимание: в НК РФ прямо указано, что необходимо направить именно заказное письмо. Однако на практике налоговики часто отправляют требования об уплате налога простыми письмами.

Разница в том, что заказные письма вручаются адресату под расписку (подп. «б» п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221). А простые – без расписки в получении.

В данном случае налогоплательщик может отрицать факт получения требования от налоговой инспекции (если оно действительно не вручалось), а также обратиться в суд с заявлением о признании действий инспекции по взысканию задолженности неправомерными (постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 № Ф09-5181/10-С3).

  • Сведения из реестра почтовых отправлений суды обычно не считают подтверждением того, что налогоплательщику было направлено требование об уплате налога.

Даже если требование об уплате налога, пеней отправлено заказным письмом, но не получено, инспекторы будут обязаны доказывать сам факт его направления компании. В НК РФ нет разъяснений, какими документами это должно подтверждаться. Однако основным доказательством, которым располагают чиновники, является реестр (список) почтовых отправлений и копии почтовых квитанций.

Но дело в том, что суды не признают сведения из реестра в качестве данных, подтверждающих направление налогоплательщику конкретного требования об уплате налога (постановления ФАС Московского округа от 28.06.2012 № А40-118754/11-116-321, от 20.01.2011 № КА-А41/17022-10). Арбитры аргументируют свою позицию также тем, что в реестре отсутствуют сведения об идентифицирующих реквизитах направляемых документов либо штрихкодовый идентификатор, который в соответствии с приказом Минсвязи России от 11.02.2000 № 15 необходим для определения почтового отправления.

Справедливости ради отметим, что в некоторых случаях суды приходят к противоположному выводу: реестр почтовых отправлений является подтверждением направления компании требования об уплате налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 № А14-8583/2011 (определением ВАС РФ от 25.12.2012 № ВАС-17644/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Четыре возможности поспорить о пенях

Приведем краткий анализ этих оснований. Так, арбитражные суды признают незаконным требование, если в нем не указан (или неверно указан):

1) размер недоимки, на которую начислены пени (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Московского округа от 07.02.2013 № А41-2782/12 и др.);

2) период возникновения недоимки (срок уплаты налога), на которую начислены пени (постановления ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012, ФАС Московского округа от 09.08.2012 № А41-14380/11 и др.);

3) период начисления пеней (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2012 № Ф03-2590/2012, ФАС Московского округа от 13.09.2012 № А40-134248/11-140-542 и др.);

4) ставка рефинансирования, примененная при расчете пеней (ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011, ФАС Московского округа от 29.03.2011 № КА-А40/1941-11 и др.).

Памятка для тех, кто получил требование об уплате налога и пеней

  1. Определите, действительно ли у вас есть обязанность по уплате налогов и пеней, указанных в требовании.

Проверьте, верно ли указано в требовании наименование налога.

Посмотрите, указаны ли в требовании нормы, устанавливающие обязанность компании уплатить налог.

Требование уплаты транспортного налога

Советы юристов:

6.1. Здравствуйте, Михаил.

Для физлиц подлежит списанию задолженность по имущественным налогам (транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физлиц), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также начисленные на эту задолженность пени.
Задолженность списывается налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика, обращаться в налоговые органы не нужно.
Списание налоговой задолженности планируется завершить к 01.03.2018.

Что же касается налога за 2012 год, то срок давности взыскания по нему (3 года) уже вышел.
В этой связи требование налогового органа можно и проигнорировать. Всыскать его с Вас принудительно они уже не могут.

19. Проблема странная такая.

Я продал свой автомобиль в 2008 году. В 2009 году налоговая начислила налог на владельца транспортного средства, который я уплатил, но позже установленного срока.

И вот вчера я получил по почте требование об уплате пени за просрочку внесения этого налога.

Чуть ли не десять лет прошло.

Разве у пени по налогам нет срока давности?

22. Признан банкротом как физ. лицо в августе 2016 года, пришло на электронную почту требование об уплате транспортного налога за 2015 год, обязан ли я его платить, если да,то на каком основании.

Требование об уплате налога и сбора

Вопрос требований налогоплательщикам регулируется налоговым законодательством.

Условия направления

Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.

Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса. При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.

Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.

В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.

Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.

Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.

Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:

  • неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
  • решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.

Что содержится в требовании

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое направляется налоговым органом, должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • сумма долга по налогу;
  • пени, которые были начислены за просрочку платежа по налогу;
  • основания, по которым был применен налог;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос налогообложения и взыскания налогов.
Читайте так же:  Соглашение о выплате алиментов родителям

В некоторых случаях могут быть указаны дополнительные требования, которые носят факультативный характер:

  • индивидуальный срок выполнения требования;
  • меры, согласно которым будет произведено взыскание с должника;
  • срок уплаты налога, по которому произошла задержка.

Форма, порядок, способ передачи требования

Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.

Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.

Существует несколько способов передачи требования плательщику:

  • лично;
  • путем отправки почтового отправления;
  • через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
  • через интернет в электронной форме.

При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.

Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).

Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.

Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:

  • уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
  • прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.

То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.

Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).

Непринятое требование

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа. Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.

Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Способы обеспечения исполнения

Налоговым законодательством предусмотрены несколько способов обеспечения исполнения требований по выплате налогов, пени и сборов:

  • под залог имущества;
  • под ответственность поручителя;
  • пени;
  • арест на имущество;
  • замораживание операций по счету в банке.

Залоговое соглашение составляется между плательщиком-должником или его представителем и налоговым органом.

При этом залоговое имущество по сумме может превышать сумму задолженности, но быть меньше нее – нет.

Налоговый орган в случае неисполнения плательщиком требования может продать имущество должника по рыночной стоимости, удержав с вырученной суммы необходимые для погашения средства, а затем возврата разницы от продажи плательщику. Касается данная мера не только организаций – юридических лиц и ИП, но и физических лиц.

Поручитель может исполнить обязательства плательщика, к которому выдвинуто требование, в полном объеме, а не частично. При этом данная практика применяется чаще всего в отношении организаций, за которых в качестве поручителя выступает другая организация, деятельность которой тесно связана с деятельностью должника. Возврат уплаченных по требованию средств обговаривается в данном случае индивидуально между поручителем и должником.

Замораживание движение средств по счету должника в банке налоговый орган вправе только на основании вынесенного соответствующего решения.

При этом банк отказать в исполнении решения не может. Средства должника замораживаются, а затем с них перечисляются в государственный бюджет средства, необходимые для погашения задолженности.

Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Пени начисляются к основной сумме задолженности и указываются в требовании, которое направляется плательщику-должнику. Обязанность уплатить пени является обязательной к исполнению, поскольку даже при погашении налога, сбора или штрафа, при непогашении пени, они будут продолжать накапливаться.

Изменение обязанности уплаты налога, равно как и его применения к плательщику, происходит только на основании действующего налогового законодательства, включающего в себя не только Налоговый кодекс, но и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения, применения того или иного налога, в том числе региональные и местные законы и нормативные акты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанности по уплате возникают у налогоплательщика тогда, когда к нему применяется установленный налог, подлежащей уплате.

Когда налоговая выставляет требование об уплате налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here