Анализ налога на доходы физических лиц

Сегодня вы получите полное освещение тематики: "Анализ налога на доходы физических лиц" с выводами и комментариями специалистов. Актуализировать данные по вашему вопросу можно задав его дежурному консультанту.

Основные аспекты налогообложения доходов физических лиц, уплата налога в бюджет, отчетность в налоговые органы

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Москалева С. А. Основные аспекты налогообложения доходов физических лиц, уплата налога в бюджет, отчетность в налоговые органы [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/11102/ (дата обращения: 10.01.2020).

Проблема обложения налогом доходов физических лиц имеет важное значение как для государства, так и для граждан, так как затрагивает интересы обеих сторон. Налог на доходы физических лиц, далее НДФЛ, является прямым налогом, исчисляемом в процентном отношении к совокупному облагаемому за календарный год доходу, складывающемуся из месячных облагаемых доходов, полученных из разных источников. Плательщиками выступают физические лица, получившие доход на территории Российской Федерации как резиденты, так и не резиденты. Ставки исчисления зависят от вида дохода и определяются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налогообложению подлежат все виды доходов в независимости от видов и способов их получения, как в натуральной форме, денежной и в форме материальной выгоды, право распоряжения денежными и материальными средствами так же признаются доходом, исключение составляют доходы, не подлежащие налогообложению:

‒ выплаты по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению (кроме оплаты по листкам временной нетрудоспособности, в т. ч. по уходу за больным ребенком), в частности: помощь по беременности и родам, одноразовые выплаты при рождении ребенка, на погребение.

‒ получаемая сумма алиментов.

‒ государственные пенсии и дополнительные пенсии, выплачиваемые по условиям добровольного страхования пенсий.

‒ компенсационные выплаты в пределах норм, предусмотренные законодательством Российской Федерации (кроме компенсаций за неиспользованный отпуск). Суммы компенсаций, превышающие установленные нормы подлежат налогообложению.

‒ выигрыши по облигациям государственного займа бывшего СССР, лотереям, проценты и выигрыши по вкладам в учреждения банков.

‒ полученные суммы по добровольному страхованию жизни (кроме случая, когда взносы осуществляются за счет средств предприятия) и т. д.

В совокупный налогооблагаемый доход у физических лиц по месту основной работы включаются:

‒ доходы за выполнение трудовых обязанностей, в т. ч. За совместительство на этом же предприятии;

‒ доходы за выполнение работ по договорам подряда;

‒ доходы (дивиденды) по акциям;

‒ доходы, полученные вследствие распределения прибыли предприятия;

‒ выплаты по листкам нетрудоспособности по болезни или уходу за больным ребенком;

‒ другие доходы, образовавшиеся в результате предоставления за счет средств предприятия своим работникам материальных и социальных благ в денежной и натуральной форме.

Основная ставка налога на доходы физических лиц для резидентов составляет 13 процентов и ее позволено уменьшить на сумму налоговых вычетов. Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает размер налогооблагаемого дохода. В то время как для нерезидентов ставка налогообложения значительно выше и составляет 30 процентов и такая льгота, как налоговый вычет на нее не распространяется.

Существует отдельный порядок расчета НДФЛ с материальной выгоды. Материальная выгода — это налогооблагаемый доход, возникающий от экономии на процентах. Датой получения такого дохода считается последний день месяца на протяжении всего срока на который выдан кредит, в соответствии с подп.7 п.1 ст. 223 НК РФ. Для определения суммы материальной выгоды применяют ставку рефинансирования, которая с января 2016 года приравнена к ключевой ставке Центробанка. Размер ставки НДФЛ с материальной выгоды составляет 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Налоговый кодекс делит налоговые вычеты на — социальные, предоставляемые при возникновении права на возврат части НДФЛ на сумму, потраченную на лечение и обучение, на негосударственное пенсионное страхование, социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность, предоставляется в сумме, перечисленной физическим лицом в благотворительные фонды. Вычет не может быть предоставлен в случае, если расходы на благотворительность не являлись бескорыстной помощью, а предполагали какую-либо выгоду, и если денежная помощь была оказана в отношении другого физического лица. Такой порядок определяет статья 219 НК РФ.

С 2016 года социальный вычет можно получить не только в налоговой инспекции, но и у работодателя, согласно п. 2 ст. 219 НК РФ. Для получения такого вычета следует получить в налоговой инспекции соответствующее уведомление и обратиться с заявлением по месту работы. Чтобы заявить вычет не нужно ждать окончания налогового года, за уведомлением на вычет можно обращаться и ежемесячно.

Имущественные, предоставляемые на определенных условиях при покупке или продаже жилья, или другого имущества — статья 220 НК РФ. Налоговыми органами было принято решение, что с 2016 года налоговый имущественный вычет должен предоставляться налогоплательщику за весь год. Получить его можно не только в налоговой инспекции, но и по месту работы. Для этого необходимо получить в налоговом органе уведомление о законности такого вычета и написать заявление работодателю.

Стандартные — вычеты, предоставляемые работникам, имеющим детей или определенный статус — статья 218 НК РФ. Выделяют два вида стандартных налоговых вычетов: вычет на налогоплательщика и вычет на ребенка. Разновидностью стандартных налоговых вычетов является ежемесячный вычет, предоставляемый налогоплательщику физическому лицу, имеющему статус «чернобыльца», инвалида с детства, родителя или супруга погибшего военнослужащего и т. д. Вычет может быть предоставлен с месяца в котором работник принесет соответствующее заявление и уведомление из налогового органа.

Стандартный вычет на ребенка полагается ежемесячно до того момента пока ребенку не исполнится 18 лет. Этот срок может быть увеличен при условии продолжения обучения ребенка в университете. Вычет предоставляется на каждого ребенка, кроме того, если ребенок инвалид, вычеты следует суммировать.

Профессиональные вычеты — право на использование таких вычетов предоставляется индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам, в сумме произведенных и документально подтвержденных ими расходов непосредственно связанных с получением доходов. Порядок таких выплат определен статьей 221 НК РФ.

Читайте так же:  Сколько против повышения пенсионного возраста

При уплате НДФЛ в бюджет с заработной платы и приравненным к ней выплатам налоговым агентом выступает работодатель. Уплатить такой налог необходимо не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. При этом не имеет значение способ выплаты дохода. Исключением из этого правила являются отпускные и больничные выплаты, НДФЛ с таких выплат должен быть перечислен в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором такие выплаты производились. Работодатель имеет право собрать все платежи текущего месяца и перечислить их одной платежкой в бюджет. Уплачивать налог с аванса не надо, т. к. он рассчитывается в последний день месяца, вместе с расчетом заработной платы, который считается датой получения такого дохода.

Не своевременное перечисление сумм налога в бюджет является основанием для начисления штрафа, сумма которого составит 20 процентов от перечисленного с опозданием налога.

Начиная с 2016 года, организации обязаны отчитываться в налоговые органы не только один раз в год за весь отчетный период, но еще сдавать и ежеквартальную форму.

Ежегодно до 1-го марта компании обязаны предоставить в налоговый оран по месту своей регистрации справки по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать налог. До 1-го апреля необходимо сдать аналогичные справки 2-НДФЛ, где указать сумму исчисленного, удержанного и уплаченного налога. За не вовремя предоставленный отчет штраф составит 200 руб. за каждый документ, а за ошибки в документе 500 руб. Разница в справках, которые необходимо предоставить до 1-го марта и справок, которые надо предоставить до 1-го апреля лишь в заполнении.

Ежеквартально следует предоставить в налоговую инспекцию форму 6-НДФЛ. Она заполняется не отдельно по каждому сотруднику, а по предприятию в целом. Предоставлять ее обязаны все налоговые агенты. Штраф за непредставление составит 1000 руб. за каждый месяц просрочки, и 500 руб. за ошибки в отчетности, если ошибки выявить и исправить самостоятельно, то штрафа можно избежать. Кроме того, за несданный отчет налоговая может заблокировать расчетный счет организации.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2015)
  2. Налогообложение физических лиц: учеб. пособие /Н. А. Филиппова, Г. В. Морозова, Н. Н. Семенова, О. В. Дерина; под ред. Н. А. Филипповой. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011.
  3. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России — М.: Финансы и статистика, 2013.
  4. Потапов А. Ю. Налог на доходы физических лиц: его сущность и регулирующая роль. М., Ризо-Пресс, 2014.
  5. Шилкин С. А. Новая отчетность по НДФЛ на примерах заполнения.- М.,2016.

Похожие статьи

Новеллы налогового законодательства по предоставлению.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ.

Проблемы развития и реформирования налога на доходы.

доход, лицо, налог, Российская Федерация, доля налога, РФ, физическое лицо, Россия, вычет, экономический кризис.

Налоговые вычеты: что это такое и как их получить

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

Особенности налогового учета охранного предприятия

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от. РФ, вычет, доход, материальная выгода, налоговая инспекция, сумма, физическое лицо, выплата.

Перспективы совершенствования налога на доходы физических.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговый вычет, необлагаемый минимум, прогрессивное налогообложение, социальное

В российской системе подоходного налогообложения физических лиц необлагаемый минимум не применяется вовсе.

Проверка правильности исчисления и уплаты налога на доходы.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ.

Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговый вычет, необлагаемый минимум

налоговая политика, доход, налог, Россия, XIX-XX, социальная защита населения, налоговый резидент РФ, общая сумма, налоговая нагрузка, область налогов.

Принципы налогообложения имущества: российский.

РФ, налог, налогообложение, налоговая база, кадастровая стоимость, лицо, имущество

Сумма налога может быть уменьшена на стандартные, имущественные, социальные и профессиональные вычеты.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц.

Финансовый словарь

Финансовый словарь — включает наиболее часто употребляемые термины современной финансовой и банковской практики. Особое внимание уделено терминологии финансового анализа, а также финансового менеджмента. Финансовый словарь рассчитана на широкий круг читателей, работающих в разных сферах бизнеса, студентов, учащихся и преподавателей. Он окажется полезной всем, кто стремится расширить свои представления о современных финансах и желает чувствовать себя уверенно в профессиональной деловой жизни.

Для навигации по Финансовому словарю используйте алфавитное меню:

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Самостоятельный анализ по НДФЛ позволяет плательщикам и налоговым агентам заранее предупредить возможные претензии со стороны налоговиков. Тем более что с июля 2017 года ФНС России разработаны новые критерии оценки рисков, связанных с подоходным налогом.

Новые критерии оценки

В отношении НДФЛ контроль за исполнением соответствующих обязательств по его расчёту, удержанию и уплате необходим, чтобы организацию или ИП налоговики:

  1. Не вызвали на комиссию по легализации;
  2. Не поставили в план выездных проверок.

Это стало актуально, поскольку с 25 июля 2017 года действует новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Он зафиксирован письмом ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490. Помимо прочего, он включает критерии оценки риска по НДФЛ.

Что анализировать

Почти для каждой компании и ИП по части налоговых рисков риск по НДФЛ – один из самых серьёзных, поскольку его отчисляют практически все.

Ниже в таблице изложены основные признаки, которые дают «маячок», что ситуацию с НДФЛ необходимо приводить в порядок. При этом результат по каждому критерию сравнивают между собой за 3 последние года.

Анализ НДФЛ: риски
Критерий оценки риска Откуда об этом узнают налоговики 1 Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по предприятиям/ИП в данной отрасли/по этому виду экономической деятельности Расчёт налоговой нагрузки делают по основным показателям бухгалтерской и налоговой отчётности 2 Ведение таких видов деятельности, по которым есть возможность:
Читайте так же:  Как полностью получить накопительную часть пенсии

· оплаты наличными деньгами;
· предоставления в существенных суммах займов другим компаниям.

Эти показатели могут говорить о сокрытии выручки (дохода).

· из учётных сведений;
· из налогово-контрольных мероприятий;
· данные о кассовой технике;
· показатель «Финансовые вложения» (стр. 1170 бух. баланса). 3 Непредставление пояснений на уведомление ИФНС об обнаружении факта несоответствия показателей деятельности Из налогово-контрольных мероприятий Налоговые агенты и ИП 4 Отсутствие текущих отчислений по НДФЛ при постоянном направлении денежных средств:

· на выплату зарплаты (согласно банковским выпискам);
· на перечисление страховых взносов на ОПС.

Из расчёта 6-НДФЛ, какая сумма налога по ставке 13%:

· исчислена;
· удержана;
· перечислена;
· поступила в казну согласно карточке расчётов с бюджетом;
· не попала в бюджет (т. е. удержанная минус поступившая суммы).

5 Указание ИП профессионального вычета в размере свыше 95% от суммы полученного дохода.

Это может говорить о включении в вычет завышенных расходов, что в итоге приводит к небольшой налоговой базе.

Из декларации 3-НДФЛ:

· общий размер дохода (стр. 110 листа В);
· общий размер профессиональных вычетов (стр. 120 Листа В): материальные расходы (стр. 050 Листа В), начисленная амортизация (стр. 060 Листа В), выплаты и вознаграждения в пользу физлиц (стр. 070 Листа В), иные затраты (стр. 090 Листа В);
· удельный вес вычетов в составе доходов (%): проф. вычеты / общий доход × 100%.,

6 Неотражение ИП поступлений:

· от продажи имущества;
· от продажи товаров (работ, услуг).

Нюанс: выручка от этих продаж уже показана в декларациях по НДС.

Из декларации 3-НДФЛ:

· общий размер дохода (стр. 110 листа В).

Из декларации по НДС:

· реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога (стр. 010 – 050 Раздела 3 декларации);
· налоговая база (сумма строк 020 Разд. 4);
· стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС (гр. 2 Разд. 7).

В итоге определяют отклонение налоговой базы по НДФЛ и НДС: общий размер дохода в 3-НДФЛ МИНУС позиции из декларации НДС (см. выше).

7 Выплата средней за месяц зарплаты на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе.

Это может говорить о выдаче з/п в конвертах.

Используют различные документы:

· общий размер дохода по расчёту 6-НДФЛ;
· общий доход по справкам 2-НДФЛ; в т. ч. должностных лиц (руководителя, главбуха);
· количество сотрудников по данным расчета 6-НДФЛ;
· количество сотрудников по справкам 2-НДФЛ;
· средняя за месяц з/п по налоговому агенту без учета должностных лиц (руководителя, главбуха): общий доход по справкам 2-НДФЛ делят на число персонала по справкам 2-НДФЛ и делят на 12 месяцев;
· величина средней за месяц з/п должностных лиц: руководителя, главбуха;
· показатель среднесписочной численности за год;
· величина средней за месяц з/п по коду ВЭД;
· отношение средней з/п по налоговому агенту к средней з/п по коду ВЭД (%);
· величина прожиточного минимума в субъекте РФ;
· отношение средней з/п по налоговому агенту к прожиточному уровню в субъекте РФ (%);
· количество сотрудников согласно форме РСВ;
· размер выплат и вознаграждений сотрудникам по данным РСВ;
· средняя з/п за месяц согласно РСВ: численность по РСВ делят на отношение средней з/п по налоговому агенту к прожиточному уровню в субъекте РФ (%) и делят на 12 мясецев;
· отклонения средней на месяц з/п по справкам 2-НДФЛ и по данным РСВ: число сотрудников по справкам 2-НДФЛ МИНУС средняя з/п за месяц согласно РСВ.

Безусловно, представленные в таблице критерии оценки рисков – это потенциальные нарушения по НДФЛ. Поэтому их знание позволит избежать начисления пеней и налоговых штрафов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие

Журнал « Финансы и кредит »
т. 23, вып. 39, октябрь 2017

Получена в доработанном виде: 31.08.2017

Доступна онлайн: 27.10.2017

Коды JEL: H20, H26, H61, J31, J46

Колесникова О.С.

ассистент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация
[email protected]

Ключевые слова: НДФЛ, уровень доходов, оплата труда, неформальная занятость, теневая экономика

Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.05.2014 2014-05-08

Статья просмотрена: 4322 раза

Библиографическое описание:

Дедусенко М. Л., Прудникова М. О. Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 327-331. — URL https://moluch.ru/archive/66/10913/ (дата обращения: 10.01.2020).

Впервые налог на доходы физических появился в 10 г. н. э. в Китае при императоре Ванг Манге в виде налога на доход мастеров. Налог взимался с прибыли мастера в размере 10 %. Налог на доходы мастеров взимался недолго и после смерти императора был отменён в 23 году н. э. [4]

В России история подоходного налога начинается в 1812 г. с введения прогрессивного процентного сбора с доходов от использования недвижимого имущества. В 1893 г. был введён квартирный налог для квартиросъёмщиков, который взимался по прогрессивной шкале ставок от 1,6 до 10 % (в последующем налог на роскошь и налог на потребление) [4]. В начале 1960-х гг. была предпринята попытка отмены налогообложения заработной платы, был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» [3]. Налоговая система РФ 1992 г. состояла из 60 видов налогов, среди которых был подоходный налог, введённый Законом Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». Налог взимался с годового дохода и имел прогрессивную шкалу ставок налогообложения (от 12 до 60 %), устанавливались необлагаемые доходы, налогоплательщикам предоставлялись различные налоговые льготы.

С 1 января 2001 г. в Российской Федерации была введена вторая часть Налогового кодекса РФ, которая содержит главу 23 «Налог на доходы физических лиц». НДФЛ относится к федеральным налогам, то есть действующим на всей территории Российской Федерации. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 85 % доходов от данного налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по данному налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Основная ставка НДФЛ, в соответствии с гл. 23 НК РФ, с 2001 г. устанавливалась пропорциональная 13 %, также предусмотрены необлагаемые доходы и налоговые вычеты [2].

Читайте так же:  Основания для отказа взыскания алиментов

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

В таблице 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты Российской Федерации

При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента

Бюджеты субъектов РФ

При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа

Бюджеты субъектов РФ

При уплате НДФЛ в бюджет поселения и муниципального района

Бюджеты муниципальных районов

При уплате НДФЛ в бюджет межселенной территории

Бюджеты муниципальных районов

При уплате НДФЛ в бюджет городского округа

Бюджеты городских округов

Из таблицы 1 видно, что (ст. 50, 56, 61–61.2 БК РФ) доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов Российской Федерации — в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов России, бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. Отчисления зависят от категории налогоплательщика и от статуса территории [1].

Рассмотрим поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг.

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты

Видео (кликните для воспроизведения).

за 2011–2013 гг., млрд. руб.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Консолидированный бюджет РФ

Всего налоговые доходы

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

Из таблицы 2 видно, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 13,3 %, в местные бюджеты — на 12,6 %, а в 2013 г. — на 10,5 в консолидированный бюджет РФ и на 12,6 % в местные бюджеты. Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2012 г. составила в консолидированном бюджете39 %, что на 0,9 % больше, чем в 2011 г, а в 2013 г. — 41,9 %, что на 2,9 % больше, чем в 2012 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2012 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2011 г., а в 2013 г. — 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2012 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а также в 2013 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2012 г.

Так как в бюджеты субъектов РФ поступают доходы от налога на доходы физических лиц, проанализируем региональный аспект динамики поступлений данного налога на примере Белгородской области. Рассмотрим таблицу 3 «Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг.».

Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг., млн. руб.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Налоговые доходы всего

Доля НДФЛ в налоговых доходах областного бюджета, %

Из таблицы 3 видно, что НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Белгородской области, например, в 2011 г. — 28,3 %, а в 2012 г. — увеличилась на 4,9 % (т. е. составила 34,2 %), в 2013 г. — составила 39,1 %. Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Белгородской области возрастали в период с 2010 г. по 2013 г. В2011г. поступления по налогу по сравнению с 2010 г. увеличились на 13,7 %, что составило 1774 млн. руб., в 2012 г. бюджет пополнился за счёт НДФЛ на 16727 млн. руб., что на 19884 млн. руб. больше, чем в 2011 г. Налоговые доходы 2013 г. по НДФЛ в бюджет Белгородской области увеличились на 1545 млн. руб., что на 9,2 % больше показателя 2012 г.

Необходимо проанализировать также влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица — резиденты и нерезиденты РФ, а объектом обложения являются доходы, полученные в натуральной, денежной форме или в форме материальной выгоды, то целесообразно будет исследовать следующие общеэкономические показатели, которые прямо или косвенно будут влиять на формирование налоговой базы по НДФЛ: среднедушевой денежный доход; среднегодовая заработная плата; численности населения, занятого в экономике; индекс роста потребительских цен (инфляция). Динамика данных показателей по России за 2011–2013 гг. представлена в таблице 4.

Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2011–2013 гг.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Среднедушевой денежный доход, руб.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

Индекс роста потребительских цен, %

Из таблицы 4 видно, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2012 г. на 688,8 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2278 руб. (23058 руб.). Повышение роста цен на товары и услуги в 2012 г. на 0,5 % приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 3260 руб. По сравнению с 2012 г. среднегодовая численность экономически активного населения уменьшилась в 2013 г. на 153,9 тыс. чел., что привело к небольшому росту показателя среднедушевого дохода населения до 23763 руб. (3,1 %). Следует обратить внимание, что снижение роста потребительских цен в 2013 г. на 0,1 % привело возрастанию показателя среднегодовой заработной платы на 3331 руб. (12,5 %).

Читайте так же:  Размер пенсии пенсионерам после 80 лет

Влияние экономических факторов на поступление доходов от НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. представлено в таблице 5.

Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Среднедушевой денежный доход, руб.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

Индекс роста потребительских цен, %

Из таблицы 5 видно, что между динамикой показателей среднегодовой численности населения занятого в экономике и среднедушевым денежным доходом населения существует прямая зависимость. Рост среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2012 г. на 23,7 тыс. чел. (3,2 %) приводит к увеличению среднедушевого дохода на 2763,2 руб. (14,7 %) по сравнению с 2011 г. Повышение среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2013 г. на 20,3 тыс. чел. (2,7 %) влияет на рост среднедушевого денежного дохода населения на 9 % (1950 руб.) по сравнению с 2012 г. Необходимо отметить, что при увеличении индекса роста потребительских цен должен происходить рост показателя среднемесячной заработной платы, в этом проявляется сбалансированность роста доходов населения и цен на товары и услуги на потребительском рынке. Из проведённого анализа видно, что повышение индекса роста потребительских цен в 2012 г. на 0,7 % приводит к увеличению показателя среднемесячной заработной платы на 2334,5 руб. по сравнению с 2011г., а в 2013 г. рост потребительских цен оставался на уровне 2011 г. в 106,2 %, но среднемесячная заработная плата возросла на 1471,5 руб. (7,4 %).

НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, например, в 2013 доля НДФЛ в общих налоговых поступлениях составил 41,9 %, а также образует значительную часть налоговых доходов местных бюджетов — 69,9 %. В консолидированном бюджете Белгородской области НДФЛ занимает значительную долю дохода, например, в 2011 г. — 28,3 %, в 2012 г. — увеличился на 5,9 %, а в 2013 г. составила — 39,1 %.

Рассмотрим зависимость динамики поступлений НДФЛ в бюджеты РФ от роста среднедушевого денежного дохода за 2011–2013 гг., которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступления НДФЛ в бюджеты РФ

Из рис. 1 видно, что зависимость между показателями среднедушевого денежного дохода населения и суммой НДФЛ, которая поступила в бюджеты РФ за 2011–2013 гг. является прямой, поэтому при возрастании одного показателя происходит увеличение другого.

Зависимость динамики показателя среднедушевого дохода и поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. показана на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

Из рис. 2 видно, что с роста показателя среднедушевого денежного дохода происходит повышение поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области на протяжении 2011–2013 гг.

Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Белгородской области. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения занятого в экономике приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31.– Ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

3. Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Шапошникова, С. В. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах [Текст] / О. А. Гражданкина, В. А. Гражданкин, С. В. Шапошникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 30–32.

4. Рядинская В. А. Развитие налогообложения доходов физических лиц до XX века [Текст] / В. А. Рядинская // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2013. — № 13 (3). — С. 87–93.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО СОБИРАЕМОСТИ

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Его значимость весьма велика для бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

Налоговую базу по НДФЛ формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. Среди них государственные пособия (за исключением больничных), государственные пенсии и установленные законом компенсационные выплаты. В частности, налогом не облагаются компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. Так же не облагаются алименты, стипендии, доходы от продажи жилых домов, квартир, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более [2].

Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогу на доходы физических лиц, представленную в таблице 1. В 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 520,43 млрд.руб. с 7644,24 до 8164,67 млрд. руб. (+106,81%), при этом удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет увеличился на 4,5% с 26,1 % в 2011 г. до 30,61% в 2013 г.

Читайте так же:  Развитие пенсионного обеспечения в россии

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.

Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за 2011-2013гг.*

Отклонение 2011 г. от 2013 г.

абсолютное, млрд. руб.

Всего доходов, млдр. руб.

Удельный вес в общей сумме поступлений налогов в бюджет, %

* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1]

Для того, чтобы определить, какое место занимает НДФЛ в налоговой системе РФ рассмотрим рисунок 1.

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г., %*

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].

Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г.*

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Налоги на имущество

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налоги на совокупный доход

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Прочие доходы, включая безвозмездные поступления

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 29,37% бюджетов субъектов или в денежном выражении 1 857,9 млрд. руб.

Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 29 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2011 по 2013 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на 01.10.2014 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране.

С целью составления прогноза поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2015 г. по 2017 г. рассмотрим прогнозы изменения основных экономических показателей, а также состояния экономики в целом на указанный период, в том числе разработанные Министерством экономического развития РФ.

Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России и отражен в составе двух вариантов: базового и умеренно-оптимистичного.

Рассмотрим подробнее прогнозы значения основных макроэкономических показателей, предусмотренные каждым из этих вариантов.

Умеренно – оптимистичный вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста, предполагается рост ВВП в среднем на 3,3 – 4,3 % ежегодно. В соответствии с базовым вариантом темпы роста экономики составят 1,2 – 3,0 % ежегодно.

Дополнительно к базовым вариантам дополнительно проработан вариант А, тестирующий экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике, приводящей к более сильному снижению цен на нефть.

В этих условиях среднегодовая цена на нефть марки «Urals» в 2015 г. понижается до 91 доллара США за баррель, в 2016 – 2017 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 90 долларов США за баррель. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В условиях этого сценария ожидается снижение ВВП в 2015 г. на 0,6% и восстановление на уровне 1,7 – 2,8% в 2016 – 2017 гг.

Что касается реальной заработной платы в 2015 – 2017 гг., то прирост по умеренно – оптимистичному варианту предполагается на уровне 2,0 – 5,9%, по базовому в пределах 0,5 – 4,6% [3].

Можно предположить, что в 2015-2017 гг. динамика поступлений от налога на доходы физических лиц будет характеризоваться спадом, темпы снижения роста поступлений от НДФЛ составят в среднем от 0,5 до 5 % в год, а абсолютное значение суммы поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ может составить от 2374,10 до 2486,5 млрд. руб. однако, если учитывать благоприятный прогноз, то поступления НДФЛ будут обеспечивать существенную часть доходов бюджетов и характеризоваться умеренным темпом роста. Основную долю поступлений от налога на доходы физических лиц по-прежнему будут обеспечивать доходы, облагаемые по ставке 13 %, преимущественно заработная плата.

Ввиду вышесказанного, по моему мнению, ни один из прогнозов не может быть достоверным и принят к рассмотрению, поскольку прогнозируемые тенденции далеки от истинных показателей и с учетом точки зрения многих российских и зарубежных экономистов о неизбежности кризиса, оптимистичный вариант развития в ближайшие годы маловероятен.

Несмотря на неутешительные прогнозы социально – экономического развития экономики нужно совершенствовать имеющуюся систему налогообложения и в целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц необходимо:

активизировать работу налоговых органов с налоговыми агентами – работодателями с целью легализации скрытых доходов наемных работников (т.е чаще и качественнее проводить налоговые проверки);

рассмотреть поэтапное увеличение размеров налоговых вычетов;

ужесточить наказание за несвоевременные предоставление отчетности и уплаты налога;

разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения методику определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;

Видео (кликните для воспроизведения).

пересмотреть размер взносов в Пенсионный Фонд и предоставить льготы для отдельных категорий работодателей;

Анализ налога на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here