Что означает излишне уплаченный налог

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Что означает излишне уплаченный налог" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога (сбора)

Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога. Излишне Уплаченная сумма налога может возникнуть у налогоплательщика в результате арифметической ошибки или перечисления налога не на тот расчетный счет. Эту сумму налогоплательщик может направить:

· на исполнение обязанностей по уплате налогов;

· на погашение недоимки;

· на уплату пеней;

Зачет суммы излишне уплаченного налога проводит налоговый орган по месту учета налогоплательщика без начисления процентов. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца с момента ее обнаружения и направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, уплаты пеней осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

Зачет излишне уплаченной суммы налога возможен только в рамках одного бюджета.

Пример 4.4. Если переплата произошла по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, то перезачесть такую переплату можно только по налогам, зачисляемым в этот бюджет.

Налоговый орган вправе самостоятельно провести зачет, если имеется недоимка по другим налогам, и обязан проинформировать налогоплательщика относительно вынесенного решения о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Эти суммы могут быть возвращены налогоплательщику на основании его письменного заявления. Если у налогоплательщика имеется недоимка по уплате налога или задолженность по пеням, то излишне уплаченные суммы возвращаются только после погашения такой недоимки.

Излишне уплаченные суммы налога налоговый орган возвращает в течение одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика. В случае несвоевременного возврата этих сумм начисляются проценты за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за дни нарушения срока возврата.

Пример 4.5. Организация 5 августа 2008 г. подала заявление о возврате излишне уплаченного в размере 100 000 руб. налога в федеральный бюджет. Недоимка по налогам и задолженность по пеням перед федеральным бюджетом отсутствовали. По истечении месяца со дня подачи заявления налог возвращен не был. Излишне уплаченная сумма была перечислена налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика 1 ноября 2008 г. Ставка рефинансирования до указанной даты включительно оставалась неизменной — 14% годовых. Согласно НК РФ срок возврата излишне уплаченной суммы налога истек 5 сентября 2008 г.

Таким образом, проценты должны были начисляться за 57 дней (со дня, следующего за днем истечения срока возврата, по день возврата включительно). Размер процентов, подлежащих уплате, составил 224,2 руб. (10 000 руб. х 14% : 100% х 57 дн.: 356 дн.).

Процедура возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога показана на схеме.

Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога. Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов.

Пример 4.6. При документальной налоговой проверке неправильно определена подлежащая уплате сумма налога, которая в бесспорном порядке была взыскана с налогоплательщика.

Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат происходит только после погашения недоимки. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи такого заявления.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.

Процедура возврата излишне взысканной суммы налога показана на схеме.

Контрольные вопросы

1) В каких случаях возникает излишне взысканная и в каких — излишне уплаченная сумма налога?

2) Какова процедура зачета излишне взысканной суммы налога?

3) При каких обстоятельствах налогоплательщику возвращается сумма налога с учетом начисленных процентов?

4) Каков порядок возврата излишне уплаченной суммы налога?

5) В какие сроки налоговый орган должен рассмотреть заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного (взысканного) налога?

6) Обязан ли налоговый орган уведомить налогоплательщика о выявленном факте излишней уплаты суммы налога?

7) 7- В каких случаях налоговый орган в первоочередном порядке погашает имеющуюся у налогоплательщика недоимку по налогам?

8) Какие сроки предусмотрены НК РФ для возврата налогоплательщику излишне взысканной суммы налога?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9656 — | 7533 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Квалификация платежа как излишне взысканного налога

Процедура возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) налога регулируется положениями статей 78–79 Налогового кодекса РФ. К сожалению, Кодекс не дает нормативного определения соответствующих правовых категорий. Автор статьи предлагает читателю анализ одной из проблем, порожденных этим правовым пробелом

Суть проблемы

Вопрос квалификации налога как излишне уплаченного (взысканного) в настоящее время разрешается в основном на уровне судебной практики.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 дано общее определение: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые перио­ды. Сходное определение используется в Таможенном кодексе РФ (см. текст на полях, с. 52).

Таким образом, изначально следует признать, что некоторая сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет. На необходимость разграничения налога, считающегося уплаченным в силу презумпций статьи 45 НК РФ, и налога уплаченного (в том числе излишне) указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6673/08.

Аналогичный подход применяется и при определении момента, когда государство будет считаться исполнившим свою обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм, – момента фактического поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк 1 .

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет после камеральной проверки

Кроме того, пункт 14 статьи 78 и пункт 9 статьи 79 НК РФ устанавливают единые в рамках этих статей режимы для излишне уплаченных и взысканных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов. Заметим, однако, что излишне уплаченные (взысканные) платежи не являются ни налогами, ни сборами, ни пенями, ни штрафами. Излишне уплаченная (взысканная) сумма просто находится в бюджете без правовых оснований, поэтому неважно, каким именно образом (в виде налога, авансового платежа, сбора, пени, штрафа и др.) она поступила в бюджет.

Тем не менее, исходя из упомянутого Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05, факт излишней уплаты (взыскания) налога может быть выявлен путем сопоставления налоговых обязательств налого­плательщика за определенный налоговый период с платежными (инкассовыми) документами, относящимися к данному периоду. Очевидно также и то, что привязка к налоговому периоду может отсутствовать (например, при излишней уплате пеней, штрафов).

Подходы к квалификации некоторой суммы как излишне уплаченного (взысканного) налога в настоящее время более или менее единообразны. Однако однозначное разграничение излишне уплаченного и излишне взысканного налога пока представляет определенную проблему.

Необходимость данного разграничения продиктована по меньшей мере двумя обстоятельствами:

1) обращение налогоплательщика в суд с требованием о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5);

2) проценты, на которые может рассчитывать налого­плательщик, в случае излишне уплаченного налога начинают начисляться при нарушении налоговым органом месячного срока со дня получения заявления о возврате налога (п. 6 и 10 ст. 78 НК РФ), а в случае излишне взысканного налога – со дня, следующего за днем взыскания (п. 5 ст. 79 НК РФ), по день фактического возврата.

Правовая позиция высших судов

В 2009 г. Конституционный Суд РФ принял Определение от 23.06.2009 № 832‑О‑О (далее – Определение № 832-О-О), которое, на наш взгляд, в совокупности с ранее принятыми судебными актами КС РФ и ВАС РФ позволяет однозначно разграничить излишне уплаченный и излишне взысканный налоги.

В Определении № 832-О-О рассмотрена ситуация, в которой гражданин на основании налогового уведомления уплатил земельный налог. Впоследствии выяснилось, что он не является плательщиком земельного налога. В этой ситуации гражданин счел, что поступившая в бюджет сумма является излишне взысканной, поэтому проценты должны начисляться по правилам пункта 5 статьи 79 НК РФ. Суды общей юрисдикции в удовлетворении требования налогоплательщику отказали.

Учитывая особенности ситуации и наличие вступивших в законную силу судебных актов, КС РФ в Определении от 23.06.2009 № 832‑О‑О высказался достаточно осторожно: положения абзаца первого пункта 5 статьи 79 НК РФ, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридиче­ских лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти. Что касается положений пункта 10 статьи 78 НК РФ, то они не препятствуют получению выплат компенсационно‑восстановительного характера в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.

Ранее, в Определении от 21.06.2001 № 173‑О, КС РФ придерживался следующей правовой позиции: норма статьи 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой‑либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовест­ного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, исходя из Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик по какой-либо причине исчисляет подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, без участия налогового органа 2 . Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ указывается подлежащая уплате в бюджет исчисленная налоговым органом сумма налога (такое требование, в частности, направляется налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может.

В свою очередь, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04 разъяснено, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечисление денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Таким образом, можно однозначно утверждать: если излишнее поступление сумм в бюджет произошло без участия налогового органа, при самостоятельном расчете налога налогоплательщиком, то налог можно квалифицировать как излишне уплаченный. Если же суммы поступили в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать как излишне взысканный. Соответ­ственно, излишне взысканным будет налог, уплаченный налогоплательщиком добровольно во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам налоговой проверки, требования об уплате налога, направленного во исполнение такого решения) (см. текст на полях, с. 54).

С точки зрения эксперта

По нашему мнению, вполне возможны и ситуации, когда налог, фактически взысканный принудительно, не может быть квалифицирован как подлежащий возврату (зачету) по правилам статьи 79 НК РФ.

Например, налогоплательщик, самостоятельно исчисляющий налог, представил налоговую декларацию, но налог в установленный срок не уплатил. Налоговый орган, не усомнившись в задекларированной сумме, на основании статьи 69 НК РФ направил налогоплательщику требование и взыскал налог по правилам статей 46–48 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик обнаружил ошибку, представил уточненную налоговую декларацию и потребовал вернуть налог из бюджета, говорить об излишнем взыскании, представляется, нет оснований, хотя сама по себе процедура взыскания и имела место. В случае если налоговый орган, кроме налога, взыскал и пени, то в силу их акцессорного характера 3 они также будут считаться излишне уплаченными, а не излишне взысканными.

Учитывая правила статьи 52 НК РФ, возлагающей обязанность по исчислению налога не только на налогоплательщика, налоговый орган, но и на налогового агента, следует исследовать и третий вариант – излишнее (ошибочное) удержание налога налоговым агентом (ст. 24 НК РФ) с последующим его перечислением в бюджет. В данной ситуации налогоплательщик не исчисляет налог самостоятельно и практически лишен возможности влиять на действия налогового агента.

Очевидно, возможность истребовать налог из бюджета у налогоплательщика имеется, но квалифицировать его как излишне взысканный изложенные выше правовые позиции КС РФ и ВАС РФ не позволяют. В частности, исходя из определений КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О и от 23.06.2009 № 832‑О‑О, статья 79 НК РФ предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога как дополнительную гарантию защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных дейст­вий (бездействия) органов государственной власти. Налоговый агент к органам власти не относится, хотя и выполняет квазипубличные функции. С точки зрения приоритета прав налогоплательщика разумно было бы квалифицировать налог, удержанный налоговым агентом, как излишне взысканный, но на это необходимо прямо указать в НК РФ.

Читайте так же:  Может ли алиментщик сам платить алименты

Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что примененные в НК РФ термины «излишне уплаченный налог» и «излишне взысканный налог» изначально были избраны законодателем неудачно и должны быть заменены на более адекватные либо специально определены. Сейчас же, если налог уплачен самим налогоплательщиком, с точки зрения правовых позиций КС РФ он может оказаться излишне взысканным. И наоборот, в случае фактического взыскания налоговым органом, для целей НК РФ налог может считаться излишне уплаченным.

По нашему мнению, разграничение следует проводить не по наличию или отсутствию самого факта взыскания, а по критерию, вытекающему из статьи 52 НК РФ, – кто именно исчисляет налог. Следует только учесть, что налоговый орган рассчитывает налог как для последующего направления налогового уведомления, так и по результатам налогового контроля, закрепляя доначисление в решении по результатам проверки.

В качестве альтернативы существующим терминам можно было бы предложить, например, такие: «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налогоплательщиком или налоговым агентом» и «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налоговым органом».

Более радикальным вариантом могло бы стать введение единого режима для возврата (зачета), а также начисления процентов по обоим видам платежей (например, со дня поступления платежа в бюджет). Но, скорее всего, различное правое регулирование сохранится – маловероятно, что государство предоставит налогоплательщику компенсацию за временное использование сумм, ошибочно исчисленных и перечисленных в бюджет самим налогоплательщиком.

Пункт 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качест­ве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ.

Однозначного разграничения излишне уплаченного и излишне взысканного налогов в законода­тельстве нет

Пример из судебной практики

(Постановление ФАС ВВО от 16.11.2009 по делу № А43‑7911/2009‑45‑107)

По ходатайству организации суд принял обеспечительные меры и приостановил действие оспариваемого решения налогового органа по результатам проверки. Поскольку организация являлась производителем алкоголя, для продолжения работы ей требовались федеральные специальные марки, но в их выдаче налоговый орган отказывал, ссылаясь на наличие задолженности по спорному решению. По этой причине организация до вынесения судом решения оплатила доначисленные суммы и получила специальные марки. Впоследствии суд признал оспариваемое решение недействительным.

Организация расценила уплаченные ею суммы как излишне взысканные и потребовала у налогового органа их возврата с процентами (ст. 79 НК РФ). Вернув только уплаченные организацией суммы налогов, налоговый орган полагал, что организация уплатила доначисления добровольно, в период действия обеспечительных мер их взыскание невозможно.

Суды квалифицировали налог как излишне взысканный, фактически имело место косвенное принуждение налогоплательщика к уплате налога.

Если суммы поступили в бюджет из‑за ошибки налогового органа, их следует квалифицировать как излишне взысканные

1 См.: п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
2 См. также: Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173‑О.
3 См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 № 381‑О‑П.

Ключевые слова: «уплата налога» – «возврат переплаты» – «проценты» – «взыскание налога» – «ошибка»

Как вернуть излишне уплаченный налог

Ситуации, когда индивидуальные предприниматели или предприятия и организации переплачивают налоги, встречаются не так уж и редко. Такие моменты являются, конечно, не самыми приятными для бизнесменов, но, тем не менее, они не безнадежны – закон предусматривает возможность возврата излишне оплаченных налогов.

Наиболее частые причины налоговых переплат

Условно можно поделить причины по переплате выплат в государственную казну на четыре пункта:

Данный список не является окончательным, поскольку практика такова, что переплата может случиться самым неожиданным образом. В любом случае, какова бы ни была ее причина, следует тщательно подготовиться, прежде чем обращаться в налоговую службу за ее возвратом.

Сроки по возврату излишне уплаченных налогов

Закон четко устанавливает сроки, в которые можно вернуть излишек, выплаченный в государственный бюджет, в качестве налога.

Важно! Налоговая переплата возможна к возврату только тогда, когда с момента ее совершения не прошло трех лет. После прохождения трехлетнего рубежа, независимо от причин переплаты и времени ее обнаружения, вернуть излишне уплаченные налоги будет не реально.

Порядок возврата переплаты

Как в любом другом случае взаимодействия налогоплательщика и Федеральной налоговой службы (ФНС), правила возврата переплат строго регламентированы:

Внимание! Закон никоим образом не обязывает налогоплательщика распоряжаться всей суммой переплаты каком-либо одним определенным способом. Вполне можно распределить ее по частям на разные цели.

  • Следующий этап по возврату налога: написание заявления в налоговую службу. Здесь обязательно нужно указать точный размер переплаченных средств, привести подтверждения, а также прописать намерения по дальнейшему распоряжению ими. Заявление можно подать либо:
    • Лично в налоговой инспекции по месту регистрации предприятия или ИП;
    • Отправлением письма с уведомлением о вручении через почту России. В этом случае нужно обязательно сделать опись вложения;
    • Через представителя налогоплательщика при предоставлении нотариально заверенной доверенности.
  • К сведению! Заявление нужно обязательно писать в двух экземплярах, один из которых остается на руках налогоплательщика. При принятии заявления о переплате, специалист налоговой оба должен проштамповать.

    После получения заявления, налоговики обязаны рассмотреть его не дольше чем в десятидневный срок. В результате на свет должно появиться решение либо о зачете налога в счет других платежей, либо о его возврате.

    Важно! На расчетный счет налогоплательщика, переплата должна вернуться не позднее месяца с момента передачи соответствующего заявления в налоговый орган.

    Нюансы возврата переплаты

    При переплате следует помнить о некоторых особенностях ее видения с точки зрения налоговой службы. В частности, налоговая может сама, в одностороннем порядке, не дожидаясь никаких заявлений от налогоплательщика перенаправить переплату в счет имеющихся у него недоимок. Причем, это понятно и удобно для индивидуального предпринимателя или предприятия тогда, когда подобная недоимка у него одна. А если их несколько? В этом случае стоит поторопиться с заявлением, иначе налоговики распорядятся переплатой на собственное усмотрение.

    Важно! Необходимо помнить о том, что если налоговая самостоятельно решила, куда определить переплату, сделанную налогоплательщиком, то в результате ее действий, на счета вернется только разница между недоимкой и излишне оплаченной суммой.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что к расчету налоговых платежей и их выплат нужно относиться крайне внимательно. При обнаружении переплаты необходимо своевременно и с полной доказательной базой обращаться в налоговую службу, чтобы иметь возможность лично распорядиться переплаченными ранее деньгами.

    Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени

    Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

    Читайте так же:  Карточка счета 62 образец заполнения для налоговой

    Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

    Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

    В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

    – зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

    – зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

    Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

    Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

    Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

    Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

    В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9656 — | 7533 — или читать все.

    Излишне уплаченный налог – это доход

    Бывают ситуации, когда компании ошибочно начисляют налоги в большей сумме и учитывают их в составе расходов, тем самым занижая налоговую базу по налогу на прибыль. Татьяна Нечаева, ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», рассказала, как быть с такой переплатой.

    Если организация переплатила налог на имущество, транспортный или земельный налог, то эта неточность влияет в том числе и на налог на прибыль, поскольку суммы имущественных сборов учитываются в расходах. Следовательно, по налогу на прибыль появляется недоимка. В этом случае встает вопрос, надо ли сдавать уточненную декларацию. А чтобы избежать штрафа, нужно доплатить налог и пени.

    По общему правилу, при обнаружении ошибок или искажений, которые относятся к прошлым периодам, перерасчет базы и суммы налога производится в том периоде, в котором были совершены ошибки. Исправлять их по налогу на прибыль текущим периодом можно только в двух случаях: если неизвестен период совершения ошибки и если допущенные неточности или искажения привели к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).

    В остальных случаях, чтобы исправить неточность, надо пересчитать итоги уже закрытого периода и представить в инспекцию уточненную декларацию. Вместе с тем, если завышен налог, учтенный в расходах, иногда можно обойтись без представления уточненной декларации.

    Мнение судей

    Согласно позиции Верховного суда, изложенной в Определении от 8 ноября 2016 года № 308-КГ16-8442, исчисление в большем размере налогов, которые учитываются в расходах, не должно квалифицироваться как ошибка при расчете налога на прибыль, а должно учитываться как новое обстоятельство, при котором учтенный ранее в расходах излишне начисленный налог подлежит включению во внереализационные доходы в периоде корректировки. Это объясняется тем, что на тот момент были учтены реальные суммы расходов в виде имущественных налогов, отвечающие требованиям статьи 252 Налогового кодекса и правомерно отнесенные к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому скорректировать базу по прибыли можно в том периоде, когда внесены изменения в расчет имущественного налога. Для этого сумму завышенных расходов нужно включить в состав внереализационных доходов в периоде корректировки (п. 10 ст. 250 НК РФ).

    Согласно позиции Верховного суда исчисление в большем размере налогов, которые учитываются в расходах, не должно квалифицироваться как ошибка при расчете налога на прибыль.

    Ранее такой вывод был сделан Президиумом ВАС в Постановлении от 17 января 2012 года № 10077/11, в котором суд поддержал позицию, уже высказываемую федеральными арбитражными судами, согласно которой корректировка базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода в периоде указанной корректировки (ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2007 г. по делу № А26-5588/2006-216, ФАС Уральского округа от 29 января 2007 г. № Ф09-12266/06-С3).

    Возникшие разногласия

    Отмечу, что ранее контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения и разъясняли, что при обнаружении излишне учтенного в прошлом отчетном периоде расхода, в том числе в виде сборов, которые привели к занижению налога на прибыль, если дата совершения ошибки известна, компания должна пересчитать базу и налог за период, в котором была совершена ошибка. При этом ревизоры требовали представления уточненных деклараций по налогу на прибыль. Такие разъяснения были даны в письмах Минфина России от 20 мая 2010 года № 03-03-06/1/334, от 2 апреля 2010 года № 03-02-07/1-146.

    Позднее Ми­нис­терст­во финансов РФ учло позицию Президиума ВАС РФ и согласилось, что налог, учтенный в расходах в излишнем размере, не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль, а должен рассматривается как новое обстоятельство, которое приводит к возникновению внереализационного дохода в периоде указанной корректировки (письмо Минфина России от 15 октября 2015 г. № 03-03-06/4 /59102).

    Аналогичная позиция в отношении учета для целей налогообложения прибыли сумм излишне начисленных и уплаченных страховых взносов выражена в письме Минфина России от 23 января 2014 года № 03-03-10/2274 (направлено письмом ФНС России от 12 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2216).

    При возникновении разногласий следует иметь в виду, что контролерам поручено учитывать позицию Верховного Суда РФ и ВАС РФ по вопросам применения налогового законодательства, которая является обязательной для применения с момента их опубликования и имеет приоритет над разъяснениями Ми­нис­терст­ва финансов РФ и ФНС (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 (направлено письмом ФНС России от 26 ноября2013 г. № ГД-4-3/21097)).

    Читайте так же:  Сколько налог на ваз 2115

    Таким образом, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, излишне уплаченный налог, учтенный в расходах, является доходом в периоде корректировки. Компании не нужно корректировать предыдущие периоды по налогу на прибыль. Это можно сделать в текущем периоде.

    Зачет и возврат излишне уплаченного налога

    Если у вас возникла переплата в бюджет или внебюджетный фонд, вы можете зачесть ее в счет уплаты других платежей или вернуть. Как это сделать, зависит от причины переплаты: вы сами ошиблись и заплатили больше, чем нужно, или излишнюю сумму взыскала с вас налоговая инспекция.

    Что делать при излишне уплаченном налоге

    Переплатить налог можно по ошибке: например, вы или ваш бухгалтер ошиблись при расчете налога или заполнении платежного поручения.

    Если произошла ошибка в расчете налога, то Налоговый кодекс (ст. 81) требует подать в налоговую инспекцию дополнительную декларацию по этому налогу, если ошибка привела к занижению налога. При излишне уплаченном налоге подавать уточненную декларацию – это право налогоплательщика, а не обязанность.

    В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса переплату можно:

    • зачесть в счет последующей уплаты соответствующего вида налога;
    • зачесть в счет погашения задолженности по соответствующим видам налогов, пеней, штрафов;
    • вернуть деньги на расчетный счет фирмы.

    Для того чтобы налоговики зачли переплату в счет дальнейших платежей по тому же или другим налогам, фирма должна подать заявление по форме. Получив этот документ, налоговики в течение 10 дней примут решение о зачете. Еще пять дней дается инспекции для того, чтобы сообщить фирме о своем решении.

    В настоящее время действуют типовые образцы заявлений на зачет и возврат налогов. Они утверждены приказом ФНС от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/[email protected] Приказом ФНС России от 23 августа 2016 года № ММВ-7-8/[email protected] в эти формы внесены изменения. Напомним, что до утверждения типовых форм заявлений компании и предприниматели подавали заявления о зачете или возврате налоговых платежей в свободной форме.

    Если вы хотите погасить недоимку по одному налогу за счет переплаты по другому, подавать заявление не обязательно.

    Инспекторы примут решение о таком зачете самостоятельно. Они сделают это в течение 10 дней после того, как обнаружат переплату, или после того, как ваша компания и инспекция подпишут акт совместной сверки уплаченных налогов.

    Приняв решение, налоговики обязаны в течение пяти дней сообщить вам об этом. Однако это не означает, что, обнаружив излишне уплаченный налог самостоятельно, вы должны дожидаться, пока это сделают налоговики.

    Найдя излишне уплаченный налог раньше инспекторов, фирма может подать заявление о зачете недоимки. Возврат излишне уплаченного налога инспекция должна произвести в течение одного месяца со дня получения заявления.

    Однако это произойдет после того, как излишне уплаченный налог зачтут в счет погашения вашей задолженности перед другими налогами соответствующего вида.

    В итоге (если у вас такая задолженность есть) на расчетный счет «вернется» разница между переплатой и погашенным долгом (если, конечно, сумма излишне уплаченного налога оказалось достаточной).

    Если налоговая инспекция нарушит этот срок, ей придется заплатить вам проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Если переплату не зачли или не вернули, вы можете обратиться в арбитражный суд.

    Часто налоговики отказывают в зачете или возврате переплаты, так как ее сумма по вине банка не поступила в бюджет или внебюджетный фонд.

    Они неправы: налог считается уплаченным с того момента, когда банк принял у вас платежное поручение на его перечисление. Конечно, при условии, что денег на счете было достаточно. Поэтому переплату нужно возвращать независимо от того, получил бюджет деньги или нет.

    Зачет излишне уплаченных сумм по налогам, пеням, штрафам производят по соответствующим видам налогов: федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных. При этом возможен зачет переплаты налога в один бюджет и недоплаты этого же налога в другой бюджет.

    Возврат излишне уплаченного налога

    Порядок возврата излишне уплаченного налога при УСН ничем не отличается от процедуры возврата любого другого налога, переплаченного в бюджет.

    Вернуть излишне уплаченный налог вы можете в двух случаях:

    • если вы сами переплатили налог;
    • если налоговики сделали вам доначисления, а вы оспорили их в ИФНС или в суде и доказали, что они незаконны. В таких ситуациях вернуть переплаченные суммы вы можете только на расчетный счет. Наличными деньгами переплату не возвращают. А предприниматели вправе указать в заявлении на возврат налога счет своей личной банковской карты (определение ВАС РФ от 17 сентября 2013 г. № ВАС-12390/13). При этом не должно пройти трех лет с момента уплаты излишней суммы налогов (п. 7 ст. 78 НК РФ). Три года исчисляйте с даты подачи декларации за год, но не позднее срока, установленного для ее представления (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, письмо Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309).

    Чтобы вернуть излишне уплаченный налог, подайте в ИФНС заявление по форме, утвержденной в приложении № 8 к приказу ФНС России от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/[email protected]

    В заявлении укажите наименование инспекции и свои реквизиты: название фирмы или фамилию, имя, отчество предпринимателя. Также заполните основание для возврата – статью Налогового кодекса, в соответствии с которой производится возврат. Для излишне уплаченных сумм это статья 78 Налогового кодекса, а для излишне взысканных – статья 79. И отметьте вид переплаты – какую сумму вы хотите вернуть: излишне уплаченную или излишне взысканную. Затем проставьте налог, по которому образовалась переплата, и период, к которому она относится, КБК и ОКТМО, а также сумму, которую вы просите вернуть, в полных рублях, цифрами и прописью.

    Инспекторы вернут излишне уплаченный налог только на расчетный счет. Поэтому обязательно укажите в заявлении реквизиты этого счета, на который налоговики должны вам перечислить деньги: наименование банка, корсчет, БИК, ИНН, КПП, сам номер счета фирмы или бизнесмена. Кроме того, обязательно подчеркните в заявлении, кто именно возвращает переплату – налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент. Поставьте дату заполнения заявления и подпись.

    Заявление передайте в ИФНС на бумаге или в электронном виде (п. 4, 6 ст. 78 НК РФ). В течение 10 дней со дня получения вашего заявления о возврате налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговая инспекция должна принять решение о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (п. 8 ст. 78 НК РФ). В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения налоговики обязаны сообщить вам о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Инспекция вернет переплату в течение месяца после того, как получит от вас заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Но если у вас есть недоимки по налогам, выявленные в ходе сверки налогов, то в первую очередь будут погашены они. А уже остатки средств контролеры возвратят вам. Если же налоговые инспекторы нарушат месячный срок, то за задержку возврата вам положены проценты. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 78 НК РФ).

    Читайте так же:  Можно ли работать и получать досрочную пенсию

    Срок давности возврата переплаты по налогам

    Автор: Галина Кардашян
    Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

    Бывают ситуации, когда уплаченная сумма налога превышает необходимую. Законодательство предусматривает возврат таких «излишков», но лишь до истечения установленного срока. Рассказываем про срок давности возврата переплаты по налогам.

    Почему появляются «лишние» налоговые платежи

    Излишне уплаченный налог далеко не всегда возникает из-за существенных недостатков в учете. Иногда к переплате приводят и банальные технические сбои или опечатки.

    Основные причины перечисления в бюджет «лишних» средств следующие:

    1. Ошибка при расчете. Ситуации здесь могут быть самыми различными, в зависимости от вида платежа: завышение облагаемой базы, неправильное применение ставок, неиспользование положенных льгот и т.п.
    2. Ошибка при перечислении. Тут речь идет о технических опечатках при заполнении платежек.
    3. Переплата по авансам. Многие налоги с годичным периодом предусматривают ежеквартальную уплату авансов. Поэтому, если в конце года произошло существенное снижение облагаемой базы, то ранее перечисленные суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом.

    Теоретически переплата может возникнуть по любому налогу. Но на практике речь обычно идет об «оборотных» обязательных платежах: НДС, налог на прибыль, а для спецрежимов — УСН.

    По налогам, которые платятся на основе физических показателей (земельный, транспортный, ЕНВД и т.п.), переплата возникает намного реже.

    Это понятно — площадь зданий или количество транспортных средств учесть относительно несложно, да и меняются они далеко не так часто и существенно, как показатели выручки или затрат.

    Как выявить переплату

    Для обнаружения любых ошибок в учете необходима налаженная система внутреннего контроля.

    Если речь идет о расчетах, то основным методом проверки их корректности является регулярная сверка с контрагентами, в данном случае — с налоговиками.

    Сверять данные по обязательным платежам нужно не реже раза в квартал. А крупным компаниям, которые имеют «разветвленный» бизнес и платят множество налогов, лучше делать это ежемесячно.

    Хотя закон и обязывает чиновников сообщать бизнесменам о выявленных переплатах (п. 3 ст. 78 НК РФ), но рассчитывать на это не следует. Ведь любой возврат из бюджета — это «минус» для отчетных показателей ИФНС. А каких-либо наказаний для налоговиков за несообщение этих сведений не предусмотрено.

    Поэтому бизнесмену необходимо полностью брать процесс сверки в свои руки, не надеясь на чиновников.

    Переплата обнаружена — что дальше?

    Закон предусматривает два варианта «использования» налогоплательщиком переплаты — зачет и возврат.

    Причем зачесть «лишние» платежи можно только в счет выплат, зачисляемых в тот же бюджет или внебюджетный фонд (п. 1 и 1.1 ст. 78 НК РФ).

    Если же бизнесмен решил вернуть переплату живыми деньгами, то налоговики все равно имеют право сначала провести зачет имеющейся задолженности перед соответствующим бюджетом (п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ).

    По мнению Высшего Арбитражного Суда, такой зачет — вид принудительного взыскания. Поэтому чиновники должны выполнить всю соответствующую процедуру: направить налогоплательщику требование и, только в случае его неисполнения, вынести решение (определение ВАС РФ от 21.02.2008 г. № 1395/08).

    Руководителю, желающему избежать судебных разбирательств, в первую очередь следует изучить результаты сверки расчетов и направить заявление о возврате уже с учетом имеющейся недоимки.

    Указанное заявление можно подать в ИФНС как на бумаге, так и онлайн, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью.

    При заполнении документов на возврат нужно использовать формы, утвержденные письмами ФНС РФ: на бумажном носителе — № ММВ-7-8/[email protected] от 14.02.2017, в электронном виде – № ММВ-7-8/[email protected] от 18.03.2019.

    На возврат средств закон отводит налоговикам месяц, причем в течение первых 10 дней они должны принять решения и еще через 5 дней — сообщить о нем заявителю (п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ). При пропуске срока возврата начисляются пени по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

    Бизнесмен должен заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 лет с момента ее появления (п. 7 ст. 78 НК РФ). О том, как быть, если этот срок уже прошел — расскажем в следующем разделе.

    Что делать, если срок для возврата пропущен

    Предположим, что три года с момента появления переплаты уже истекли. Значит ли это, что шансов вернуть деньги уже не осталось? Давайте разбираться…

    Во-первых, нужно определиться с самим моментом возникновения переплаты.

    Многие налоги (например, на прибыль) исчисляются по авансовой схеме. При этом в течение года бизнесмен платит авансы, а окончательный расчет производится на основании годовой декларации.

    Возникает вопрос: когда образуется переплата — в момент перечисления промежуточного платежа или при сдаче декларации, формирующей итоговую облагаемую базу за год?

    По мнению Верховного Суда РФ, точкой отсчета является дата сдачи декларации либо установленный законом срок, если отчет сдан позднее (определение от 03.09.2015 г. № 306-КГ15-6527).

    Эту позицию ВС РФ можно распространить и на возврат других обязательных платежей с авансовой схемой уплаты: УСН, налога на имущество и т.п. Кроме того, по мнению судей, даже если три года прошло и с даты подачи декларации, это не исключает возможности вернуть переплату. Ведь нормы ст. 78 НК РФ являются специальными и позволяют налогоплательщикам получить излишне уплаченные средства без обращения в суд.

    А если срок, установленный НК РФ, пропущен, то это не лишает бизнесмена права на защиту своих интересов в суде в общем порядке. В данном случае трехлетний срок давности по налоговой переплате будет исчисляться с даты, когда налогоплательщик узнал о ней (например, дата акта сверки).

    Нужно отметить, что аналогичную позицию ранее высказывал и ВАС (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

    Неполучение информации о переплате от налоговиков не является основанием для продления срока возврата (определение ВС РФ от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491). Это еще один аргумент в пользу того, что налогоплательщику необходимо самому инициировать сверку расчетов с ИФНС.

    Переплата по налогам встречается довольно часто. Ее причиной могут быть как технические ошибки, так и особенности исчисления отдельных видов обязательных платежей.

    Закон предоставляет налогоплательщику два варианта «закрытия» переплаты — зачет и возврат.

    В обоих случаях НК РФ отводит на подачу заявления три года. С точки зрения высших судебных инстанций, если по налогу предусмотрены авансы, то указанный срок отсчитывается с даты сдачи годовой декларации.

    Но даже если три года с этой даты уже прошли, но бизнесмен докажет, что узнал о переплате позднее, он может вернуть свои деньги через суд на общих основаниях.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Поэтому переплаты по техническим причинам исключены. Если же ошибся штатный бухгалтер клиента (еще до передачи учета на аутсорсинг), мы в кратчайшие сроки выявим отклонение и вернем средства в ваш бизнес.

    Что означает излишне уплаченный налог
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here