Доходы бюджета формируются за счет налогов

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Доходы бюджета формируются за счет налогов" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

1.3 Доходы региональных и местных бюджетов

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации — М: «Дашков и Ко», 2008.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и совместных доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

— налог на имущество предприятий;

— налог на игорный бизнес.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

— обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

— проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

— обеспечение реализации региональных целевых программ;

— формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

— содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте — расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, культуры и искусства — 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

— формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

— распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Одним из показателей децентрализации доходов служит доля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета страны. Однако, общая сумма доходов, поступающих в бюджетную систему, не учитывает реальной степени самостоятельности местных бюджетов в вопросах регулирования обеспеченности собственными доходами, на которые местные органы власти могут влиять, изменяя ставку либо базу налогов. Используя классификацию налоговых полномочий, принятую в Организации экономического сотрудничества и развития, автор предлагает рассматривать собственные доходы бюджета обособленно от трансфертов и закрепленных отчислений в местные бюджеты от федеральных, региональных налогов и налогов со специальными режимами в силу ограниченных полномочий власти на местах по законодательному регулированию данных налогов.

Читайте так же:  Дадут ипотеку если есть алименты

Для повышения заинтересованности муниципальных образований в увеличении собираемости налоговых доходов, целесообразно предоставить право субъекту Российской Федерации частично или полностью заменять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами не только от налога на доходы физических лиц, но и других налоговых доходов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации (в настоящее время такое право установлено только на переходный период). Также необходимо предоставить право муниципальным районам частично или полностью заменять дотации дополнительными нормативами от налоговых доходов, зачисляемых в бюджет муниципального района.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты.

В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества.

Существенную роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности и иной, приносящей доход деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

В целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

Задания для самостоятельной работы. 1. За счет чего формируется доходная часть бюджета Российской Федерации?

1. За счет чего формируется доходная часть бюджета Российской Федерации? Приведите иллюстрации из официальных источ­ников.

Доходы федерального бюджета формируются за счет:

1) федеральных налогов, сборов и неналоговых доходов – в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) иных неналоговых доходов в соответствии с нормативами отчислений;

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам).

Бюджет Российской Федерации на 2016 год.

2. Охарактеризуйте роль и значение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней. Приведите со­ответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

Налоги играют важнейшую роль в формировании доходной части бюджета, так выполнение ФЦП осуществляется за счет доходной части бюджета. Затраты в течении года по бюджету рассчитывается за счет доходов всех уровней бюджетной системы РФ. Но ожидание доходов за счет налогов всегда выше, чем по фактическому анализу поступлений обязательных платежей, установленных НК РФ и БК РФ. Так на Форуме «Территория смыслов на Клязьме» был заместитель руководителя Налоговой службы РФ, который сказал о том, что в течении первой половины 2015г. было скрыто около 30% доходов РФ, что свидетельствует о снижении от плана всех обязательных платежей всех уровней.

3. Почему льготы по налогообложению, имеющие стимулирующее значение, часто приводят к негативным результатам? Приве­дите соответствующие примеры из средств массовой информа­ции.

Так предприятия открывающиеся с нуля существуют в течении налогового льготного периода без всех обязательных платежей производства. В дальнейшем закрываются и начинают по новой, продолжая этот кругооборот.

4. Как Вы считаете, необходимо ли снижение налога на добав­ленную стоимость в ближайшие годы? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.

Я считаю, что не нужно снижение в принципе по налоговой системе и ее более ужесточить. Сделать налогообложения прогрессивным, но оставить льготы и другие преференции в зависимости от положения в обществе (молодая семья, многодетная семья, выходец из детдома, человек с ограниченными возможностями и др.)

5. Какие пути Вы видите в оптимизации поступлений в феде­ральный бюджет платежей за пользование природными ресур­сами? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.

По сути дела, пользование природными ресурсами идет на снижение и идет внедрение прогрессивного использования новых технологий на все виды энергетики, что свидетельствует, в данной ситуации, о снижении прибили в бюджет.

6. Каково Ваше мнение о роли неналоговых доходов бюджета? Ка­кие Вы видите способы увеличения неналоговых поступлений в бюджет (если Вы считаете необходимым их увеличение)? При­ведите соответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

На данный момент неналоговые доходы бюджета не имеет эффективной роли. Так должно быть об увеличении привлекательности государственного имущества на использование в аренду или продажи его и мн. др.

7. Какие пути Вы видите в оптимизации поступлений в феде­ральный бюджет доходов от использования имущества, нахо­дящегося в государственной собственности? Ответ проиллю­стрируйте соответствующими цитатами из официальных ис­точников и примерами из средств массовой информации.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налоговых платежей

Эффективность доходов от использования данного имущества набирает оборот и возможность реализации возможностей стоит в первую очередь перед НКО и активных граждан и задача государства показать предпринимателям, что имущество государства или муниципалитета эффективно для реализации всех секторов экономики.

8. Какие функции выполняют различные уровни власти при рас­ходовании бюджетных средств? Приведите соответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств мас­совой информации.

Реализация ФЦП и развитие СЭР, так это показывает различные Форумы, Конгрессы, конкурсы и др. мероприятия всех уровней различного значения проведения от местного до международного.

9. Каковы современные приоритеты Российской Федерации в об­ласти бюджетных расходов? Приведите соответствующие ци­таты из официальных источников и примеры из средств массо­вой информации.

Расходы бюджета приоритетны в первую очередь для Федеральных целевых программ. В каждой программе прописаны направления политики государства. Так в программе «За качественное образование» стоят цели изменение проверки выпускников 9-х и 11-х классов, изменение структуры Высшей школы и задачи приоритетных профессий страны, отделение подпрограммы талантливой молодежи в отдельную ФЦП для молодежи.

10. Что представляют собой расходы на государственное и муни­ципальное управление?

Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения.

11. В каких случаях, с Вашей точки зрения, целесообразнее пла­нировать дефицит бюджета, а в каких случаях лучше, чтобы бюджет был с профицитом? Приведите соответствующие цита­ты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

Вообще государство старается в кризисное время пытается делать бюджет сбалансированным, но на самом деле он дефицитный, но основные социальные программы остались на прежнем уровне. Если честно, бюджет должен быть в кризис должен быть дефицитным, стремящимся к стабилизирующему, а бюджет профицитным должен быть основным обязательным документом в хорошее экономическое время и от террористических угроз, либо быть неофициальным стратегическим документом для достижения норм всех программ государства.

12. Охарактеризуйте различные способы финансирования дефи­цита государственного бюджета Ответ проиллюстрируйте со­ответствующими примерами из средств массовой информации.

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

13. Куда должен, с Вашей точки зрения, направляться бюджетный излишек? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цита­тами из официальных источников и примерами из средств мас­совой информации.

В развитие программ – образование, медицина, наука, молодежная политика. От этих 4 программ стоит развитие государства, основным направлением является молодежная политика и патриотическое воспитание детей и молодежи, т.к. от нас уже через 10 лет будет зависеть развитие Родины, работать будем мы во всех сторонах политики государства.

14. Какую политику в области управления государственным дол­гом Вы считаете оптимальной для Российской Федерации? От­вет проиллюстрируйте соответствующими цитатами из офици­альных источников и примерами из средств массовой инфор­мации.

Финансовая политика государства является самым оптимальным для ведения управления государственным долгом, обязательным для выполнения во внешней политики и внутренними обязательствами.

15. Проанализируйте структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, представленную в таблице и дополните данными за последние годы.

Виды доходов
Всего доходов (млрд.руб.) 1253,9 1470,7 2301,2 3448,8 4321,4 5429,9 8579,6 10625,8 13250,7 16003,4 13599,7 16031,9 20855,4 23435,1 24082,4 26766,1
Налоговые доходы (млрд.руб.) 1002,6 1298,1 1871,9 2616,2 3221,9 4942,1 6434,8 7742,7 9975,5 11866,7 15202,5 17410,8 17986,1 19661,7
Доля налоговых доходов (%) 79,9 88,3 81,3 75,8 74,5 91% 75% 72,9% 76,3% 73% 73,4% 74,1% 72,9% 74,3% 74,7% 73,5%

За данный период доходы возрастают, но есть снижение в 2009 году, это свидетельствует о последствиях мирового кризиса

16. Проведите анализ доли федерального бюджета (в %) в основных видах расходов консолидированного бюджета Российской Фе­дерации по данным таблицы, дополнив эту таблицу данными за последние годы.

Основные виды расходов
Всего расходов, в том числе 53,5
Государственное управление и местное самоуправление
Судебная власть
Международная деятельность
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское хозяйство и рыболовство
Жилищно-коммунальное хозяйство
Образование
Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного и муниципального долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Расходы на проведение военной реформы

17. Проанализируйте динамику изменения доли налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы Рос­сийской Федерации (в %), дополнив таблицу данными за по­следние годы.

Динамика изменения доли налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации

Годы Доля налога на прибыль Доля налога на прибыль

в доходах федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета 19,6 37,2 23,6 36,4 13,3 28,5 15,2 26,2 13,6 26,4 16,9 37,1 11,8 32,9 7,4 24,9

16. Проанализируйте динамику и структуру долга Российской Фе­дерации (на конец года в % к валовому внутреннему продукту), дополнив таблицу данными за последние годы.

Годы Всего Внутренний долг Внешний долг
49,5 29,7 19,8
146,4 118,6 27,8
101,9 89,7 12,1
61,3 53,7 7,6
49,1 43,2 5,9
44,8 37,9 6,9
39,6 33,3 6,3

17. Дополните таблицу данными за последние годы и определите, какие изменения произошли в сбалансированности консолидированных бюджетов

3. Доходы бюджетов.

Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве.

Доходы бюджетов подразделяются на три вида:

— безвозвратные и безвозмездные перечисления (ст. 41 БК РФ).

Читайте так же:  Постановление 173 от трудовых пенсиях

Налоговые доходы — это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

В БК РФ дан перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 61 1, 61 2).

Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Налоговый кодекс РФ (ст. 12-15, 18) устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.

Согласно БК РФ все региональные налоги в полном объеме поступают в бюджеты соответствующих субъектов (ст. 56). Равным образом все местные налоги в полном объеме поступают в соответствующие местные бюджеты (ст. 61, 611, 612 БК РФ).

Федеральные налоги, а также налоги и сборы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Разграничение федеральных налогов между бюджетами различных уровней бюджетной системы производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом данные нормативы закреплены в БК РФ и являются едиными и постоянными для бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Так, в ст. 50 БК РФ определены налоговые доходы федерального бюджета, сформированные за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

В ст. 56 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Они складываются за счет региональных налогов (ст. 14 НК РФ), зачисляемых в полном объеме, а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов.

В ст. 60, 601, 602 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и бюджетов городских округов.

Все эти бюджеты формируются за счет местных налогов (ст. 15 НК РФ), а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Субъекты РФ и муниципальные районы могут устанавливать нормативы отчислений от федеральных, региональных и, соответственно, местных налогов и сборов, поступающих в их бюджеты. Эти нормативы отчислений относятся к местным бюджетам и, в частности, бюджетам поселений. Названные нормативы отчислений должны быть установлены:

а) в законе субъекта РФ, рассчитанного на неограниченный срок действия. Они должны быть едиными для всех поселений и муниципальных районов, на которые рассчитаны;

б) в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных районов, рассчитанных на неограниченный срок действия.

Порядок установления вышеназванных нормативов определен в ст. 58 и 63 БК РФ.

Неналоговыми доходами являются:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, • в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия,

г) иные неналоговые доходы.

К первой группе неналоговых доходов, Т.е. к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами юридическим лицам и иностранным государствам на возвратной и платной основах;

дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;

часть прибыли хозяйственных товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий;

доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

Ко второй группе неналоговых доходов, т.е. к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся:

плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

плата за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

другие платные услуги.

К третьей группе неналоговых доходов относятся:

штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

штрафы, конфискации и компенсации, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности. Однако надо иметь в виду, что все эти суммы поступают в бюджет лишь в том случае, если нарушены права Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, предусмотренные гражданским законодательством.

В отношении штрафов действует правило: они подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения субъекта, принявшего решение о наложении штрафа. Иное может быть предусмотрено НКРФ или иными федеральными законами.

К четвертой группе — иным неналоговым доходам бюджетов, в частности, относятся:

часть прибыли ЦБ РФ;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

таможенная пошлина, таможенные сборы и т.д.

Перечень неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, дан в ст. 50, 57, 62 БКРФ.

Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:

финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Из федерального бюджета финансовая помощь выделяется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Кроме того, финансовая помощь имеет место и в системе местных бюджетов;

Читайте так же:  Можно ли получать пенсию на карту тинькофф

выделение субвенций из Федерального и (или) регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;

безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 5 Ст. 41 БК РФ).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления являются доходами того бюджета, в который они зачисляются.

Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.

С практической точки зрения очень важен момент зачисления доходов в бюджет. Денежные средства считаются зачисленными в бюджет с момента совершения Банком России или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, — п. 2 СТ. 40 БК РФ). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами — с момента внесения денежной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК РФ).

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 СТ. 40 БК РФ).

Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные.

Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ являются их собственными доходами (ст. 47 БК РФ). К их числу относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах РФ;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством

в) безвозмездные и безвозвратные перечисления, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозмездных и безвозвратных перечислений, как субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций (ст. 47 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что собственными являются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полномочий.

Иначе говоря, собственные доходы бюджета субъекта РФ — те, которые обеспечивают расходные обязательства субъекта РФ, им же установленные в соответствующих нормативных актах, а собственные, доходы местного бюджета — те, которые обеспечивают расходные обязательства соответствующего местного бюджета, им же установленные в соответствующих нормативных актах.

К несобственным относятся доходы, которые обеспечивают расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.

Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального, фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Закону о федеральном бюджете на 2005 год к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией. Среди этих законов: Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Источники формирования доходной части бюджета субъекта РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Понкратова А. Г. Источники формирования доходной части бюджета субъекта РФ // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 206-208. — URL https://moluch.ru/archive/280/63236/ (дата обращения: 10.01.2020).

Ключевые слова: бюджет, доход, доходная часть бюджета, налоговая база, налоговая ставка.

Территориальные (региональные) бюджеты по своему статусу занимают двойственное положение, т. к. с одной стороны они имеют самостоятельные источники формирования доходов и расходов, а с другой занимают промежуточное место в бюджетно-финансовой системе: получают помощь из федерального бюджета и сами оказывают подобное финансовое содействие местным бюджетам [1, с.59]. Также бюджет субъекта РФ выступает в роли механизма, действие которого направлено на прямое вмешательство региональных государственных органов в процесс развития региона по социально-экономической части.

Финансирование природоохранных и социальных мероприятий, абсолютно на всех уровнях территориальной системы, а также формирование социально равнозначных условий для проживания на территории конкретного субъекта, осуществляется за счет главного источника — регионального бюджета, основным доходным направлением которого являются налоговые поступления от населения этого субъекта Федерации.

В практическом применении реализация принципа экономической обособленности региона от Федерации, то есть его самостоятельное существование, переосмысливает значение субъектного бюджета в части финансирования определенных программ по социально-экономическому развитию региона. Это происходит по причине того, что в подобном контексте городской бюджет принимает роль основного источника по финансированию сфер социального и инфраструктурного обустройства территории. Происходят преобразования и в доходной части бюджета — наблюдается влияние со стороны результативности территориальной хозяйственной деятельности. Исходя из такой ситуации, региональные органы власти прибегают к использованию определенных общеэкономических рычагов, имеющих непосредственное влияние на социально-экономическое положение в регионе, а также к возможности оживления предпринимательской активности в конкретном субъекте РФ (см. рис. 1.).

Читайте так же:  Ставка налога на внереализационные доходы

Рис. 1. Рычаги социально-экономического характера

Валовый региональный продукт (далее — ВРП), за счет дифференцирования и перераспределений, выступает одним из источников формирования доходной части бюджета субъекта. Говоря о доходах бюджета, следует сказать, что в данной части концентрируются все платежи, которые строятся на базе прибыли предприятий и организаций, а также налог на добавленную стоимость (далее — НДС), налоги, взимаемые с населения, выделяемые региону денежные средства при перераспределении средств вышестоящих бюджетов.

Стоит отметить, что в процессе выбора эффективной экономической политики субъекта наибольшим образом влияние оказывают отношения, которые складываются между ставками налогообложения и реальным уровнем налоговых поступлений в региональную бюджетную систему. Данное влияние было исследовано в трудах Дж. Кейнса (J. M. Keynes) [2, с.102], а затем в расширенном варианте — со значительными доработками опубликовано выдающимся американским экономистом и одним из основателей теории предложения — Артуром Лаффером (A. B. Laffer).

Благодаря кривой Лаффера (см. рис. 2.) появляется возможность выявить зависимость таких элементов как налоговые ставки и объем самих налоговых поступлений, а также выявить ту налоговую ставку, при использовании которой налоговые поступления должны достигать значений максимума.

Рис. 2. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения (кривая Лаффера)

НС — налоговая ставка, ДБ — доходы бюджета, НСlim — предельная ставка (доходы достигают max значения), ДБmax — доходы бюджета максимальные. Согласно Сироткину В. А. «кривая Лаффера», — это теоретическое понятие, отражающее взаимосвязь между скоростью налоговых поступлений и доходами государственного бюджета за счет части налогов. Государственные доходы растут лишь до определенного уровня налоговых ставок, после чего, рост постепенно замедляется, а по достижению критической отметки начинает идти на спад [3,с.64]. Автором была построена количественная зависимость между ставками налога и доходами, поступающими в бюджет, в виде кривой параболы. Таким образом, в процессе роста налоговой ставки от минимального значения до максимального — 100 %, налоговые поступления также имеют свойство расти до определенного максимального уровня, однако, затем такой рост пребывает в стадии замедления, после чего может наблюдаться два явления: плавное понижение объема налоговых поступлений или наиболее резкое падение этих поступлений.

Согласно А. Лафферу, понижение объема налоговых поступлений может быть вызвано из-за того, что существующие высокие ставки по налогам не дают возможности для какой-либо экономической активности и тем самым происходит сокращение налоговой базы — иными словами, высокие ставки не дают возможности для развития предприятиям, в связи с чем объем налоговой базы сокращается. Таким образом, ставка равная 100 % будет препятствовать — будет являться «красным цветом» для производства, то есть остановит его, налоговая база станет равной нулю и не будет приносить фискальную прибыль. В своих исследованиях А. Лаффер придерживался того, что допустимой максимальной налоговой ставкой может быть не более 30 % от общей суммы доходов, а изъятие доходов, входящее в интервальное значение от 40 до 50 %, будет нести за собой сокращение сбережений населения и снизит уровень заинтересованности инвесторов по отношению к субъекту Федерации.

Поднимая вопрос о высоких налоговых ставках, следует взять во внимание, что они являются некими возбудителями, как легальных, так и нелегальных — теневых, моделей уклонения от уплаты налогов. Поэтому следуют обратить внимание на понижение налоговой ставки, напротив, формирующей мотивацию к работе, а также интерес к инвестиционной и инновационной деятельности в регионе, тем самым провоцируя подъем национального производственного комплекса. Стоит отметить, что расширение границ налоговой базы будет благоприятно сказываться на поддержании фискальных доходов на прежнем уровне несмотря на снижение налоговых ставок.

Возможность государственного влияния на инвестиционный процесс субъекта РФ отражает региональный бюджет развития, являющийся наиболее важной частью данного типа бюджета. Выделяют несколько целей, по причине которых строится бюджет развития города, к которым относятся:

– содействие приоритетным, для конкретного региона, инвестиционным проектам;

– предоставление лояльной кредитной политики (в том числе гарантий под кредиты) в отношении реализации эффективных инвестиционных проектов;

– поддержка (финансовая составляющая) менее эффективных, но необходимых мероприятий по региональному развитию. Поддержка инвестиционных проектов, осуществляемых на территории субъекта в отношении кредитования, инвестирования, а также гарантийного обеспечения осуществляется именно за счет бюджета развития региона.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит отметить, что те денежные средства, которые были направлены в бюджет развития региона не являются некой «подушкой безопасности», которой можно воспользоваться в случае срочного покрытия расходов или еще по каким-либо причинам, — не подлежат секвестру в течение всего финансового года. Как правило, расходование денежных средств бюджета развития субъекта нацелены на поддержку инвестиционных проектов, которые отбираются на тендерной основе (придерживаясь принципов возвратности, платности и срочности), а также на покрытие обязательств региона перед инвесторами за предоставленные им гарантии.

  1. Дубровина Д. С., Бенько Е. В. Межбюджетные отношения в РФ //В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конференции: в. — 2018. — С. 237–239
  2. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
  3. Давыдова Л. В., Рассолов А. А. Финансовые инструменты обеспечения и оценки устойчивости бюджета //Экономические и гуманитарные науки. — 2017. — №. 8. — С. 62–69.
Доходы бюджета формируются за счет налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here