Формы и методы осуществления налогового контроля

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Формы и методы осуществления налогового контроля" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи :

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Место постановки на учет

  • По месту жительства
  • По местонахождению имущества
  • По местонахождению транспортных средств

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству

Формы, виды и способы налогового контроля составляют механизм налогового контроля.

Существует несколько видов налогового контроля:

1) в зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово – хозяйственной операции: предварительный, текущий и последующий контроль;

2) по характеру контрольных мероприятий: плановый и внеплановый контроль.

Предварительный контроль связан, прежде всего, с разъяснениями действующего налогового законодательства, сбором, обработкой и анализом информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок( п. 1 ст. 21 НК РФ);

Текущий (оперативный) контроль проводится с целью определения достоверности предоставляемых налогоплательщиком в налоговые органы налоговых деклараций ( камеральные налоговые проверки – ст. 88 НК РФ);

Последующий контроль проводится в рамках налоговых проверок предшествующих периодов ( выездные налоговые проверки – ст. 89 НК РФ).

Согласно ст. 82 НК РФ « налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом». Следовательно, в соответствии с действующим законодательством налоговый контроль реализуется в следующих формах:

1. налоговые проверки( камеральная и выездная);

2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3. проверка данных учета и отчетности

4. другие формы, предусмотренные законодательством (п. 2 ст. 1 НК РФ): учет организаций ( ст. 83 НК РФ);обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков( ст. 86 НК РФ) и др.

Каждая из форм имеет свое предназначение в единой системе налогового контроля. Среди них выделяют такие, как: контроль за своевременным поступление м платежей; налоговые проверки (камеральные и выездные); реализация материалов налоговых проверок; контроль за регулированием налоговых споров.

Методы налогового контроля

Под методом налогового контроля понимаются специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Читайте так же:  Как делают перерасчет пенсии после увольнения

Методы налогового контроля применительно документальному налоговому контролю выделяют следующие приемы:

— формальная, логическая проверка документов;

— юридическая оценка хозяйственных операций;

Фактический налоговый контроль предполагает использование таких способ, как:

— сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах.

Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

Самостоятельной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые проверки – это процессуальное действие налоговых органов по контролю правильности исчисления и своевременности и полноты исчисления и уплаты всех налогов и сборов.

Эффективность налоговых проверок может быть достигнута только при тесном взаимодействии с другими факторами налогового контроля.

Объектом налоговой проверки являются финансово – хозяйственная деятельность налогоплательщика и иные виды деятельности, приносящие доход.

Предметом налоговой проверки выступает правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения налогового законодательства, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение и пресечение последствий наблюдения действующих на территории РФ правил осуществления предпринимательской деятельности, ведения учета и заполнения отчетности.

Длительное время налоговые проверки были практически нерегламентированным мероприятием, что, надо признать, приводило к массовым нарушениям со стороны налоговых органов по отношению к другим участникам налоговых отношений – налогоплательщикам и налоговым органам.

Налоговые проверки позволяют выявить случаи неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов, которые возникают как с добросовестными налогоплательщиками, так и с теми, кто злоупотребляет законом. Задачей налоговых проверок в первую очередь является профилактика правонарушений. Однако выявление злоупотреблений законом также приводит и к возникновению административной ответственности.

Форма контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля». Организационно-правовые формы осуществления налогового контроля определены на законодательном уровне (прежде всего НК РФ, а также нормативными правовыми актами ведомственного характера) и сложившейся практикой функционирования налоговых органов.К ним относятся: постановка на учет налогоплательщиков, проведение выездных и камеральных проверок, обеспечение сохранности налоговой тайны, возмещение издержек, связанных с данным контролем, осмотр и обследование, инвентаризация, истребование документов и предметов с последующей их выемкой, допрос свидетелей, привлечение экспертов и специалистов.

Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Указанное означает, что проверки, осуществляемые налоговыми органами в силу полномочий, предоставленных им не законодательством о налогах и сборах, а иными законодательными актами, в целях контроля за соблюдением норм иного законодательства (в частности, законодательства о контрольно-кассовой технике, о производстве и обороте этилового спирта), не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить проверку данных учета и отчетности, также осмотр помещений и территорий налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка ( ст. 91 НК РФ).

Налоговые проверки могут быть проведены только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Глава 2. Виды налоговых проверок

Выездная налоговая проверка

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

— камеральные налоговые проверки;

— выездные налоговые проверки.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, цель которых:

1) Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) Предупреждение налоговых правонарушений.

В отличие от камеральной проверки выездная проверка содержит большой арсенал методов контроля.

При назначении выездной налоговой проверки налоговым органом должен быть четко определен предмет проверки. Выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика может проводиться по одному или по нескольким налогам. Одновременно НК РФ не содержит запрета на изменение в ходе выездной проверки состава проверяемых налогов.

В процессе проведения выездной налоговой проверки осуществляется прежде всего правильности исчисления и своевременности уплаты одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории ( в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа, которое оформляется в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок , утвержденным Приказом МНС России от 08. 10. 99 Г. № АП –3(Приложение 1).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное предусмотрено п. 1 ст. 89 НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

— полное и сокращенное наименования либо фамилию , имя, отчество налогоплательщика;

— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;

— периоды, за которые проводится проверка.

Фома решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Читайте так же:  Размер пенсии при отсутствии трудового стажа

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной, служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

По общему правилу налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях допускается продление процессуального срока проведения выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. Срок такой проверки не может превышать один месяц.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

— истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

— инвентаризация с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.[1]

Повторной выездной налоговой проверкойпризнается проверка,проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1. Вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

По результатам выездной налоговой проверки составляется акт, который подписывают налоговый инспектор, представитель налогоплательщика, главный бухгалтер. На основании акта проверки и результатов рассмотрения возражений ИФНС принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства или об отказе в привлечении к ответственности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Формы и виды налогового контроля

Формы и виды налогового контроля

Похожие публикации

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).
Читайте так же:  Налог на имущество при енвд и усн

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Формы и методы осуществления налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: нал ого — плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является: выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений; предупреждения их совершения в будущем; обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.
Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля: налоговые проверки; получение объяснений фискально обязанных лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); контроль за расходами физических лиц и др.
В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

· обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;

· содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;

· обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;

· выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

· принципы логического и системного анализа;

· методы экономического анализа и статистических группировок;

· выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков Место постановки на учет
Организации По местонахождению организации По местонахождению обособленных подразделений организации По местонахождению имущества
Физическое лицо или индивидуальный предприниматель По месту жительства По местонахождению имущества По местонахождению транспортных средств

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

· название организации (индивидуального предпринимателя);

· данные о государственной регистрации;

· другие необходимые данные.

Контрольные вопросы

1) Каковы цели и задачи налогового контроля?

2) Какие методы налогового контроля вы знаете? 3- Какие стадии проходит налоговый контроль?

3) Кто (что) является субъектом и кто — объектом налогового контроля?

4) Что такое ИНН налогоплательщика?

5) Где осуществляется постановка на налоговый учет разных категорий налогоплательщиков?

6) 7- В какие сроки налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9152 — | 7302 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Инвалидности 80 лет прибавка к пенсии

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы и методы осуществления налогового контроля

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Савинова Екатерина Александровна

помощник юриста, «Владивостокская контора юристов», г. Владивосток

Пономарев Олег Владимирович

преподаватель кафедры конституционного и административного права, Юридическая школа, ДВФУ, г. Владивосток

Налоги и сборы являются важнейшим источником формирования бюджетов государства, его субъектов, а также муниципальных образований.

В целях обеспечения имущественных интересов государство осуществляет формирование специальных государственных органов, наделенных специальными полномочиями, а также определяет правовой механизм осуществления воздействия специальными государственными органами на определенный круг субъектов, позволяющий обеспечить надлежащее исполнение предписаний законодательства о налогах и сборах.

Государство обеспечивает свои интересы в налоговой сфере через формирование института налогового контроля, который является одним из видов государственного финансового контроля [2].

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль — этодеятельностьуполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ [6].

М. В Карасева отмечает, что налоговый контроль в узком смысле — это регламентированная налоговым законодательством и подзаконными актами в области налогообложения деятельность налоговых органов, обеспечивающая соблюдение всеми участниками налоговых правоотношений норм законодательства о налогах и сборах [10].

В широком смысленалоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов [4].

В гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ перечислены следующие контрольные мероприятия:

  • учет организаций и физических;
  • порядок проведения налоговых проверок;
  • участие свидетеля;
  • доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки;
  • проведение осмотра;
  • истребование документов при проведении налоговой проверки;
  • истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
  • выемка документов и предметов;
  • экспертиза;
  • привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;
  • участие переводчика;
  • участие понятых.

Анализ перечисленных контрольных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что все они имеют разное значение для работы по проверке деятельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов и соблюдения налогового законодательства [5].

В результате данные мероприятия можно разделить на формы и методы налогового контроля. Способы осуществление контроля над соблюдением налогового законодательства — это формы налогового контроля, а методы налогового контроля — это средства, с помощью которых возможно осуществление данных мероприятий.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ к формам налогового контроля относятся: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и иные формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ [6].

В доктрине финансового права выделяют следующие методы финансового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия, поэтому, по мнению А. А. Ябулганова, перечисленные в ст. 82 НК РФ формы налогового контроля, по сути, являются методами [11].

А. И. Украинцева придерживается другого мнения и предлагает формы и методы разделить следующим образом: «Под формами следует понимать налоговые проверки (выездную и камеральную) как таковые. Под методами — действия налоговых органов, осуществляемые при проведении налоговых проверок (выездной и камеральной): получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие» [9].

Ю. А. Крохина отмечает те же формы налогового контроля, которые определены в ст. 82 НК РФ. Под формой налогового контроля она подразумевает способ конкретного выражения и организации контрольных действий.Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов [4].

Т. А. Ефремова предлагает уточнить перечень форм налогового контроля, который закреплен Налоговым кодексом РФ. Она предлагает дополнить его такой формой контроля, как постановка налогоплательщиков на учет, без которой на практике невозможно провести какие-либо контрольные мероприятия в их отношении, и выведения в методы контроля — проверку данных учета и отчетности, поскольку она производится уже в процессе осуществления налоговых проверок [1].

Реализация контрольной деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля. Под методом обычно понимается способ (или совокупность способов) практического осуществления или познания изучаемых явлений. Категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности. А. С. Кормильцин отмечает, что существуют различные методы налогового контроля:

  • общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;
  • специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т. д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
  • методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др. [3].
Читайте так же:  Пенсионная реформа для участников боевых действий

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Е. В. Поролло различает методы налогового контроля в зависимости от того, является он документальным или фактическим.

Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации — контрагента и в других документах и учетных записях; экономический анализ.

Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как: учет налогоплательщиков; исследование документов; получение объяснений (допрос свидетелей); осмотр помещений и предметов; инвентаризация; привлечение специалиста; сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам; экспертиза; экстраполяция [7].

В законодательстве и на практике допускаются различные варианты определения форм и методов налогового контроля. В связи с этим, А. И. Украинцева предлагает внести изменение в п. 1 ст. 82 НК РФ, изложив ее следующим образом: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в форме налоговых проверок посредством применения следующих методов налогового контроля: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также иными методами, предусмотренными настоящим Кодексом» [9].

В. В. Семенихин обращает внимание на то, что налоговые проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля, в ходе которых возможны такие мероприятия, как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); и другие действия. Но в тоже время, перечисленные мероприятия рассматриваются наряду с налоговыми проверками, как самостоятельные формы налогового контроля [8].

Таким образом, формы и методы налогового контроля — это неразрывные и дополняющие друг друга элементы налогового контроля, от которых на практике зависит обеспечение контроля над соблюдением всеми участниками налоговых правоотношений норм законодательства о налогах и сборах.

Методы налогового контроля

Метод налогового контроля — это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.

Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо конкретной формы налогового контроля.

При применении методов налогового контроля обязательно должны соблюдаться правовые нормы. В противном случае акт налоговой проверки не имеет законной силы. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля. Например, в ходе налоговой проверки для изучения реального состояния расчетов предприятия с бюджетом налоговые органы исследуют документы финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с точки зрения их подлинности и достоверности, осуществляют счетную проверку, юридическую, логическую оценку документов, применяют другие приемы анализа документов.

Методы налогового контроля можно сгруппировать по следующим признакам:

— методы документального контроля;

— методы фактического контроля;

Методы документального контроля включают формальную проверку, нормативную проверку, арифметическую (счетную) проверку документов и учетных регистров, сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских проводок. Истребование документов и выемка документов представляют собой процессуальные действия сотрудников налоговых органов по обеспечению представления документов. Они зафиксированы в Налоговом кодексе РФ, носят правовой характер. Методы документального контроля играют основную роль в проведении контрольно-проверочных мероприятий.

Счетная (арифметическая) проверка документов и учетных регистров.

Сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских.

Группа методов фактического контроля объединяет методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет. К этой группе относятся следующие основные методы: инвентаризация имущества налогоплательщиков (наличных денег, ценных бумаг, расчетов); экспертиза (экспертная оценка) качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов; проверка объемов выполненных работ; встречная сверка и взаимная сверка документов; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества сырья и материалов; контрольная закупка.

Проверка объемов выполненных работ (изучение фактического выполнения оплаченных работ, контрольный обмер).

Встречная сверка и сопоставление (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение) документов.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство.

Расчетно-аналитические методы, применяемые в ходе осуществления налоговых проверок, можно разделить на две группы: вспомогательные и косвенные. Вспомогательные методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение и исследование финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений. Непосредственно на основе вспомогательных методов нельзя рассчитать налоговую базу. В группу вспомогательных методов входят:

— нормативное (контрольное) сличение;

— группировка и обобщение;

— логическая оценка сведений, содержащихся в документах;

— экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных.

Косвенные методы определения налоговых обязательств базируются на использовании информации, которая отсутствует в обычных бухгалтерских документах и предназначена в основном для целей, не связанных с налогообложением. К косвенным методам относятся следующие методы:

— контроль ценообразования налоговыми органами;

— расчет по аналогии;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности;

— метод анализа собственного капитала;

— расчет выхода продукции по объему используемого сырья и др.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 5880 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формы и методы осуществления налогового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here